Методика, приборы и оборудование для регистрации колебаний пролетного строения моста при динамических испытаниях
При проведении динамических испытаний моста использовались два полностью загруженных самосвала SHACMAN, каждый массой около 41т. Общий вес испытательной нагрузки – 82,28тс. В качестве измеряемых параметров приняты вертикальные прогибы главных металлических балок Б1 и Б2 в сечении посередине 1-го пролёта моста. Регистрация колебаний главных балок пролетного строения осуществлялась с помощью электронного измерительного комплекса (рис. 2.47) с использованием двух триангуляционных лазерных датчиков (рис. 2.45 – 2.46) серии РФ603 производства ООО «РИФТЕК» республики Беларусь. Установленные под мостом электронные датчики измеряли вертикальные прогибы нижнего пояса в среднем сечении балки Б1 (рис. 2.45) и среднем сечении балки Б2 (рис. 2.46) в 1-м пролете. Схема установки измерительных приборов при регистрации натурных колебаний пролетного строения моста представлена на рис. 6.6. В пролете №1 моста измерения вертикальных прогибов главных балок пролетного строения осуществлялись относительно неподвижной точки на берегу реки Хопер. Для этого между нижними поясами главных балок Б1 и Б2 пролетного строения и укрепленном в грунте на берегу реки деревянным брусом располагалась проволочная связь (рис. 2.45-2.46), к которой через гибкую металлическую пружину жесткостью около 1,0 кгс/см был закреплен экран на расстоянии 105 мм для отражения лазерного луча измерительного датчика. При этом максимальный диапазон измерения перемещений составляет 50мм. При такой схеме измерения перемещения экрана с точностью до продольных деформаций участка проволочной связи между нижним поясом главной балки пролетного строения и экраном совпадали. Таким образом, измеряя с помощью лазера изменения базового расстояния между экраном и датчиком, производится регистрация прогибов главных балок пролетного строения. В соответствии с паспортными данными датчика серии РФ603 погрешность измерений, которая определяется разрешением лазерного прибора, не превышает 0,01 измеряемого диапазона, что соответствует при максимальном диапазоне измерений 50мм величину δ= 50мкм.
При измерениях колебаний пролетного строения регистрация осуществлялась в цифровом виде с частотой (26÷27) Гц. По каналам проволочной связи между измерительными датчиками и портативным компьютером (рис. 2.47) данные регистрации архивировались массивами десятичных чисел с помощью программы Excel. При визуальном анализе зарегистрированных данных строились графики изменения перемещений точек пролетного строения в зависимости от времени, а также вычислялись спектральные плотности амплитуд построенных графиков с помощью численного преобразования Фурье по программе Mathcad.
Рис. 6.6 Схема установки датчиков при регистрации колебаний главных балок Б1 и Б2 в пролете 1 пролетного строения моста
Данные измерений колебаний пролетного строения моста и их количественный и качественный анализ По результатам измерений колебаний пролетного строения во время проезда в сторону г. Воронеж и в сторону г. Саратов по полосам проезжей части моста с различными скоростями полностью загруженных трехосных автомобилей (рис. 2.48-2.50) произведена камеральная обработка полученных данных. С использованием процедур математического вычислительного комплекса Mathcad построены графики изменения вертикальных перемещений главных балок Б1 и Б2 в середине 1-го пролёта моста в зависимости от времени, а также вычислены спектральные плотности построенных графиков с помощью численного преобразования Фурье. Ниже на рис. 6.7 – 6.20 представлены полученные графики изменения перемещений во времени для узлов на нижнем поясе главных балок Б1 и Б2 в 1-м пролете моста, а также соответствующие им спектральные плотности для различных скоростей проезда грузовых автомобилей по мосту в различных направлениях. Там же описаны скорости движения, направления движения и полосы проезда грузовых автомобилей по проезжей части моста.
Для определения логарифмического декремента, характеризующего важные для оценки динамических качеств транспортного сооружения затухание колебаний, проанализированы свободные колебания пролетного строения после съезда с рассматриваемого моста грузовых автомобилей. Графики свободных колебаний для трёх наиболее характерных зарегистрированных виброграмм вертикальных перемещений главной балки Б1 в середине 1-го пролёта моста приведены ниже на рис. 6.22. В целях анализа полученных при измерениях данных о реакции несущих конструкций автодорожной части мостового перехода через реку Хопер при проезде по нему автомобилей выполнен количественный анализ, результаты которого приведены в табл. 6.2 настоящего раздела 6 технического отчета.
Таблица 6.2 Измеренные параметры колебаний главных балок Б1 и Б2 в середине крайнего пролета №1 при проезде по мосту двух трехосных грузовых автомобилей SHACMAN полной массой 41т
1/ 6.7 | Самосвалы SHACMAN двигаются со скоростью 30 км/ч по направлению в Воронеж из Саратова | 1 | 1,5÷3,5 | 8,81 | 1,16 | |||||||||||||||
2 | 5,63 | |||||||||||||||||||
2/6.9 | Самосвалы SHACMAN двигаются со скоростью 40 км/ч по направлению из Воронежа в Саратов | 1 | 1,5÷4,0 | 10,16 | 1,27 | |||||||||||||||
2 | 6,61 | |||||||||||||||||||
3/ 6.11 | Самосвалы SHACMAN двигаются со скоростью 40 км/ч по направлению в Воронеж из Саратова (по доске в 1/3 пролёта) | 1 | 1,5÷3,5 | 11,50 | 1,47 | |||||||||||||||
2 | 7,75 | |||||||||||||||||||
4/6.13 | Самосвалы SHACMAN двигаются со скоростью 40 км/ч по направлению из Воронежа в Саратов (по доске в 1/3 пролёта) | 1 | 1,5÷4,0 | 11,78 | 1,27 | |||||||||||||||
2 | 7,93 | |||||||||||||||||||
5/ 6.15 | Самосвалы SHACMAN двигаются со скоростью 50 км/ч по направлению в Воронеж из Саратова (по доске в 1/3 пролёта)
| 1 | 1,5÷4,0 | 9,71 | 1,34 | |||||||||||||||
2 | 7,30 | |||||||||||||||||||
6/6.17 | Самосвалы SHACMAN двигаются со скоростью 40 км/ч по направлению из Воронежа в Саратов (по доске в 1/3 пролёта) | 1 | 1,5÷4,0 | 9,93 | 1,24 | |||||||||||||||
2 | 6,52 | |||||||||||||||||||
7/6.19 | Самосвалы SHACMAN двигаются со скоростью 60 км/ч по направлению в Воронеж из Саратова | 1 | 1,5÷5,0 | 11,82 | 1,65 | |||||||||||||||
2 | 8,31 |
Примечание: Проездсамосвалов осуществлялся для всех записей по левой полосе (над балкой Б1) в колонне друг за другом на максимально близком с точки зрения безопасности движения расстоянии
Датчик №1
Датчик №2
Рис. 6.7. Запись №1. Прогибограммы. Самосвалы SHACMAN двигаются со скоростью 30 км/ч по направлению в Воронеж из Саратова
Датчик №1
Датчик №2
Примечание:
1. Граничная частота Гц;
2. Частота Найквиста Гц.
Рис. 6.8
Запись №1.
Спектральные плотности амплитуд колебаний
Датчик №1
Датчик №2
Рис. 6.9. Запись №2. Прогибограммы. Самосвалы SHACMAN двигаются со скоростью 40 км/ч по направлению из Воронежа в Саратов
Датчик №1
Датчик №2
Примечание:
1. Граничная частота Гц;
2. Частота Найквиста Гц.
Рис. 6.10
Запись №2.
Спектральные плотности амплитуд колебаний
Датчик №1
Датчик №2
Рис. 6.11. Запись №3. Прогибограммы. Самосвалы SHACMAN двигаются со скоростью 40 км/ч по направлению в Воронеж из Саратова
Датчик №1
Датчик №2
Примечание:
1. Граничная частота Гц;
2. Частота Найквиста Гц.
Рис. 6.12
Запись №3.
Спектральные плотности амплитуд колебаний
Датчик №1
Датчик №2
Рис. 6.13. Запись №4. Самосвалы SHACMAN двигаются со скоростью 40 км/ч по направлению из Воронежа в Саратов
Датчик №1
Датчик №2
Примечание:
1. Граничная частота Гц;
2. Частота Найквиста Гц.
Рис. 6.14
Запись №4.
Спектральные плотности амплитуд колебаний
Датчик №1
Датчик №2
Рис. 6.15. Запись №5. Самосвалы SHACMAN двигаются со скоростью 50 км/ч по направлению в Воронеж из Саратова
Датчик №1
Датчик №2
Примечание:
|
|
1. Граничная частота Гц;
2. Частота Найквиста Гц.
Рис. 6.16
Запись №5.
Спектральные плотности амплитуд колебаний
Датчик №1
Датчик №2
Рис. 6.17. Запись №6. Самосвалы SHACMAN двигаются со скоростью 40 км/ч по направлению из Воронежа в Саратов
Датчик №1
Датчик №2
Примечание:
1. Граничная частота Гц;
2. Частота Найквиста Гц.
Рис. 6.18
Запись №6.
Спектральные плотности амплитуд колебаний
Датчик №1
Датчик №2
Рис. 6.19. Запись №7. Самосвалы SHACMAN двигаются со скоростью 60 км/ч по направлению в Воронеж из Саратова
Датчик №1
Датчик №2
Примечание:
1. Граничная частота Гц;
2. Частота Найквиста Гц.
Рис. 6.20
Запись №7.
Спектральные плотности амплитуд колебаний
Запись №7
Укрупнённые фрагменты
Датчик №1 (балка Б1)
Датчик №2 (балка Б2)
Рис. 6.21. Запись №7. Укрупнённые фрагменты
|
|