Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Business law in the digital economy: prospects and ways of development




BUSINESS LAW IN THE DIGITAL ECONOMY: PROSPECTS AND WAYS OF DEVELOPMENT

Abstract: this article examines the prospect of creating and further effective functioning of entrepreneurial law within the framework of the concept of entrepreneurship updated by digital technologies, taking into account such concepts as «digital economy», «digital rights», «artificial intelligence». The prospects and ways of developing entrepreneurial activity in the context of digitalization are considered, shortcomings are identified and ways to solve them are proposed.

Keywords: digital economy, information, digital rights, business law, innovative entrepreneurship, industrial intelligence, digital security, innovation and communication system.

УДК 346

Бонько Александра Дмитриевна

Московский государственный юридический

университет имени О. Е. Кутафина (МГЮА)

Россия, Москва

e-mail: alexandrabonko@mail. ru

Самозанятые граждане: проблемы ПОНЯТИЯ И законодательного регулирования

Аннотация: в данной статье анализируется проблема определения понятия «самозанятый гражданин». На основании существующей нормативной правовой базы выведены основные критерии отнесения граждан к категории самозанятых, определена правовая природа деятельности самозанятых граждан. Кроме того, автор дает оценку сложившемуся уровню правового регулирования такого понятия как самозанятость.

Ключевые слова: правовое регулирование, самозанятые граждане, самозанятость, предпринимательская деятельность, индивидуальный предприниматель.

Статья 34 Конституции Российской Федерации устанавливает, что «каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности». В связи с чем особое значение принимает то, в каких формах такая деятельность может осуществляться. Наряду с такими привычными нам формами осуществления предпринимательской деятельности как образование юридического лица или индивидуальное предпринимательство мы все чаще слышим о самозанятости.

Понятие самозанятости относительно недавно появилось в российском законодательстве, но вместе с тем, в последнее время активно развивается, что не могло не послужить темой для научных исследований и дискуссий. Появление рассматриваемой категории в законодательстве продиктовано стремлением вывести «из тени» деятельность лиц, получающих доход от профессиональной деятельности, однако по различным причинам, не создавшим юридическое лицо, не зарегистрировавшимся в качестве индивидуального предпринимателя и не попадающим в категорию работников в соответствии с трудовым законодательством.

Одним из факторов, актуализировавших исследование данной темы, стало принятие Федерального закона от 27. 11. 2018 № 422-ФЗ " О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима " Налог на профессиональный доход" [22] (далее – Федеральный закон № 422-ФЗ).

Согласно официальным статистическим данным представленным на сайте федеральной налоговой службы по состоянию на 1 октября 2021 года 3 934 человек представили в налоговые органы уведомления об осуществлении деятельности по оказанию услуг физическим лицам для личных, домашних и (или) иных подобных нужд в Российской Федерации составляет. В свою очередь в Российской Федерации согласно отчету на 1 октября 2021 года зарегистрировано 3 300 917 юридических лиц из них 2 694 443 лица являются коммерческими. Количество индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных в Федеральной налоговой службе на эту же дату составляет 3 628 928 человек. Отсюда видно насколько мала доля самозанятых лиц в общем количестве предпринимателей. Возникает весьма обоснованный вопрос почему так немногочисленна категория самозанятых лиц?

Одной из причин сложившейся ситуации, по нашему мнению, являются недостатки правового регулирования такого явления как самозанятость. Прежде всего необходимо разобраться с тем, что же все-таки понимается под термином «самозанятый».

В законодательстве Российской Федерации не закреплено легальное определение понятия «самозанятый», в различных нормативных правовых актах мы можем отыскать лишь его отдельные признаки. Более того законодатель даже не использует термин «самозанятый», вместо этого в Налоговом кодексе Российской Федерации (далее – НК РФ) употребляется довольно объемная формулировка «физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем и оказывающее без привлечения наемных работников услуги физическому лицу для личных, домашних и (или) иных подобных нужд», которая является затруднительной для восприятия.

Нормативная база, регулирующая такое явление как самозанятость, в настоящий момент довольно скудная. Регулирование статуса самозанятых лиц осуществляется НК РФ, а также Федеральным законом № 422-ФЗ. Итак, исходя из положений ст. 83 и 217 НК РФ, а также ст. 2 Федерального закона № 422-ФЗ, самозанятое лицо обладает следующими признаками:

Во-первых, это всегда физическое лицо.

Во-вторых, это физическое лицо не должно быть зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя.

В-третьих, сфера деятельности самозанятых лиц ограничена, они могут оказывать услуги только для личных, домашних и (или) иных подобных нужд, перечень которых установлен НК РФ. Этот перечень хотя и может быть расширен законами субъектов Российской Федерации, но все в тех рамках личных, домашних и (или) иных подобных нужд.

В-четвертых, самозанятый не является наемным работником, свои услуги он оказывает на основании договоров гражданско-правового характера, а не трудового договора.

В-пятых, самозанятый осуществляет свою деятельность без привлечения наемных работников, но вместе с тем не запрещается пользоваться услугами помощников-исполнителей по гражданско-правовым договорам, если такие услуги оказываются однократно. Такое пояснение дано в письме ФНС от 12. 10. 2020 № АБ-4-20/16632[23].

В-шестых, статус самозанятый должен подать в налоговый орган уведомление об осуществлении деятельности по оказанию услуг физическому лицу для личных, домашних и (или) иных подобных нужд, после чего он ставится на учет в федеральной налоговой службе.

Таким образом, в данных признаках отражена сущность понятия «самозанятое лицо».

Заметим, что понимание самозанятого лица в Федеральном законе № 422-ФЗ несколько шире, чем в НК РФ. Это, в частности, следует из того, что согласно п. 7 ст. 2 Федерального закона № 422-ФЗ профессиональным доходом является в том числе и доход от использования имущества, а в ст. 6 того же закона объектом налогообложения признается и реализация имущественных прав. Дополним также, что согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона № 422-ФЗ применять специальный налоговый режим " Налог на профессиональный доход" вправе физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели. Отсюда возникает проблема соотношения понятий «самозанятый», «индивидуальный предприниматель» и «налогоплательщик налога на профессиональный доход».

Представляется, что стоит критически подходить к оценке данных положений закона, так как при его применении возможны ошибки и смешение понятий. Поясним, что сами по себе эти нормы не опасны, при условии их грамотного толкования, однако на фоне довольно слабого законодательного регулирования категории самозанятых граждан, недостаточной разработки их статуса, стоит с особой внимательностью подходить к применению Федерального закона № 422-ФЗ на практике.

Неясности в законодательном регулировании всегда порождают дискуссии в доктрине. Рассматриваемая ситуация не стала исключением. Пытаясь восполнить пробелы в законодательстве ученые, изучающие вопросы, связанные с категорией «самозанятых», предлагают свои трактовки данного понятия.

Так, например, А. Е. Абрамова определяет самозанятых как «владельцев малых предприятий, которые занимаются индивидуальной трудовой деятельностью, и при этом не образуют юридического лица, а занятость осуществляется в сфере домашних хозяйств» (Абрамова, 2016: 6). Е. Г. Крылова под самозанятыми понимает «физических лиц, которые занимаются индивидуальной предпринимательской деятельностью с целью получения прибыли в качестве средств к существованию» (Крылова, 2017: 13). Сочетание в определении статуса самозанятых граждан характеристик «собственника капитала, работодателя и управленца» подчеркивал А. В. Бурлак (Бурлак, 2016: 75). Итак, мы видим, что категория самозанятых граждан пользуется популярностью в научной литературе, перечень определений, которые даются данному понятию достаточно велик и назвать его в одной работе не представляется возможным.

Помимо самого понятия ученые часто обращаются к вопросу о правовой природе деятельности самозанятых. В доктрине сложились различные точки зрения относительно того, являются ли самозанятые граждане предпринимателями.

Наиболее обоснованной и последовательной является позиция сторонников отнесения самозанятых граждан к числу предпринимателей. Сторонники такого подхода, рассматривая этот вопрос, пишут о том, что деятельность, осуществляемая самозанятыми гражданами соответствует всем сущностным признакам предпринимательской деятельности в соответствии с п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ). То есть деятельность, осуществляемая самозанятыми является самостоятельной, осуществляется на свой риск, направленна на систематическое получение прибыли, причем эта прибыль извлекается от продажи товаров, пользования имуществом, выполнения работ или оказания услуг (Бондаренко, 2018: 64).

Относительно того обладает ли деятельность самозанятых граждан признаком легитимации, следует пояснить следующее:

Статьей 2 ГК РФ установлено общее правило, в соответствии с которым лицо осуществляющее предпринимательскую деятельность должно быть зарегистрировано в таком качестве в порядке, установленном законодателем. После изменений, внесенных в ГК РФ в 2017 г. граждане получили право осуществлять отдельные виды предпринимательской деятельности без государственной регистрации. Такие отдельные виды деятельности установлены в НК РФ. Вместе с тем, для самозанятых граждан ст. 83 НК РФ предусмотрен уведомительный порядок постановки на учет в налоговых органах.

Действительно, легитимация предпринимательской деятельности не оказывает существенного влияния на ее суть. Назначение регистрации субъектов предпринимательской деятельности состоит в ином. Законодатель ввел критерий регистрации в целях осуществления функций контроля и налогообложения. И. В. Ершова признает, что государственная регистрация является формальным, но не существенным признаком предпринимательской деятельности (Ершова, 2006: 6).

На основании вышесказанного, можно сделать вывод, что спор о природе деятельности самозанятых граждан, куда глубже и проистекает из дискуссии по поводу признаков предпринимательской деятельности.

Также подтверждает верность избранной позиции п. 6 ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ " О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" [24], в соответствии с которым самозанятость, ее развитие является одной из целей государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. Как мы видим законодатель относит самозанятых к числу предпринимателей.

Исходя из чего, считаем, что отнесение самозанятых граждан к числу предпринимателей является объективно обоснованным, в связи с чем выскаывается мнение о " необходимости становления правового института самозанятости как нового института предпринимательского права" (Ершова, 2017: 23).

Очевидно, что на данный момент институт самозанятости находится только лишь на начальном этапе развития, существует много неразрешенных вопросов как в доктрине, так и в законодательном регулировании, которое по большей части носит фрагментарный характер. Самозанятость - межотраслевая категория, поэтому представляется недостаточным регулирование положения самозанятых граждан в основном нормами налогового права, как это происходит сейчас. Правовое регулирование положение субъектов предпринимательской деятельности предполагает большое количество средств, методов, требований в различных сферах, налогово-правовое регулирование лишь небольшая часть этой системы.

Таким образом, правовое регулирование положения самозанятых граждан требует дальнейшего усовершенствования, о чем все чаще напоминают ученые.

Список использованной литературы:

1. Абрамова, Е. А. Кризисная самозанятость в России: классификация, структура и уровни развития / Е. А. Абрамова // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. – 2012. – № 4(32). – С. 6-15.

2. Бондаренко, Д. В. Самозанятые лица как субъекты предпринимательской деятельности / Д. В. Бондаренко // Право и политика. – 2018. – № 5. – С. 62-74.

3. Бурлак, А. В. К вопросу о понятии " самозанятые граждане" / А. В. Бурлак // Вестник Омского университета. Серия: Право. – 2016. – № 4(49). – С. 173-177.

4. Ершова, И. В. Предпринимательское право: учебник/ И. В. Ершова. - Изд. 4-е, перераб. и доп. - М.: ИД «Юриспруденция», 2006. - 560 с.

5. Ершова И. В. Самозанятость-первые шаги в формировании правового режима // Сборник статей IV Международной научно-практической конференции " Актуальные проблемы предпринимательского корпоративного права в России и за рубежом": (25 апреля 2017 года, г. Москва); под редакцией д. ю. н. С. Д. Могилевского, д. ю. н. М. А. Егоровой. - Москва: Юстицинформ, 2017. - 483 с.

6. Крылова, Е. Г. Особенности экономического регулирования предпринимательской деятельности самозанятых в России и за рубежом / Е. Г. Крылова // Юрист. – 2017. – № 6. – С. 11-15.

Bonko Alexandra Dmitrievna

Moscow State Law University named after O. E. Kutafin

Russia, Moscow

e-mail: alexandrabonko@mail. ru

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...