Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

On judicial law-making and the broad interpretation of the law




ON JUDICIAL LAW-MAKING AND THE BROAD INTERPRETATION OF THE LAW

Abstract: this article is devoted to the problems of the correlation of judicial law-making and the broad interpretation of the law. The paper provides a historical and legal analysis of the development of the institute of judicial law-making, the limits of judicial discretion. The reasons why there is a need in the judicial process to turn to the law-making are analyzed. The study of these problems can serve as a basis for further scientific works that contribute to the development of civil law.

Keywords: judicial lawmaking, judicial discretion, a gap in law, analogy of law, broad interpretation

УДК 347. 453. 1

Сараев Никита Андреевич

Сибирский университет потребительской кооперации

Россия, Новосибирск

e-mail: saraev. n@bk. ru

Липовцева Виктория Сергеевна

Сибирский университет потребительской кооперации

Россия, Новосибирск

e-mail: vikyliasergevnaa@gmail. com

Ивашина Екатерина Сергеевна

Сибирский университет потребительской кооперации

Россия, Новосибирск

e-mail: ivashina. kate@mail. ru

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДОГОВОРА АРЕНДЫ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА БЕЗ ЭКИПАЖА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация: в данной статье рассматриваются вопросы правового регулирования договора аренды транспортного средства без экипажа. По результатам исследования определены основные особенности данного вида договора, а также сделаны выводы о том, что договор регулируется общими положениями Гражданского кодекса Российской Федерации об аренде.

Ключевые слова: Гражданский кодекс Российской Федерации, договор аренды транспортного средства без экипажа, транспортное средство, правовое регулирование.

Аренда транспортных средств является одним из востребованных видов арендных правоотношений в крупных городах России. Данные правоотношения основываются на договоре аренды транспортных средств. В гражданском законодательстве рассматриваются и регулируются две разновидности договора аренды транспортных средств, а именно: аренда транспортного средства с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации, аренда транспортного средства без предоставления услуг по управлению и технической эксплуатации (М. В. Карпычева, А. М. Хужина, 2019: 559).

Разумеется, что для проведения научного исследования одно из основополагающих значений имеет определение понятия этого вида договора, причем желательно в качестве основы использовать не только определение, предлагаемое наукой гражданского процессуального права, но и дефиницию, используемую законодателем и выраженную в нормах современного гражданского законодательства Российской Федерации. Позиция законодателя выражена следующим образом: договор аренды транспортного средства без экипажа подразумевает передачу арендодателем определенного транспортного средства арендатору во временное владение и пользование за плату, предусмотренную положением договора. Легальное определение подразумевает, что договор не включает в себя обязательств стороны по предоставлению возможно необходимых арендатору услуг управленческого и технически эксплуатационного характера. Договор аренды транспортного средства регулирует только арендные правоотношения сторон. Арендатору и арендодателю в каждом конкретном случае при выработке условий договора аренды нельзя игнорировать общие положения действующего гражданского законодательства о договоре аренды, а, кроме того, следует учитывать и специальные нормы, в которых отражены некоторые особенности этого вида договора. При выработке условий договора аренды транспортного средства без экипажа арендатору необходимо пользоваться общими правилами об аренде, однако, необходимо принимать во внимание и индивидуальные особенности данного вида договора ( В. О. Герасимова, 2015: 17 ). Необходимо сказать, что в рассматриваемом договоре не действуют положения закона, позволяющие возобновление договора на неопределенный срок (если отсутствуют возражения со стороны арендодателя), как и норма ГК РФ, предусматривающая преимущественное право арендатора на заключение договора на новый срок (ст. 642 ГК РФ). В качестве предмета договора выступает обязательство лица-арендодателя предоставить второй стороне определенное транспортное средство в ее временное владение с его использованием в дальнейшем без предоставления услуги по управлению и эксплуатации таким транспортом. Стоит отметить, что транспортные средства по одному из определений принято относить к техническим устройствам, предназначенным для различных целей: для перевозки различного количества грузов, оборудования, а также пассажиров, буксировки объектов и др. (С. А. Степанова, 2016: 858).

П. 2 ст. 611 ГК РФ обязует арендодателя передать имущество в надлежащем виде, соответствующим эксплуатационным нормам и условиям договора аренды транспортного средства. Отсутствие необходимых документов у арендатора будет значительно ухудшать его правовое положение при использовании того или иного транспортного средства. В случае, если недобросовестный арендодатель не передал арендатору необходимые документы, он лишается соответствующего права требовать арендной платы за определенный период нахождения транспортного средства во владении арендатора по договору. Судебная практика, подтверждая данный вывод, дает следующую формулировку: «Если арендодатель передал арендатору имущество без документов, отсутствие которых исключает эксплуатацию объекта аренды, арендная плата не подлежит взысканию». [279]

В случае признания ничтожности договора, на арендатора переходит обязанность доказательства использования такого транспортного средства. Если же арендодатель не сможет доказать факт эксплуатации транспортного средства, то в таком случае нельзя будет применить некоторые правовые положения о неосновательном обогащении, а в частности, норму п. 1 ст. 1107 ГК РФ)[280], обязывающую соответствующего субъекта возместить управомоченному лицу (то есть потерпевшему) доходы, которые были получены или могли бы быть получены от использования имущества, причем в полном объеме. Отметим, что Высший Арбитражный Суд высказывался касательно этого вопроса и решил, что, если индивидуализировать арендуемую вещь в договоре аренды должным образом не представляется возможным и при этом заключенный договор исполнялся обеими сторонами фактически, то основание, связанное с ненадлежащим описанием объекта аренды, не будет признаваться способом для его оспаривания сторонами. Также суд подчеркнул, что ссылаться на незаключенность такого договора и на его недействительность стороны также не имеют права. [281]

Отличительной чертой вида договора аренды является место передачи предмета соглашения сторон, а также соответствующая форма в договоре транспортного средства без экипажа. Если договор или иной нормативный акт не предусматривает определенность места, то в этом случае его исполнение производится в соответствии с нормами гражданского законодательства, а именно со ст. 316 ГК РФ. Cудебной практикой по этому вопросу сформирована позиция, согласно которой местом при расторжении договора считается соответствующее место первоначального получения такого имущества, если оно изначально не было определено законом или иным нормативным актом. Данное утверждение следует из существа арендного обязательства движимого имущества. [282]

Положения главы 59 ГК РФ регулируют такие важные аспекты правоотношений как: возникающую ответственность арендатора перед третьими лицами и регрессную ответственность арендодателя перед арендатором. Данные виды ответственности вытекают из допускаемых нарушений положения договора. Арендатор, при управлении транспортом, будет считаться владельцем источника повышенной опасности в отношении участников дорожного движения, то есть третьих лиц. В этом случае возмещение вреда лицом, управляющим транспортным средством на основании существующего договора аренды регулируется ст. 1079 ГК РФ. Также законодателем предусмотрена и возможность освобождения от такой ответственности, но необходимо будет доказать арендатору, что возникший вред связан исключительно с умыслом потерпевшей стороны или неопределимой силой.

Рассматриваемый в статье договор регулируется 2 разделом § 3 главы 34 ГК РФ, а также некоторыми кодексами (Воздушный Кодекс РФ) и иными транспортными уставами (транспортный устав автомобильного транспорта РФ). (Я. А. Юкша, 2020: 404). Так как договор аренды транспортных средств без экипажа входит в разновидность договоров аренды, к этому договору должны будут дополнительно применены общие правила аренды, содержащиеся в § 1 главы 34 ГК РФ, если иное не исключено нормами законодательства о договоре аренды транспортных средств без экипажа (ст. 625 ГК РФ). Необходимо также учитывать, что, если субъектом заключения такого договора является гражданин-потребитель для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, то в этом случае также применимы положения Закона о защите прав потребителей.

В России в последнее время большую известность приобрел так называемый «каршеринг». Он представляет собой услугу, оказываемую арендодателем арендатору по предоставлению аренды автомобиля в кратковременном порядке, оплачиваемым, к примеру, поминутно или же по иным тарифам (С. А. Филиппов, П. О. Перегрина, 2019: 7). В 2020 году крупнейшие компании данного сервиса выступили против разработки отдельного федерального закона, регулирующего деятельность каршеринга. Поводом послужило большое количество аварий на дорогах города Москвы. Депутаты ГД РФ Максим Сураев и Виталий Ефимов предлагали разработать соответствующий законопроект, который бы позволил ввести запрет на пользование транспортным средствам водителями, грубо нарушающими ПДД, а также на использование транспортного средства лицам, не оформившим аренду в специальном приложении сервиса, но находящимся внутри транспортного средства. Однако данные инициативы депутатов поддержаны так и не были. Представитель Минтранса по этому поводу считает, что каршеринг, предоставляющий свою услугу арендатору, регулируется ст. 642-544 Гражданского Кодекса. Данные статьи регламентирует правоотношения сторон по вопросам сдачи транспортного средства в аренду. Исходя из этого, основания для совершенствования законодательства путем разрабатывания отдельного нормативного правового акта, ориентированного на урегулирование нынешнего положения каршеринга в стране отсутствуют. [283]

Исследуя некоторые правовые особенности регулирования данного вида договора, можно сделать следующие выводы: нормы, регулирующие арендные отношения в ГК РФ, классифицируются двумя подпараграфами, включающими в себя как наличие услуг по управлению транспортом и его эксплуатацией предоставляемых арендодателем, так и их отсутствие. Необходимости дополнительного урегулирования на законодательном уровне аренды транспортного средства без экипажа, а равно сервиса каршеринга, в данный момент нет, так как необходимые правовые нормы прописаны в действующем законодательстве. Рассматриваемый в статье договор урегулирован общим правилом закона об аренде, однако необходимо обращать внимание на некоторые особенности данного вида договора.

Список использованной литературы:

1. Гражданское право: в 2 т. Том 2: учебник / под общ. ред. М. В. Карпычева, А. М. Хужина. — Москва: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2019. — 559 с. — (Высшее образование: Бакалавриат).

2. Герасимова В. О. Договор аренды транспортных средств и его виды. // Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2015. С. 17.

3. Гражданское право: учебник: в 2 т. / под ред. С. А. Степанова. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Проспект, 2016. - 858 с.

4. Гражданское право: учебное пособие / Я. А. Юкша. — 5-е изд. — Москва: РИОР: ИНФРА-М, 2020. — 404 с. — (Высшее образование). — DOI: https: //doi. org/10. 12737/20193. - ISBN 978-5-369-01835-4. - Текст: электронный. - URL: https: //znanium. com/catalog/product/1021900 (дата обращения: 23. 10. 2021). – Режим доступа: по подписке.

5. Филиппов Сергей Александрович, Переярина Полина Олеговна Каршеринг как новое явление в гражданском праве Российской Федерации // Вестник СГЮА. 2019. №3 (128). URL: https: //cyberleninka. ru/article/n/karshering-kak-novoe-yavlenie-v-grazhdanskom-prave-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 23. 10. 2021).

Saraev Nikita Andreevich

Siberian University of Consumer Cooperation

Russia, Novosibirsk

e-mail: saraev. n@bk. ru

Lipovtseva Victoria Sergeevna

Siberian University of Consumer Cooperation

Russia, Novosibirsk

e-mail: vikyliasergevnaa@gmail. com

Ivashina Ekaterina Sergeevna

Siberian University of Consumer Cooperation

Russia, Novosibirsk

e-mail: ivashina. kate@mail. ru

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...