Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Cписок использованной литературы




Cписок использованной литературы

1. Алонцева, Д. В. К вопросу о видах юридической ответственности индивидуальных предпринимателей / Д. В. Алонцева // Вестник молодежной политики. 2019. № 3. С. 89-94.

2. Курбанов, Р. А. Предпринимательское право: учебник / Р. А. Курбанов. М.: Проспект, 2019. 856 с.

3. Петров, Д. В. Малое предпринимательство России: современное состояние и перспективы развития / Д. В. Петров// Естественно-гуманитарные исследования. 2020. № 2(28). С. 215-219.

4. Проблемы реализации принципов права в предпринимательской деятельности / Отв. ред. В. А. Вайпан, М. А. Егорова. М.: Юстицинформ, 2016. 340 с.

5. Юкша, Я. А. Гражданское право: учебное пособие / Я. А. Юкша. М.: РИОР, 2020. 404 с.

Dzyuman Diana Lernikovna,

South Ural State University,

Russia, Chelyabinsk,

e-mail: Dzyumaaan. diana@mail. ru

Romadanova Maria Vadimovna,

South Ural State University,

Russia, Chelyabinsk,
e-mail: romadanovamari@mail. ru

ACTUAL PROBLEMS OF REGULATION OF INDIVIDUAL ENTREPRENEURIAL ACTIVITY

Abstract: the article deals with the modern problems of an individual entrepreneur, in particular his legal personality, age restrictions and the property issue. Contradictions of regulation in the legislation of these issues and their possible solution are noted.

Keywords: individual entrepreneur, legal personality, regulation, property issue, legitimate interests.

УДК 346. 52

Евлахова Яна Максимовна

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Россия, Москва

e-mail: ian. evlakhov99@gmail. com

КОМПЛАЕНС КАК СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОБЛЮДЕНИЯ ЗАКОНА В БИЗНЕСЕ

Аннотация: стремительное развитие экономики ведет к усложнению отношений в данной сфере, появлению все большего количества законодательных актов. В связи с этим соблюдение закона в бизнесе становится все сложнее и сложнее, ведь необходимо уследить за всеми новеллами законодательства и успешно внедрить их в бизнес-процессы. Представляется, что именно комплаенс поможет решить данную проблему и обеспечить эффективное соблюдение законов в бизнесе.

Ключевые слова: комплаенс, соблюдение законов, бизнес, предпринимательство.

В связи с развитием и усложнением экономических отношений, возникает необходимость изменения и совершенствования их правового регулирования. За последние годы было разработано и вступило в силу большое количество нормативно-правовых актов, регламентирующих отношения в сфере предпринимательской деятельности. Только за 2020 год было принято 552 Федеральных закона. Однако принятие дополнительных актов не всегда решает проблему восполнения пробелов в правовом регулировании тех или иных отношений. На практике возникают ситуации, когда более поздние нормативные правовые акты противоречат ранее принятым, создают проблемы в право применении. Подтверждением этому служит большое количество разъяснений, выпускаемых контролирующими органами, в которых можно найти подробное объяснение внесенных в закон изменений и практические рекомендации о том, как это использовать бизнесу. Так, за 2020 год было выпущено 796 актов Федеральной налоговой службы, что свидетельствует о значительной необходимости дополнительного пояснения норм законодательства. Такое большое количество законодательных нововведений осложняет ведение бизнеса, ведь для его успешного функционирования необходимо соблюдать законы и своевременно отслеживать изменения законодательства, что является затруднительным в связи с такой активной законодательной деятельностью.

Именно поэтому комплаенс-контроль в бизнесе крайне актуален, одним из направлений его деятельности является отслеживание изменений законодательства, своевременное внедрение необходимых изменений в бизнес-процессы и дальнейший контроль за соблюдением имплементированных норм. Существует точка зрения, что комплаенс по своей сути то же самое, что и внутренний контроль, цель которого осуществлять противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее – ПОД/ФТ) (Ю. Н. Румянцева, 2019: 54). Считаем, что можно согласиться с данной точкой зрения, более того, зачастую ПОД/ФТ включен в систему комплаенс-контроля организаций, ведь данное направление также подразумевает соблюдение требований законодательства, внедрения изменения законодательства, в частности, Федерального закона от 07. 08. 2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»[44]. В настоящее время внутренний контроль в целях ПОД/ФТ внедрен во многих организациях, так как это помогает эффективно исполнять требования вышеуказанного закона. На наш взгляд, уже устоявшиеся модели данного направления помогут внедрить комплаенс-контроль и в других сферах в целях соблюдения требований законодательства.

Комплаенс, как и внутренний контроль в целях ПОД/ФТ, осуществляет не только контроль за изменениями законодательства и их дальнейшим внедрением, но и предусматривает целый комплекс мероприятий, направленных на соблюдение исполнения данных изменений. В первую очередь, исполнение требований законодательства достигается путем выработки внутренних политик в организациях, который определяют правила, по которым должны действовать работники. Как считают большинство ученых и практиков, комплаенс-контроль в любой сфере должен осуществляться на уровне каждого работника организации (А. В. Шашкова, 2021: 184-186). С таким подходом сложно не согласиться, ведь невозможно себе представить качественное соблюдение и исполнение требований без определенных действий со стороны каждого работника.

В научной литературе отмечается, что отличительной чертой комплаенса является самостоятельное, добровольное выполнение требований закона и стремление к налаживанию механизмов законного поведения (И. И. Ординарцев, 2020: 33). Думается, что это основной принцип комплаенс-контроля в бизнесе, ведь если не будет стремления к добросовестному поведению и добровольному соблюдению законов, желание стать организацией с хорошей репутацией, то и не будет осуществляться внедрение комплаенс-систем.

В целях достижения высоко уровня развития бизнеса, необходимо развивать корпоративную культуру как на уровне государства, чтобы компании стремились проявить себя как законопослушные и добросовестные, так и на уровне организации, которая будет обязывать работников действовать соответственно законодательству и внутренним политикам компании. Думается, что компаниям стоит стремиться к соблюдению регуляторных требований не только потому, что за несоблюдение может наступить ответственность, но и потому, что при осуществлении своей деятельности компания руководствуется в первую очередь принципами законности и честности.

В настоящее время институт комплаенса активно обсуждается и внедряется в зарубежных странах. В России законодателем также были сделаны первые шаги в этом направлении. Так, в 2020 году был принят Федеральный закон от 01. 03. 2020 № 33-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции»[45], который на законодательном уровне закрепил определение антимонопольного комплаенса и порядок его создания. Теперь в пункте 24 статьи 4 рассматриваемого закона закреплено следующее понятие: «система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства - совокупность правовых и организационных мер, предусмотренных внутренним актом (внутренними актами) хозяйствующего субъекта либо другого лица из числа лиц, входящих в одну группу лиц с этим хозяйствующим субъектом, если такой внутренний акт (внутренние акты) распространяется на этого хозяйствующего субъекта, и направленных на соблюдение им требований антимонопольного законодательства и предупреждение его нарушения»[46]. Более того, была введена статья 9. 1. Система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства, которая установила, что введение такой системы является правом организации, а также закрепила механизм внедрения комплаенса на уровне организации. Согласно данной статье, «для организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства хозяйствующий субъект принимает внутренний акт (внутренние акты) и (или) применяет иные внутренние акты, в том числе другого лица из числа лиц, входящих в одну группу лиц с этим хозяйствующим субъектом, если такие внутренние акты распространяются на этого хозяйствующего субъекта»[47]. Несмотря на то, что данные нормы относятся только к антимонопольному комплаенсу, данное событие многие ученые оценивают как большой шаг на пути становления комплаенс-контроля в бизнесе, а также как рекомендацию внедрения систем соблюдения законодательства в деятельность хозяйствующего субъекта (А. К. Кочевцева, 2021: 30), так как в настоящее время это становится необходимостью, ведь законодательная база растет с каждым днем, в связи с чем увеличиваются риски ведения бизнеса.

Считаем, что проблема соблюдения закона в бизнесе не менее остро стоит в банковской сфере, что также отмечают многие ученые. Во-первых, во многих случаях банковские риски влекут за собой весьма ощутимые отрицательные последствия, вплоть до лишения банковской лицензии. Поэтому их выявлению и устранению могут способствовать специальные методы, такие как, например, мониторинг и непрерывный контроль. Во-вторых, как мы отмечали ранее, внедрение комплаенс-систем в России началось относительно недавно, однако банковская сфера является исключением, так как здесь уже более десяти лет осуществляется внедрение и развитие комплаенса. Впервые о введении системы внутреннего контроля было упомянуто в указании Банка России от 7 июля 1999 г. № 603-У «О порядке осуществления внутреннего контроля за соответствием деятельности на финансовых рынках законодательству о финансовых рынках в кредитных организациях»[48], на данный момент данное указание уже не действует, однако его нормы получили свое развитие в новых редакциях указаний. Необходимо сказать и о том, что успех комплаенса в банковской сфере отчасти обусловлен наличием мегарегулятора в лице Банка России, которой осуществляет контроль за деятельностью банков. По нашему мнению, системы комплаенс-контроля, существующие в банковской сфере, могут быть имплементированы и в другие сферы осуществления бизнеса.

Несмотря на то, что комплаенс является относительно новым явлением в российском бизнесе, в последние годы он становится все более и более востребованным. Это можно объяснить внедрением компаний в мировую экономику, где зачастую наличие комплаенс-систем является необходимым требованием (Ткаченко Ю. А., Шевченко М. В., 2016: 196). Более того, бизнесу выгоднее внедрить комплаенс и содержать целое управление занимающегося этими вопросами, нежели платить штрафы, а также нести репутационные потери, что негативно сказывается на востребованности компании. Ведение добросовестного бизнеса крайне положительно характеризует организацию, что повышает ее конкурентоспособность, ведь потенциальные партнеры, контрагенты и клиенты предпочтут именно компанию, которая действует законно и честно. Также, внедрение комплаенс в бизнесе выгодно и государству (Попондопуло В. Ф., Петров Д. А., 2020: 109), так как это поможет снизить количество нарушений в данной сфере и позволить уменьшить расходы на государственный контроль бизнеса.

В настоящее время системы комплаенс-контроля внедрены во многих крупных компаниях, например, таких как Газпром, Лукойл, Сибур и другие. Комплаенс-политики данных компаний направлены на выявление рисков, управление рисками и их минимизацию. Кроме того, важным пунктом является обеспечение соблюдения требований законодательства. Также на данный момент существуют консалтинговые услуги по разработке и внедрению комплаенс-систем в организации. Например, такие услуги оказывают компании Deloitte, Пепеляев Групп, PricewaterhouseCoopers и другие.

В заключение хотелось бы сказать, что существование проблемы соблюдения закона в бизнесе бесспорно. Для гармоничного развития бизнеса важно соблюдать законы, которые постоянно меняются и появляются новые. Роль комплаенс в данном случае призвана как раз устранить возможные противоречия между буквой и духом закона, помогая бизнесу разобраться в постоянно усложняющемся регуляторном ландшафте. В целом любой бизнес, заинтересованный в долгосрочном развитии, должен осознавать, что такое развитие возможно лишь при условии соблюдения регуляторных ограничений и осуществления деятельности на началах добросовестности, честности и законности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...