Some peculiarities of the legal regulation of the contract for leasle of a vehicle without a crew in the Russian Federation
SOME PECULIARITIES OF THE LEGAL REGULATION OF THE CONTRACT FOR LEASLE OF A VEHICLE WITHOUT A CREW IN THE RUSSIAN FEDERATION Abstract: this article discusses the issues of legal regulation of the lease agreement for a vehicle without a crew. based on the results of the study, the main features of this type of agreement have been identified, and conclusions have been drawn that the agreement is governed by the general provisions of the Civil code of the Russian Federation on rent. Keywords: Civil code of the Russian Federation, vehicle rental agreement without a crew, vehicle, legal regulation. УДК 347. 91 Серова Евгения Николаевна Уральский государственный юридический университет Россия, Екатеринбург e-mail: zhenya. serova@bk. ru К ВОПРОСУ О КРИТЕРИЯХ ПРИЗНАНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА БАНКРОТОМ Аннотация: в статье рассматриваются критерии для признания гражданина банкротом в судебной и во внесудебной процедуре. Приводятся точки зрения ученых на проблему соответствия граждан установленным критериям. Указываются результаты статистики рассмотрения уголовных дел. Автор предлагает ужесточить требования к потенциальным банкротам. Ключевые слова: критерии признания гражданина банкротом, внесудебная процедура банкротства, судебная процедура банкротства, статистика рассмотрения банкротных дел, размер задолженности. Российский законодатель устанавливает два порядка признания гражданина банкротом: судебный и внесудебный. В каждом из них различные критерии признания физического лица банкротом. Для целей исследования необходимо изучить каждый из них. Для того чтобы арбитражный суд признал гражданина банкротом, необходимо, чтобы заявитель соответствовал следующим критериям: - сумма задолженности не менее пятисот тысяч; - период просрочки не менее трех месяцев; -удовлетворение требований одного или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения им денежных обязательств или обязанности по уплате обязательных платежей в полном объеме перед другими кредиторами;
-наличие возможности несения судебных расходов. Выше перечислены критерии, которые указаны в Федеральном законе от 26. 10. 2002 N 127-ФЗ (ред. от 02. 07. 2021) «О несостоятельности (банкротстве)»[284] (далее по тексту – Закон). Но совокупность указанных критериев способствует массовым обращениям физических лиц о признании их банкротом. По состоянию на 2019 год из общего числа поступивших заявлений о признании должника банкротом более 91, 4 тыс., или 62, 4 % о признании банкротами граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя. В соответствии с данными с сайта Федресурс[285] в январе-сентябре 2019 года признали банкротами 46 734 российских граждан. Обращаем внимание, что число корпоративных споров составило всего 20 800. Согласно статистике за первый квартал 2021 года, было признано банкротом 40 569 человека, что на 81, 5% больше, чем в первом квартале 2020 года. В январе-марте 2020 года рост был на 68% к такому же периоду 2019 года. При этом за 2020 год число банкротств физических лиц составляло уже 70% от общего количества банкротных дел[286]. Таким образом, уже в 2019 году заявления о признании гражданина банкротом, больше чем в 2 раза превышали корпоративные споры. При этом за непродолжительный период (4 года) заявления физических лиц успели превысить по количеству заявления юридических лиц. Разумеется, доля дел по банкротству физических лиц в общей статистике незначительна (за 2019 год всего было рассмотрено 1, 8 млн. дел), но с каждым годом количество дел данной категории возрастает. Перейдем к анализу внесудебной процедуры банкротства. Возрастающий процент признания граждан банкротами в судебном порядке, показал законодателю, что множество лиц не в состоянии самостоятельно погасить задолженность. Некоторые авторы придерживались позиции о введении упрощенной процедуры в 2018 году (Н. Н. Кулик, 2018: 79). Также ограничения в связи с пандемией 2020 года увеличили количество безработных, как следствие, увеличилось количество должников. Преследуя цель улучшения финансового положения граждан, законодатель ввел с 1 сентября 2020 года внесудебную процедуру признания гражданина банкротом. Преимущества данной процедуры заключается в том, что должник не несет обязательных расходов, а также процедура происходит в ускоренном порядке.
К потенциальному банкроту предъявляется следующие критерии: -общий размер денежных обязательств и обязанностей по уплате обязательных платежей гражданина составляет не менее 50 тыс. руб. и не более 500 тыс. руб. Без учета пени, неустоек и штрафов; -на дату подачи заявления в отношении должника окончено исполнительное производство, в связи с возвращением исполнительного документа взыскателю ввиду отсутствия у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание, и не возбуждено иное исполнительное производство. Согласно материалам статистики с сайта Федресурс[287]. В первом квартале 2021 года многофункциональные центры (МФЦ) опубликовали сообщения о 1175 возбужденных процедур внесудебного банкротства гражданина, что на 17, 2% меньше, чем в 4 кв. 2020 года. За весь период с сентября 2020 по март 2021 начаты 2989 процедур внесудебного банкротства гражданина. В 2021 году было завершено 342 внесудебных банкротства. Казалось бы, цифры небольшие, если сравнивать с процедурой судебного банкротства. Причины данной статистики заключаются в критериях, предъявляемых к потенциальным банкротам. Законодатель установил слишком низкий размер задолженности в размере 50 000, данному условию соответствует множество должников. Но второй критерий наоборот создает барьеры, так как количество должников с прекращенным исполнительным производством минимально. Это связано с тем, что при наличии непродолжительного периода просрочки банки обращаются в суд в порядке приказного производства, затем направляют приказ к судебным приставам, так как большинство лиц имеют задолженность по банковским кредитам, то действующие исполнительные производства – частое явление в банкротных спорах. Пока должник имеет какой-либо постоянный источник доходов, даже если он минимален, судебный пристав не прекратит исполнительное производство, поэтому «…немалое количество людей, зарабатывающих лишь немногим больше прожиточного минимума (например, продавец в магазине с зарплатой в 30 тыс. руб. или пенсионер с пенсией в 17 тыс. руб. ), не смогут воспользоваться ею» (О. Зайцев, 2020: 35).
Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы. Внесудебная процедура признания гражданина банкротом должна быть только временной мерой, это связано с тем, что, несмотря на второй критерий, минимальная сумма задолженности слишком низкая для банкротства. Погасить задолженность в размере 50 – 100 тысяч возможно, воспользовавшись процедурой реструктуризации. Чтобы принять заявление, нужно оценить добросовестность гражданина, его финансовое состояние, это должен делать квалифицированный судья, который специализируется на процедуре банкротства, а не сотрудник МФЦ для которого принятие заявления это обычная операция. Также необходимо провести конкурсное производство, чтобы в какой-то части погасить требования кредиторов, но это процедура длительная и трудозатратная. Иначе банкротство становится способом отказа от исполнения обязательств с минимальными финансовыми потерями. Низкий критерий минимальной задолженности для потенциального банкрота создает определенную «правовую ловушку» для должника. Это связано с последствиями признания гражданина банкротом. Так как повторно пройти досудебную процедуру банкрот сможет только через 10 лет, а судебную через 5 лет. Другими словами, если лицо списало долг в условном размере 60 000 рублей, но у него через год возникнет новая задолженность, которая спустя время перерастет в долг более миллиона рублей, то должник не сможет признать себя банкротом в течение 5-10 лет, поэтому будет вынужден погашать задолженность, независимо от его финансового состояния. Данная ситуация будет выгодна для кредиторов. Таким образом, желая улучшить положение должника-гражданина, законодатель наоборот создал предпосылки для злоупотребления правом, так как должники незаинтересованы в погашении обязательств, поэтому даже при отсутствии тяжелых жизненных обстоятельств, лицо может признать себя несостоятельным, а отсутствие перспективы второго банкротства в ближайшем периоде не всегда является существенной проблемой для должника. В связи с данными обстоятельствами необходимо повысить минимальный размер задолженности для судебной процедуры признания гражданина банкротом до миллиона рублей. Данный вывод обосновывается тем фактором, что суммы задолженности от 500 000 до 1 000 000 рублей быстро достигаются. Например, средняя величина потребительского кредита в феврале 2021 года составила 264, 8 тыс. руб, если добавить процентную ставку, среднее значение которой составляет 16% годовых, средний срок кредитования – 42 месяца[288], то полная стоимость кредита составит, ориентировочно, 357 000 рублей, без учета пени за просрочку платежа и «навязанных» банковских услуг. Таким образом, на сегодняшний момент минимальная сумма задолженности для признания гражданина банкротом незначительно выше средней стоимости потребительского кредита. При этом учитывались данные по стране, в некоторых регионах, например в Москве, только тело кредита составляет 537 000 рублей. При таких обстоятельствах гражданину целесообразнее стать банкротом, чем выплатить стандартный потребительский кредит. Также необходимо законодательно установить минимальное количество платежей, которые должно свершить лицо, до вступления в процедуру банкротства. Схожую позицию занимали представители Сбербанка, которые предлагали установить 9 минимальных платежей[289]. Данные условия необходимо ввести для того, чтобы минимизировать ситуации преднамеренного банкротства. Либо рассмотреть возможность продления минимального периода просрочки до 6 месяцев. Оценивая заявление физического лица, суд должен прийти к выводу о невозможности: погашения обязательств лицом самостоятельно, стабилизирования финансовой ситуации без прохождения процедуры банкротства. Такой непродолжительный период просрочки, как три месяца не может свидетельствовать о невозможности стабилизации ситуации в будущем, потому что причин такой непродолжительной просрочки может быть множество: утрата постоянного заработка, связанная с увольнением с работы, травма или тяжелая болезнь и иные непредвиденные обстоятельства. Указанные причины могут быть преодолимы.
Но не все авторы согласны с такой позицией, некоторые предлагают наоборот упростить судебную процедуру, ученые предлагают различные варианты снижения требований, например, путем уменьшения обязательных платежей (А. А Изиланов, 2019: 67). Также высказывается позиция о том, что «целесообразнее использовать не фиксированную сумму, а исчислять в процентном соотношении суммарного долга к размеру ежемесячного дохода, включающего в себя не только заработную плату, но и все возможные источники дохода: стипендию, пособия, льготы» (Н. В. Васильченко, М. А. Афанасьев, А. А. Абдулаев, 2018: 193). Некоторые авторы придерживаются позиции о том, что процедура и так осложнена количеством доказательств, которые должен собрать гражданин (А. Н. Юсупова, 2017: 154), поэтому нецелесообразно повышать требования к должнику. Трудно согласиться с данными точками зрения, так как авторы не учитывают практическую деятельность. Финансовый управляющий незаинтересован в эффективном рассмотрении дела, если стоимость его услуг будет ниже того предела, который установлен сейчас. Изменение методики расчета задолженности на соотношение размера задолженности и дохода малоэффективно, так как затруднительно подобрать оптимальный показатель. Например, 1/10 это 10 000 и 100 000, 50 и 500 0000 и. т. д. Сбор необходимых документов является стандартным действием для получения государственной услуги, также нужные справки можно заказать через портал «Госуслуги», что значительно сокращает период подготовки заявления.
Необходимо указать, что ужесточение критериев к потенциальному банкроту не свидетельствует о желании пресечь возможность граждан избавиться от задолженности. Это делает процедуру банкротства физических лиц в некоторой части выгодной для обеих сторон и стимулирует граждан самостоятельно нормализировать свою финансовую ситуацию без обращения в суд. Как следствие, стабилизировать условия гражданского оборота, при которых должник и кредитор получают взаимную выгоду от договорных отношений. Ограничить применение внесудебной процедуры банкротства до 2023 года включительно для того, чтобы большинство пострадавших от короновирусных ограничений смогло стабилизировать свою финансовую ситуацию, так как пандемия являлась непредвиденным обстоятельством для экономики. Но в рамках обычного гражданского оборота такое упрощение процедуры банкротства неприемлемо. Список использованной литературы: 1. Васильченко Н. В., Афанасьев М. А., Абдуллаев А. А. Особенности банкротства физических лиц// Проблемы экономики и юридической практики 2018. № 5. С. 191-194. 2. Зайцев О. Внесудебное банкротство // Закон. 2020. № 9, С. 30-37. 1. 3. Изиланов А. А. Банкротство физических лиц //Скиф. Вопросы студенческой науки. 2019. №. 5. С. 64-67. 4. Кулик И. Н. Банкротство физических лиц // Вестник науки и образования. 2018. №. 7. С. 78-80. 5. Юсупова А. Н. О процедуре банкротства физических лиц // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2017. №1. С. 152-157. Serova Evgeniya Nikolaevna Ural State Law University Russia, Yekaterinburg e-mail: zhenya. serova@bk. ru
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|