Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Цель и задачи учебного предмета




Цель:

художественно-эстетическое развитие личности ребенка, раскрытие творческого потенциала, приобретение в процессе освоения программы художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков по учебному предмету, а также подготовка одаренных детей к поступлению в образовательные организации, реализующие профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.

Задачи:

освоение терминологии предмета «Живопись»;

освоение основ цветоведения;

приобретение умения использовать знания по цветоведению в практической деятельности;

приобретение умений грамотно изображать живописными средствами с натуры и по памяти предметы окружающего мира;

приобретение устойчивых умений передавать пространство, используя законы цветовой и воздушной перспективы;

формирование умения создавать художественный образ в живописи на основе решения технических и творческих задач;

приобретение навыков последовательной работы по живописи;

приобретение навыков работы с подготовительными материалами: этюдами, цветовыми эскизами.

Обоснование структуры программы

Обоснованием структуры программы являются ФГТ к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Дизайн», отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

· сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

· распределение учебного материала по годам обучения;

· описание дидактических единиц учебного предмета;

· требования к уровню подготовки учащихся;

· формы и методы контроля, система оценок;

· методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

· словесный (объяснение, беседа, рассказ);

· наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

· практический;

· эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного творчества.

Описание материально-технических условий реализации

Учебного предмета

Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей библиотеки образовательной организации. Во время самостоятельной работы учащиеся могут пользоваться Интернетом с целью изучения дополнительного материала по учебным заданиям.

Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по изобразительному искусству, истории мировой культуры, художественными альбомами.

Мастерская по живописи должна быть оснащена мольбертами, подиумами, софитами, компьютером, интерактивной доской.

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Программа учебного предмета «Живопись» составлена с учетом сложившихся традиций реалистической школы обучения живописи, а также принципов наглядности, последовательности, доступности с учетом специфики образовательной программы «Дизайн». Содержание программы учебного предмета «Живопись» построено с учетом возрастных особенностей детей и с учетом особенностей их объемно-пространственного и цветового мышления.

Разделы содержания предмета отражают основные направления, этапы и формы в обучении живописи, которые в своем единстве решают задачу формирования у учащихся умений видеть, понимать и изображать при помощи цвета форму на двухмерной плоскости листа.

Темы учебных заданий располагаются в порядке постепенного усложнения, нарастания учебных задач – от простейших упражнений до изображения сложной и разнообразной по форме натуры. Предлагаемые темы заданий по живописи носят рекомендательный характер, преподаватель может предложить другие задания по своему усмотрению, что дает ему возможность творчески применять на занятиях авторские методики. Обучение не может существовать без конструктивного и образного понимания цветовых гармоний, без понимания приемов и методов создания красивых цветовых конструкций и колорита.

Главной формой обучения живописи являются практические аудиторные занятия, основанные на аналитическом изучении основ цветоведения, на наблюдении и внимательном изучении натуры. Параллельно с более длительными постановками выполняются краткосрочные этюды, которые развивают наблюдательность, повышают зрительное восприятие цвета, дают возможность эффективно овладеть искусством живописи. На начальном этапе обучения, на примере выполнения простых упражнений происходит знакомство с основами цветоведения, а также с различными материалами и инструментами, применяемыми на уроках живописи: красками, кистями, различными видами бумаги.

На данном этапе обучения также происходит знакомство с определением характеристик цвета: яркость, насыщенность, звучность, тепло-холодность, тональность, хроматичность-ахроматичность. Процесс изучения этих понятий проходит через выполнение ряда несложных упражнений, ориентированных на изучение основ цветоведения.

На примере работы цветом над изображениями простых объектов дается представление о светотеневых отношениях, тональности, колорите и цветовой гармонии. В последующем осуществляется переход к созданию более сложных композиционных и пространственных изображений и форм, изучаются законы цветовой и воздушной перспективы, возможности использования различных точек зрения, приемы конструктивного и творческого подхода к живописи, конкретно-предметного и декоративного способов изображения, способы передачи освещения, формы и объема предметов, пространства в живописи. В дальнейшем значительно расширяются и усложняются композиционные, пространственные задачи в живописи при рисовании натюрмортов и интерьеров. Основным методическим условием обучения живописи является приобретение учащимися навыков последовательной работы над живописью по принципу: от общего – к частному и от частного – к обогащенному общему, от плоскостного – к объемному решению. Обучение живописи в рамках предпрофессиональной программы «Дизайн» включает также композиционные творческие задания, ставящие своей целью комплексное применение приобретенных знаний и умений при решении творческих задач, формирование художественного мышления. Последний год обучения включает задания, ориентированные на подготовку одаренных детей к поступлению в профессиональные учебные заведения.

На протяжении всего процесса обучения вводятся обязательные домашние (самостоятельные) задания.

Содержание учебного предмета распределено по следующим разделам программы:

- Живописные материалы и изобразительные средства.Краски. Бумага. Кисти. Технические приемы в освоении живописи;

- Свойства цвета. Три основных свойства цвета. Характеристика цвета;

- Основы цветоведения. Цветовые контрасты;

- Технические приемы в освоении живописи;

- Цветовой контраст (ахроматический). Гризайль;

- Стилистика. «Декоративность»;

- Цветоведение;

- Решение освещения;

- Взаимодействие предмета и среды. Рефлекс;

- Стилистика. Декоративность;

- Решение колористического единства;

- Освоение технических возможностей материала. Акварель;

- Творческое применение художественного опыта;

- Решение тональных отношений. Гризайль;

- Применение знаний и умений в творческой работе;

- Решение освещения, плановости;

- Решение объема предметов цветом;

- Решение материальности;

- Решение различных видов освещения;

- Решение сложной формы в среде;

- Решение среды;

- Решение материальности, среды, освещения;

- Решение сложной формы средствами живописи;

- Решение взаимосвязи объекта и среды;

- Живописная организация интерьера;

- Решение взаимосвязи объекта и среды, материальности;

- Решение сложной формы и среды средствами живописи. Голова человека;

- Решение сложной формы и среды средствами живописи. Фигура человека.

Учебно-тематический план

  Наименование раздела, темы Вид учебного занятия Общий объем времени (в часах)
      Максимальная учебная нагрузка Самостоятельная работа Аудиторные занятия
  1 класс. I полугодие        
  Раздел 1. Живописные материалы и изобразительные средства.Краски. Бумага. Кисти. Технические приемы в освоении живописи        
1.1. Знакомство с мастерской, с ее оборудованием, рабочим местом, материалами, используемыми при обучении живописи и техникой их применения. Знакомство с задачами предмета «Живопись». Выполнение упражнений. Урок      
1.2. Выполнение упражнений. Краска акварельная. Знакомство с приемами работы акварельными красками. Акварельная бумага. Упражнения Заливка. Мазок. Лессировка. «По - сырому». Урок      
1.3. Выполнение кратковременных этюдов отдельных фруктов, овощей. Акварель. Урок      
1.4 Выполнение упражнений. Краска гуашь. Плотность краски, мазок, пятно. Урок      
1.5. Выполнение упражнений. Цветовой круг. Знакомство с ахроматическими и хроматическими, основными и составными цветами. Урок      
  Раздел 2. Свойства цвета. Три основных свойства цвета. Характеристика цвета        
2.1. Выполнения упражнений на получение составных цветов из основных. Гуашь. Урок      
2.2. Этюд несложного натюрморта, включающего предметы, имеющие основные и составные цвета. Гуашь. Урок      
2.3 Выполнение упражнений. Понятие «цветовой тон». Составление сложных цветов. Гуашь. Урок      
2.4. Выполнение упражнений. Понятие «насыщенность». Составление сложных цветов. Гуашь. Урок      
2.5. Выполнение упражнений. Понятие «светлота». Составление сложных цветов. Гуашь. Урок      
2.6. Этюд несложного натюрморта, с включением предметов, контрастных по насыщенности цвета. Гуашь. Урок      
2.7. Этюд натюрморта, состоящего из нескольких предметов и репродукции на вертикальной плоскости. Самостоятельное включение (додумывание) предметов в соответствии с темой натюрморта. Гуашь. Урок      
           
  1 класс. 2 полугодие        
  Раздел 3. Основы цветоведения. Цветовые контрасты        
3.1. Выполнение упражнений. Контраст основных цветов. Контраст насыщения. Гуашь. Урок      
3.2. Выполнение упражнений: «Симультанный контраст». Гуашь. Урок      
3.3. Выполнение упражнений. Свето-теневой контраст. Гуашь. Урок      
3.4. Этюд несложного натюрморта, с включением предметов, контрастных по цвету. Гуашь. Урок      
3.5. Выполнение упражнений. Знакомство с холодными и теплыми цветами. Составление сложных цветов в процессе выполнения цветовых растяжек с переходом от теплых до холодных оттенков. Гуашь. Урок      
3.6. Выполнение упражнений «Освоение творческого метода импрессионистов». Гуашь. Урок      
3.7. Этюд несложного натюрморта в холодной цветовой гамме. Гуашь. Урок      
3.8. Этюд несложного натюрморта в теплой цветовой гамме. Гуашь Урок      
3.9. Итоговое задание. Композиционный тематический натюрморт («В гостях у художника», «Натюрморт с весенними цветами и радугой» и т.п.). Гуашь. Урок      
           
  2 класс, 1 полугодие        
  Раздел 4. Технические приемы в освоении живописи        
4.1. Выполнение серии кратковременных упражнений, направленных на формирование умений работы в активном живописном режиме (заливка, «по – сырому», «a la prima»). Акварель. Урок      
4.2. Выполнение упражнений: «Освоение творческого метода пуантилистов». Акварель. Урок      
4.3. Этюд осеннего натюрморта. Использование различных приемов работы акварелью. Урок      
  Раздел 5. Цветовой контраст (ахроматический). Гризайль        
5.1. Выполнение упражнений. Ахроматическая растяжка. Нахождение тональных отношений в сравнении. Гризайль. Гуашь. Урок      
5.2. Этюд несложного натюрморта, состоящего из предметов, различных по тону. Гуашь. Урок      
5.3. Выполнение упражнений по построению объемной формы предметов. Изучение таких понятий как свет, тень, полутень, блик, рефлекс. Гризайль. Гуашь. Урок      
5.4. Этюд несложного натюрморта, состоящего из предметов вращения(2-3) и драпировок. Решение объема предметов тоном. Гризайль. Гуашь. Урок      
  Раздел 6. Стилистика. «Декоративность»        
6.1. Выполнение упражнений «Предметное – декоративное решение одного и того же объекта». Гуашь Урок      
6.2. Несложный тематический натюрморт. Декоративное решение. Гуашь. Урок      
           
  2 класс. 2 полугодие        
  Раздел 7. Цветоведение        
7.1. Выполнение упражнений на решение задач передачи объема предметов с использованием теплохолодности. Гуашь.   Урок      
7.2. Этюд несложного натюрморта с решением задач передачи объема предметов с использованием теплохолодности.Гуашь. Урок      
  Раздел 8. Решение освещения        
8.1. Выполнение упражнений с задачами решения освещения. Свет, тень собственная и падающая, полутень. Акварель. Урок      
8.2. Этюд натюрморта с выраженным освещением (верхнее боковое). Акварель. Урок      
  Раздел 9. Взаимодействие предмета и среды. Рефлекс Урок      
9.1. Выполнение упражнений с задачами решения взаимосвязи предмета и среды (рефлекс). Акварель. Урок      
9.2. Этюд несложного натюрморта из 3-4 драпировок и блестящих предметов (металл, керамика и др.). Акварель. Урок      
  Раздел 10. Стилистика. Декоративность        
10.1. Этюд натюрморта из 4-5 крупных бытовых предметов. Декоративность. Витражное решение. Гуашь. Урок      
           
  3 класс 1 полугодие        
  Раздел 11. Решение колористического единства        
11.1. Выполнение упражнений с задачами создания колорита. Гуашь. Урок      
11.2. Этюд натюрморта из 4-5 предметов в явно выраженной колористической гамме. Гуашь Урок      
11.3. Этюд белого предмета в среде. Гуашь. Урок      
11.4. Этюд черного предмета в среде. Гуашь. Урок      
  Раздел 12. Освоение технических возможностей материала. Акварель        
12.1. Выполнение упражнений по освоению различных приемов работы акварелью в целях решения объема. Акварель. Урок      
  Раздел 13. Решение колористического единства        
13.1. Этюд натюрморта в плотной тональности. Акварель. Урок      
13.2. Этюд натюрморта в светлой тональности Акварель. Урок      
           
  3 класс. 2 полугодие        
  Раздел 14. Творческое применение художественного опыта Урок      
14.1. Выполнение упражнений с задачами освоения творческого метода импрессионизма. Акварель. Урок      
14.2. Упражнения с задачами освоения творческого метода постимпрессионизма. Гуашь. Урок      
14.3. Композиционный тематический натюрморт, выполненный в стилистике кубизма. Гуашь. Урок      
  Раздел 15. Решение тональных отношений. Гризайль        
15.1. Этюд натюрморта, состоящего из предметов различных по тону. Гризайль. Акварель. Урок      
  Раздел 16. Применение знаний и умений в творческой работе        
16.1. Творческий композиционный натюрморт с натуры и дополнение натюрморта по воображению (живописный портрет владельца натюрморта). Гуашь. Урок      
  Раздел 17. Решение освещения, плановости        
17.1. Итоговое задание. Натюрморт из 4-5 предметов и драпировок. Задачи решения колористического единства, освещения и плановости. Акварель. Урок      
           
  4 класс. 1 полугодие        
  Раздел 18. Решение объема предметов цветом        
18.1. Этюды овощей, фруктов и бытовых предметов в среде. Акварель. Урок      
18.2. Этюды овощей, фруктов и бытовых предметов в различной среде (те же предметы - смена драпировок). Акварель. Урок      
18.3. Этюд натюрморта, состоящего из предметов вращения и прямоугольных предметов. Решение объема предметов в среде. Акварель. Урок      
  Раздел 19. Решение материальности        
19.1. Этюды предметов, различных по материальности (стекло, металл, керамика, дерево). Акварель. Урок      
19.2. Этюд складок ткани. Акварель. Урок      
19.3. Натюрморт, состоящий из предметов, различных по материальности. Акварель. Урок      
  Раздел 20. Решение среды        
20.1. Упражнение «тональная растяжка». Акварель. Урок 2,5   1,5
20.2. Упражнение «цветовая растяжка». Акварель. Урок 3,5   1,5
20.3. Этюд натюрморта из 5-6 предметов и драпировок (пространство углублено). Решение задач среды и пространства. Акварель. Урок      
           
  4 класс. 2 полугодие        
  Раздел 21. Применение знаний и умений в творческой работе        
21.1. Тематический композиционный натюрморт с додумыванием пейзажа. Гуашь. Урок      
  Раздел 22. Решение различных видов освещения        
22.1. Этюд натюрморта, поставленного на прямом свету. Гуашь. Урок      
22.2. Этюд натюрморта, поставленного против света (контражур). Акварель. Урок      
22.3. Этюд натюрморта с ограниченным освещением. Акварель. Урок      
  Раздел 23. Решение сложной формы в среде        
23.1. Этюд гипсового орнамента. Гризайль. Акварель. Урок      
23.2. Натюрморт, с включением симметричного гипсового орнамента. Акварель. Урок      
23.3. Итоговое задание. Композиционный натюрморт с включением репродукции живописного произведения. Акварель. Урок      
           
  5 класс. 1 полугодие        
  Раздел 24. Решение материальности, среды, освещения        
24.1. Этюд тематического натюрморта «Осень». Акварель. Урок      
  Раздел 25. Решение сложной формы средствами живописи        
25.1. Этюд головы натурщика. Гризайль. Акварель. Урок      
25.2. Этюд головы натурщика в среде. Акварель. Урок      
  Раздел 26. Творческое применение художественного опыта        
26.1. Композиционный портрет натурщика, выполненный в стилистике фовизма или кубизма. Гуашь. Урок      
  Раздел 27. Решение взаимосвязи объекта и среды        
27.1. Этюд натюрморта, состоящего из крупных предметов. Гризайль. Акварель. Урок      
27.2. Этюд натюрморта из крупных предметов, стоящих на различных пространственных плоскостях. Акварель. Урок      
           
  5 класс. 2 полугодие        
  Раздел 28. Живописная организация интерьера        
28.1. Этюд интерьера. Неглубокое пространство. Гризайль. Акварель. Урок      
28.2. Натюрморт из крупных предметов в интерьере. Акварель. Урок      
28.3. Этюд интерьера с лестницей. Ограниченная цветовая палитра. Акварель. Урок      
  Раздел 29. Применение знаний и умений в творческой работе        
29.1. Живописная творческая композиционная работа. «Исторический интерьер с совмещением нескольких точек зрения». Урок      
  Раздел 30. Решение взаимосвязи объекта и среды, материальности        
30.1. Итоговое задание. Натюрморт из крупных предметов, различных по материальности с вертикальными и горизонтальными складками. Урок      
           
  6 класс. 1 полугодие        
  Раздел 31. Решение взаимосвязи объекта и среды, материальности        
31.1. Этюд сложного пространственного натюрморта, поставленного против света, состоящего из предметов, различных по материальности. Акварель. Урок      
31.2. Этюд натюрморта, состоящего из гипсовых геометрических фигур. Гризайль. Акварель. Урок      
  Раздел 32. Решение сложной формы и среды средствами живописи. Голова человека        
32.1. Этюд гипсовой головы. Гризайль. Акварель. Урок      
32.2. Этюд полуфигуры натурщика. Акварель. Урок      
           
  6 класс. 2 полугодие        
  Раздел 33. Решение сложной формы и среды средствами живописи. Фигура человека        
33.1. Этюд фигуры натурщика. Акварель. Урок      
33.2. Этюд фигуры натурщика в национальном костюме. Акварель. Урок      
33.3. Композиционный этюд полуфигуры натурщика с додумыванием окружения. Гуашь. Урок      
  Раздел 34. Решение взаимосвязи объекта и среды, материальности        
34.1. Итоговое задание. Этюд тематического натюрморта, состоящего из 5-6 предметов, различных по материальности, с выраженным освещением, углубленным пространством, вертикальными и горизонтальными складками. Урок      
           
             

Годовые требования. Содержание разделов и тем

 

Раздел 1. Живописные материалы и изобразительные средства.Краски. Бумага. Кисти. Технические приемы в освоении живописи

Тема 1.1. Знакомство с мастерской, с ее оборудованием, рабочим местом, материалами, используемыми при обучении живописи и техникой их применения. Знакомство с задачами предмета «Живопись».

Формат А-4.

Материал – акварель.

Задачи: познакомить учащихся с организацией рабочего места, правильной посадкой за мольбертом. Познакомить с художественными материалами живописи, принадлежностями, инструментами. Познакомить учащихся с приемами работы кистями. Формирование правильной постановки руки во время рисования. Познакомить учащихся с понятиями «цвет», «пятно», «палитра».

Самостоятельная работа: работа с понятиями«цвет», «палитра», «пятно»; упражнения – составить палитру красок, работа с пятнами различной конфигурации и т.д. Формат А-4. Материал– акварель.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...