Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Problem of determining the essential terms of a commercial concession (franchising) agreement




PROBLEM OF DETERMINING THE ESSENTIAL TERMS OF A COMMERCIAL CONCESSION (FRANCHISING) AGREEMENT

Abstract: In this article, the author discusses the problems of determining the essential terms of the franchise agreement. This topic is relevant, because in the science of civil law there is no consensus among civil scientists about what essential conditions should be provided for in a commercial concession agreement. The contract itself is atypical for Russian civil law and therefore its individual issues need to be resolved not only by scientists, but also by the legislator.

Keywords: commercial concession agreement, essential terms of the franchise agreement.

УДК 347. 113

Алиев Даниярбек Рабшанбекович

Сибирский университет потребительской кооперации

Россия, Новосибирск

e-mail: rickticktaw19@gmail. com

К ВОПРОСУ О СОБЛЮДЕНИИ ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ РОЗНИЧНОЙ ПРОДАЖИ

Аннотация: Предметом исследовании статьи является вопрос соблюдения правил поведения в условиях распространения коронавирусной инфекции гражданами и торговыми организациями, осуществляющими розничную продажу. В статье рассматривается существующие проблемы правового регулирования в области эпидемиологической безопасности. Сделаны соответствующие выводы о том, какие шаги нужно предпринять для устранения выявленных недостатков и последующего совершенствования законодательства при Covid–19.

Ключевые слова: пандемия, «масочный режим», средства индивидуальной защиты, коронавирусная инфекция, торговые организации, потребители

В конце 2019 года стало известно о появлении вируса нового типа, который за короткий промежуток времени стремительно распространился по всему миру. Вирус SARS–CoV–2 представляет собой тяжелую острую респираторную инфекцию, для которой свойственны случаи летального исхода. Ситуация с коронавирусом осложняется и тем, что у людей изначально отсутствует иммунитет к данному вирусу. В целях снижения распространения коронавирусной инфекции ряд государств предпринял соответствующие меры по ее противодействию. В числе таких государств оказалась Российская Федерация.

В 2020 году в условиях объявленной пандемии вступает в силу Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 16. 10. 2020 N 31[197], согласно которому в стране фактически вводится «масочный режим». В соответствии с п. 1 настоящего Постановления руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека постановил лицам, находящимся на территории РФ, обеспечить ношение гигиенических масок для защиты органов дыхания в местах массового пребывания людей, в общественном транспорте, такси, на парковках и в лифтах. Под местами массового пребывания людей понимается помимо иных мест, торговые объекты, объекты общественного питания, места проведения театрально–зрелищных, культурно–просветительских и зрелищно–развлекательных мероприятий. Перечень мест вытекает из п. 2. 4 настоящего Постановления. Рассмотрим более подробно торговые объекты. Согласно п. 4 ст. 2 Федерального Закона N 381[198] торговыми объектами признаются здания, сооружения или их части, которые оснащены оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.

Еще в первом полугодии 2020 года, когда, так называемый, «масочный режим» носил рекомендательный характер между организациями, осуществляющими розничную продажу (т. е. продавцом) и гражданами (т. е. потребителем) возникали конфликты непосредственно затрагивающие их гражданско-правовые отношения. Поводом подобных конфликтов являлся отказ продавцом в обслуживании потребителей, на которых отсутствовали средства индивидуальной защиты (далее – СИЗ).

В то же время для урегулирования подобных споров Минпромторг РФ публикует письмо[199], к которому прилагаются методические рекомендации в случаях введения режима обязательного использования средств индивидуальной защиты в субъектах РФ. В соответствии с методическими рекомендациями представителю организации торговли предоставляется право отказать в обслуживании на кассе посетителю, не соблюдающему обязательных требований ношения СИЗ. Однако, письмо Минпромторга РФ не предписывает никаких ответных действий в случаях, когда со стороны торговой организации должным образом не предоставляются средства СИЗ.

Дело в том, что в силу пп. «в» п. 3 Постановления Правительства РФ от 02. 04. 2020 г. N 417[200] граждане обязаны использовать средства коллективной и индивидуальной защиты для защиты населения от чрезвычайных ситуаций, в случае его предоставления непосредственно самими организациями. Исходя из содержания указанной нормы настоящего Постановления, можно прийти к выводу о том, что организации имеют право предоставлять или не предоставлять СИЗ. Одновременно с этим пп. «б» п. 6 настоящего Постановления уже как бы накладывает обязанность организациям предоставлять работникам и иным гражданам, находящимся на их территории имеющиеся СИЗ. Важно напомнить, что предоставление подразумевает безвозмездную передачу. Анализируя две правовые нормы можно наблюдать некую коллизию юридического характера в виду их не совсем корректного изложения.

Возвращаясь к вопросу о недолжном выполнении торговыми организациями своих обязательств по противодействию коронавирусной инфекции, стоит отметить, что организации в рамках предоставления СИЗ на безвозмездной основе зачастую предоставляют посетителям своих торговых объектов лицевые маски не соответствующие требованиям установленными государственным стандартом[201] на который, в свою очередь, ссылается Роспотребнадзор в Приложении N 1 к рекомендациям по применению СИЗ[202]. Такие маски носят название санитарно-гигиенических изделий и не относятся к разряду медицинских масок. В свою очередь санитарно-гигиенические изделия не подпадают под определение СИЗ (Г. Я. Ибрагимова, Г. Р. Иксанова, 2020: 5). В связи с чем они не указаны в Техническом регламенте таможенного союза[203], а значит отсутствует необходимая для СИЗ сертификация. Несмотря на это в нормативных правовых актах рекомендующих или обязывающих ношения масок встречаются вышеперечисленные варианты названий средств защиты, что вводит в затруднение рядового гражданина при приобретении СИЗ.  

Несколько иначе дело обстоит с масками реализующимися торговыми организациями как потребительский товар. Запрета на продажу СИЗ нет, напротив в методических рекомендациях от Минпромторга указано, что при наличии в продаже СИЗ есть право организовывать их реализацию. Однако, приобретение покупателями СИЗ не должно быть условием для приобретения иных потребительских товаров. В силу п. 2 ст. 16 Закона N 2300-1 от 07. 02. 1992 г. «О защите прав потребителей» запрещается обуславливать приобретение одних товаров обязательным приобретением иных товаров. Такие действия могут быть расценены как принуждение к приобретению товара (О. А. Чернова, Буряк Е. Ю, 2014: 105). Наряду с этим в соответствии с п. 3 ст. 426 ГК РФ не допускается и отказ лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары. Отказ обязанной стороны от заключения публичного договора не допускается. В противном случае, необоснованное уклонение обязанной стороны от заключения публичного договора предоставляет право другой стороне обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор (М. В. Карпычева, А. М. Хужина, 2020: 400).

Ко всему прочему распространенной проблемой являются нарушения способов хранения как гигиенических, так и медицинских масок. Нередки случаи хранения масок в местах обслуживания посетителей вне упаковки производителя в полиэтиленовых пакетах. Тем самым дальнейшее их использование гражданами носит потенциально опасный характер, поскольку дает основания полагать, что такие маски, хранящиеся в условиях нарушения герметизации, заражены (Е. А. Шашина, Т. С. Исютина-Федоткова,  В. В. Макарова, О. А. Груздева, О. В. Митрохин, 2021: 8).

Актуальным стоит вопрос и об утилизации использованных защитных масок и перчаток. Согласно Информации Роспотребнадзора от 10. 02. 2021 г. «Об утилизации масок и перчаток в домашних условиях»[204] защитные маски, салфетки, перчатки и другие изделия, используемые населением для предотвращения распространения инфекционных заболеваний, не относятся к медицинскими отходам класса Б и В. А значит такие защитные изделия не подлежат сбору, обезвреживанию и утилизации в соответствии с новыми санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами[205]. Между тем, Роспотребнадзор рекомендует использованные защитные изделия помещать в отдельный пакет, герметично упаковывать их и лишь после этого выбрасывать в емкости, предназначенные для бытовых отходов. По мнению председателя комитета по реформированию отрасли обращения с отходами «Опора России» Вергун Полины Валериевны установка специальной тары для сбора использованных защитных изделий на каждой контейнерной площадке является нецелесообразным. В условиях бушующей пандемии такие рекомендации и комментарии кажутся весьма оторванными от реального положения дел.

Не лишним будет напомнить, что в силу п. «о» ст. 72 Конституции РФ и ч. 1 ст. 3 ГК РФ нормативными правовыми актами региональных властей не может быть установлен запрет на продажу товаров покупателям не имеющим СИЗ, поскольку продажа товаров регулируется гражданским законодательством, находящимся в исключительном ведении РФ, а не ее субъектов (О. А. Рузакова, А. Б. Рузаков, 2012: 336). В свою очередь нормативные правовые акты субъектов РФ, в том числе указы губернаторов не могут противоречить федеральным законам, а в случае такого противоречия действительными считаются федеральные законы в соответствии с ч. 5 ст. 76 Конституции РФ.

Таким образом, существующее правовое регулирование в области эпидемиологической безопасности населения в условиях распространения коронавирусной инфекции нуждается в устранении выявленных недостатков и противоречий. На основании вышеперечисленного необходимо внести изменения в Постановление Правительства РФ от 02. 04. 2020 г. N 417 корректирующие правила предоставления организациями средств индивидуальной защиты. Признать защитные маски используемые населением в целях предотвращения распространения инфекционных заболеваний к медицинскими отходам класса Б и В и организовать возможность их сбора, обезвреживания и утилизации в соответствии с санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам СанПиН 2. 1. 3684–21 от 28. 01. 2021 г. Признать методические рекомендации Минпромторга РФ от 11. 05. 2020 г. противоречащими Конституции и ГК РФ. В дальнейшем при совершенствовании законодательства по противодействию коронавирусной инфекции не допускать нарушения прав потребителей в рамках п. 2 ст. 16 Закона N 2300-1 от 07. 02. 1992 г. и п. 3 ст. 426 ГК РФ.

Список использованной литературы:

1. Ибрагимова Г. Я., Иксанова Г. Р Маркетинговый анализ рынка медицинских масок и респираторов // Медицинский вестник Башкортостана 2020 Т. 15 №3 (87) URL: https: //cyberleninka. ru/article/n/marketingovyy-analiz-rynka-meditsinskih-masok-i-respiratorov/viewer (дата обращения: 22. 10. 2021).

2. Карпычев М. В. Гражданское право: учебник: в 2 томах. Том 1 / под общ. ред. М. В. Карпычева А. М. Хужина. – Москва: ФОРУМ: ИНФРА–М, 2020. – 400 с. – (Высшее образование).

3. Рузакова О. А. Гражданское право [Электронный ресурс]: учеб. пособие / сост. Рузакова О. А., Рузаков А. Б. – Москва: МФПУ Синергия, 2012. – 336 с. – Текст: электронный. – URL: https: //znanium. com/catalog/product/451176 (дата обращения: 21. 10. 2021). – Режим доступа: по подписке.

4. Чернова О. А., Буряк Е. Ю. Комментарий к Закону Российской Федерации от 07. 02. 1992 N 2300 –1 «О Защите прав потребителей» / под общ. ред. Черновой О. А., Буряк Е. Ю. – М.: Консультант Плюс, 2014. – 105 с.

5. Шашина Е. А., Исютина–Федоткова Т. С., Макарова В. В., Груздева О. А., Митрохин О. В. Подходы к анализу эффективности средств защиты органов дыхания как мер снижения риска нарушения здоровья во время пандемии COVID–19 // Научный журнал «Анализ риска здоровью» 2021 №1. URL: https: //cyberleninka. ru/article/n/podhody–k–analizu–effektivnosti–sredstv–zaschity–organov–dyhaniya–kak–mer–snizheniya–riska–narusheniya–zdorovya–vo–vremya–pandemii/viewer (дата обращения: 22. 10. 2021).

Aliyev Daniyarbek Rabshanbekovich

Siberian University of Consumer Cooperatives

Novosibirsk, Russia

e-mail: rickticktaw19@gmail. com

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...