Self-employed citizens: problems of the CONCEPT AND legislative regulation
Self-employed citizens: problems of the CONCEPT AND legislative regulation Abstract: This article raises the problem of defining the concept of “self-employed citizen”. On the basis of the existing regulatory framework, the main criteria for classifying citizens as self-employed have been derived, and the legal nature of the activities of self-employed citizens has been determined. In addition, the author assesses the current level of legal regulation of such a concept as self-employment. Keywords: legal regulation, self-employed citizens, self-employment, entrepreneurial activity, individual entrepreneur. УДК 346. 7 Вильчик Юлия Алексеевна Южно-Уральский государственный университет Россия, Челябинск e-mail: y. vilchik99@mail. ru СТИМУЛИРОВАНИЕ ВНЕДРЕНИЯ ЗЕЛЕНЫХ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СФЕРЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Аннотация: в данной статье рассмотрены нормативные правовые акты и акты стратегического планирования Российской Федерации и зарубежных стран, включающие в себя меры по внедрению современных способов и методов эффективного использования природных объектов в целях сохранения окружающей природной среды с помощью применения цифровых технологий. Ключевые слова: зеленые цифровые технологии, предпринимательская деятельность, государственное стимулирование. В современном мире проблемы экологии весьма значительны и государства предпринимают попытки найти их решение. Так, они встают на путь устойчивого развития, внедряя современные технологии и инновации в сфере экологии. Реализация задач по восстановлению природного баланса осуществляется, в том числе через механизм стимулирования субъектов хозяйственной деятельности по внедрению экологически безопасных технологий. И поскольку технологический уклад современного общества уже невозможно представить без цифровых технологий, то мы можем с уверенностью сказать, что такие технологии имеют огромный потенциал и для создания зеленых производств. Однако в настоящий момент такой аспект применения цифровых технологий остается малоизученным. Более того, сферы экологии, цифровизации и предпринимательства не рассматриваются в системе. Кроме того, развитие современного законодательства также не идет по пути комплексного подхода к экологизации предпринимательской деятельности с точки зрения взаимодействия экологии и цифровизации. Между тем, корреляция экологии, промышленности и цифровизации представляет собой перспективный путь в обеспечении экологической устойчивости и создании безопасного мира для будущих поколений (Matthew N. O. Sadiku, 2020: 19).
В современном мире понятие «цифровизация» часто употребляется в связке с производственными технологиями[25]. Цифровые технологии позволяют совершенствовать процессы производства, увеличивая количественные и качественные показатели, операционную и бизнес-эффективность, что повышает их конкурентоспособность на рынке (В. А. Вайпан, 2020: 174). Новые технологии предоставляют возможность оптимизации производства, утилизации и переработки товаров, что в свою очередь играет непосредственную роль в улучшении экологической обстановки. Основные виды зеленых цифровых технологий связаны с развитием методов переработки отходов, минимизируют использование сырья и направлены на снижение уровня загрязнения (Н. Г. Жаворонкова, Ю. Г. Шпаковский, 2021: 53). Такие технологии востребованы в большинстве сфер предпринимательской деятельности – начиная со строительства и заканчивая сферой управления водными ресурсами (Dustin Mulvaney, 2021: 3). Развитие экологической предпринимательской деятельности посредством внедрения зеленых цифровых технологий, несомненно, представляет собой один из эффективных механизмов обеспечения устойчивого развития. Однако не все субъекты готовы внедрять высокотехнологичные технологии и установки, поскольку такие инновации являются дорогими и экономически невыгодными, в особенности для субъектов малого и среднего предпринимательства (М. И. Столбов, Е. А. Бренделева, 2018: 71). В связи с этим финансовая и иная государственная поддержка видится действенным средством по стимулированию субъектов экономической деятельности.
При изучении вопроса стимулирования внедрения зеленых цифровых технологий представляется необходимым обратиться к опыту зарубежных стран, чьи разработки идут впереди инициатив Российской Федерации. Здесь можно отметить «Зеленую сделку» для Европы, в рамках которого Европейский Союз консолидирует государственные усилия стран-участников в области цифровых технологий и экологии[26]. Данная «сделка» представляет собой намеченный план действий по повышению эффективности использования ресурсов путем перехода к чистой, круговой экономике, а также по восстановлению биоразнообразия и уменьшению загрязнения окружающей среды. Европейский союз ставит перед собой цель стать климатически нейтральным к 2050 году. Для этого был представлен Европейский закон о климате, согласно которому обозначенная цель переходит в ранг обязательств. В положениях «Зеленой сделки» отмечается, что Комиссия ЕС разработает меры по стимулированию внедрения зеленых цифровых технологий. Такие разработки должны стать незаменимыми помощниками в осуществлении политики по борьбе с изменением климата и защите окружающей среды, позволяя государствам соответствующим субъектам и государству в целом наилучших результатов в короткие сроки. Комиссия ЕС также объявляет о принятии Европейской промышленной стратегии[27], действие которой будет направлено на решение взаимосвязанных проблем зеленой экономики и цифровой трансформации. На пути достижения поставленных целей Европейский Союз, в том числе предлагает формировать и реализовывать межгосударственные программы и проекты для поддержки усилий по развитию цифрового и зеленого потенциала. Одной из сфер применения зеленых цифровых технологий, несомненно, является сфера производства электрического транспорта и необходимой для его обслуживания инфраструктуры. Отметим, что при изучении различных аспектов экологического транспорта нельзя не затронуть вопросы поддержки и стимулирования его внедрения. К сожалению, в Российской Федерации, в отличие от зарубежных стран, экотранспорт гораздо менее востребован. Причиной этого является практически не сформированная законодательная база, а также отсутствие мер стимулирования данной индустрии. Так, в рамках промышленного сотрудничества Коллегия Евразийской экономической комиссии разработала рекомендации «О стимулировании производства и использования колесных транспортных средств с электрическими, гибридными двигателями и двигателями, работающими на природном газе, в государствах-членах Евразийского экономического союза на 2021-2025 годы»[28]. Согласно данной рекомендации, совершенствование и реализация системы мер поддержки производства колесных транспортных средств с электрическими, гибридными двигателями и двигателями, их комплектующих, а также объектов зарядной, заправочной и сервисной инфраструктуры в государствах-членах Евразийского экономического союза, должна предусматривать в том числе:
- отбор и субсидирование, включая предоставление налоговых льгот, проектов по созданию (модернизации) производственных мощностей для выпуска транспортных средств, их комплектующих, оборудования для их производства, объектов зарядной, заправочной и сервисной инфраструктуры, а также финансирование соответствующих научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; - стимулирование производства ключевых компонентов транспортных средств и разработки технологических операций, используемых при их производстве; - выработку механизма привлечения инвестиций для развития производства транспортных средств с электрическими двигателями, их базовых компонентов, а также объектов зарядной и сервисной инфраструктуры. В Китае основные направления политики Правительства по поддержке и стимулированию внедрения электромобилей включают: - предоставление субсидий производителям электромобилей и зарядных станций;
- мандат для транспортных средств с нулевым уровнем выбросов. В 2019 году каждый китайский производитель и импортер транспортных средств был обязан производить или импортировать не менее 10 % электромобилей. В 2020 году этот процент увеличится до 12 %. Эти правила применяются к любой компании, количество производимых и импортируемых автомобилей в Китае достигает 30 000 единиц. Компании, которым не удается достичь требуемых показателей, могут приобретать кредиты у компаний, которые превышают установленные требования; - поддержка инфраструктурной зарядки. В рамках национальной политики правительство Китая устанавливает целевые показатели по установке определенного количества зарядных станций для электромобилей по всей стране[29]. Переходя к законодательству России, следует отметить, что оно не содержит на данный момент необходимых мер поддержки. В то же время, анализ нормативно-правовых актов государственных органов всех уровней власти позволил сделать вывод о готовности государства поддерживать экологические инициативы на уровне субъектов РФ, а также деятельности индивидуальных субъектов осуществления хозяйственной деятельности в лице предприятий и организаций, оказывающих непосредственное воздействие на природную среду. В числе поручений Правительству РФ можно отметить задачу по реализации дополнительных мер, «направленных на стимулирование роста инвестиций в высокотехнологичные проекты в области искусственного интеллекта, осуществляемые субъектами малого и среднего предпринимательства»[30]. Отметим, что на уровне субъектов РФ уже разрабатываются различные программы стимулирования поддержки. Так, например, в Постановлении Законодательного Собрания Челябинской области «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Челябинской области на период до 2035 года»[31] в качестве основных направлений развития экономики, сохранения природных ресурсов и улучшения экологической обстановки Челябинской области выделены в том числе обеспечение внедрения современных цифровых технологий, а также создание необходимых условий для внедрения таких технологий на производственных объектах в целях снижения уровня выбросов. В свою очередь Правительство Челябинской области[32] утвердило перечень мероприятий по осуществлению поставленных задач. Среди установленных мероприятий можно выделить касающиеся развития сферы цифровизации экологической безопасности: - реализация мер по стимулированию промышленных организаций к оптимизации и модернизации производства путем внедрения необходимых экологически безопасных технологий.
Также можно отметить Закон Челябинской области «Об областном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов»[33], в рамках которого в качестве одной из целевых статей расходов бюджета выделены точечные субсидии на разработку и внедрение цифровых технологий, которые направленны на рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения. Согласно указанному акту, бюджетные ассигнования распределяются в том числе на предоставление субсидий автономной некоммерческой организации «Центр развития цифровых технологий Челябинской области», которая в свою очередь предоставляет субсидии для промышленных разработок, гранты для больших и малых предприятий. Согласно данным сайта организации на настоящий момент уже выделено три гранта в сфере цифровых технологий, в числе которых два проекта по обеспечению процесса производства автоматизированными роботехническими системами и методами дополненной реальности. Подводя итог, мы можем сделать вывод о том, что предпринимаемые Российской Федерацией меры по стимулированию внедрения зеленых цифровых технологий в сфере предпринимательской деятельности оправданы, но на данный момент слишком незначительны. Если в Российской Федерации такой аспект, как стимулирование внедрения цифровых технологий в сфере электротранспорта, находится в стадии разработки, то время зарубежные страны уже применяют соответствующие меры. Необходимо отметить, что нормативно-правовых актах Российской Федерации можно найти статьи расходования бюджета, направленные на стимулирование внедрения новейших технологий в целях улучшения экологической обстановки и восстановления природного баланса, однако количество таких государственных документов остается недостаточным, точечно затрагивает лишь некоторые сферы предпринимательской деятельности и требует расширения. В то же время мы можем с уверенностью сказать, что государство медленно, но верно осуществляет развитие рассматриваемой сферы. Внедрение зеленых цифровых технологий в хозяйственной деятельности может стать необходимым инструментом по гармонизации интересов экономической и экологической сфер жизнедеятельности общества. Список использованной литературы: 1. Вайпан В. А. Реализация принципа социальной справедливости в правовом регулировании предпринимательской деятельности (монография). М.: Юстицинформ, 2020. 696 с. 2. Основы цифровой экономики: учебное пособие / ред.: М. И. Столбов, Е. А. Бренделева. М.: Научная библиотека, 2018. 238 с. 3. Современные проблемы развития предпринимательского и корпоративного права в России и за рубежом (монография): к пятилетию Журнала предпринимательского и корпоративного права (Андреев Н. Ю., Арзуманова Л. Л., Белых В. С., Беляева О. А., Бризкун К. А. и др.; под общ. ред. д. ю. н., доц. В. А. Вайпана, д. ю. н., проф. М. А. Егоровой). М.: Юстицинформ, 2021. 672 с. 4. Dustin Mulvaney. Green Technology: An A-to-Z Guide. Berkeley: University of California, 2021. 10 p. 5. Matthew N. O. Sadiku. Emerging Green Technologies. CRC Press, 2020. 208 p. Vilchik Yuliya Alekseevna South Ural State University Russia, Chelyabinsk y. vilchik99@mail. ru
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|