Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Limits of citation in online media: the Realities of modern journalism




LIMITS OF CITATION IN ONLINE MEDIA: THE REALITIES OF MODERN JOURNALISM

Abstract: the article touches upon the main problems of citation associated with the illegal resort of news agencies to use materials in their publications both from outside and from the works of their " colleagues" protected by copyright, as well as cases when news aggregators resort to using someone else's headlines and fragments of intellectual activity results to develop and popularize their own platforms.

Keywords: quotation, media, copyright, citation volume, informational purpose.

 

УДК 347. 451. 1

Басова Виктория Владимировна

Московский педагогический государственный университет

Россия, Москва

e-mail: basowa. viktorya@mail. ru

АНАЛИЗ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО СПОСОБА ПРОДАЖИ ТОВАРОВ И УСЛУГ В РОССИИ И КИТАЕ

Аннотация: настоящая статья посвящена особенностям договора розничной купли-продажи при продаже товаров и услуг дистанционным способом. Проведен анализ правовых норм, касающихся регулирования дистанционного способа продажи товаров и услуг в Российской Федерации и Китайской Народной Республике. Приводятся основные нормативные положения, относящиеся к теме данной статьи.

Ключевые слова: купля-продажа товаров дистанционным способом, договор розничной купли-продажи, реализация товаров дистанционным способом, ответственность за продажу товаров дистанционным способом.

В последнее десятилетие, с развитием информационных технологий, продажа и покупка товаров дистанционным способом активно развивается и набирает популярность среди потребителей и продавцов. Повлияла на это и эпидемия COVID-19, показавшая, что в условиях социального дистанцирования, дистанционный способ продажи и приобретения товаров является преимущественным перед офлайн форматом, так как позволяет обеспечить санитарно-эпидемиологическую безопасность граждан. Данный правовой институт является относительно новым в гражданском праве, поэтому требуется четкое закрепление в законодательстве способов регулирования общественных отношений, возникающих при заключении договора розничной купли-продажи товаров, чтобы обеспечить функционирование предпринимательской деятельности дистанционным способом.

Дистанционная торговля активно развивается в США, Японии, Китае, Германии и ряде других зарубежных стран. Согласно исследованию ВШЭ 2019 года, Китай является лидером среди стран по объемам продаж в области розничной электронной торговли, доля его электронной торговли составляет 28, 2% (И. С. Лола, М. Б. Бакеев, 2020: 6). Мы считаем, что для развития эффективной и всесторонней системы правового регулирования необходимо проанализировать опыт зарубежных стран, чтобы оценить качество правовых механизмов и возможность внедрения их в российское законодательство. Безусловно, отечественная система законодательства имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при рассмотрении данной задачи. Именно поэтому мы проведем сравнительно-правовой анализ дистанционной торговли в России и Китае, выявим сходства и различия в правовом регулировании.

Закон КНР «Об электронной коммерции»[222] (далее Закон КНР) и Постановление Правительства № 2463[223], утвердившее правила продажи товаров при дистанционном способе продажи товара по договору розничной купли-продажи, регулируют данные общественные отношения следующим образом:

И в китайском, и в российском законодательстве моментом заключения договора розничной купли-продажи считается сообщение потребителя о намерении заключить договор. Согласно статье 49 Закона КНР стороны могут предусмотреть иной момент, когда договор будет считаться заключенным. Причем сделка будет являться ничтожной, если продавец установит норму, где договор будет считаться не заключенным до осуществления платежа. В российском же законодательстве наоборот, наряду с волеизъявлением покупателя обозначается еще и момент выдачи продавцом кассового или товарного чека. Некоторые ученые-цивилисты считают, что выбирая товар, форму оплаты и заполняя свои персональные данные, потребители оказываются вне защиты законодательства, ведь подобная форма договора «не включает в себя положений о сроках, о правах и обязанностях сторон» (А. А. Симанова, 2020: 225-228), а также не закрепляется подписью: ни ручной, ни электронной. Однако Постановление Правительства № 2463, в статье 14, обозначило, что продавец обязан предоставить подтверждение заключения договора розничной купли-продажи на условиях оферты, которая содержит существенные условия этого договора. Это подтверждение должно содержать номер заказа или иной способ идентификации, чтобы потребитель мог узнать всю информацию об условиях договора. Конечно, когда только формировалось законодательство, вопрос о форме договора был актуальным, сейчас же потребитель в правовом плане находится в гораздо более выгодном положении, нежели пару лет назад. После получения продавцом сообщения о намерении покупателя заключить договор розничной купли-продажи дистанционным способом, у него возникают обязательства по передаче товара. В статье 20 Постановления Правительства № 2463 говорится, что товар передается по указанному адресу и любому лицу, предъявившему данные о номере заказа. В случае, если по вине потребителя товар не был получен, то устанавливаются новые сроки последующей доставки товара и на условиях, предусмотренных договором. По Закону КНР риски и ответственность за доставку товара также лежат на операторе электронной коммерции. По статье 51 временем доставки товара считается момент, когда потребитель фактически расписывается в получении товара, при оказании услуг - при выдаче электронного чека. Таким образом, и российское, и китайское законодательство говорит о том, что доставка товара - обязательное условие при дистанционном способе заключения договора розничной купли-продажи, в отличие от стационарного способа продажи, ответственность за выполнение которого лежит именно на продавце или в случае Китая - на операторе электронной коммерции.

Постановление Правительства №2463 устанавливает требования для продавцов. Во-первых, все лица, осуществляющие дистанционную продажу товаров, должны быть зарегистрированы в качестве юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. Во-вторых, юридическим лицам необходимо указывать номер ОГРН, адрес и место нахождения, адрес электронной почты, номер телефона, а также полное фирменное наименование. Индивидуальным предпринимателям - ФИО, номер ОГРН, адрес электронной почты, номер телефона. Данная информация должна находиться на странице сайта в сети «Интернет». Получается, что дистанционный способ продаж в Российской Федерации доступен для двух видов субъектов предпринимательской деятельности. Статья 9 и 10 Закона КНР разделяет субъектов на операторов электронной коммерции – тех, кто организует площадку для заключения сделок и распространяет информацию для осуществления предпринимательской деятельности, – и бизнес-операторов – тех, кто осуществляет продажу или оказывает услуги в сети «Интернет». И те, и другие обязаны быть зарегистрированы в качестве юридического лица (бизнес-операторы могут быть еще в качестве индивидуального предпринимателя). От регистрации для продажи товаров и услуг дистанционным способом освобождаются лишь физические лица, которые реализуют сельскохозяйственные и ремесленные товары собственного производства, а также те, кто оказывает услуги для населения, вступая в мелкие нерегулярные сделки, при условии, что такие услуги не требуют получения разрешения на осуществление. Пробелом в законодательстве является то, что Закон КНР не разъясняет, что именно подразумевается под «мелкими и нерегулярными сделками». Также предусматривается возможность для физических лиц зарегистрироваться как ИП по адресу постоянного проживания и получить регистрационный документ, где будет обозначено, что он осуществляет деятельность только в сети «Интернет». У таких физических лиц нет необходимости в аренде офисных помещений, но они и не могут заниматься продажей товаров офлайн.

Российские ученые-цивилисты, исследуя тему данной статьи, отмечали «целесообразным ужесточение контроля над магазинами, осуществляющими дистанционную торговлю… Торгующие профили (аккаунты) в социальных сетях должны подвергаться не менее тщательным проверкам со стороны контролирующих органов, чем обычные розничные магазины…» (М. Н. Барабачкова, 2019: 368-374). Закон КНР устанавливает множество требований для продавцов. Во-первых, продавец не только должен получить лицензию, но и обязан в течение длительного времени отражать информацию о ней на главной странице сайта в сети «Интернет». Помимо этого, операторы электронной коммерции (это как сами продавцы, так и юридические лица, предоставляющие площадку) должны предоставить разрешение, удостоверяющее факт возможности продажи товаров и оказания услуг. Лицам, которым разрешено осуществлять торговлю без государственной регистрации, также необходимо отражать эту информацию на главной странице сайта. Данное положение в российском законодательстве отсутствует. По поводу лицензии есть только условие для продажи лекарственных препаратов: аптечная организация должна владеть ей не менее одного года. Во-вторых, согласно статье 16 Закона КНР, при прекращении деятельности в области электронной коммерции продавец обязан не менее чем за 30 дней до ее окончания публично отображать эту информацию. В-третьих, все данные о товаре, услугах и сделках, которые осуществляются на интернет платформе, должны храниться не менее трех лет с момента завершения сделки. В-четвертых, в соответствии со статьей 39 на сайте должна быть создана система рейтинга и оценки продаваемых товаров и услуг, причем на законодательном уровне запрещается удаление отзывов покупателей. За несоблюдение данных норм следует юридическая ответственность. Орган по надзору за функционированием рынка имеет право установить период, за который нарушение должно быть устранено, а также наложить штраф в размере до 100 тысяч юаней. За неисполнение обязанности хранения данных о товарах, услугах и сделках, отсутствие системы оценивания, за удаление отзывов покупателей при серьезных нарушениях штраф составляет от 100 до 500 тысяч юаней, а также возможно приостановление деятельности до исправления нарушений. Резенко А. Д. отмечает: «…онлайн-сервис нематериален и представляет собой совокупность информации и программного обеспечения, …сам по себе он не может приводить к образованию постоянного представительства» (А. Д. Резенко, 2020: 66). В связи с этим комплекс мер, применимый в Китае, позволяет обезопасить покупателей от интернет-мошенничества, а также упрощает процесс защиты прав потребителей, ведь на практике возникают случаи, когда информация на сайте становится неактуальной, либо заменяется, в связи с чем, например, покупателю бывает сложно доказать, что товар не соответствует характеристике, представленной на сайте в сети «Интернет».

Необходимо отметить, что в статье 24 Закона КНР на операторов электронной коммерции возлагается обязанность донесения способов и процедуры изменения или удаления персональных данных пользователей. По запросу пользователей электронной площадки по удалению или изменению данных такая просьба подлежит незамедлительному выполнению, за исключением случаев, когда законом, административными нормами или соглашением с пользователем допускается хранение таких данных. В Постановлении Правительства № 2463 не рассматривается вопрос о персональных данных покупателей, но это отражено в п. 4 и 5 ст. 31 Федерального закона «О персональных данных»[224], по которому оператор обязан обеспечить прекращение и удаление персональных данных при достижении целей обработки, а также должен прекратить распространение персональных данных в течение 30 дней с момента получения отзыва субъекта персональных данных. Данные нормы важны для регулирования дистанционного способа продажи и приобретения товаров и услуг, так как в век появления категории кибер-преступлений необходимо иметь возможность обезопасить личные данные.

Таким образом, дистанционная торговля активно развивается как в российском, так и в зарубежном пространстве, поскольку удобна, проста и выгодна как для покупателей, так и для продавцов. Ученые-цивилисты отмечают, что «российский рынок удаленной торговли, по прогнозам экспертов, в ближайшие пять лет (2016–2021 гг. ) вырастет минимум в 2, 3 раза. При этом онлайн-продажи в Москве и Петербурге будут расти менее чем на 15% в год, а более активный рост ожидается в регионах» (А. И. Гильнич, 2020: 182). Представленный способ продажи товаров и услуг обладает определенной спецификой, требующей особого правового регулирования. Анализ показал, что многие моменты регулирования в российском законодательстве схожи с китайским. Но есть и отличия. В частности, мы хотим сказать про заимствование, адаптацию норм китайского законодательства, касающихся требований к продавцам отражать, сохранять и доносить до потребителей информацию об осуществлении своей деятельности, а также создавать площадки для независимой оценки.

Список использованной литературы:

1. Барабачкова, М. Н. Дистанционная купля - продажа товаров: актуальные проблемы практики / М. Н. Барабачкова, Н. В. Корнилова // E-Scio. – 2019. – № 10(37). – С. 368-374.

2. Гильнич, А. И. Современное состояние рынка дистанционной торговли в России: тенденции и проблемы развития / А. И. Гильнич // Инновации. Наука. Образование. – 2021. – № 27. – С. 180-184.

3. Лола И. С., Бакеев М. Б. Пульс мирового рынка электронной коммерции в условиях пандемии COVID-191. М.: НИУ ВШЭ, 2020. – С. 6

4. Резенко, А. Д. Проблемы правового регулирования дистанционного способа продажи товаров и основные направления его совершенствования / А. Д. Резенко // Инновационные научные исследования: теория, методология, практика: сборник статей XXI Международной научно-практической конференции: в 2 ч., Пенза, 27 мая 2020 года. – Пенза: " Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г. Ю. ), 2020. – С. 66.

5. Симанова, А. А. Актуальные проблемы дистанционного способа продажи товаров в договоре розничной купли-продажи / А. А. Симанова, Н. В. Корнилова // Актуальные проблемы современной науки: Сборник научных работ (статей) обучающихся / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Хабаровский государственный университет экономики и права». – Хабаровск: Хабаровский государственный университет экономики и права, 2020. – С. 225-228.

Basova Victoria Vladimirovna

Moscow Pedagogical State University

Russia, Moscow

e-mail: basowa. viktorya@mail. ru

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...