Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Stimulation of introduction of green digital technologies in entrepreneurship




STIMULATION OF INTRODUCTION OF GREEN DIGITAL TECHNOLOGIES IN ENTREPRENEURSHIP

Abstract: this article discusses regulatory legal acts and strategic planning acts of the Russian Federation and several foreign countries, which include measures to introduce modern methods of effective use of natural resources in order to preserve the natural environment through the use of digital green technologies.

Keywords: green digital technologies, entrepreneurial activity, state stimulation.

УДК 346. 26

Выдренкова Наталья Юрьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Марийский государственный университет»

Россия, Йошкар-Ола

e-mail: nata. vydrenkova@yandex. ru

ПАНДЕМИЯ COVID-19 – РИСКИ ИЛИ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА?

Аннотация: в работе проанализированы проблемы развития малого и среднего бизнеса в период ограничений, связанных с пандемией covid-19. Автор перечислил меры государственной поддержки для стабилизации ситуации, а также возможности бизнеса к самостоятельному восстановлению. В заключении отмечено, что субъектам бизнеса сложно приходилось приспосабливаться к новым реалиям, однако пандемия все-таки дала толчок для развития предпринимательства.

Ключевые слова: малый бизнес, средний бизнес, пандемия, кризис, государственная поддержка.

Малый и средний бизнес являются важнейшими способами ведения предпринимательской деятельности. На данный момент существует более 5 миллионов малых и средних предприятий, что составляет одну пятую ВВП РФ. К 2030 году Правительство РФ планирует увеличить долю малого и среднего бизнеса в два раза[34].

Понятие предпринимательская деятельность содержится в статье 2 ГК РФ. Важным ее признаком является рисковый характер. Как отмечает Е. В. Разумовская, риск заключается в возможности неполучении «запланированного или ожидаемого» дохода (Разумовская Е. В. 2020: 13).

В 2020 году мир столкнулся с серьезным вызовом – пандемией нового вируса covid-19. Пандемия изменила экономику всего мира, оказала на нее разрушительное воздействие. В такой тяжелой обстановке сложнее всего ситуация сложилась для предприятий малого и среднего бизнеса (Гапов М. Р. 2020: 202). Ввиду данных обстоятельств актуально рассматривать вопросы о возможности развития и стабилизации деятельности малого и среднего бизнеса в условиях пандемии covid-19.

Основные проблемы, с которыми столкнулись субъекты предпринимательства – это снижение спроса на товары и услуги, и как следствие – сокращение прибыли, высокие риски заражения работников, серьезная нехватка сырья для производства, отсутствие эффективного антикризисного управления, перебои логистики. Более 20% предприятий малого и среднего бизнеса достигли критической ситуации, оказались не способными оплачивать даже обязательные платежи[35].

С самого начала сложившейся неблагополучной обстановки Правительство РФ оказывало всестороннюю поддержку малому и среднему бизнесу, для этого было выделено 2 триллиона рублей из федерального бюджета. Государство определило перечень сфер деятельности, в которых субъекты несут огромные убытки в связи с ограничениями, вводимыми для борьбы с эпидемиологической обстановкой, и которые нуждаются в поддержке в первоочередном порядке. Помощь была предусмотрена для сферы перевозок, организаций досуга, туризма, предприятий общественного питания, спорта, туризма, розничной торговли непродовольственными товарами, организаций дополнительного образования, косметологической сферы и др[36].

Также Правительством РФ был введен запрет на банкротство лиц по инициативе кредитора, введен мораторий на проведение выездных проверок, продлены на 6 месяцев лицензии и выдаваемые разрешения, перенесены сроки бухгалтерской отчетности, предоставлены налоговые каникулы, отсрочка по иным платежам, в том числе возможность отсрочки оплаты по арендным обязательствам, а также иные меры для стабилизации деятельности предприятий.

Кроме того, эффективная поддержка была оказана банками-кредиторами. Если кредитная организация получала субсидии в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. № 410 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на обеспечение отсрочки платежа по кредитам, выданным субъектам малого и среднего предпринимательства», то заемщики – малые и средние предприятия – могли рассчитывать на снижение платежей по кредитам, выдаваемым на оплату заработной платы работникам. Так, например, активную поддержку в сложный период оказал ПАО Банк «ФК Открытие». Банк предоставил кредиты на общую сумму 10 миллиардов рублей для малого и среднего бизнеса под нулевой процент. Кредитная организация также предоставляла и иные услуги, такие как, бесплатные процедуры открытия расчетных счетов, обслуживание по пакетам услуг «Первый шаг», «Быстрый рост», «Свой бизнес», были отменены комиссии банка за выдачу оплаты труда работникам из кассы банковских отделений, и др.

Эффективной и действенной мерой государственной поддержки стало предоставление гражданам социального контракта для развития своей предпринимательской деятельности. Данные контракты в размере до 250000 рублей становятся хорошим стартапом для граждан, которые намерены заниматься предпринимательской деятельностью. Представляется, что такие стимулирующие субсидии помогут увеличить количество предпринимателей, одной из многочисленных категорий малого бизнеса.  

Таким образом, в условиях пандемии 87, 4 % предприятий малого и среднего бизнеса смогли продолжить работу, при этом 14% ведут свою работу исключительно дистанционно[37].

Некоторые авторы считают, что меры государственной поддержки лишь оттягивают процесс банкротства. Так, И. А. Никонов, С. М. Корунов в своей работе отмечают половинчатый характер мер государственной поддержки для малого и среднего бизнеса. Требуется продления и расширения стабилизирующих механизмов. (Никонов И. А., Корунов С. М. 2020: 207). Действительно, малые и средние организации обладают сравнительно небольшим капиталом, они уязвимы к длительным автономным состояниям в период кризисов.

Однако существуют иные точки зрения. Так, Ружанская Н. В. считает, что ситуация на сегодняшний день остается неясной и нестабильной, только адаптация к новым реалиям поможет преодолеть трудности (Ружанская Н. В. 2020: 185). Шапиро Н. А. пишет, что цифровизация выступает «антихрупким основанием надежности и защиты от угроз» пандемии covid-19, научно-технический прогресс поможет бизнесу преодолеть кризис (Шапиро Н. А. 2020: 62).

По нашему мнению, для сохранения и развития сектора малого и среднего бизнеса необходима совокупность двух условий. В первую очередь, самостоятельная активность, развитие технологий производства, поиски новых каналов сбыта, перевод реализации деятельности в дистанционную форму. Во-вторых, обеспечение эффективных мер поддержки со стороны государства.

Среди наиболее серьезно пострадавших отрасли в условиях пандемии вируса выделяют культуру, организацию досуга граждан. Данная сфера всегда взаимосвязана с непосредственным взаимодействием людей. Однако в условиях самоизоляции многие музеи и театры смогли организовать свою деятельность в режиме «онлайн», проводились онлайн-представления спектаклей.

Таким же образом справлялись с трудностями туристические компании. Были запущены онлайн-путешествия, где турист мог из дома посмотреть любую достопримечательность, а экскурсовод провести экскурсии в онлайн формате.

Самые серьезные убытки понесла розничная торговля непродовольственными товарами. Однако восстановить такую деятельность стало возможным через систему бесконтактной доставки. Также такие маркетплейсы как Wildberries, Kazan express, Ozon и другие предоставили возможность примерки купленных вещей.

Вместе с тем, в условиях кризиса активное развитие, а соответственно, и высокие доходы получили производители средств индивидуальной защиты. Прирост прибыли за 2020 год в секторе малого и среднего бизнеса в данной сфере составил более 25% по сравнению с 2019 годом[38].

Подводя итого проведенному анализа, следует заключить, что в условиях пандемии covid-19 смогли перестроиться и выйти на стабильный доход те субъекты хозяйственной деятельности, которые оперативно разрабатывали новые проекты, проводили профилактическую работу по борьбе с распространением заболеваний, развивали себя в иных рыночных нишах, адаптировали свою деятельность под условия ограничений и самоизоляции граждан, динамично использовали достижения научно-технического прогресса в работе своих компаний.

В течение 2020 года рынок продаж в интернете значительно вырос. В связи с пандемией нового вируса в России прошла активная цифровизация рыночной сферы, большое распространение получила реализация товаров с помощью маркетплейсов, что стало основным каналом продажи товаров и оказания услуг, возможностью продолжения деятельности большинства предприятий. Тем не менее важно в условиях действия ограничительных мер не терять энтузиазма и инициировать процедуру банкротства, а искать пути развития собственного бизнеса. Многие товары и услуги предприятий малого и среднего бизнеса оказались востребованными, и их спрос ежедневно увеличивается. Поэтому, отвечая на вопрос, что для малого и среднего бизнеса пандемия короновируса – риск или возможность, хочется надеяться на оптимистический сценарий. А время все расставит на свои места.

Список использованной литературы:

1. Гапов М. Р. Малое и среднее предпринимательство в период пандемии/ Гапов М. Р., Хубиева Д. К. // Московский экономический журнал. - 2020 г. - №9. - С. 200-205.

2. Лобанов Д. И. Адаптация предпринимателя в период пандемии / Д. И. Лобанов, Е. А. Петелина, Е. Г. Багреева. // Образование и право. - 2020 г. - С. 448-452.

3. Никонов И. А. Влияние пандемии короновируса на малый и средний бизнес / Никонов И. А., Корунов С. М. // Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий. – 2020 г. - №5. - С. 204-208.

4. Ружанская Н. В. Ограничительный характер экономической жизни как стимул к развитию бизнеса. / Ружанская Н. В. // Пути и методы адаптации экономики региона и предприятий в условиях пандемии и связанных с ней кризисных явлений: сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции преподавателей, аспирантов, студентов и практиков. – 2020 г. – Калуга. - С. 182-188.

5. Шапиро Н. А. Основания для восстановительного роста бизнеса после пандемии COVID-19/ Шапиро Н. А. // Научный журнал НИУ ТМО. Серия экономика и экологический менеджмент. – 2020 г. - №2. - С. 58-63.

Vydrenkova Natalia Yurievna

Federal State Budgetary Educational Institution

of Higher Education " Mari State University"

Russia, Yoshkar-Ola

e-mail: nata. vydrenkova@yandex. ru

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...