Глава I эволюция или творение? 4 глава
ПРОИСХОЖДЕНИЕ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ Школьные учебники обычно уделяют много места рассуждениям о происхождении Земли и Солнечной системы, даже больше, чем происхождению Вселенной. Однако они редко бывают достаточно честными перед своими юными читателями, чтобы признать, что ни одна из этих спекулятивных идей (вращающиеся туманности, сгущающиеся орбиты, приливные выбросы, турбулентные облака пыли или что-либо еще) не основана на каком-либо научном доказательстве! Каждая из них входила в моду на какое-то время, но затем в свою очередь эффективно опровергалась другими учеными, защищающими конкурирующие теории. Насколько мы знаем в действительности, Солнечная система совершенно уникальна во Вселенной. Существует почти бесчисленное множество звезд, но это вовсе не обязательно означает, что у каких-нибудь из них имеются планеты. Эволюционистские астрономы предполагают, что они есть у многих, но единственной причиной для такой мысли является то, что можно назвать эволюционистской статистикой. Смысл здесь в том, что по их логике, если наше Солнце каким-то образом эволюцион-но породило планетную систему посредством природных процессов, то тогда безусловно те же самые процессы должны породить похожие планетные системы вокруг по крайней мере некоторого количества звезд. Однако, подобная логика принимает за решение то, что является вопросом. Единственная солнечная система, о которой у нас есть хотя бы некоторая информация, это наша собственная, а статистический анализ нельзя использовать, когда данные состоят только из одного значения. Ни один астроном не в состоянии доказать, что где-либо за пределами Солнечной системы в действительности существуют планеты. Следовательно, вопрос о происхождении Солнечной системы является уникальным вопросом, и по сути только его и следует решать.
На этот вопрос пока еще нет ответа. Миллиарды долларов потрачены на многочисленные космические зонды и посадки на Луну, многие ученые надеялись, что эти исследования покажут, наконец, как эволюционировала Солнечная система, дадут доказательства того, что жизнь также возникала эволюционным путем и на других планетах, кроме Земли. Хотя было получено много ценных «побочных» эффектов космических программ, но эта конкретная надежда осталась неисполнившейся. Не только не было получено доказательств эволюционного возникновения жизни где-либо еще в Солнечной системе, но и все предыдущие теории эволюции Солнечной системы сами встретились с непреодолимыми проблемами по мере поступления новых данных. Все это, конечно, было предсказано креационистами на основе кре-ационной модели. В качестве примера некоторые из определенных предсказаний, вытекающих из креационной модели, приведены ниже: 1. Так как Земля, Луна и планеты были сотворены для специфических целей, то они должны иметь различное строение. Они не должны обладать одним и тем же составом и строением, как должно было бы быть, если бы они эволюционировали вместе из общего источника. 2. Только Земля должна обладать гидросферой, способной поддерживать жизнь такой, как мы ее знаем. 3. Только Земля должна обладать атмосферой, способной поддерживать жизнь такой, как мы ее знаем. 4. Никаких признаков жизни ни в прошлом, ни в настоящем не может быть обнаружено нигде в Солнечной системе, кроме Земли. 5. На других планетах и лунах должны обнаружиться свидетельства о распаде и катастрофах, а не об эволюционном росте упорядоченности и сложности. Все эти предсказания получили явное подтверждение в результатах высадок на Луну и зондов, посланных к другим планетам и их спутникам. Хотя некоторые ученые все еще цепляются за надежду на то, что еще будут обнаружены свидетельства в пользу существования жизни на одной из планет в отдаленном прошлом или отдаленном будущем, фактом является то, что никаких подобных свидетельств не обнаружено.
Ни на одной из планет нет какого-либо ощутимого количества жидкой воды, нет и кислородной атмосферы, а и то, и другое абсолютно необходимо для жизни, которую мы знаем. Этот факт настолько известен и всеми признан, что не требует документального подтверждения. Аналогично, широко опубликованные фотографии поверхности Луны, а также Марса явно демонстрируют знаки прошедшего разрушения, возможно даже катастрофической природы, относительно того, что могло быть их исходным состоянием. Разрушающиеся обломки астероидов, метеоры и метеориты, распадающиеся кометы — все они являются дополнительными свидетелями катастрофизма и вырождения. Нигде в Солнечной системе вообще не обнаруживается признаков созидательного процесса, ни в телах самих планет, ни в сложных химических и физических системах на их поверхностях. Наконец, высадки на Луну позволили человеку реально исследовать состав и строение некоторых материалов, по крайней мере с одного из внеземных небесных тел. Было обнаружено достаточно доказательств для твердого заключения о том, что Земля и ее Луна обладают существенно различным строением и, следовательно, не могут иметь одного общего эволюционного «предка». «К удивлению ученых химический портрет лунных пород существенно отличен от земных пород. Это различие означает, что Луна образовалась в иных условиях,... и что любая теория происхождения планет должна теперь производить Землю и Луну различными способами».15 Это чрезвычайно важное научное открытие, и в любом случае оно должно быть подчеркнуто в процессе обучения. Луна и Земля имеют различное строение и, следовательно, различное происхождение! Хотя у нас нет еще реальных образцов пород с других планет для их изучения, легко предсказать, что они также будут сильно отличаться от земных пород. Очевидно, что если собственный спутник Земли не произошел эволюционным путем вместе с Землей или из Земли, то было бы глупо думать, что другие планеты могут иметь тот же эволюционный источник, что и Земля. Этот твердый научный факт совершенно оставляют в стороне все современные эволюционные модели происхождения Солнечной системы. Для учителя теперь остается только единственный возможный смысл тратить учебное время на эти концепции — это их исторический интерес, как иллюстрация настойчивых попыток человека избежать креационистского объяснения.
Конечно, даже до этого открытия различные авторы указывали на значительное количество серьезных недостатков во всех подобных эволюционистских объяснениях происхождения Солнечной системы. К этим трудностям относятся: 1. Концепция 98% вращательного момента Солнечной системы в планетах, в то время как 99,8% массы Солнечной системы сосредоточено в Солнце. 2. Значительные наклонения орбит Меркурия и Плутона, а также астероидов, метеоров и комет по отношению к плоскости эклиптики. 3. Обратное направление осевого вращения Урана и Венеры. 4. Тот факт, что треть спутников планет имеет обратное орбитальное движение относительно вращательного движения их главных планет. Эти и другие явления совершенно невозможно разумно объяснить в терминах какой-либо эволюционной теории. В результате многие астрономы достаточно искренне признали, что ни одна из них не является удовлетворительной. Однако новая информация о строении Луны должна стать завершающим ударом. Определенно можно обоснованно заключить, что в настоящий момент креационная модель предлагает единственное удовлетворительное средство для объяснения удивительной структуры Солнечной системы. Дело не только в том, что различные предсказания креационной модели оказываются правильными, как было показано выше, но и в том, что нет ни одного аспекта, касающегося Солнца и его планет, который не мог бы быть объяснен просто и прямо как продукт первоначального творения, за которым последовали деградация и катастрофа.
Целенаправленность творения Земля с ее уникальными гидросферой, атмосферой и литосферой является, насколько показывают реальные свидетельства, единственным объектом во Вселенной, способным поддерживать такую высшую форму жизни, как человек. Конечно, это в точности можно было бы предсказать, исходя из креационной модели. Земля была сотворена специально для того, чтобы служить домом человеку. Эволюционная модель истории Земли должна предполагать изменение земной структуры на протяжении эпох с постепенным изменением физических характеристик таким образом, чтобы привести к последующей эволюции жизни. Однако, этому нет подтверждений. Как будет показано ниже, породы всех типов могут быть обнаружены во всех «эрах», и таким образом, нет свидетельств в пользу того, что земные породообразующие процессы изменялись на протяжении этих эр. Рассматривая происхождение материи, законов природы, звезд и галактик, Солнечной системы или Земли мы выдели, что креационная модель соответствует действительно наблюдаемым фактам намного более реалистично, чем эволюционная модель. Нет никаких научных причин для того, чтобы отвергнуть концепцию, согласно которой весь космос со всем его бесконечным множеством систем от атомов до галактик был приведен к бытию по существу в одно и то же время посредством быстрого творения. Возражения против креационной модели являются не научными, а философскими. Если креационисты указывают, например, на отсутствие доказательств того, что различные звездные типы эволюционируют от одного к другому, то эволюционисты отвечают, что нет доказательств присутствия созидательной цели в широком разнообразии этих звездных типов. Вопросы, относящиеся к цели, однако, не являются научными вопросами, по крайней мере в обычном смысле применения термина «наука». Собственно научный вопрос, относящийся к происхождению мира, заключается просто в том, какая из моделей, эволюционная или креационная, является более эффективным средством для корреляции и предсказания наблюдаемых научных фактов. Однако ввиду невозможности получения действительно научного доказательства эволюции или творения, а также ввиду необходимости сделать окончательный выбор между двумя моделями на основе философских или религиозных предпочтений — веры, если хотите — невозможно совсем избежать вопроса о цели. Креационная модель включает в себя вполне явно концепцию цели. Творец был целенаправлен, а не капризен или безразличен, когда Он планировал и затем создавал Вселенную со всеми ее частицами и молекулами, законами и принципами, звездами и галактиками, растениями и животными и, наконец, человеческими обитателями.
Мы можем сделать научный выбор между эволюцией и творением на основе «наилучшего совпадения» с наблюдаемыми фактами. Однако, окончательное объяснение этих фактов и их взаимоотношений будет чрезвычайно различным в зависимости от того, какую модель мы выберем. Эволюционистское объяснение должно быть в терминах случайных вариационных процессов, образующих природную эволюционную цепочку на всем пути от частиц к человеку. Креационистское объяснение будет существовать в терминах первичного замысла личностного Творца и воплощения этого замысла посредством творения всех основных объектов в космосе, каждый из которых обладает таким строением и таким поведением, чтобы наиболее эффективно достичь той цели, для которой он был создан. Креационисты также указывают на очевидность присутствия деградации и катастроф во Вселенной, рассматривая их в первоначально созданном совершенном порядке как временные возмущения и помехи, которым предстоит быть в конце концов удаленным навсегда из творения после того, как им будет позволено выполнить их цель. Конфликт между эволюцией и творением, таким образом, неизбежно имеет в конечном счете богословские обертоны. Как бы объективно мы не пытались сравнивать фактические данные биологии или геологии в терминах двух научных моделей, мы все равно приходим к ненаучному выбору — объяснению всего в терминах эволюционного происхождения или в терминах созидательной цели. Например, глаза и у рыбы, и у человека есть, потому что человек эволюционно произошел от рыбы, или потому что и рыба, и человек должны видеть, чтобы выполнить предназначенную им в творении цель? Звезды и галактики могут быть расположены в логическом иерархическом порядке от одного типа к другому, потому что они представляют собой различные стадии долговременного эволюционного процесса, или потому что они были специально сотворены, чтобы служить различным целям, требующим различных уровней размера и сложности? Тот факт, что многие ученые-эволюционисты сознательно стараются «избегать телеологии» в своем подходе к учению о происхождении мира,16 не доказывает, что телеологические объяснения являются неправильными. Если креационная модель на самом деле дает более удовлетворительный каркас для соответствия с научными данными и для их предсказания, как мы стараемся показать в этой книге, то тогда вопрос о цели становится вполне важным. Вместо того, чтобы изобретать объяснения по поводу гипотетических эволюционных предков, креационисты хотят выяснить цель творения или, как выражались Ньютон, Кеплер и многие другие выдающиеся ученые прошлого, «мыслить Божьими мыслями вслед за Ним». Признаемся, что может быть трудно на этой стадии исследований понять цель Творца в создании пульсаров, спиральных туманностей, динозавров или клопов. Однако, мы можем делать «разумные догадки», и такие догадки в не меньшей степени научны, чем те догадки, которые делают другие о воображаемом эволюционном развитии пульсаров, спиральных туманностей, динозавров и клопов. По крайней мере концепция всемогущего целенаправленного Творца дает адекватную Причину образования этих и всех других наблюдаемых следствий во Вселенной, а хаотическая материя не дает. В креационистской концепции человек является высшим из всех творений, и следовательно, все остальные сотворенные системы должны в каком-то смысле ориентироваться на человека, когда дело касается целей. Даже эволюционисты признают, что человек является высшим продуктом космического процесса. «В человеке находится мозг, весом в три фунта, который, насколько мы знаем, является наиболее сложной и упорядоченной организацией материи во Вселенной».17 Креационисты верят, что только всемогущий Творец мог придумать и создать человеческий мозг! Они не могут, конечно, доказать этот факт научно, но и эволюционисты не могут доказать, что случайно движущиеся частицы могут организоваться в человеческий мозг или во что бы то ни было иное, кроме случайно движущихся частиц. Креационистское объяснение не только намного лучше соответствует закону причинности, началам термодинамики и законам вероятности, но также дает уверенность в том, что у бытия есть реальное значение и вечная цель. Этот вывод дороже всего для развития жизни детей и молодежи. Эволюция из ничего За последние годы эволюционные космогонии сами эволюционировали почти неправдоподобным образом. Фактически стационарная теория была полностью отвергнута даже ее собственным изобретателем и пропагандистом сэром Фредом Хойлом. Далее сэр Фред и многие другие также отвергли теорию большого взрыва. Как сказал Вайсскопф: «Ни один из существующих взглядов на развитие космоса не является полностью удовлетворительным, это относится и к стандартной модели, которая приводит к определенным фундаментальным вопросам и проблемам».18 Идея пульсирующей Вселенной также отвергается. «Мы теперь принимаем во внимание, что из-за огромной энтропии, возникающей в нашей Вселенной, до пульсации очень далеко, замкнутая Вселенная может пройти только цикл расширения или сжатия».19 В безнадежной попытке избежать предлагаемой креационистами истинной космогонии новая волна космофизиков предложила то, что они назвали полой Вселенной. Эта идея предполагает, что Вселенная (включая все пространство и время) началась как бесконечно малая частица, которая в первое мгновение своего существования (1035 секунд) распухла до размера грейпфрута. Это первоначальное «большое холодное разбухание»20 затем предположительно сменяется обычным «большим горячим взрывом». А что можно сказать об этой первоначальной Вселенной размером в частицу? У двоих из изобретателей этой концепции есть ответ: «Хочется пойти еще на один шаг дальше и предположить что вся Вселенная произошла буквально из ничего».21 Трайон предполагает: «...что наша Вселенная имеет свой физический источник в кванте флуктуации некоего прежде-сущего истинного вакуума или состояния пустоты, ничего».22 Итак, выбор космогонии в конце концов сводится к следующему: эволюция ex nihilo или творение ex Deo. Раньше выбор был между «вечной материей» и «вечным Богом». Теперь он стал иным: «всемогущее ничто» или «всемогущий Творец». ПРИЛОЖЕНИЕ I Подобные антропоморфные выражения не совпадают с их точным научным применением, но позволяют делать нужные акценты без потери смысла. Так, выражение «эволюционная модель заранее предполагает» в действительности означает «те, кто пользуется эволюционной моделью, заранее предполагают». г У.Х.Маккри, «Космология после середины столетия», Science, т.160 (2 июня 1968), стр. 1297. 3 «Термодинамика» — тепловая энергия. Термодинамика как наука имеет дело с соотношениями, выполняющимися при превращении тепла и других форм энергии в работу. 4 Законы, конечно, не «действуют», а «используются для описания точно выполняющихся соотношений». Однако, вновь заметим, что подобные антропоморфизмы представляются более выразительными и менее педантичными и поэтому используются в этой книге в тех случаях, когда не подвергается опасности смысл высказывания. ъ Основы науки для калифорнийских общественных школ (Sacramento: Bureau of Publications, California State Department of Education, 1970), 148 стр. 6 Айзек Азимов, «В игре энергии и термодинамики не бывает перерывов», Journal of Smithsonian Institute, (июнь 1970), стр. 6. 7 Кибернетика — это наука об управляющих устройствах, приложимая как к живым организмам, так и к созданным человеком машинам. 8 Азимов, там же, стр. 8. 8 П,А,М,Дирак, «Эволюция физической картины природы», Scientific American, т. 208 (май 1963), стр. 53. 10 Герберт Дингль, «Наука и современная космология», Science, т. 120 (1 октября 1954), стр. 519. Хотя профессор Дингль имел в виду конкретно стационарную теорию, процитированное замечание можно в равной мере приложить к теории большого взрыва. II Дж.де Ваколерс, «Возможности иерархической космологии», Science, т. 167 (27 февраля 1970), стр. 1203. 13 У.Х.Маккри, там же, стр. 1298. 13 Прим.пер. В английском языке игра слов «universe» («Вселенная») — «universe» и «multi-verse» («одна версия» и «много версий», соответственно. 14 Айзек Азимов, «Что находится по ту сторону Вселенной?» Science Digest, т. 69 (апрель 1971), стр. 69. 15 Джерри Э.Бишоп, «Новые теории творения», Science Digest, т. 72 (октябрь 1972), стр. 42. 16 А.Дж. Берватовиц, «Телеология в преподавании науки», Science, т. 128 (5 декабря 1958), стр. 1402-1405. 1 Айзек Азимов, «В игре энергии и термодинамики не бывает перерывов», Journal of Smithsonian Institute, (июнь 1970), стр. 10. 13 Виктор П.Вайсскопф, «Происхождение Вселенной», American Scientist, т. 71 (сентябрь/октябрь 1983), стр, 474. 19 С.А. Бладмен, «Термодинамика и конец замкнутой Вселенной», Nature, т. 308 (22 марта 1984), стр. 322. 20 Эдвард П. Трайон, «Что сотворило мир?» New Scientist, т. 101 (8 марта 1984), стр. 16. 21 Аллан Х.Гут и Пол Дж. Стейнхардт, «Полая Вселенная», Scientific American, т. 250 (май 1984), стр. 128 22 Эдвард П. Трайон, max же, стр. 15. ГЛАВА III ВВЕРХ ИЛИ ВНИЗ? ЗАКОНЫ ТЕРМОДИНАМИКИ Рассмотрев происхождение и основы структуры вселенной, исследуем теперь особенности управляющих ею законов и происходящих в ней процессов. Мы уже указывали на важность в этой связи первого и второго законов термодинамики и хотели бы теперь более полно рассмотреть то, как сильно эти законы подтверждают теорию творения. 1. Предсказания эволюционной теории, касающиеся основных законов Если бы эволюционная теория обеспечивала эффективную возможность предсказывать научные данные, она, без сомнения, должна была бы предсказать основные принципы функционирования природы. Если действительно благодаря случайностям материя развивалась последовательно, давая элементы, звезды, полимеры, живые клетки, червей, рыб, земноводных, пресмыкающихся, млекопитающих и, наконец, человека, то тогда, очевидно, должен существовать мощный и широко распространенный принцип, подталкивающий системы к все более и более высоким уровням сложности. Это, конечно, самое основное и важное предсказание эволюционной теории, а именно — основополагающий закон усложнения организации, благодаря которому в природе появляются новые и усложняются старые системы. Назовем его Принципом природных новшеств и интеграции. Совершенно ясно, что если эволюционная теория хоть чего-нибудь стоит, то такой принцип должен действовать в природе. Если бы эволюционист не знал заранее природных законов и имел бы дело только с эволюционной теорией, он непременно предсказал бы действие в природе фундаментального принципа такого рода и ожидал бы его экспериментально в ходе исследования конкретных процессов. Никто и никогда не предсказал бы на основании эволюционной теории таких законов, как первый и второй законы термодинамики. 2. Предсказания теории творения, касающиеся основных законов С другой стороны, теория творения явным образом предсказывает существования двух законов термодинамики. Поскольку она постулирует исходное творение, которое было совершенным и законченным, равно как и целесообразным, следовательно, во-первых, должен быть установ- лен консервативный принцип, чтобы обеспечить достижение цели сотворенных сущностей и, во-вторых, любые внешние изменения, вторгающиеся, как оно и имело место, в совершенное творение, должны быть вредными. Таким образом, теория творения предсказывает то, что может быть названо принципом консервативности и дезинтеграции в природе. Это прямо противоположно тому, что предсказывает эволюционная теория — консервативность вместо новшеств и дезинтеграция вместо интеграции. Вопрос в том, какое из предсказаний соответствует наблюдениям? Предсказания креационизма точно подтверждаются законами термодинамики, которые всеми учеными ныне рассматриваются как фундаментальные принципы, управляющие природными процессами. Принцип сохранения — это первый закон, а принцип дезинтеграции — второй. Эволюционистские предсказания новшеств и интеграции существуют только в мире эволюционистской философии, но не в мире наблюдаемых фактов. «Два закона термодинамики приняты физиками как, быть может, наиболее точное обобщение нашего опыта».1 Особенно важен в нашем обсуждении второй закон термодинамики, потому что он гласит, что существует универсальный принцип изменений в природе, а именно что эти изменения направлены вниз, к меньшей организованности. Этот закон может в разных контекстах быть сформулирован по разному: Классическая термодинамика «В любых происходящих в природе физических изменениях энтропия всегда повышается». (Энтропия — это «мера количества энергии, непригодной для совершения работы»).2 Статистическая термодинамика «Выражение для энтропии в терминах классической и статистической термодинамики выглядит следующим образом: «Любое количество энергии обладает присущим ему свойством, называемым энтропией. Энтропия является мерой связанного с энергией беспорядка. Энергия всегда движется так, что энтропия увеличивается».я «Насколько мы знаем, все изменения происходят в сторону увеличения энтропии, то есть, нарастания беспорядка, нарастания случайности, или падения (организации) вниз».4 Информационная термодинамика В связи с перерабатывающими информацию системами (например, компьютерами, автоматами, телевидением, газетами и так далее) появилась особая, весьма тонкая наука, известная под названием теории информации, которая включает энтропию как меру «шума», или степень неточности в передаче информации. То, что в этой области термодинамики, как и в других, действуют те же математические принципы и выражения, является интересным свидетельством о единстве природы. «Концептуальную связь между информацией и вторым законом термодинамики ныне можно считать твердо установленной».5 «Существует множество формулировок того, что называется вторым законом термодинамики... все они эквиваленты, хотя для того, чтобы показать эту эквивалентность, порой приходится привлекать весьма утонченный математический и физический аппарат».6 Таким образом, любой природный процесс можно рассматривать несколькими путями: (1) как систему преобразования энергии, в которой совершается работа; (2) как структурированную систему, претерпевающую изменения структуры; (3) как информационную систему, в которой используется и передается информация. Энтропия при этом является мерой: в первом случае, недоступности энергии для совершения работы; во втором случае, понижения порядка в системе; в третьем случае, потери или искажения информации. Каким бы из этих описаний ни пользоваться, очевидно, что все они говорят о падении организации. Энергия становится недоступной, нарастает беспорядок, информация искажается. В то же время для возникновения в эволюции более высокоразвитого организма энергия должна появляться, порядок увеличиваться, и информация — возникать. Второй закон термодинамики гласит, что ни в каком природном процессе это не может происходить без вмешательства внешних факторов. «Одним из следствий этого закона является необратимость всех реальных процессов... Любой конкретный процесс во вселенной сопровождается изменением величины энтропии... Все процессы идут с нарастанием энтропии. Энтропия также является мерой случайности или беспорядка в системе, чем выше случайность (стохастичность), тем больше энтропия».7 Очевидно, что второй закон термодинамики создает серьезные проблемы для эволюционной модели. Креационисты всегда поражаются, почему эволюционисты обращают на эту проблему так мало внимания. Большинство поддерживающих эволюцию книг вообще не упоминают об этом, а многие компетентные эволюционисты пытаются отвергать эту проблему как несущественную. Под давлением необходимости примирить принцип энтропии с эволюцией обычно дается один из следующих ответов: 1. «Второй закон термодинамики неприложим к живым системам». «В ходе своей сложной эволюции жизнь разительно противоречит тенденции, выраженной вторым законом термодинамики. Там; где второй закон предсказывает необратимое развитие в сторону возрастания энтропии и беспорядка, жизнь движется ко все более высокому уровню порядка. Еще более удивителен тот факт, что эта эволюция с возрастанием сложности также необратима. Эволюция не поворачивает назад».8 Однако простое утверждение, что эволюция противоречит второму закону (как это делают все подобные авторы) еще не доказывает, что он неприложим к ней. Автор просто предполагает, без обсуждения, что эволюция — истинна. Факт же заключается в том, что жизненные процессы — это очень сложные химические превращения, а законы термодинамики относятся и к химическим процессам тоже.9 Один из наиболее авторитетных биохимиков, убежденный эволюционист др. Гарольд Блюм употребил много сил на то, чтобы убедить своих коллег-биологов в том, что энтропия имеет отношение к процессам жизни. «Как бы тщательно мы ни исследовали энергетику живых организмов, мы не находим оснований отвергать принципы термодинамики, однако обнаруживаем неизвестную в неживом мире степень сложности».10 2. «Второй закон — только статистическое утверждение и из него могут быть исключения» Но, как указывает Ангрист: «Дело лишь в том, что препятствия для подобного события невероятно велики... Химик Гарри Бент подсчитал вероятность того, что локальное событие проходит с обратным изменением энтропии, конкретно то, что одна калория энергии будет полностью превращена в работу. Его результат можно представить в виде известного статистического примера, вероятности того, что группа случайно нажимающих клавиши машинок мартышек сможет случайно напечатать шекспировскую трагедию. В соответствии с подсчетами Бента вероятность такого превращения одной калории энергии такова же, как вероятность того, что мартышки перепечатают Шекспира 15 квадриллионов раз подряд без ошибок».11 3. «Быть может, в древности второй закон не действовал». Что ж, быть может, в прошлом, когда должна была происходить эволюция, действовал иной принцип, к примеру — «принцип естественных инноваций и интеграции», как это предсказывает эволюционная модель. Но это предположение противоречит одному из основных постулатов эволюционизма, а именно тому, что современные процессы могут достаточно хорошо объяснить происхождение вещей. В результате это построение скорее подтверждает креационистский подход, признавая, что для объяснения современного мира необходимо предположение об особом творческом процессе, действовавшем в прошлом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|