Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

To the question about the criteria for recognizing an individual bankrupt




TO THE QUESTION ABOUT THE CRITERIA FOR RECOGNIZING AN INDIVIDUAL BANKRUPT

Abstract: the article examines the criteria for declaring a citizen bankrupt in judicial and non-judicial procedures. The points of view of scientists on the problem of citizens' compliance with the established criteria are given. The results of statistics of consideration of criminal cases are indicated. The author proposes to toughen the criteria for potential bankruptcies.

Keywords: criteria for declaring a citizen bankrupt, out-of-court bankruptcy procedure, judicial bankruptcy procedure, statistics of bankruptcy cases, the amount of debt.

УДК 35. 073

Тимощук Михаил Андреевич

Югорский государственный университет

Россия, Ханты-Мансийск

e-mail: Mikhail. timoshcuk1502@mail. ru

Шешукова Алина Владимировна

Югорский государственный университет

Россия, Ханты-Мансийск

e-mail: Alya_sheshukova@mail. ru

КРИПТОВАЛЮТА В РОССИИ: ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ЛЕГАЛИЗАЦИИ

Аннотация: в статье проанализировано законодательство в сфере цифровых финансовых активов, обозначены основные принципы функционирования криптовалюты. Обозначены проблемы реализации легализации криптовалюты, а также рассмотрены вопросы о необходимости законодательного регулирования криптовалюты в Российской Федерации.  

Ключевые слова: законодательство о цифровых финансовых активах, криптовалюта, цифровые активы, блокчейн, средства платежа.

Проблема правового регулирования цифровых активов, в число которых входят и криптовалюты, для российского законодательства не является чем-то новым. Попытки урегулирования данной сферы предпринимались уже чуть менее десяти лет назад. Так, государство с каждым годом всё более активно принимает на рассмотрение федеральные законы, которые в той или иной степени регулируют обращение криптовалют в качестве финансовых средств.

Тема использования криптовалют, безусловно, является актуальной, так как на сегодня интерес к данным финансовым активам достигает невиданных ранее масштабов. Наиболее популярной криптовалютой стал «биткоин» (по состоянию на 23. 10. 21)[290]. Он котируется на уровне 61 тысяч долларов за единицу. Открытость программного кода биткоина дала энтузиастам возможность создать десятки аналогичных платежных средств, которые отличаются кругом использования или же уровнем доступности сведений об операциях по счетам.

Свое название криптовалюта получила из-за применения в своей структуре технологий криптографического шифрования (С. Г. Баричев, 2009: 4). Для понимания того, почему необходимо законодательно урегулировать и ввести именно данный вид платежа, стоит разобраться, в чем именно состоит её особенность. Высокая ценность данного вида цифрового актива во многом обусловлена высокой защищенностью данных держателя валюты. Так, технология ассиметричного шифрования позволяет исключить возможность перехвата данных третьими лицами, или сделать его крайне затруднительным («открытый ключ» - известен всем, и «закрытый ключ» - известен только его держателю; по «закрытому» ключу легко установить «открытый», а вот по «открытому» установить «закрытый» практически невозможно). Эмитентом криптовалюты выступает сам компьютер, движение средств происходит внутри сети с использованием «блокчейна», что позволяет контролировать эмиссию новых денег (каждая единица валюты состоит из нескольких блоков данных, и изменение хотя бы одного из них приведет к изменению кода в целом). Наибольшую сложность представляет то, что копии цепочек блоков хранятся на множестве разных компьютеров независимо друг от друга, поэтому даже успешное изменение одного из блоков на отдельном устройстве не приведет ни к какому результату в системе в целом.

Применение данной технологии может охватывать самые разные сферы жизнедеятельности, криптовалюта является общедоступной для приобретения, а в последующем может стать универсальным средством платежа. Например, криптографические технологии позволяют организовывать передачу данных от одного пользователя к другому, при этом, минуя посредников, что обусловливает её отличие от иных систем. Однако, в данной работе мы подробнее остановимся на понятии «криптовалюта» как платежной единицы, имеющей исключительно расчетную функцию.  

Вышеупомянутая функция возлагает на государство требование соблюдения ряда необходимых условий. Для возможности осуществления официального использования криптовалют необходимо введение их законодательного регулирования в качестве платежного инструмента. Так, согласно статье 140 Гражданского кодекса Российской Федерации, платежи осуществляются посредством наличного или же безналичного расчета. На первый взгляд может показаться, что криптовалюту можно отнести к безналичным платежам, так как в обоих способах оплаты применяются цифровые технологии. Однако, криптовалюты работают по кардинально другой схеме. Привычные всем электронные деньги являются частью базы данных банка и относятся к коду доступа к наличной банкноте. Криптовалюта же — это компьютерный файл, код, хранящийся в памяти устройства, и никакой связи с деньгами, эмитентом которых является Центральный Банк Российской Федерации, он не имеет. С точки зрения развития цифровой среды и IT отрасли в целом, криптовалюта представляет собой серьезное открытие, дающее возможность кардинально поменять привычную нам оплату товаров и услуг, пересылку денежных средств и т. д. Однако, все не так однозначно. Криптовалюта имеет на сегодняшний день множество недостатков, и дело не только в том, что ее тяжело классифицировать как субъект гражданско-правовых отношений. Потенциал криптовалюты может представлять серьезную угрозу для любого государства, поэтому ее полноценное одобрение как средства платежа требует серьезной законодательной проработки (Л. А. Новоселова, 2017: 3–16). Исходя из приведенной аргументации, можно сделать вывод о том, что криптовалюта не может относиться ни к системе безналичного расчета, ни, очевидно, к наличной. Так, законодателю необходимо обозначить совершенно новую категорию для внедрения возможности оплаты с помощью криптовалют.

Постараемся разобраться, в чем проблема криптовалюты как эквивалента денежных платежей, и почему правительство Российской Федерации не спешит в обозримом будущем давать дорогу криптовалютам в финансовую систему страны, при всей ее технологичности и удобству. Непризнание криптовалют большинством правительств стран мира сделала из них некий «спекулятивный инструмент», дающий возможность сделать деньги буквально из ничего (если не учитывать работу вычислительной машины). Причиной тому стала высокая волатильность валюты. Так, на 29 января 2021 года, биткоин всего за полчаса подорожал на 5 тысяч долларов после короткого «твита» известного американского предпринимателя Илона Маска, в котором он проявил интерес к криптовалюте. Очевидно, что такая сильная и резкая изменчивость курса не позволяет данному вида платежа быть справедливым и равноценным эквивалентом товаров и услуг.

Можно предположить, что такая волатильность вызвана отсутствием законодательного регулирования обращения данного финансового инструмента. Никакая из криптовалют не является национальной валютой какой-либо страны, децентрализованность технологии «блокчейн» не позволяет ни одному государству в мире контролировать транзакции с применением криптовалют (А. И. Савельев, 2018: 36–52). Более того, независимость и закрытость от третьих лиц лежит в самой основе концепции и идеи работы «блокчейн». Ко всему прочему, отсутствие контроля и развитие криптовалютных обменников ведет к развитию теневых финансовых отношений. Новая валюта может использоваться в самых различных преступных целях, в том числе, как способ ухода от налогов и «отмывания» денег, а также как средство платежа за запрещенные законом к гражданскому обороту предметы (наркотические вещества, оружие, и т. д. ), возникают также сложности с вопросом, может ли криптовалюта быть предметом преступлений против собственности (М. И. Немова, 2020: 3). Если все-таки может, то как определять размер ущерба, ведь, как уже было сказано ранее, курс криптовалют может кардинально меняться в течение очень короткого срока. Это создает целый ряд проблем для квалификации ущерба, и для последующего применения санкций за преступление. Однако, полностью запретить данную технологию, означает отвергнуть научно-технический прогресс, поэтому большинство законодателей разных стран так или иначе пытаются урегулировать отношения, касающиеся распространения, производства и применения криптовалюты, но полноценного законодательства о крипловалюте до настоящего времени не появилось ни у одной из стран.

Наиболее интересный зарубежный опыт в данной проблематике представляет Беларусь, как страна, имеющая наиболее общие черты с Россией в сфере культуры и законодательства. Так, в приложении №1 Декрета Президента Республики Беларусь №8 «О развитии цифровой экономики» содержится следующее положение: «Криптовалюта – биткоин, иной цифровой знак (токен), используемый в международном обороте в качестве универсального средства обмена». Такая формулировка подразумевает признание использования криптовалют в качестве средства оплаты товаров, услуг и т. д. Однако в законодательстве не обозначен конкретный перечень таких товаров и услуг, которые бы были допустимы к оплате криптовалютой.

Что касается правового регулирования криптовалюты в России, то первые попытки были сделаны Центральным Банком Российской Федерации еще в 2014 году[291]. Была высказана информация, которая была направлена на предостережение субъектов правоотношений (физических и юридических лиц) от использования криптовалюты в качестве средства платежа за услуги и товары. Представители Генеральной Прокуратуры Российской Федерации отмечали, что использование криптовалюты в качестве средства оплаты нарушает ст. 27 ФЗ №86 от 10. 07. 2002 «О Центральном банке Российской Федерации», [292] в котором прямо говорится, что официальной денежной единицей в Российской Федерации является рубль. В то время как российский законодатель отрицал использование криптовалюты, во всем мире она развивалась огромными темпами, привлекая многомиллиардные инвестиции, расширяя спектр услуг и товаров, которые могли быть оплачены ею. В 2017 году, после почти трехлетнего затишья, в ходе совещания Президент России дал ряд поручений в сфере применения цифровых технологий в экономике страны. Был разработан закон «О цифровых и финансовых активах», а также ряд поправок в Гражданский кодекс Российской Федерации (введено понятие «цифровые права»)[293]. Так, законодатель ввел понятие «цифровые финансовые активы» и «цифровая валюта»[294], а также обозначил, что право на данное имущество удостоверяется посредством внесения в реестр цифровых транзакций. Стоит отметить, что, несмотря на отрицание криптовалюты как платежного средства, законодатель признал ее как объект гражданских правоотношений. Такой шаг позволяет использовать криптовалюту как средство накопления, а также защищать свои права на данный объект в случае их нарушения.

По своей сути ранее названный законодательный акт лишь закрепляет основные определения новых явлений и никак не отражает и не регламентирует область применения новых цифровых технологий в финансовой сфере. Гражданско-правовые отношения получили новый объект, обозначаемый законодателем как «цифровое право», который в сущности представляет совокупность электронных данных, что удостоверяют права на новый объект гражданского оборота (А. И. Савельев, 2017: 136–153). Сам по себе компьютерный код не является имущественной ценностью, он служит проводником для реализации права на что-либо, однако, общество находится на той стадии развития, когда некоторые люди владеют огромным имуществом, никак не связанным с предметами материального мира (например: игровые косметические предметы), и законодатель вынужден следовать за данными тенденциями, так как их оборот растет из года в год.

Пункт 2 статьи 1 данного Федерального закона так же указывает, что под цифровыми правами понимаются только те объекты, которые существуют в распределительном регистре «блокчейн». По нашему мнению, данная формулировка не является корректной, поскольку она затрагивает не весь объем «цифровых финансовых активов», так как объекты виртуальных прав могут и не задействовать технологию «блокчейн». Исходя из толкования данного закона, огромнейший круг цифровых активов попросту не подлежит законодательному регулированию, что приводит к незащищённости отдельных видов данной группы правоотношений.

Представляется, что законодателю необходимо занять более четкую позицию относительно цифровых финансовых активов. Развитие криптовалют уже достигло таких масштабов, что игнорировать это явление становится невозможным, а иногда и даже опасным. Необходима детальная проработка закона, касающегося сферы использования или же неиспользования криптовалют и их роли в экономике страны. Такие реформы необходимы не только для потенциального внедрения «блокчейн» технологий в экономику России, но и для защиты прав собственников цифровых финансовых активов, а также защиты интересов государства и минимизации использования криптовалют в преступных целях.

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что российское законодательство «о цифровых правах» и «о цифровых финансовых активах» требует серьезной доработки. Связано это с тем, что законодатель очень узко оценил спектр цифровых активов и недостаточно урегулировал правовое положение криптовалюты как финансового инструмента. Потребность в создании правовой базы обусловлена также необходимостью защиты прав обладателей данных активов. Для качественной проработки данного законопроекта необходимо привлекать не только юристов и экономистов, но и IT-специалистов, что обусловлено спецификой работы и использования цифровых объектов гражданского оборота.

Список использованной литературы:

1. Баричев С. Г. Основы современной криптографии / С. Г. Баричев, В. В. Гончаров, Р. Е. Серов. - М., 2009. С. 4.

2. Немова М. И. Криптовалюта как предмет имущественных преступлений // Закон. 2020. №8. С. 3.

3. Новоселова Л. А. О правовой природе биткойна // Хозяйство и право. 2017. № 9. С. 3-16.

4. Савельев А. И. Криптовалюты в системе объектов гражданских прав // Закон. 2017. № 8. С. 136–153.

5. Савельев А. И. Некоторые риски токенизации и блокчейнизации гражданско-правовых отношений // Закон. 2018. № 2. С. 36–52.

Timoshchuk Mikhail Andreevich

Ugra State University

Russia, Khanty-Mansiysk

e-mail: Mikhail. timoshcuk1502@mail. ru

Sheshukova Alina Vladimirovna

Ugra State University

Russia, Khanty-Mansiysk

e-mail: Alya_sheshukova@mail. ru

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...