Хронические обструктивные заболевания
Украинский национальный медицинский университет им.А.А.Богомольца
В.Г. Передерий, С.М. Ткач Клинические лекции По внутренним Болезням В 2-х томах Том 1 /Кардиология, ревматология, пульмонология/ Киев - 1998 Клинические лекции по внутренним болезням в 2-х томах. Т.1./Кардиология, ревматология, пульмонология/ В.Г.Передерий, С.М.Ткач, Киев, 1998, 525 с.
В лекциях изложены современные представления об этиологии, патогенезе, клинической картине, лечении и профилактике основных заболеваний внутренних органов. I том содержит лекции по болезням сердца и органов дыхания. Для студентов медицинских вузов, интернов и врачей -терапевтов.
Рецензенты: Амосова Е.Н., д.м.н., профессор, зав.кафедрой госпитальной терапии N1 Украинского национального медицинского университета Лизогуб В.Г., д.м.н., профессор, зав.кафедрой факультетской терапии N2 Украинского национального медицинского университета Свинцицкий А.С., д.м.н., профессор, зав.кафедрой госпитальной терапии N2 Украинского национального медицинского университета Фещенко Ю.И., академик АМН Украины, директор НИИ пульмонологии и туберкулеза
Ученый Совет Национального медицинского университета им.А.А.Богомольца рекомендует настоящие лекции в качестве учебного пособия по внутренним болезням /протокол N от 27.11.97/.
ISBN С В.Г.Передерий, С.М.Ткач Заведующим кафедрой Факультетской терапии, Работающим до нас и всем, Кто в разные годы за более, чем 150-летнюю историю ее существования
работал или был как-то связан с ней, Посвящается! ПРЕДИСЛОВИЕ
Уважаемые читатели! Очень легко писать предисловие к книге, которая, в чем я ни сколько не сомневаюсь, обречена на успех. Что позволяет мне сделать такое смелое заявление? Во-первых, то, что уже очень давно в Украине не издавались клинические лекции по внутренним болезням, которых с нетерпением ждут студенты и молодые врачи. Во-вторых, большинство используемых в учебном процессе учебников и пособий устарело и не отвечает требованиям сегодняшнего дня, а переводной американский учебник “Основы медицинских знаний и методы лечения по Дэвидсону” не может восполнить всего пробела по формированию клинического мышления у студентов и врачей, который мы имеем в настоящее время. В-третьих, это кафедра, из которой вышли настоящие лекции. За 153 года своего существования она видела столько новых идей, методов, классификаций, рекомендаций, учебников и учебных пособий, шедших не только в ногу со временем, но и опережавших его, что невольно думаешь: “Дух великих предков - Образцова, Стражеско, Яновского, Василенко, Иванова, Бурчинского незримо помогает их последователям и сегодняшним сотрудникам!” Наконец, в-четвертых, это - авторы. Один - достаточно молодой, но уже несколько лет читающий полный курс лекций по внутренним болезням доцент С.М.Ткач. Другой - профессор В.Г.Передерий, оригинальные подходы которого ко многим вопросам названий и определений болезней, их классификациям, особенностям клинического течения, лечения и профилактики нам хорошо знакомы по предыдущим публикациям. Монографии с его авторским участием - это всегда неожиданно, смело, интригующе интересно и необычайно полезно для врачей любой медицинской профессии всех поколений. Представляемые авторы, продолжая славную школу своих предшественников, остаются терапевтами в широком смысле этого слова. Поэтому именно исходя из общетерапевтических позиций и написаны представляемые на Ваш суд “Клинические лекции по внутренним болезням”. Здесь нет “суперглубины”, присущей монографиям и лекциям узких специалистов, однако есть глубина, достаточная для студентов, врачей и преподавателей всех возрастов и “узких” специальностей, которые заставила их выбрать сама жизнь, перепрофилировав отделения, где они работают в гастроэнтерологические, кардиологические, пульмонологические и т.д. К сожалению, разрыв терапии как единого целого, уже много лет служит плохую службу не только для врачей, но и, что самое главное, для больных.
Поэтому “Клинические лекции по внутренним болезням”, написанные терапевтами В.Г.Передерием и С.М.Ткачом в лучших традициях своей кафедры, вселяет в меня уверенность в жизнестойкости терапии Украины завтрашнего дня. Особенно мне импонирует ориентир авторов на Международную классификацию болезней 10 пересмотра /МКБ-10/. Несмотря на то, что эта классификация ВОЗ является в первую очередь статистической, в ее разработке принимали участие ведущие специалисты мира в различных областях медицины, в связи с чем она основана на последних достижениях во всех медицинских дисциплинах. Применение в повседневной практике нашими врачами и студентами МКБ-10 пересмотра позволит им говорить с врачами других стран на одном языке, понимать и дополнять друг друга! Уверен, что многие читатели получат удовольствие уже от чтения первой вводной лекции, и этот интерес и удовольствие не оставят их до конца. Хочу пожелать студентам глубоко вникнуть в материал, разобраться со всеми спорными и до конца неясными вопросами как на лекциях, так и на практических занятиях, с тем, чтобы стать прекрасными врачами и, несмотря ни на что, получать удовольствие и удовлетворение от своей лечебной-профилактической и просветительской деятельности!
С наилучшими Заслуженный деятель пожеланиями науки и техники Украины, Лауреат Государственной премии Украины
профессор А.П.Пелещук COДЕРЖАНИЕ Предисловие_________________________________ 5 К читателям__________________________________9 1.Вводная лекция____________________________ 11 Сердечно-сосудистые заболевания ______________ 39 2.Артериальные гипертензии__________________ 41 3.Атеросклероз_______________________________ 85 Ишемическая болезнь сердца__________________113 4.Стенокардия_______________________________ 130 5.Инфаркт миокарда__________________________161 6.Некоронарогенные заболевания миокарда_____ 199 7.Ревматическая лихорадка____________________ 231 Приобретенные пороки сердца________________ 257 8.Митральные пороки сердца__________________ 259 9. Аортальные пороки сердца__________________ 289 10.Нарушения сердечного ритма_______________ 315 11.Сердечная недостаточность_________________ 355 Болезни органов дыхания _______________________389 12.Пневмонии_______________________________ 389 Хронические обструктивные заболевания легких___________________________________ 427 14. Бронхиальная астма_______________________ 457 Приложения_________________________________ 489 К ЧИТАТЕЛЯМ
Уважаемые читатели! Клинические лекции по внутренним болезням были нами написаны, конечно же, в первую очередь для студентов. Практически весь материал в настоящей книге изложен так, как читается на лекциях уже в течение нескольких лет. Однако в течение этих же лет мы постоянно испытывали чувство неудовлетворенности от того, что почти все лекции протекают в виде своеобразного монолога лектора и нет такой, как нам хотелось бы, обратной связи со студентами. А нам очень хочется, чтобы каждый студент, имея под рукой настоящей сборник, предварительно готовился бы к каждой лекции и был готов не к простому восприятию материала, а к общей дискуссии по разбираемой теме и совместному клиническому разбору больного. Уверены, что такой подход к лекциям со стороны студентов позволит не просто повысить уровень знаний, а научит многим клиническим умениям, так необходимым в их дальнейшей самостоятельной работе!
Готовя эти лекции к публикации, мы также думали и о врачах, не только молодых и не только терапевтах /участковых, цеховых, кардиологах, пульмонологах, гастроэнтерологах и т.д./, но и врачах других специальностей, закончивших институт 3-5-10 и более лет назад и для которых знакомство с тем новым, что появилось в клинической медицине за последние годы, будет несомненно полезным. Особое значение при написании лекций мы придавали 2-м моментам. Первый - это ориентир читателей на современную и используемую в большинстве развитых стран мира Международную классификацию болезней 10-го пересмотра с тем, чтобы наши выпускники и врачи могли говорить на одном современном профессиональном языке с врачами любых других стран. Второй - это постоянное совмещение понятий /определений, классификаций, схем и методов лечения и т.д./, принятых у нас с понятиями, принятыми в других, не русскоговорящих странах. Нам представляется, что врачи всех поколений должны объясняться одними и теми же терминами и понимать друг друга, независимо от возраста, стажа и квалификации. Хотим подчеркнуть, что представляемая книга - это не учебник по внутренним болезням, а клинические лекции, что позволило нам несколько уйти от тех академических правил построения и изложения материала, которое присуще учебникам. В отдельных лекциях представлен совершенно новый материал, который еще не прошел достаточного испытания временем /тем не менее широко использующийся в других странах/, что может иметь различную трактовку и не быть известным широкому кругу читателей. Особенно это касается вопросов классификаций, определений, схем и методов обследования и лечения больных. Надеемся на то, что часть прочитавших эти лекции, отметят недостаточно освещенные вопросы, сообщат нам свои замечания и пожелания. Особенно хотелось бы знать мнение студентов и преподавателей о том, каким материалом следовало бы дополнить эти клинические лекции с тем, чтобы они удовлетворили как можно большее число наших читателей.
Приносим сердечную благодарность всем нашим официальным и неофициальным рецензентам: профессорам Амосовой Е.Н., Лизогубу В.Г., Свинцицкому А.С., академику АМН Украины Фещенко Ю.И., академикам Гончаруку Е.И., Спиженко Ю.П., член-корреспонденту АМН Широбокову В.П., профессору В.Г.Коляденко, без доброжелательных, умных, деликатных замечаний и тонкой критики которых, этим лекциям вряд ли бы удалось состояться в таком виде, в котором Вы их читаете! Авторы
ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ
Уважаемые студенты! Вы пришли на первую лекцию по внутренним болезням, после окончания 3-х курсов общей подготовки: физики, различных курсов химии, биологии, патологической и нормальной анатомии и физиологии, фармакологии, пропедевтики внутренних болезней и других дисциплин. На каждой кафедре Вам говорили об их важности для врача любой медицинской специальности. Действительно, без знания этих фундаментальных дисциплин невозможно усвоить основополагающие клинические дисциплины, прежде всего такие, как терапия, акушество и гинекология, хирургия. Эти предметы являются интегрирующими и их изучение основано на достаточном знании базисных дисциплин. В свою очередь, эти дисциплины являются основополагающими для всех остальных, так называемых субспециальностей: пульмонологии, кардиологии, эндокринологии, нефрологии, гастроэнтерологии и многих других. Сейчас Вы еще молоды и большинство из Вас мечтает после окончания института быстро стать хирургами, нейрохирургами, эндокринологами, уролагами, гематологами, окулистами, ЛОР-врачами, то есть так называемыми узкими специалистами. И это правильно. Но Вы должны особенно сейчас, во время осуществляемых реформ и перемен, держать в голове следующее: рынок, рыночные отношения в медицине, в которых мы еще плохо разбираемся и которые только зарождаются у нас в стране, в том числе такой большой раздел рыночных отношений, как медицинское страхование, диктует свои “правила игры”. Вы должны с ними быть знакомы уже сегодня, чтобы не испытать разочарования в недалеком будущем в выбранной Вами специальности. Поэтому, задача Ваших преподавателей, на наш взгляд, заключается не только в передаче Вам профессиональных знаний, а и в Вашей подготовке, ориентировке, насколько это возможно, в нашей быстро изменяющейся жизни вообще и в Вашей будующей медицинской деятельности в частности. В чем же, на сегодняшний день, состоят эти общие знания, тенденции развития образования, медицины и нашего общества в целом, в которых Вам необходимо ориентироваться? На этот и другие общие вопросы мы постараемся ответить Вам в ходе этой вводной лекции. А сейчас позвольте остановиться очень коротко на истории нашего университета и несколько шире - нашей кафедры, хотя бы кратко отметив выдающихся ее представителей и, конечно же, познакомить Вас с сегодняшним коллективом кафедры. Как Вам известно, университет св.Владимира в Киеве был открыт в 1835 году. Мы с Вами как раз и находимся на территории этого университета, а из окон аудитории видны его основные корпуса. Но медицинский факультет в Киевском университете был открыт только в 1841 году. Следует сразу подчеркнуть, что медицинские факультеты того времени, как и сейчас, не имели своих базовых клиник, что отрицательно сказывалось на подготвке врачей. Это понимали умные люди того времени. Поэтому и была задумана реформа высшего медицинского образования, у руля которой стоял великий Николай Иванович Пирогов! Кроме множества нововведений, он предложил и ввел в жизнь то положение, что медицинские факультеты должны были иметь свои клиники. Эта больница и эта аудитория были специально построены как факультетская клиника и кафедра и уже более 100 лет в этом зале почти ничего не меняется. Факультеты долгое время имели свои клиники, вплоть до 1952 года, когда медицинские университеты и институты вновь лишили своих клиник. Сама реформа стоила Н.И.Пирогову отставки, его отходу от дел и переезду к месту его последнего в жизни пристанища - селу Вишенки Винницкой губернии, где великий врач и ученый покоится и поныне. Как же тогда было построено медицинское обучение? Всего было 5 курсов. Терапию начинали с 3-го курса. В то время предмет, который Вы уже прошли и знаете как пропедевтику внутренних болезней, назывался общей терапией и семиотикой, то есть предполагалось, что студент должен овладеть основными методами исследования больного, такими как расспрос, осмотр, пальпация, перкуссия и аускультация. Причем не только должен был знать как это делается, а уметь это делать! Кроме того, студент обязан был выучить симптомы - семиотику важнейших болезней, сдать экзамен и только после этого имел право прийти в клинику - сначала факультетскую, а затем и госпитальную. Почему наша кафедра называется факультетской? Потому что была при медицинском факультете и ставила своей важнейшей задачей научить студентов врачебному мышлению и умению ставить диагноз. Сдать экзамен по факультетской терапии было очень трудно. Согласно имеющимся у нас архивным данным, это не удавалось каждому третьему студенту! Те, кому это удавалось, переходили на кафедру госпитальной терапии, основными задачами которой являлось научить студентов в сочетанном и многообразном течении болезней выделить, диагностировать основное заболевание, его осложнения и сопутствующие болезни, а также уметь лечить их! В самом понятии госпитальной клиники /от греческого слова госпиталь, что означает радушный, гостеприимный/, подразумевалось, что больного, страждущего человека в госпитале примут радушно, гостеприимно! Однако постепенно это слово ушло из нашего обихода, так же как из больниц ушло радушие, а им на смену пришла казенщина, бюрократизм и бездушие! Как уже было сказано, в 1952 году институты были лишены своих клиник. Ретроспективный анализ показывает, что это явилось крайне отрицательным моментом в деле подготовки врачей. И в настоящее время все это видят, понимают, но вот прошло уже почти 50 лет, а никто ничего менять не хочет. Почему? Об этом свидетельствует печальный опыт реформаторства в России вообще и Н.И.Пирогова, в частности. Политика и интересы разных медицинских и околомедицинских школ и группировок - это Вам не топографическая анатомия, наркоз, гипсовые повязки или другие открытия. Когда задеваются интересы многих людей, то в такой ситуации любой ясный, как божий день вопрос, начинают рассматривать во всевозможных комиссиях, многократно обсуждать и дискутировать, писать какие-то никому не нужные решения, проекты, предложения, согласования. В такой ситуации дело тихонечко умирает, а виноватых как не было, так и нет. То, что университетские клиники будут снова, мы уверены. Это только вопрос времени, так как медицинские факультеты смогут выжить, нормально работать и преподавать в рыночных условиях, только имея свои мощные, современные и высококвалифицированные клиники. Однако, вернемся непосредственно к истории нашей кафедры. Кафедра факультетской терапии существует с 1844 года. За это время ее возглавляли 13 заведующих. Это были известные, умные, богатые /до революции/ ученые и врачи, общественные деятели. Их имена и портреты Вы можете видеть в этой аудитории и в холле на специальном стенде. Как и в любом деле, не все заведующие кафедрой были равноценными людьми. Поэтому мы остановимся только на врачах и ученых с мировым именем, дела которых знали и знают во всем мире и которыми мы по праву гордимся! Первым в этом списке несомненно стоит Василий Парменович Образцов /1849-1920/. Необычайно интересна, порой интригующа и, наконец, трагична судьба этого великого человека и врача! Имея достаточно сложный характер /от себя добавим, что нам неизвестны при жизни неординарные люди с легким характером/, он только с 3-го захода получил кафедру, на которой Вы сейчас находитесь. В чем были сложности характера, спросите Вы? Ответ может быть следующим. В первую очередь, имел в молодости большое самомнение, любил говорить правду, порою забывая, что правда - очень сильное, но горькое лекарство, которое раздавать людям надо очень небольшими дозами, иначе навешают таких ярлыков, что сам себя не узнаешь. Вообще, он был умным, образованным, знающим человеком. Но “Горе от ума” - это известнейшая вещь во все времена и для всех народов, помните об этом. Во вторых, был очень большим жизнелюбом, из-за чего даже однажды был вызван на дуэль. Это в 20-то веке! Вдумайтесь, что это был за человек и характер! Став заведующим кафедрой, В.П.Образцов сделал ее наиболее авторитетной не только в России, но и в Европе! Этому способствовало несколько действительно мировых открытий и сообщений. Например, глубокая, скользящая, методическая, систематическая пальпация по Образцову-Стражеско. Это сейчас мы знаем ценность этого метода, о котором написано в любом учебнике по внутренним болезням. А тогда, 100 лет назад? Вы знаете как все новое, особенно в медицине, пробивает себе путь. Тогда, на заре 20-го века многие называли это модой, которая, как известно, бывает смешной 2 раза: когда появляется и когда отходит. Но это была не мода, которой суждено было, только появившись, сразу умереть. Это был новый неизвестный и, как оказалось в дальнейшем, очень эффективный клинический метод, который и в наше время применяют врачи многих клинических специальностей во всем мире, вспоминая нашего В.П.Образцова. И еще одно выдающееся открытие - прижизненная диагностика тромбоза коронарный артерий /инфаркта миокарда/ и подробнейшее описание 3-х его основных клинических разновидностей - ангинальной, астматической и гастральгической форм. В основном кардиология, немного меньше - гастроэнтерология и пульмонология - вот сфера научного и практического увлечения этого выдающегося терапевта. Ритм галопа, ритм перепела, положение о нормальном 3-м тоне - все это его заслуги. Заведовал нашей кафедрой В.П.Образцов с 1904 по 1918 год. Жизнь его закончилась трагически. Все потеряв в революцию, он перенес инсульт и, парализованный, умер в нищете в больнице для бедных, оставив нам в наследство, кроме своих выдающихся научных трудов и организованного им общества терапевтов, еще и роскошный особняк по бывшей улице Ленина, ныне Б.Хмельницкого, который, к сожалению пока находится в запустении и ждет своего покупателя. А ведь по праву он должен был бы принадлежать всем нам в виде дома врачей или под каким-либо другим названием! Феофил Гаврилович Яновский /1860-1928 гг./, академик АН УССР, заведовал кафедрой с 1921 по 1928 год. Предложил стеклянный стетоскоп, дал понятие диагностического значения пространства Траубе при плеврите, описал основные признаки рака легкого. Очень много нового внес в вопросы патогенеза, иммунитета, клиники и профилактики туберкулеза легких. Издал монографию “Туберкулез легких”, которая длительное время была настольной книгой отечественных фтизиатров. Киевский НИИ туберкулеза, пульмонологии и грудной хирургии по праву носит его имя. Стражеско Николай Дмитриевич /1876-1952 гг./, академик 3-х академий - прекрасный врач, большой дипломат, сумевший прожить все смутное время 30, 40 и 50-х годов в уважении и почестях. Был Героем Социалистического Труда. Имел прекрасную коллекцию картин. В науке занимался вопросами хронической инфекции, раневым сепсисом, аллергией, геронтологией, кардиологией, в частности, разработав теорию ревматизма и предложив совместно с В.Х.Василенко классификацию недостаточности кровообращения, которая является общепринятой у нас в стране уже более 60 лет. Описал так называемый “пушечный тон Стражеско” при полной атриовентрикулярной блокаде, издал прекрасную монографию “Строфантин как лечебное средство” и много других книг. Наконец, открыл в Киеве институт клинической медицины. Именно клинической медицины, а не кардиологии, как он называется в настоящее время, поскольку прекрасно понимал, что кардиология является хоть и важной, но небольшой частью внутренних болезней. Глубокий ученый и врач, он понимал, что нужен институт, интегрирующий все 5 основных разделов внутренней медицины и создал его, правда не надолго. Перепрофилированный в дальнейшем и трансформировавшийся из института клинической медицины в институт кардиологии, он сейчас носит имя Николая Дмитриевича Стражеско. Не знаем, насколько это правильно. Выдающийся человек задумал большое перспективное дело, осуществил его, а потомки переделали, выхолостив саму суть проэкта автора в угоду конъюнктуре 60-х годов и назвали именем Н.Д.Стражеско! Не знаем, правильно ли это. Знаем только: “Великие идеи - великие люди. Мелкие идеи - мелкие люди!” Вадим Николаевич Иванов /1892-1962 гг./, академик 2-х академий - придерживался принципа “Содружество между физиологией и клиникой”. Широко занимался вопросами гастроэнтерологии, в частности вопросами лечения язвенной болезни и дуодено-гастрального рефлюкса. Одним из первых стал изучать биоритмы человека, которым сейчас уделяется большое внимание во всем мире. За ряд работ в онкологии, посвященных классификации, внедрению томографии и топографии рака желудка и легких, был удостоен Государственной премии СССР. И, наконец, Георгий Йосифович Бурчинский /1908-1993 гг./. Это был неординарный человек. По учебнику, им отредактированному и во многом написаннному самим, Вы продолжаете заниматься и в настоящее время! Много лет после окончания Киевского медицинского института /28 лет/ он провел в армии, однако сумел сохранить в себе в лучшем понимании этого слова поэзию, которую прекрасно знал и почти на каждой лекции вместе с медицинскими знаиями передавал студентам. За 24 года руководства кафедрой /1962-1986 годы/ создал школу украинских гастроэнтерологов из 22 кандидатов и 6 докторов наук. Стал Заслуженным деятелем науки и Лауреатом Государственной премии Украины. Я познакомился с ним очно только в 1986 году и меня всегда не переставала восхищать его неподдельная любовь к студентам вообще и студенткам в частности. Для них у него существовали только 2 оценки: 4 и 5! Это - в шутку. А если серьезно, то это был прекрасный клиницист, блестящий лектор и просто умный человек, работать рядом с которым было большим удовольствием. Многие преподаватели, с которыми Вы сейчас познакомитесь, были его учениками. Сегодняшний состав кафедры - это 12 преподавателей и научно-исследовательская лаборатория, где вместе с преподавателямя трудятся доктор биологических наук, кандидат медицинских наук и несколько лаборантов. Итак, на кафедре сегодня трудятся: один профессор - Ваш покорный слуга, еще один доктор наук, но не медицинских, а биологических - Бычкова Нина Григорьевна, в течение многих лет возглавляющая научную лабораторию кафедры. У меня нет никаких сомнений, что скоро мы будем поздравлять ее и со званием профессора! Работают шесть доцентов. Прежде всего - это ветераны кафедры, старшее поколение: А.М.Спивак, Б.К.Рейнгардт, К.А.Миронова, Э.В.Литинская. Все они прекрасные врачи, учителя, в чем Вы сами скоро убедитесь. Но на кафедре они выполняют еще и другую работу, о которой я Вам сейчас расскажу. Алла Марковна Спивак - завуч кафедры, которая будет Вам очень нужна, если Вы будете пропускать занятия, захотите сдать досрочно или перенести экзамен, а также по многим другим учебным и учебно-методическим вопросам. Клавдия Александровна Миронова - отвечает на кафедре за работу с преподавателями, приезжающими на факультет повышения квалификации - ассистентами, доцентами и профессорами. Борис Константинович Рейнгардт будет читать Вам лекции по физиотерапии и курортологии, а если у кого-либо из Вас появится желание заниматься в научном терапевтическом кружке, то придется познакомиться с ним ближе, поскольку он его возглавляет уже в течение многих лет. Элла Владимировна Литинская - не только доцент, но также городской гастроэнтеролог и ответственная на кафедре за лечебную работу. Двое молодых доцентов. Сергей Михайлович Ткач - относительно молодой, поскольку он доцент уже в течение нескольких лет. Читает, и на мой взгляд, очень неплохо, полный курс лекций. Автор нескольких монографий и соавтор лекций, которые Вы сейчас читаете. Я думаю, что Вы не успеете окончить университет, как он станет доктором медицинских наук и профессором. Самый молодой доцент кафедры - Морозова Земфира Валериановна. Ей предстоит еще очень многое в преподавательской и научной жизни - написать докторскую диссертацию, читать лекции, написать пару монографий и многое другое. Ассистенты кафедры. Их семеро. Почти “великолепная семерка”. Разные по возрасту, взглядам, квалификации, работоспособности, но объединенные общей любовью к медицине, преподаванию, студентам, своему вузу и кафедре. Прежде всего это ветераны кафедры - Алла Александровна Фомина и Тереза Михайловна Галецкая. То, что они ассистенты, а не, как минимум, доценты, вообще-то не беда. Их авторитет на кафедре, в коллективах больниц, где они работают, настолько высок, что они уже давно считаются доцентами по своим знаниям, врачебному опыту и учительскому мастерству! Молодые преподаватели - ассистенты. Это Людмила Алексеевна Высотюк, Марьяна Николаевна Селюк, Михаил Юрьевич Титов, Елена Юрьевна Губская, Вадим Петрович Шипулин. Все они кандидаты медицинских наук. Многие из них по-хорошему честолюбивы и я уверен. что большинство из них в скором времени станут не только доцентами и профессорами, но и бизнесменами, общественными деятелями и т.д. Почему я так в этом уверен? Потому что за сравнительно короткий срок /менее 10 лет/ через нашу кафедру непосредственно прошло, защитив кандидатские и докторские диссертации 26 молодых людей! Часть из них, к сожалению, уехали за рубеж. И хотя они работают в университетах или других престижных медицинских учреждениях Хельсинки, Нью-Йорка, Берлина и других городов, меня не покидает чувство сожаления, что их эрудиция, опыт, прекрасная работоспособность и настойчивость в достижении целей работает на другие страны и народы. Несколько преподавателей с нашей кафедры стали бизнесменами, ушли на другие кафедры или возглавили престижные международные организации, как например, Юрий Васильевич Субботин - представитель ВОЗ в Украине. Думаю, что нам уже пришло время хотя бы раз в год проводить “день кафедры”, с тем, чтобы молодые и уже не очень молодые люди, прошедшие через нее и разлетевшиеся по Украине и другим странам мира, могли бы прийти на свою “альма матер”, где они получили получили первые “боевые” уроки жизни, позволившие им высоко взлететь в последующей жизни. Нам представляется, что это очень важно для поддержания связи времен. Чем занимается в научном плане наша кафедра? Основные приоритеты - это гастроэнтерология, иммунология, клиническая апробация зарубежных и отечественных лекарственных препаратов, вопросы преподавания. Учительское дело - это очень сложная, тяжелая и порой не очень благодарная работа, о которой существует много крылатых фраз, например: “Легче сделать самому, чем научить другого”, “Если человек умеет что-либо делать - он делает. Если ничего не умеет делать - он начинает учить других”. Заканчивая знакомство с нашей кафедрой, хочу еще раз подчеркнуть, что через нее прошло столько выдающихся личностей, что всех просто пересчитать даже трудно. Все они заслуживают самых лестных и приятных слов. Это и А.П.Пелещук, и Е.Л.Ревуцкий, и А.И.Грицюк, и В.Е.Кушнир, и многие, многие другие врачи и ученые, которые в разные годы были ординаторами, аспирантами, асситентами, доцентами и профессорами на этой удивительной кафедре! Что же мы будем преподавать Вам на 4 курсе и как? Система преподавания на кафедре не отличается от других кафедр нашего института. Это - ленточная система занятий и лекций, когда каждая группа приходит к нам 1 раз в неделю на практические занятия и 1 раз в неделю /по факультетам/ - на лекцию. Хорошая это система обучения или не очень? Все познается в сравнении. А сравнивать Вам, к сожалению, почти не с чем, так как Вы поступили в институт, когда модульная система образования, еще не родившись как следует, спокойно умерла. Давайте сразу договоримся, что же мы будем сравнивать между собой. Поскольку сейчас в нашем взаимозависимом мире любые внутренние национальные стандарты как на технику и технологии, так и на образование, утратили всякий смысл, мы просто обязаны сравнивать наш отечественный опыт, наши представления и понятия с общемировыми. Плохо подготовленный специалист всегда таит в себе множество угроз. Врач-недоучка - здоровью всех, кого он лечит, плохой учитель - будущему наших детей. Неграмотный конструктор - миллионам народных денег, нашим домам или окружающей природе. Сейчас эта угроза приобрела грандиозные масштабы, поскольку плохой инженер или руководитель могут привести к национальным и планетарным трагедиям, таким как Чернобыль. Поэтому существует только один стандарт образования - мировой стандарт, тем более, что Украина всеми силами старается войти в Европейский и Мировой дом. Это совершенно правильный, естественный процесс. И поэтому, Вы - молодое поколение, у которого вся профессиональная жизнь впереди, обязаны не только знать общемировые стандарты в медицинском образовании, но и стараться соответствовать им! Иначе шансы в конкуренции с выпускниками других стран у Вас будут минимальными или их не будет вовсе! Как же в Украине в целом обеспечивается этот мировой стандарт? Должны констатировать, что преподавание у нас сегодня идет также, как и в бывшем СССР. А может быть даже почти так же, как велось еще во времена Н.И.Пирогова, то есть 150 лет назад. Однозначно ответить на вопрос, хорошо это или плохо, безусловно, очень трудно. Может быть, хорошо, что мы не уходим от своих корней и традиций? Только надо очень хорошо разобраться в том, какие “корни” и традиции и зачем мы хотим их сохранить! Если мы хотим сохранить почти 100% успеваемость, большущую рабочую неделю у преподавателей и студентов, вновь ввести раннюю специализацию у студентов и интернов, то вряд ли это именно те традиции, которые необходимо сохранять! Например: нигде и никогда, кроме как у нас, нет и не было 99,5% успеваемости. Этот феномен раньше объясняли таким образом, что “...так мол требует Москва, вот если бы мы могли командовать сами...”. Сейчас можем, а успеваемость, тем не менее, выросла еще больше. Как это понимать? Уверены, что Вы, уже достаточно взрослые люди и понимаете этот феномен так же как и мы. Но в этой ситауции возникает один вопрос. Вам-то, студентам, зачем это надо? Зачем вам отметки без знаний? Что дадут Вам не подтвержденные знаниями дипломы в рыночном обществе? Чтобы Вы сами могли сделать какие-то собственные выводы, мы позволим себе порассуждать вместе с Вами о том, как построено в целом медицинское образование у нас в стране и сравнить с тем, как оно построено в других странах. И почему методика образования во многих так называемых “цивилизованных” странах изменилась в корне? Что это, там реформаторский зуд какой-то? Или это следствие объективных событий, которые стали основой радикальных перемен? Сначала несколько слов о том, как построена наша система высшего образования, с которой Вы уже прекрасно знакомы. Лекции, практические занятия, зачеты и экзамены, в том числе и государственные... Знания передаются, как и 150-200 лет назад - от учителя к ученику! Для того, чтобы облегчить восприятие изложенного ниже, разберем простой пример. Все мы с Вами знаем, что раньше, начиная с 17-го века и заканчивая началом 20-го века были, в том числе и на нашей кафедре, так называемые профессора /и не только профессора/-энциклопедисты. Ученые и врачи, которые знали абсолютно все, что делается в их области знаний. Сейчас таких профессоров нет. Почему? С известной долей сарказма можно было бы сказать словами классика “...мелки в наш век пошли людишки...?”. Некоторые из сегодняшних корифеев могут обидеться, услышав это выражение. Сразу скажем, что мы никого обидеть не собирались и вообще не ставим это своей целью. Конечно же, нет, нет и нет! Не в людях дело, а в тех объективных условиях, которые сложились в 30-40-50 годах нашего столетия. Так, если в 18-19-м или начале 20-го века удвоение знаний в различных дисциплинах, особенно фундаментальных, происходило за 50-100 лет, то любой молодой человек, прийдя в школу, будь то начальная, средняя или высшая, за годы систематического обучения узнавал все, что было сделано в данной специальности до него и во время его обучения. Занимаясь самообразованием после окончания школы, любой человек мог все знать в своей дисциплине - то есть быть энциклопедистом! Начиная с 30-х годов нашего столетия, потом в годы 2-й мировой и, особенно, холодной войны, удвоение знаний в различных дисциплинах стало происходить в десятки раз быстрее: за 2
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|