Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Cписок использованной литературы




Cписок использованной литературы

1. Алексеев С. С. Теория права. М.: Издательство БЕК, 1995. – 320 с.

2. Быков А. Г. О содержании курса предпринимательского права и принципах его построения // Предпринимательское право в рыночной экономике / Отв. ред. Е. П. Губин, П. Г. Лахно. М., 2004. С. 57 - 85.

3. Губин Е. П. Правовое обеспечение свободы экономической деятельности // Предпринимательское право. 2015. № 4. С. 3 - 9.

4. Губин Е. П. Предмет предпринимательского права: современный взгляд // Предпринимательское право. 2014. № 2. С. 9-14.

5. Морхат П. М. Правосубъектность искусственного интеллекта в сфере права интеллектуальной собственности: гражданско-правовые проблемы: автореф. дис. докт. юрид. наук. М., 2018. – 45 с.

6. Санникова Л. В., Харитонова Ю. С. Цифровые активы как объекты предпринимательского оборота // Право и экономика. 2018. N 4. С. 27 – 34.

 

Kazakevich Ekaterina Igorevna

Lomonosov Moscow State University (MSU)

Russia, Moscow

e-mail: kazakeka@mail. ru

BUSINESS LAW AND DIGITAL CHALLENGES

Abstract: This paper examines the key issues of transformation of public relations included in the subject areas of both business and other branches of Russian law during the development of the digital economy in Russia. The author draws attention to a wide range of challenges arising in connection with the use of digital technologies and having a great impact on the development of the legal system. The article highlights the problems of legal regulation of the digital economy for sustainable development.

Key words: Digital economy, digital technologies, business law, improvement of legislation.

УДК 347. 736

Калашников Никита Анатольевич

Тюменский государственный университет

Россия, Тюмень

e-mail: kalash77@inbox. ru

Пашаева Рамина Фархадовна

Тюменский государственный университет

Россия, Тюмень

e-mail: raminapashaeva@mail. ru

НОВЕЛЛЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА) ЗАСТРОЙЩИКОВ

Аннотация: в статье рассматриваются последние изменения, внесённые в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» в июле 2021 года применительно к банкротству застройщиков. Проводятся сравнение и анализ существующих норм и норм предыдущей редакции соответствующих положений, ставится вопрос о целях и задачах изменений рассматриваемого закона в данной части, делается вывод о необходимости дальнейшего совершенствования законодательства о несостоятельности в его связи с долевым строительством.

Ключевые слова: банкротство, изменения законодательства, долевое строительство, банкротство застройщика, участник долевого строительства.

Учеными правовой институт несостоятельности (банкротства) рассматривается в качестве комплексного (межотраслевого) образования, призванного обеспечивать и частные, и публичные интересы, а также требующего на современном этапе дальнейшего развития и совершенствования (Белых В. С., 2020: 16-22; Любаненко А. В., Чукреев А. А., 2021: 106-115).

Глава IX Федерального закона (ФЗ) «О несостоятельности (банкротстве)[49] посвящена банкротству отдельных категорий юридических лиц, параграф 7-й – особенностям банкротства такого субъекта как «застройщик». За время своего существования указанный параграф претерпел большое количество изменений и дополнений, однако проблема «обманутых дольщиков» актуальна и по сей день (Юлова Е. С., 2018: 9). Несмотря на создание специализированных уполномоченных организаций по защите прав граждан – участников долевого строительства, появление новых законов, регулирующих данные отношения, по-прежнему, наблюдаются случаи недобросовестного исполнения застройщиками своих обязанностей (Баранова А. Б., Бобылева А. З., Вайпан В. А. и др., 2020: 190-191).

Помимо этого, следует уточнить, что договор участия в долевом строительстве подразумевает, что граждане – участники долевого строительства получают вещное право на объект долевого строительства только после ввода соответствующего здания в эксплуатацию, а до тех пор такие граждане, как наименее защищённые субъекты договора, должны иметь (и имеют) достаточные способы защиты своих обязательственных прав и законных интересов. Поэтому на данный момент, благодаря появлению в 2011 г. в главе IX указанного выше закона параграфа 7, в обязательном порядке ведётся реестр требований участников строительства (ранее – реестр требований о передаче жилых помещений), лицами, участвующими в деле о банкротстве застройщика, признаются все участники строительства, имеющие к застройщику как денежные требования, так и требования о передаче жилых помещений (машино-мест и нежилых помещений), а также предусмотрены другие меры, призванные повысить уровень защиты прав и законных интересов инвесторов на первичном рынке жилья и упорядочить в целом правоотношения, возникающие в связи с несостоятельностью девелоперов (Чукреев А. А., 2014: 69-74). С тех пор нормативно-правовая база несостоятельности (банкротства) застройщиков остается в поле пристального внимания законодателя и непрестанно совершенствуется.

Очередной пакет нововведений в положения об особенностях банкротства застройщиков связан с Федеральным законом от 01 июля 2021 № 273-ФЗ[50], который внёс изменения не только в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», но и во многие другие законодательные акты Российской Федерации, например, в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости»[51], Земельный кодекс РФ и некоторые другие. Изменения были внесены в связи с дальнейшим поступательным развитием защиты участников института долевого строительства в нашей стране (Карелина С. А., Фролов И. В., 2018: 240).

В частности, законом вносятся изменения, косвенно расширяющие права и гарантии интересов участвующих граждан-дольщиков (Чуракова Е. В., Юлова Е. С., 2021: 134-141) и Фонда защиты прав граждан — участников долевого строительства (Фонд), который был создан с целью реализации государственной жилищной политики и суть деятельности которого заключается в реализации законных прав и интересов граждан-дольщиков. Законодателем Фонду предоставлены новые права по самостоятельному завершению неоконченного строительства, при этом установлены случаи, когда размещение средств граждан-участников долевого строительства на счетах эскроу не требуется, вместо этого средства могут быть направлены на расчётный счёт Фонда, предоставлено право на детальный анализ требований участников такого строительства. Также Фонду возможно предоставление муниципальных или государственных земель, если невозможность завершения строительства связана с ограничениями, установленными земельным или градостроительным законодательством РФ. Финансирование же такой деятельности подразумевается за счёт средств граждан-участников и Российской Федерации. Также дополнения коснулись мониторинга долевого строительства, расширения полномочий органов власти различного уровня в установленной сфере, а также условий о взаимодействии института жилищного строительства и Федеральной государственной информационной системы «Госуслуги».

В связи с принятыми изменениями в вышеупомянутые законы и с целью предоставления гражданам-участникам долевого строительства дополнительных гарантий защиты их интересов, внесены изменения и в некоторые статьи параграфа 7 главы IX Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – ФЗ), касающиеся общих положений банкротства застройщиков (статья 201. 1 рассматриваемого ФЗ), а также особенностей предъявления дольщиками требований к застройщику-банкроту (статья 201. 4 ФЗ). В частности, теперь реестр требований кредиторов должен быть закрыт в срок по истечении 2-х месяцев с даты публикации сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Требования участников строительства при этом должны быть внесены в реестр не позднее 45 дней со дня получения уведомления конкурсного управляющего, предусмотренного п. 2 ст. 201. 4 ФЗ, независимо от даты закрытия такого реестра.

Законодательная новелла коснулась и порядка аккредитации арбитражных управляющих в качестве конкурсных управляющих (внешних управляющих) при банкротстве застройщиков. Так, в абзаце четвёртом пункта 2. 1 статьи 201. 1 Закона «О несостоятельности (банкротстве)» отныне закреплено право кандидата, в отношении которого принято решение об отказе в аккредитации в случае его несоответствия условиям аккредитации, по истечении года с даты принятия соответствующего решения обратиться в регулирующий орган с повторным заявлением об аккредитации. Основной целью данной новеллы является уточнение требований к порядку повторной попытки аккредитации арбитражных управляющих, актуальное до внесения соответствующей поправки федеральное законодательство подобное обстоятельство не регламентировало.

Нововведением, отражающим тенденцию цифровизации законодательства, является новое изложение абзаца первого п. 2. 3-1 ст. 201. 1 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». Если ранее закон не содержал указания на форму бухгалтерской (финансовой) отчётности должника, направляемой конкурсным управляющим в «Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства», то действующая редакция статьи регламентирует направление отчётности в электронной форме с использованием личного кабинета в ЕИС жилищного строительства.

Также был сокращён трёхмесячный срок для представления арбитражным управляющим запрошенных «Фондом защиты прав граждан – участников долевого строительства» документов — после внесения изменений в п. 2. 3-1 ст. 201. 1 рассматриваемого Федерального закона он составляет два месяца.

Считаем, что принятые изменения смогут сократить время течения процедуры банкротства застройщиков, ускорят некоторые процедуры и обеспечат как можно более быстрое восстановление прав граждан-участников долевого строительства. В целом изменения направлены на существенное усиление защиты прав и законных интересов дольщиков.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...