Секция 2. «предпринимательское право»
СЕКЦИЯ 2. «ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО»
УДК 334. 722. 1 Абдуллаев Эмин Рауфович Уральский государственный юридический университет Россия, Екатеринбург e-mail: angiekangie88228@gmail. com МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС В РОССИИ: ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИКУ И ОБЩЕСТВО Аннотация: в данной статье на основе официальных данных c разных сторон рассматривается влияние малого и среднего бизнеса на экономическую и социальную составляющую Российской Федерации, а также причины и последствия данного влияния, с целью установления целесообразности присутствия и развития этого экономического аспекта в стране. Ключевые слова: малый бизнес, предприятие, Россия, товар, предпринимательство. Предпринимательская деятельность в России начала развиваться достаточно недавно – в декабре 1990 года был принят Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности», определивший общие правовые нормы создания предприятий разных форм собственности, однако не затрагивающий правовое положение малых предприятий. В 2007 году был принят Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», дающий определение субъектов малого и среднего предпринимательства – это «хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства[5]». На сегодняшний день Малый и средний бизнес – одна из самых популярных и развивающихся сфер деятельности на сегодняшний день в России. Однако, развитие этого института проходит достаточно тяжело, ведь в условиях ранее существовавшей плановой экономики российская экономика была ориентирована на создание крупных предприятий, которые и сегодня остаются основными производителями товаров (Наумкин, 2016: 2). Особенно губительно на нем отразились введенные государством в начале 2020 года ограничения, связанные с пандемией коронавируса – по данным ФНС, на 1 июля 2021 года в России действовало 3, 14 млн индивидуальных предпринимателей. За первое полугодие покинули рынок 545, 8 тыс. ИП, что в 1, 8 раза больше (на 82, 8%), чем за первую половину 2020 года[6]. Поэтому все более актуальным становится вопрос о том, какое влияние эта деятельность оказывает на само государство и простых граждан, работает ли она на пользу обществу, или лишь усугубляет его положение, доставляя множество неудобств.
Согласно данным, представленным ВЦИОМ[7], к предпринимательству в России подавляющее большинство граждан (89%) относятся положительно (по сравнению с 2009 г. отмечается существенная положительная динамика), доля негатива составляет лишь 6% (против 13% в 2009 г. ). Эти данные отражают отношение по большей степени к малому и среднему бизнесу, ведь предпринимательская деятельность выступает его фундаментом. На приведенные результаты могли сказаться следующие аспекты: 1) Из-за того, что индивидуальные потребности человека в значительной степени превышают предложение, представляемое крупными компаниями, не все эти потребности могут быть удовлетворены, поскольку корпорации-гиганты в первую очередь ориентируются на производство тех товаров, которые способны привлечь и удовлетворить максимальный спрос. И в этом случае возникающие недостатки предложения способны восполнить малый и средний бизнес, поскольку в силу их гибкости и гораздо большей готовности идти на любые риски, они готовы производить и распространять мелкосерийные товары, необходимые менее массовому кругу потребителей, тем самым удовлетворяя их спрос. Благодаря такой производственной кооперации малого, среднего и крупного бизнеса человеческие потребности удовлетворяются в гораздо большей мере.
2) Малые предприятия способны производить и распространять товар, являющийся в каком-то виде репликой подобных товаров более крупных предприятий, но по более доступной цене, за счет того, что, копируя уже известные товары, они не несут огромных расходов на научно-исследовательские работы, следовательно, имеют более низкие издержки. Также имеет место завышение цен монополистами, чего не станут делать малые предприятия в силу невозможности для них данного действия, так как одного из основных рычагов большого бизнеса – популярного бренда – у них не будет. Благодаря этому определенные товары, за счет наличия своего аналога становятся доступны более широким слоям населения. Более того, подобное явление также не позволяет монополистам сильно завышать свои цены, так как в этом случае они будут находиться под риском потери своих клиентов и их перехода на более дешевые и схожие аналоги. 3) Малые предприятия способны быстрее адаптироваться под новые уклады рынка, переключаясь на более актуальную продукцию, чего не могут позволить себе крупные предприятия из-за риска потери клиентов, а также высоких денежных затрат, которых у малых предприятий уйдет меньше. Это упрощает продвижение новых товаров на рынке, увеличивая их шансы на получение популярности в обществе. Например, малый бизнес также может стать источником инновационных научно-технических изобретений, которые способны совершить революцию в определенной научной области (Станиславская, 2010: 3). Так, доля инновационно активных предприятий в 2019 г. упала до 9, 1 процентов, доля инновационной продукции тоже поставила антирекорд – 5, 1 процентов (в промышленности – 6, 1 процентов)[8], однако даже такое количество способно кардинально поменять человеческое бытие. 4) Малый и средний бизнес выступает очень важным вкладчиком в ВВП России (Большухина, 2014: 1) – по данным Росстата[9], на 2018 год его доля составляла 21, 9 процентов. В большей степени такой процент сформировался за счет налогов, взимаемых государством, благодаря которым страна развивается и перераспределяет полученные средства для повышения качества жизни граждан России, а также улучшает показатели экономической и деловой активности страны в мире.
5) Сектор малого предпринимательства способен создавать новые рабочие места, решая проблему безработицы, привлекая трудоспособное население к своей деятельности. Более того, сам безработный может открыть свое малое предприятие, тем самым не только найдя способ заработка для себя, но и привлекая других безработных граждан к работе. Так, согласно исследованию «СберДанных», число работников, задействованных на российских предприятиях малого и среднего бизнеса, на середину 2019 г, составляет 18, 3 млн человек. По оценкам экспертов, этот сектор обеспечивает 25, 6 процентов рабочих мест[10]. Данная информация позволяет сделать вывод о том, что предпринимательство играет довольно большую роль в борьбе с безработицей, обеспечивая рабочие места безработным жителям России, тем самым повышая уровень благосостояния населения по стране в целом. 6) Появление новых предприятий на рынке порождает развитие «здоровой конкуренции», не давая занять ниши определенных товаров уже развитым компаниям и, соответственно, не позволяя им сильно завышать свои цены, при этом позволяя себе экономить на качестве производимого товара, а только мотивируя улучшать качество производства, при этом стремясь сделать этот товар максимально доступным для населения, чтобы заработать себе более внушительную клиентскую базу. Однако, несмотря на все положительные качества малого бизнеса, в некоторых аспектах он оказывает пагубное влияние на общество и государство. 1) Несмотря на спонсирование государством малого и среднего предпринимательства, его налоги по-прежнему остаются очень высокими, что является большой проблемой для начинающих предпринимателей. Вместо того, чтобы завоевывать рынок качественной продукцией, они ставят упор именно на количество реализованного товара, чтобы заработать достаточно средств для уплаты налогов. Из-за этого множество предприятий, подающих надежды, закрываются, потому что производимый ими товар не был создан для широкой публики, и количество налоговых отчислений попросту задавливало их, из-за недостатка денег они объявлялись банкротами. Для увеличения шансов на выживание предприятия прибегают к теневой экономике, чтобы скрыть часть своих доходов (Буров, 2008: 2). Из-за этого потенциально более эффективным «чистым» фирмам оказывается сложно конкурировать, так как они расходуют большую часть средств на уплату налогов – деформируется конкуренция. Также теневая экономика не обеспечивает роста налоговых поступлений в бюджет, что наносит ущерб государственной казне. Решение данной проблемы позволит увеличить не только долю малого и среднего бизнеса в ВВП страны, но и изменить его отраслевую структуру (Комарова, 2018: 5).
2) Из-за стремления предпринимателей снизить затраты, страдают и работники самих предприятий. С целью заплатить меньше налогов, им платят «серые зарплаты», путем заключения трудового договора с меньшей суммой оплаты, чем та, которую по факту платит предприятие. Тем самым, работники идут на риски, заключая подобный договор, так как работодатель в любой момент сможет прекратить оплачивать в устной форме обговоренную сумму, а работники не будут иметь права на защиту со стороны государства, так как, подписав подобный контракт, они становятся причастными к этой финансовой махинации, и доказать в суде свою непричастность будет очень сложно, даже если сам работник не подозревал об этой махинации до инцидента с невыплатой. Более того, работнику придется оплатить 20% от неуплаченной суммы налога по незнанию и 40% за умышленное (согласно статье 122 НК РФ)[11], а также штраф от ста до трехсот тысяч рублей, либо получить год тюремного заключения (согласно статье 198 НК РФ)[12]. 3) Из-за того, что малые предприятия стремятся в первую очередь к максимальному получению прибыли от реализации своего товара, комфорт потребителей и максимальное удовлетворение их потребностей уходит на задний план – производитель не стремится подстроиться под спрос, а наоборот, создает его искусственно, возбуждая в головах людей мысль, что производимый конкретно им товар действительно нужен. Это позволяет ему снижать издержки за счет удешевления производства, поскольку обезумленные «уникальным» товаром люди будут готовы заплатить за него деньги, даже не обращая внимания на его существенные недостатки. Это приводит к деградации человеческих потребностей и, как следствие, ухудшению качества жизни за счёт ее обеспечения второсортным, низкокачественным продуктом.
Малый и средний бизнес приносит значительную пользу как самой России, так и народу, проживающему на ее территории. Он является важным источником пополнения государственной казны и удовлетворения человеческих потребностей, а также компенсирует те области, на которые государство не уделяет должного внимания. Однако, при всех своих преимуществах он имеет и множество проблем: по причине недостаточного спонсирования он становится источником крупных финансовых махинаций, а также из-за невыгодной экономической обстановки вынужден предоставлять свои товары и услуги заниженного качества, чего возможно было бы отчасти избежать при более выгодном для них рыночном положении. Список использованной литературы: 1. Большухина И. С. Финансовый механизм государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в России: проблемы и перспективы развития // Финансы и кредит. 2014. №40 (616). URL: https: //cyberleninka. ru/article/n/finansovyy-mehanizm-gosudarstvennoy-podderzhki-subektov-malogo-i-srednego-predprinimatelstva-v-rossii-problemy-i-perspektivy-razvitiya (дата обращения: 13. 10. 2021). 2. Буров В. Ю. Теневая деятельность малых и средних предприятий // ЭКО. 2008. №4 (406). URL: https: //cyberleninka. ru/article/n/tenevaya-deyatelnost-malyh-i-srednih-predpriyatiy (дата обращения: 10. 10. 2021). 3. Комарова Оксана Викторовна Институт поддержки малого и среднего бизнеса: опыт Германии и уроки для России // АНИ: экономика и управление. 2018. №3 (24). URL: https: //cyberleninka. ru/article/n/institut-podderzhki-malogo-i-srednego-biznesa-opyt-germanii-i-uroki-dlya-rossii (дата обращения: 11. 10. 2021). 4. Наумкин Владимир Александрович Малый и средний бизнес в России: современное состояние и перспективы развития // Общество: политика, экономика, право. 2016. №11. URL: https: //cyberleninka. ru/article/n/malyy-i-sredniy-biznes-v-rossii-sovremennoe-sostoyanie-i-perspektivy-razvitiya (дата обращения: 12. 10. 2021). 5. Станиславская Марина Владимировна Региональные проблемы развития предприятий малого и среднего бизнеса (на примере Амурской области) // Вестник АГАУ. 2010. №6. URL: https: //cyberleninka. ru/article/n/regionalnye-problemy-razvitiya-predpriyatiy-malogo-i-srednego-biznesa-na-primere-amurskoy-oblasti (дата обращения: 12. 10. 2021). Abdullaev Emin Raufovich Ural State Law University Russia, Yekaterinburg e-mail: angiekangie88228@gmail. com Supervisor: Head of the Legal Clinic of IPiP USLU Kuleshov Mikhail Igorevich
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|