Х.7. Основы научной организации труда и производительность труда
Организация труда — это система мероприятий, обеспечивающая рациональное использование рабочей силы и предусматривающая соответствующую расстановку людей в процессе производства, разделение, кооперацию, нормирование и стимулирование труда, организацию и обслуживание рабочих мест, необходимые условия труда. Научная организация труда решает в комплексе три задачи: экономическую — непрерывное повышение производительности труда; социальную — содействие культурно-техническому росту трудящихся, воспитание коммунистического отношения к труду; психофизиологическую — сохранение здоровья и работоспособности человека в течение всего периода трудовой деятельности. Научная организация труда в депо предусматривает: разработку и внедрение наиболее рациональных режимов работы машин и оборудования, передовой технологии ремонта вагонов, планомерное и, эффективное использование оборудования, обеспечение ритмичной работы, совершенствование нормирования и оплаты труда, создание нормальных и безопасных санитарно-гигиенических условий, исключающих непроизводительные затраты и потери рабочего времени, и др. Работы по составлению планов НОТ рекомендуется проводить в три этапа. I этап — изучение организации труда и технико-экономических показателей, при этом анализируют следующие показатели: планирование и обслуживание рабочих мест; использование оборудования, оснастки, инструмента; организация рабочего места и ус- ловия труда; технологические процессы работ; нормирование и материальное стимулирование труда; методы организации труда; развитие творческой инициативы трудящихся. Полученные данные сопоставляют с техническими характеристиками оборудования и рабочих мест. На основании этого производят выявление резервов производства.
II этап — разработка плана НОТ, которую начинают с оформления результатов выявления резервов производства. Затем намечают мероприятия по использованию резервов и рассчитывают ожидаемую технико-экономическую эффективность их осуществления. Разработанный план НОТ согласуют по отдельным пунктам с непосредственными исполнителями и доводят до сведения всего коллектива с обсуждением на производственном собрании, на заседании технико-экономического совета и комитета профсоюза. При необходимости в план вносятся коррективы, после чего он утверждается руководителем предприятия. II этап — внедрение плана НОТ. Внедрение организационно-технических мероприятий по плану НОТ возлагается на мастеров производственных участков, начальников ПТО и др. Ежеквартально подводят итоги выполнения плана НОТ, которые на общих собраниях доводят до сведения всего коллектива. При подведении итогов социалистического соревнования выполнение планов НОТ учитывается как один из основных показателей работы. Все шире на железнодорожном транспорте применяется проектирование и внедрение планов НОТ на основе карт организации труда. На предприятиях вагонного хозяйства в настоящее время применяются типовые карты организации труда на рабочих местах и на работах по обслуживанию оснащения производственных участков. Внедрение мероприятий, предусмотренных в таких картах, позволяет повысить производительность труда у слесарей, специализированных на работах по ремонту автосцепного устройства, на 12—21%, по ремонту автотормозов в АКП — на 10%, у токарей по обточке колесных пар по профилю катания—-на 11—16%, У заливщиков свинцово-оловянистых сплавов — до 33%, у слесарей-ремонтников и электромонтеров по обслуживанию оснащения производственных участков — до 45%.
Каждая карта организации труда разрабатывается для иполни-телей определенной профессии на основе предварительных инженерных, экономических, санитарно-гигиенических, психофизиологических и других исследований. В ней указываются: наиболее рациональная последовательность действий работника; приемы, методы и нормы труда; организация и обслуживание рабочего места, производственного участка; мероприятия по созданию бла- гоприятных условий труда; предусмотренная система оплаты труда работника. Применение карт организации труда должно сопровождаться обязательным пересмотром существующих нормативов и внедрением прогрессивных технически обоснованных норм времени в соответствии с фактически достигнутым повышением производительности труда на основе выявления и- использования резервов ее роста. Участие в разработке карт организации труда самих исполнителей значительно облегчает их внедрение. Внедрение комплексной системы управления качеством продукции, широкое применение карт организации труда и средств механизации производственных процессов создают предпосылки эффективного применения бригадной формы организации и стимулирования труда. Руководителем бригады является освобожденный или неосвобожденный бригадир. В необходимых случаях, там, где это обоснованно, бригаду возглавляет мастер. Для управления бригадой создаются советы, через которые обеспечивается участие членов бригады в управлении производством. В функции советов бригад в соответствии с действующим положением входит установление коэффициентов трудового участия (КТУ), участие в распределении единовременных премий (за успехи.в социалистическом соревновании), обсуждение встречных планов и социалистических обязательств, принятие рекомендаций о повышении тарифного разряда и должностного оклада (у служащих), руководство работой наставников. В крупных комплексных бригадах, объединяющих несколько технологических групп (звеньев), совет бригады избирается с таким расчетом, чтобы в нем были представители всех основных профессий и технологических групп. Создание бригад нового типа, работающих на единый наряд с оплатой по конечным результатам, требует серьезной подготовительной работы, включающей пропаганду в коллективах преимуществ бригадной формы организации труда, а также разработку технических и организационных мероприятий по созданию условий для высокопроизводительного труда. Для руководства работой по созданию бригад и оказанию бригадирам необходимой помощи в депо, как правило, создаются специальные советы, куда входят начальник депо (председатель), председатель профкома (его заместитель), экономист, инженер по организации и нормированию труда, заместитель начальника депо по ремонту. При организации бригад в депо издается приказ о создании бригады, составляется комплект документов (или паспорт бригады), регламентирующих ее деятельность. В него входят положения о бригадной организации труда, совете бригады, премировании, распределении заработной платы с использованием КТУ; условия социалистического соревнования; договор с администрацией (бригадный подряд);
лимит численности работников на плановый объем работы и производственно-финансовый план (с разбивкой по месяцам) с выделением премиального фонда; расценочная ведомость для работ, оплачиваемых сдельно. Как правило, плановые показатели (объемные и качественные) устанавливаются бригаде в натуральном выражении. Перечень показателей определяется действующими рекомендациями по внутрипроизводственному бригадному хозяйственному расчету. При создании бригад нового типа, работающих по единому наряду с распределением заработка с учетом качества продукции и КТУ, организуется учет результатов работы как бригады в целом, так и каждого ее члена. Для учета результатов работы бригад в максимальной степени применяются существующие отчетные данные. Наиболее распространена регистрация показателей, используемых при определении КТУ, в специальном журнале или на экране, где фиксируются фамилия, имя и отчество исполнителя работ, табельный номер, дата, факторы, понижающие и повышающие балльную оценку КТУ и качества труда исполнителя, итоговые значения этих коэффициентов за месяц.
Расчет заработной платы членам бригад нового типа осуществляется на основе методических указаний о порядке расчета заработной платы членам комплексных или специализированных бригад основной деятельности железных дорог с использованием КТУ. При этом размер премиального фонда бригады зависит от количества и качества выработанной продукции (определяется администрацией депо), а на основе КТУ совет бригады снижает или повышает премию отдельным работникам и производит распределение отдельного приработка. В большинстве бригад нового типа экономия премиального фонда, образовавшаяся за счет снижения премий нарушителям дисциплины или работникам с низкой производительностью труда, распределяется через повышение КТУ между остальными членами бригады при условии полного выполнения заданного объема работ с высоким качеством. Основная заработная плата определяется в зависимости от разряда квалификации каждого рабочего и отработанного времени. Накопленный опыт в вагонных депо сети железных дорог показал, что существующие бригады численностью 5—10 чел. должны преобразовываться в укрупненные комплексные бригады нового типа с организацией в них органов самоуправления — советов бригад. Оплата труда в этих бригадах должна осуществляться по единому наряду за конечный результат с распределением заработной платы с применением КТУ. В развитии бригадной формы организации труда особое значение приобретает внедрение бригадного хозяйственного расчета, разработка прогрессивных нормативов затрат труда, материалов, топлива и энергии на единицу продукции, связь размеров премирования инженерно-технических работников производственных участков с результатами работы бригад. Создание хозрасчетных бригад нового типа требует доведения общих заданий и лимитов, запланированных депо, до каждой бригады и учета их выполнения. Требуется существенное совершенствование всей планово-экономической работы. Производительность труда определяется количеством продукции, произведенной в единицу времени (месяц, квартал, год) на одного среднесписочного работника (выработка), или количеством времени, затраченным на производство единицы продукции (трудоемкость). Отношение достигнутой (плановой) выработки к базисному уровню, выраженное в процентах, характеризует прирост производительности труда. Рост производительности труда является важнейшим условием улучшения всех показателей эффективности, снижения себестоимости, экономии рабочей силы и др.
Выработка является наиболее распространенным и универсальным показателем производительности труда. В зависимости от того, в каких единицах измеряется объем продукции, различают четыре метода определения выработки: натуральный, стоимостный (денежный), трудовой и в условных (приведенных) единицах. В вагонном хозяйстве за основной измеритель производительности труда принято количество физических грузовых вагонов, проследовавших через ПТО, приходящихся на одного работника эксплуатационного контингента. При деповском ремонте вагонов и капитальном ремонте контейнеров таким показателем является выработка в приведенных вагонах на одного работника, занятого выполнением этих работ. На промывочно-пропарочных предприятиях за измеритель производительности труда принята выработка в приведенных цистернах на одного работника. В этом случае за единицу приведения принята четырехосная цистерна, подготовленная для налива из-под темных под светлые нефтепродукты. По резервам проводников производительность труда определяется в вагоно-километрах, приходящихся на одного работника эксплуатационного контингента; в вагоноколесных мастерских при формировании и ремонте колесных пар со сменой элементов — выработка на одного работника валовой продукции в рублях в оптовых ценах, а при ремонте вагонных деталей — выработка на одного работника в рублях в плановых ценах. Выполнение задания по росту производительности труда за конкретный период определяется в процентах как отношение фактически достигнутой выработки к плановой; рост производительности труда за рассматриваемый период определяется отношением фактически достигнутой выработки к выработке за соответствующий прошлый сравниваемый период также в процентах. Глава X ВАГОННЫЕ ДЕПО
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|