Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Х.7. Основы научной организации труда и производительность труда




Организация труда — это система мероприятий, обеспечиваю­щая рациональное использование рабочей силы и предусматрива­ющая соответствующую расстановку людей в процессе производ­ства, разделение, кооперацию, нормирование и стимулирование труда, организацию и обслуживание рабочих мест, необходимые условия труда.

Научная организация труда решает в комплексе три задачи: экономическую — непрерывное повышение производительности труда; социальную — содействие культурно-техническому росту трудящихся, воспитание коммунистического отношения к труду; психофизиологическую — сохранение здоровья и работоспособно­сти человека в течение всего периода трудовой деятельности.

Научная организация труда в депо предусматривает: разработ­ку и внедрение наиболее рациональных режимов работы машин и оборудования, передовой технологии ремонта вагонов, планомер­ное и, эффективное использование оборудования, обеспечение рит­мичной работы, совершенствование нормирования и оплаты труда, создание нормальных и безопасных санитарно-гигиенических усло­вий, исключающих непроизводительные затраты и потери рабоче­го времени, и др.

Работы по составлению планов НОТ рекомендуется проводить в три этапа.

I этап — изучение организации труда и технико-экономических показателей, при этом анализируют следующие показатели: пла­нирование и обслуживание рабочих мест; использование оборудо­вания, оснастки, инструмента; организация рабочего места и ус-


ловия труда; технологические процессы работ; нормирование и материальное стимулирование труда; методы организации труда; развитие творческой инициативы трудящихся.

Полученные данные сопоставляют с техническими характерис­тиками оборудования и рабочих мест. На основании этого произ­водят выявление резервов производства.

II этап — разработка плана НОТ, которую начинают с оформ­ления результатов выявления резервов производства. Затем наме­чают мероприятия по использованию резервов и рассчитывают ожидаемую технико-экономическую эффективность их осуществле­ния.

Разработанный план НОТ согласуют по отдельным пунктам с непосредственными исполнителями и доводят до сведения всего коллектива с обсуждением на производственном собрании, на за­седании технико-экономического совета и комитета профсоюза. При необходимости в план вносятся коррективы, после чего он утверждается руководителем предприятия.

II этап — внедрение плана НОТ. Внедрение организационно-технических мероприятий по плану НОТ возлагается на мастеров производственных участков, начальников ПТО и др. Ежеквар­тально подводят итоги выполнения плана НОТ, которые на об­щих собраниях доводят до сведения всего коллектива. При под­ведении итогов социалистического соревнования выполнение пла­нов НОТ учитывается как один из основных показателей работы.

Все шире на железнодорожном транспорте применяется проек­тирование и внедрение планов НОТ на основе карт организации труда. На предприятиях вагонного хозяйства в настоящее время применяются типовые карты организации труда на рабочих местах и на работах по обслуживанию оснащения производственных участков.

Внедрение мероприятий, предусмотренных в таких картах, поз­воляет повысить производительность труда у слесарей, специали­зированных на работах по ремонту автосцепного устройства, на 12—21%, по ремонту автотормозов в АКП — на 10%, у токарей по обточке колесных пар по профилю катания—-на 11—16%, У заливщиков свинцово-оловянистых сплавов — до 33%, у слесарей-ремонтников и электромонтеров по обслуживанию оснащения про­изводственных участков — до 45%.

Каждая карта организации труда разрабатывается для иполни-телей определенной профессии на основе предварительных инже­нерных, экономических, санитарно-гигиенических, психофизиологи­ческих и других исследований. В ней указываются: наиболее рациональная последовательность действий работника; приемы, методы и нормы труда; организация и обслуживание рабочего места, производственного участка; мероприятия по созданию бла-


гоприятных условий труда; предусмотренная система оплаты тру­да работника.

Применение карт организации труда должно сопровождаться обязательным пересмотром существующих нормативов и внедре­нием прогрессивных технически обоснованных норм времени в соответствии с фактически достигнутым повышением производи­тельности труда на основе выявления и- использования резервов ее роста. Участие в разработке карт организации труда самих ис­полнителей значительно облегчает их внедрение.

Внедрение комплексной системы управления качеством продук­ции, широкое применение карт организации труда и средств меха­низации производственных процессов создают предпосылки эффек­тивного применения бригадной формы организации и стимулиро­вания труда.

Руководителем бригады является освобожденный или неосво­божденный бригадир. В необходимых случаях, там, где это обосно­ванно, бригаду возглавляет мастер. Для управления бригадой создаются советы, через которые обеспечивается участие членов бригады в управлении производством. В функции советов бригад в соответствии с действующим положением входит установление коэффициентов трудового участия (КТУ), участие в распределении единовременных премий (за успехи.в социалистическом соревно­вании), обсуждение встречных планов и социалистических обяза­тельств, принятие рекомендаций о повышении тарифного разряда и должностного оклада (у служащих), руководство работой нас­тавников. В крупных комплексных бригадах, объединяющих не­сколько технологических групп (звеньев), совет бригады избира­ется с таким расчетом, чтобы в нем были представители всех основных профессий и технологических групп.

Создание бригад нового типа, работающих на единый наряд с оплатой по конечным результатам, требует серьезной подготови­тельной работы, включающей пропаганду в коллективах преиму­ществ бригадной формы организации труда, а также разработку технических и организационных мероприятий по созданию условий для высокопроизводительного труда. Для руководства работой по созданию бригад и оказанию бригадирам необходимой помощи в депо, как правило, создаются специальные советы, куда входят начальник депо (председатель), председатель профкома (его за­меститель), экономист, инженер по организации и нормированию труда, заместитель начальника депо по ремонту. При организации бригад в депо издается приказ о создании бригады, составляется комплект документов (или паспорт бригады), регламентирующих ее деятельность. В него входят положения о бригадной органи­зации труда, совете бригады, премировании, распределении за­работной платы с использованием КТУ; условия социалистического соревнования; договор с администрацией (бригадный подряд);


лимит численности работников на плановый объем работы и про­изводственно-финансовый план (с разбивкой по месяцам) с выде­лением премиального фонда; расценочная ведомость для работ, оплачиваемых сдельно.

Как правило, плановые показатели (объемные и качественные) устанавливаются бригаде в натуральном выражении. Перечень по­казателей определяется действующими рекомендациями по внут­рипроизводственному бригадному хозяйственному расчету. При создании бригад нового типа, работающих по единому наряду с распределением заработка с учетом качества продукции и КТУ, организуется учет результатов работы как бригады в целом, так и каждого ее члена. Для учета результатов работы бригад в мак­симальной степени применяются существующие отчетные данные. Наиболее распространена регистрация показателей, используемых при определении КТУ, в специальном журнале или на экране, где фиксируются фамилия, имя и отчество исполнителя работ, табель­ный номер, дата, факторы, понижающие и повышающие балльную оценку КТУ и качества труда исполнителя, итоговые значения этих коэффициентов за месяц.

Расчет заработной платы членам бригад нового типа осущест­вляется на основе методических указаний о порядке расчета зара­ботной платы членам комплексных или специализированных бригад основной деятельности железных дорог с использованием КТУ. При этом размер премиального фонда бригады зависит от количества и качества выработанной продукции (определяется администрацией депо), а на основе КТУ совет бригады снижает или повышает премию отдельным работникам и производит рас­пределение отдельного приработка. В большинстве бригад нового типа экономия премиального фонда, образовавшаяся за счет сни­жения премий нарушителям дисциплины или работникам с низкой производительностью труда, распределяется через повышение КТУ между остальными членами бригады при условии полного вы­полнения заданного объема работ с высоким качеством. Основная заработная плата определяется в зависимости от разряда квали­фикации каждого рабочего и отработанного времени.

Накопленный опыт в вагонных депо сети железных дорог пока­зал, что существующие бригады численностью 5—10 чел. должны преобразовываться в укрупненные комплексные бригады нового типа с организацией в них органов самоуправления — советов бригад. Оплата труда в этих бригадах должна осуществляться по единому наряду за конечный результат с распределением заработ­ной платы с применением КТУ.

В развитии бригадной формы организации труда особое значе­ние приобретает внедрение бригадного хозяйственного расчета, разработка прогрессивных нормативов затрат труда, материалов, топлива и энергии на единицу продукции, связь размеров


премирования инженерно-технических работников производствен­ных участков с результатами работы бригад. Создание хозрасчет­ных бригад нового типа требует доведения общих заданий и ли­митов, запланированных депо, до каждой бригады и учета их выполнения. Требуется существенное совершенствование всей пла­ново-экономической работы.

Производительность труда определяется количеством продук­ции, произведенной в единицу времени (месяц, квартал, год) на одного среднесписочного работника (выработка), или количеством времени, затраченным на производство единицы продукции (тру­доемкость). Отношение достигнутой (плановой) выработки к ба­зисному уровню, выраженное в процентах, характеризует прирост производительности труда.

Рост производительности труда является важнейшим условием улучшения всех показателей эффективности, снижения себестои­мости, экономии рабочей силы и др.

Выработка является наиболее распространенным и универсаль­ным показателем производительности труда. В зависимости от того, в каких единицах измеряется объем продукции, различают четыре метода определения выработки: натуральный, стоимостный (денежный), трудовой и в условных (приведенных) единицах.

В вагонном хозяйстве за основной измеритель производитель­ности труда принято количество физических грузовых вагонов, проследовавших через ПТО, приходящихся на одного работника эксплуатационного контингента.

При деповском ремонте вагонов и капитальном ремонте кон­тейнеров таким показателем является выработка в приведенных вагонах на одного работника, занятого выполнением этих работ. На промывочно-пропарочных предприятиях за измеритель произ­водительности труда принята выработка в приведенных цистер­нах на одного работника. В этом случае за единицу приведения принята четырехосная цистерна, подготовленная для налива из-под темных под светлые нефтепродукты. По резервам проводни­ков производительность труда определяется в вагоно-километрах, приходящихся на одного работника эксплуатационного контин­гента; в вагоноколесных мастерских при формировании и ремонте колесных пар со сменой элементов — выработка на одно­го работника валовой продукции в рублях в оптовых ценах, а при ремонте вагонных деталей — выработка на одного работника в рублях в плановых ценах.

Выполнение задания по росту производительности труда за конкретный период определяется в процентах как отношение фак­тически достигнутой выработки к плановой; рост производитель­ности труда за рассматриваемый период определяется отношением фактически достигнутой выработки к выработке за соответствую­щий прошлый сравниваемый период также в процентах.


Глава X ВАГОННЫЕ ДЕПО

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...