Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Cписок использованной литературы




Cписок использованной литературы

1. Гонгало Б. М., Новоселова Л. А. Есть ли место «цифровым правам» в системе объектов гражданского права // Пермский юридический альманах. – 2019. - № 2. С. 179-192.

2. Ефимова Л. Г. Криптовалюты как объект гражданского права // Хозяйство и право. – 2019 г. - № 4. С. 17-25.

3. Саженов А. В. Криптовалюты как новый вид бестелесных вещей // Современные информационные технологии и право: монография. - М.: Статут, 2019. С. 157-180.

4. Санникова Л. В., Харитонова Ю. С. Правовая сущность новых цифровых прав // Закон. – 2018. - № 8. С. 136-153.

5. Столярова Д. В. Проблемы правового регулирования цифровых финансовых активов и цифровой валюты в России // Инновации. Наука. Образование. – 2021. - № 37. С. 637-642.

6. Шишмарева Т. П. Криптовалюта в составе конкурсной массы несостоятельного должника // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина. – 2020. - № 7. С. 37-43.

Alexandr Kushnarev

The Ural State Law University

Russia, Yekaterinburg

e-mail: kushnarev-02@list. ru

DIGITAL FINANCIAL ASSETS IN BANKRUPTCY CASES

Abstract: this article analyses a new object of civil law - digital financial assets - as a potential object of the bankruptcy estate. Different points of view on the place of digital financial assets in the system of civil law objects are given. The problems arising in connection with the inclusion of digital financial assets in the bankruptcy estate of an insolvent debtor are revealed. The author's point of view to determine the legal nature of digital financial assets is offered.

Keywords: digital financial assets, digital rights, bankruptcy, bankruptcy estate, object of civil law.

УДК 346. 34

Матвеева Софья Владиславовна

Нижегородский государственный университет им. Н. И Лобачевского

г. Нижний Новгород, Российская Федерация

e-mail: mnavysonya@inbox. ru

Царев Евгений Александрович

Нижегородский государственный университет им. Н. И Лобачевского

г. Нижний Новгород, Российская Федерация

e-mail: z. czar@mail. ru

СМАРТ-КОНТРАКТЫ, КАК ИНСТРУМЕНТ ВЕДЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ

Аннотация: данная статья посвящена правовым аспектам влияния цифровизации на предпринимательскую деятельность. В работе освещается нормативно-правовая база, созданная в целях развития цифровых технологий. Приводятся определения цифрового предприятия различных авторов и выводятся ключевые признаки. Также авторами рассматриваются вопросы использования современных инструментов маркетинга и смарт-контрактов в договорных отношениях в сфере онлайн продаж.

Ключевые слова: цифровая экономика, маркетинг в социальных сетях (SMM), смарт-контракты, информационные технологии, цифровые права, цифровое предприятие.

Цифровизация - процесс перехода в систему цифровой экономики. Цифровая экономика представляет собой систему экономических отношений, в которой информационные данные в являются ключевым фактором производства во всех ее сферах (В. И. Ананьин, К. В. Зимин, М. И. Лугачев, Р. Д. Гимранов, К. Г. Скрипкин, 2018: 45). Для цифровой экономики характерно обилие новых технологических средств и цифровых каналов коммуникации, что позволяет бизнес-процессам протекать быстрее, качественнее и удобнее. Цифровая экономика – это глобальная сеть экономических и социальных возможностей, которые реализуются через интернет (Н. Г. Устинова, 2019: 33).

Цифровизация несомненно отражается и на предпринимательской деятельности, в процессе которой все чаще используются информационно-коммуникационные технологии, хотя правовое регулирование такого использования все еще достаточно ограничено. Среди регламентирующих актов лишь несколько значимых.

Во-первых, Указ Президента РФ от 09. 05. 2017 N 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы», [62] где была отмечена необходимость формирования нормативной базы в целях развития цифровых технологий;

Во-вторых, Постановление Правительства РФ от 02. 03. 2019 № 234 «О системе управления реализацией национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», посвященное различным организационным вопросам по программе. [63]

Стоит сказать о Паспорте национального проекта Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации»[64], где подробно раскрываются процессы цифровизации и указаны основные цели развития цифровой экономики России. К напримеру, отмечается потребность в приумножении расходов на развитие цифровой экономики, а также создание надежной и стабильной цифровой инфраструктуры передачи, обработки и хранения больших объёмов информации для всех организаций;

В-третьих, Федеральным законом от 18. 03. 2019 N 34-ФЗ в Гражданский кодекс Российской Федерации было введено понятие цифровых прав, как разновидности имущественных прав, и нормы, регулирующие юридически значимые действия совершенные при помощи информационных технологий и о смарт-контрактах, как «самоисполняемых» сделках. [65]

Однако, несмотря на такую фрагментарность правового регулирования, все больше категорий и институтов, характерных именно в условиях цифровизации, появляются и используются предпринимателями. Например, вследствие цифровой трансформации экономики в научной литературе сформировался термин «цифровое предприятие». Точного определения на данный момент не имеется, но к примеру, А. Мельниковой[66] цифровое предприятие трактуется, как организация, которая быстро адаптируется к внешним условиям. М. Баранов[67], в свою очередь, воспринимает модель цифрового предприятия, как предприятие, прошедшее модернизацию производства, методов взаимодействия с клиентами, методов управления компанией. Таким образом, можно выделить характерные черты цифрового предприятия: мобильность и использование новейших информационных технологий и информационных систем, автоматизирующих все сферы деятельности (Т. И. Кузнецова, Г. М. Иванов, О. И. Опарин, 2017: 2).

Особенно значимой сферой деятельности любой организации является маркетинг. Стоит отметить тот факт, что маркетинг в социальных сетях (SMM) является на данный момент одним из основных инструментов продажи товаров и услуг в интернете. Целью SMM является привлечение целевой аудитории через публикацию информации на определенную тему в социальных сетях (Ю. Э. Гришкина, 2018: 72). Также внедрение информационных технологий маркетинга позволяет максимально экономить время на обслуживании и тем самым выполняет одну из главных задач сегодня – экономия времени потребителя. С данной целью используются прайсчекеры, QR-коды, виртуальные примерочные, консультанты чат-боты, и конечно же, технологии виртуализации, когда часть основной деятельности организации работает в онлайн режиме. По большей части это касается сферы электронной торговли. Именно в период ограничений, связанных с коронавирусом ежедневное использование виртуальных маркетплейсов и гипермаркетов (ЯндексМаркет, Wildberries, Ozon. ru и т. д. ) стало для многих обыденным. Соответственно, обыденным стало и применение смарт-контрактов.

В нормативных актах определение смарт-контрактов отсутствует, однако его можно найти в Проекте Федерального закона N 419059-7 «О цифровых финансовых активах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (о цифровых финансовых активах)». Под смарт-контрактом понимается договор в электронной форме, который исполняется путем автоматического проведения цифровых транзакций в определенном порядке и при наступлении определенных условий. [68] Автор программы РЭУ имени Г. В. Плеханова «Блокчейн - программирование» Илья Михеев[69] подчеркнул, что под смарт-контрактами можно понимать либо юридически обязательный к исполнению договор в электронной форме, либо часть кода, запрограммированного для выполнения определенных задач при определенном условии, либо компьютерную программу, размещенную в блокчейне, которая может быть запрограммирована под бизнес-задачи.

Стоит сказать, что в ранее упомянутых изменениях в Гражданский Кодекс говорится именно о соглашениях, исполняемых автоматически с помощью технологий согласно установленным условиям.

Алгоритм действия смарт-контракта можно рассмотреть на примере таких торговых площадок, как Aliexpress и Joom. Вмешательство человека в работу смарт-контракта происходит только после сообщения покупателя о нарушениях со стороны продавца в виду неполучения товара, получения товара ненадлежащего качества и т. д. В таком случае, рассмотрением проблем и вынесением решений занимаются сотрудники торговых площадок. После вынесения решения работниками смарт-контракт возобновляет свою работу.

Таким образом, смарт-контракты являются самоисполняемыми договорами, базирующимися на технологии блокчейн. По мнению некоторых авторов, смарт-контракты могут быть популярными в сфере типовых договоров, так как одной из его особенностей является невозможность его изменения в силу специфики хранения информации в распределенных реестрах. В этом контексте есть возможность рассматривать смарт-контракт, как гарантию от одностороннего изменения обязательства (М. Д. Шапсугова, 2018: 80).

В аналитическом обзоре Центрального Банка РФ несомненными плюсами использования смарт-контрактов предпринимателями считаются высокая степень защищенности каждой из сторон, а соответственно невозможность внесение изменений в условия смарт-контракта без соглашения другой стороны, а также высокая степень защищенности от вмешательства третьих лиц, так как смарт-контракт зашифрован и хранится в распределенной сети. [70] Однако несмотря на наличие положительных сторон, смарт-контракты имеют ряд минусов. Необходимо учитывать ошибки, которые могут быть допущены, так как создание смарт-контракта в целом является сложным процессом. К примеру, базой контракта является программный код, который из-за допущенных неточностей на периоде программирования может функционировать ошибочно.

Таким образом, проблема влияния цифровой трансформации на предпринимательскую деятельность является актуальной и обсуждаемой как в научных кругах, так и среди правоприменителей. Информационные технологии способствуют организации продвижения бизнеса, поэтому применение технологий цифровизации в области предпринимательства является важнейшим процессом, позволяющим сделать любое предприятие современным и конкурентоспособным.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...