Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Problems of protection of business reputation of legal entities, including on the Internet




PROBLEMS OF PROTECTION OF BUSINESS REPUTATION OF LEGAL ENTITIES, INCLUDING ON THE INTERNET

Abstract: the article is devoted to the study of topical problems that arise when protecting the business reputation of legal entities outside the information space, as well as problems associated with protecting business reputation on the Internet. The author identifies the main problems associated with protecting the business reputation of organizations on the Internet, and suggests ways to solve them.

Keywords: business reputation, legal entity, business reputation of organizations.

УДК 347. 7

Хадасевич Виолетта Андреевна

Балтийский федеральный университет
имени Иммануила Канта
Россия, Калининград
e-mail: violetta-ho@mail. ru

Шостак Вероника Вячеславовна

Балтийский федеральный университет
имени Иммануила Канта
Россия, Калининград
e-mail: vrnc. s@mail. ru

ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ПЛАТФОРМЕ INSTAGRAM

Аннотация: в статье проводится анализ объектов интеллектуальной собственности на платформе Instagram. Выявляются возможные нарушения авторских прав и пути их решения. Приводятся аргументы в пользу отнесения аккаунты компаний к объектам интеллектуальной собственности. Наша статья отвечает на вопрос защиты и применения объектов интеллектуальной собственности.

 Ключевые слова: объекты интеллектуальной собственности, Интернет, защита интеллектуальных прав, право на изображение, социальная сеть, Instagram.

Сегодня компьютерные технологии внедряются практически во все сферы нашей жизни, в том числе творческую. Сейчас как никогда стало актуальным и достаточно популярным использование новых технологий в сфере авторского права. Это способствовало появлению новых объектов интеллектуальной собственности, которые подразумевают собой слияние творческого начала (произведений) и цифрового формата. Социальная сеть Instagram является одной из самых известных платформ, которая не только богата объектами интеллектуального права, но и спорами о них. Кроме того, нет сомнений в том, что " судьба" авторского права неразрывно связана с " судьбой" интеллектуальной собственности (М. В. Опарина, 2002: 151).

Блогер, фотограф, компании и обыденный пользователь социальной сети - все они имеют определенный объем прав на результат своего творческого труда в цифровой среде, будь то выложенные профессиональное фото, обработанный ролик, рецепт любимого блюда, стихи собственного сочинения и даже эскизы татуировок. Примером служит спор (Whitmill vs Warner Bros. Entm’t, Inc., 2011 г. ), который был связан с авторскими правами на знаменитую татуировку на лице боксера Майка Тайсона. В сиквеле популярной комедии «The Hangover Part II» актеру нарисовали такую же татуировку. Татуировщик Тайсона Уитмилл обратился в суд с иском к киностудии «Warner Bros. Entertainment, Inc. », ссылаясь на нарушение своих авторских прав. В обоснование своих требований истец заявил, что сразу после нанесения татуировки Тайсон подписал документ, согласно которому «все произведения искусства, эскизы, наброски, имеющие отношение к его татуировке, и фотографии его татуировки являются собственностью Уитмилла» (Е. Г. Афанасьева, 2017: 165).

Однако такие права часто подвергаются нарушениям умышленно или по неосторожности. В некоторых случаях это может привести к причинению значительного ущерба.

К первому и, пожалуй, самому распространенному объекту авторских прав относится фотография, опубликованная на аккаунте автора. Согласно части 1 статьи 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации[300] к объектам авторских прав, бесспорно, относят фотографические произведения, поскольку они созданы непосредственно творческим трудом человека. Стоит отметить, что законодатель не видит разницы между сделанным снимком известным фотографом и обычным пользователем социальной сети с небольшой аудиторией. То есть, эти два субъекта имеют равный объем авторских прав, поскольку в равной степени признаются авторами своих произведений. Как известно, автор приобретает всю полноту прав авторства именно в момент создания своего произведения. Следовательно, законом не предусмотрена обязательная регистрация авторских прав на какое-либо произведение. Отсюда вытекает проблема доказывания: кто первый опубликовал фотографию, тот и признается автором. В таких случаях следует обезопасить себя, сделав, например, скриншот даты и времени публикации/изготовления фотографии для защиты своих авторских прав.

Защита авторских прав является одним из самых приоритетных направлений в области охраны и защиты интеллектуальной собственности (С. Я. Казанцев, 2010: 57).

Какие же нарушения встречаются авторами фотографических произведений? Самой распространенной тенденцией на сегодняшний день является публикация фотографий без ведома автора (Е. А. Черячукина, 2017: 205). Ярким примером может служить скандал, произошедший с популярной поп-исполнительницей, Светланой Лободой, которая на своём официальном аккаунте в Instagram поделилась фотографией девушки, стоящей в определённой позе йоги. Фотография была сделана со спины, на ней была изображена женщина с блондинистыми волосами, что не заставило её подписчиков усомниться в том, что это действительно Светлана Лобода, однако эта фотография была взята ею у другого блогера из Америки под ником Nude Yoga Girl. Так, любые фотографии с легкостью может присвоить себе другой аккаунт социальной сети, выдавая его за результат своего творческого труда - в таком случае имеет место быть жалоба в техническую поддержку Instagram, а в случае дальнейших нарушений лицензионного соглашения - последующая блокировка аккаунта.

Однако размещение чужой фотографии в своей социальной сети все-таки может быть правомерным. Чтобы не нарушать права авторства следует соблюсти следующие два условия при использовании чужого контента в своем аккаунте. Первое условие - получить согласие непосредственно автора на использование его произведения, а второе - указать имя автора под публикуемой фотоработой. Последнее можно соблюсти путем помещения туда ссылки или же использованием функции репоста в приложении, называемый в наше время заимствованным словом “эмбенддинг”. На наш взгляд, в данном случае имеет значение согласие автора при эмбенддинге, чтобы лишний раз не возникало споров. В российском законодательстве перечень способов использования произведений не исчерпывающий, следовательно, подразумевается возможность применения иных способов использования, на которые также необходимо иметь разрешение правообладателя, и суд, например, может признать эмбеддинг таким непоименованным способом.

Также, стоит отметить тот факт, что интеллектуальные права на фотографию или изображение, обработанных с помощью инструментов, встроенных в приложение социальной сети, принадлежат непосредственно правообладателю этого приложения. Это устанавливается пользовательским соглашением некоторых приложений.

Второй объект, рассматриваемый в нашей статье, это посты Instagram. Аккаунты блогеров богаты на предмет наличия постов под их публикациями. По факту, именно этим и занимается современный блогер - размещением тематического контента. Существуют множество различных направлений: от обзора косметических средств до публикаций собственных мыслей и взглядов на жизнь. Таким образом, все, что человек поместил в свой пост, каждая его мысль и слово в указанном контенте признается произведением и, как следствие, объектом авторского права. И в этой сфере можно встретить нарушения, а именно незаконное копирование контента. По сути, механизм не нарушения авторских прав в данном случае сходен с механизмом защиты фотографических произведений: требуется согласие автора на публикацию в своем аккаунте и указание его имени непосредственно под постом.

Каким же образом осуществляется защита объектов интеллектуальной собственности в Instagram? Есть три пути урегулирования возникшего спора: мирный, судебный и обращение в техническую поддержку социальной сети. Стоит сказать, что последний способ используется чаще всего, поскольку каждая интернет-платформа тщательно следит за соблюдением законодательства об авторском праве.

При обнаружении нарушений ваших авторских прав, прежде всего, следует обратиться к человеку, который незаконно использует ваш контент. Объясняется это тем, что многие люди юридически неграмотны, вследствие чего могут нарушать ваши права по незнанию.

В случае если первый способ урегулирования спора не дал результатов, то вторым шагом будет обращение в техническую поддержку платформы и отправка жалобы о нарушении авторских прав. В соответствии с Условиями использования Facebook и Instagram прямо устанавливается запрет на нарушение чьих-либо прав, в том числе интеллектуальных: “Вы вправе использовать чужие работы в соответствии с исключениями или ограничениями в отношении авторского права и смежных прав, предусмотренными применимым законодательством. Вы заверяете, что вы владеете контентом, который публикуете или которым делитесь, либо получили на него все необходимые права”[301]. В связи с этим, в Справочном центре Instagram существует раздел “Авторское право”, где подробно описаны общие положение об авторском праве, в том числе как их не нарушать и защищать. В указанном разделе указан подробный порядок обращения в техническую поддержку, представлена форма жалобы и другие немаловажные моменты. В частности, указано, что пожаловаться на нарушения интеллектуальных прав может исключительно правообладатель (или его официальный представитель), жалоба от третьих лиц на нарушение не допускается. Также, Instagram со всей серьезностью относится к любым видам нарушения и признает жалобу о нарушении прав на интеллектуальную собственность серьезным обвинением с юридическими последствиями. Намеренная отправка вводящих в заблуждение или ложных жалоб на нарушение авторских прав может привести к тому, что ваш аккаунт будет отключен.

Третий способ урегулирования будет иметь место в случае бездействия предполагаемого нарушителя и непосредственно администрацией платформы. В таком случае судебное разбирательство будет единственным путем восстановления нарушенных прав.

Спорный момент касается аккаунтов компаний, интернет-магазинов и т. п. В марте 2019 года в рамках круглого стола под названием «New types of intangible assets and their relation to intellectual property», Мэтью М. Йоспин утверждал, что «к нематериальным активам из соцсетей относятся подписчики, влияние, посты, лайки, локации, где пользователи проводят время, информация о том, как много они его проводят, где оставляют просмотры, как интенсивно что-то лайкают или добавляют в избранное. Все эти активы могут быть монетизированы. Мы все знакомы с Facebook, Twitter и LinkedIn. Всем известно, что в этих соцсетях уже реализованы определенные бизнес-механизмы для монетизации»[302]. Мы разделяем его точку зрения, поскольку на сегодняшний день платформа Instagram это не только социальная сеть, но и развивающаяся бизнес-платформа. Многие компании, магазины заводят свои аккаунты с целью привлечения большего количества клиентов, что связано с тем, что социальные сети уже прочно вошли в нашу жизнь. Бесспорно, компании вкладывают в реализацию контента и творческое начало (публикация постов, фотографий, “стильное оформление” аккаунта). Немаловажным фактором является то, что все эти аккаунты имеют большое количество подписчиков, свою аудиторию. В практике есть примеры, когда компании прекращают свою деятельность, а аккаунт либо удаляется, либо остается “без дела” на просторах интернета.

В последнее время стало популярным такое явление, как продажа компаниями своих аккаунтов. В этом случае другая компания приобретает «чужую» аудиторию, определенный контент и сам результат интеллектуальной деятельности, что является нарушением пользовательского соглашение, так как пользователь «не имеете права продавать, передавать по лицензии или покупать какие-либо аккаунты или данные, полученные от нас или нашего Сервиса»[303]. Отсюда делаем вывод о том, что требуется законодательное регулирование, защита и признание аккаунтов компаний как объекта интеллектуальной собственности.

   Таким образом, авторские права в Интернет-пространстве имеют место быть, развиваются с большой скоростью, тем самым требуя от законодателя совершенствования правового регулирования в сфере интеллектуальной собственности.

Список использованной литературы:

1. Казанцев С. Я., Згадзай О. Э. Авторские права и их защита в сети интернет // Вестник Казанского юридического института МВД России. - 2010. - № 1. - С. 57-62.

2. Опарина М. В. Авторское право в системе интеллектуальной собственности и ответственность за нарушение авторских прав: дис. … канд. юрид. наук: 12. 00. 03 / Марина Владимировна Опарина. – М., 2002. – 151 с.

3. Право интеллектуальной собственности: Сб. науч. тр. / РАН. ИНИОН. Центр социал. науч. -информ. исслед. Отд. правоведения; МГУ им. М. В. Ломоносова. Каф. предпринимательского права; Отв. ред. Афанасьева Е. Г. –М., 2017. – 202 с.

4. Условия использования Instagram [Электронный ресурс]. URL: https: //help. insta-gram. com/581066165581870 (дата обращения: 12. 02. 2021).

5. Черячукина Е. А., Наволоцкий В. А. Защита прав на фотографии, размещаемые в сети интернет // Социально-экономические исследования, гуманитарные науки и юриспруденция: теория и практика: сборник материалов XIII Международной научно-практической конференции (Новосибирск, Март 2017). - 2017. - С. 204-210.

Khadasevich Violetta Andreevna

Baltic Federal University
named after Immanuel Kant

Russia, Kaliningrad

e-mail: violetta-ho@mail. ru

Shostak Veronika Vyacheslavovna
e-mail: vrnc. s@mail. ru

Baltic Federal University
named after Immanuel Kant

Russia, Kaliningrad

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...