Методические рекомендации преподавателям
⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8 Освоение программы учебного предмета «Живопись» проходит в форме практических занятий на основе анализа натуры в сочетании с изучением теоретических основ изобразительной грамоты. Рисование с натуры дополняется этюдами по памяти и представлению, композиционными творческими заданиями. Выполнение каждого задания желательно сопровождать демонстрацией лучших образцов аналогичного задания из методического фонда, просмотром произведений мастеров живописи в репродукциях или слайдах. Приоритетная роль отводится показу преподавателем приемов и порядка ведения работы. На начальном этапе обучения должно преобладать подробное изложение содержания каждой задачи, последовательности и практических приемов ее решения, что обеспечит грамотное выполнение живописной работы. В старших классах отводится время на самостоятельное осмысление задания, алгоритма его реализации, на данном этапе роль преподавателя - направляющая и корректирующая. Одним из действенных и результативных методов в освоении живописи, несомненно, является проведение преподавателем мастер-классов, демонстрации приемов работы в живописи, которые дают возможность учащимся увидеть результат, к которому нужно стремиться, постичь секреты мастерства. Каждое задание предполагает решение определенных учебно-творческих задач, которые сообщаются преподавателем перед началом выполнения задания. Преподаватель также разъясняет и обосновывает методику выполнения задания. Степень законченности живописной работы будет определяться степенью решения поставленных задач. По мере усвоения программы от учащихся требуется не только отработка технических приемов, но и развитие эмоционального отношения к выполняемой работе.
Дифференцированный подход в работе преподавателя предполагает наличие в методическом обеспечении дополнительных заданий и упражнений по каждой теме занятия, что способствует более плодотворному освоению учебного предмета. Активное использование учебно-методических материалов необходимо учащимся для успешного восприятия содержания учебной программы. Рекомендуемые учебно-методические материалы: учебные пособия; презентация тематических заданий курса живописи (слайды, видео фрагменты); учебно-методические разработки для преподавателей (рекомендации, пособия, указания); учебно-методические разработки (рекомендации, пособия) к практическим занятиям для учащихся; учебно-методические пособия для самостоятельной работы учащихся; варианты и методические материалы по выполнению контрольных и самостоятельных работ; технические и электронные средства обучения: электронные учебники и учебные пособия; обучающие компьютерные программы; контролирующие компьютерные программы; видеофильмы; справочные и дополнительные материалы; нормативные материалы; справочники; словари; глоссарий (список терминов и их определение); альбомы и т. п.; ссылки в сети Интернет на источники информации; материалы для углубленного изучения. Такой практико-ориентированный комплекс учебных и учебно-методических пособий, позволит преподавателю обеспечить эффективное руководство работой учащихся по приобретению практических умений и навыков на основе теоретических знаний. Рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся Обучение живописи должно сопровождаться выполнением домашних (самостоятельных) заданий. Каждое программное задание предусматривает выполнение этюдов и зарисовок по теме занятия, а также творческих композиционных заданий. Домашние задания должны быть посильными и нетрудоемкими по времени. Регулярность выполнения самостоятельных работ должна контролироваться педагогом и влиять на итоговую оценку учащегося.
Ход работы над учебным заданием сопровождается периодическим анализом с участием самих учащихся с целью развития у них аналитических способностей и умения прогнозировать и видеть ошибки. Каждое задание оценивается соответствующей оценкой.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ Методическая литература 1. Алексеев С.О. О колорите. - М., Изобразительное искусство,1974 2. Анциферов В.Г., Анциферова Л.Г., Кисляковская Т.Н. и др. Рисунок, живопись, станковая композиция, основы графического дизайна. Примерные программы для ДХШ и изобразительных отделений ДШИ. – М., НМЦ ХО, 2003 3. Беда Г.В. Живопись. - М., Просвещение,1986 4. Бесчастнов Н.П., Кулаков В.Я., Стор И.Н. Живопись: Учебное пособие. М.: Владос, 2004 5. Все о технике: цвет. Справочник для художников. - М.: Арт-Родник, 2002 6. Все о технике: живопись акварелью. Справочник для художников. - М.: Арт-Родник, 2004 7. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: из опыта работы. – М.: Просвещение, 1992 8. Волков Н.Н. Композиция в живописи. - М., Искусство,1977 9. Волков Н.Н. Цвет в живописи. М.: Искусство, 1985 10. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб: СОЮЗ, 1997 11. Елизаров В.Е. Примерная программа для ДХШ и изобразительных отделений ДШИ. М., НМЦ ХО, 2008 12. Зайцев А.С. Наука о цвете и живопись. – М., Искусство, 1986 13. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись. – М., Высшая школа, 1992 14. Люшер М. Магия цвета. Харьков: АО “СФЕРА”; “Сварог”, 1996 15. Маслов Н.Я. Практика по изобразительному искусству: Учебное пособие для студентов высших уч. заведений. – М.: Просвещение, 1999. 16. Паранюшкин Р.А., Хандова Г.Н. Цветоведение для художников: колористика. – Ростов н/д: Феникс, 2007 17. Проненко Г.Н. Живопись. Примерная программа для ДХШ и изобразительных отделений ДШИ. – М., НМЦ ХО, 2003 18. Прохоров С.А., Шадурин А.В. Живопись для архитекторов и дизайнеров / С.А. Прохоров, А.В. Шадурин - Барнаул: АлтГТУ, 2008. – С. 5. 19. Психология цвета. - Сб. пер. с англ. М.: Рефл-бук, Ваклер, 1996 20. Смирнов Г.Б. Живопись. Учебное пособие. М.: Просвещение, 1975 21. Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1974
Учебная литература 1. Кальнинг А. К. Акварельная живопись. – М., Искусство,1968 2. Сокольникова Н.М. Основы композиции. – Обнинск: Титул, 1996 3. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. Часть 2. Основы живописи. – Обнинск: Титул, - 1996 4. Сокольникова Н.М. Художники. Книги. Дети. – М.: Конец века, 1997 5. Унковский А.А. Живопись. Вопросы колорита. М.: Просвещение, 1980 6. Харрисон Х. Энциклопедия акварельных техник. – М., АСТ, 2005 7. Школа изобразительного искусства в десяти выпусках. М.: Изобраз. искусство, 1986: №1, 1988: №2 8. Яшухин А.П. Живопись. - М.: Просвещение, 1985 9. Яшухин А.П., Ломов С.П. Живопись. М.: Рандеву – АМ, Агар, 1999 Список дополнительной литературы 1. Рисунок, живопись, композиция. Хрестоматия. Учебное пособие для педагогических институтов. Составитель: Ростовцев Н.Н. и др. М.: Просвещение, 1983 2. Трислев В.А., Пучков К.М. Методика работы над учебным натюрмортом. М.: Просвещение, 1978 Средства обучения Материальные: учебные аудитории, специально оборудованные мольбертами, наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом. Наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, таблицы по цветоведению, таблицы, демонстрирующие последовательность выполнения заданий, работы в живописных техниках, плакаты, фонд работ учеников, настенные иллюстрации, магнитные доски, интерактивные доски. Демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии, демонстрационные модели. Электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы. Аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудиозаписи.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|