Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2. Нарушить проявление симптомов головной боли,в основекоторой тревога................................ 336 4 страница





390


К. Лэнктон, С. Лэнктон " Волшебные сказки"


А я мог наблюдать за легкими движениями, которыми подсознание показывало, как Эл воспроизводит в памяти эти инциденты. Не знаю, появлялись ли они по очереди или все вместе, но я точно знаю, что подсознание может передать в нужный момент знания, которые способны удержать человека в пределах терпимости. Эл касался своей более молодой сущности, передавая ему подходящее количество онемелости с тем, чтобы боль оказалась на терпимом уровне.

И страхи должны быть в терпимых пределах. И тревога должна быть в терпимых пределах. И слезы должны быть в терпимых пределах, в нужное время и в нужном месте появится рука и создаст эти пределы. Потому что вам необходимо знать, что все эти эмоции могут быть очень полезными, если уметь модулировать их интенсивность.

Постарайтесь для себя и придайте ребенку силы, чтобы пересмотреть определенные микропонятия, высказав их его собственными словами. Убедитесь, что напоминаете ему о том, чего могли не говорить, но ему нужно знать. Ведь ему же было известно о способности каждого человека смягчать боль. Откуда этому юному Элу было знать, что он научится особому типу свечения в руке?

Трудно знать заранее, сколько времени уйдет на закрепление нового материала. Не было никакой необходимости давать Элу какие-либо постгипнотичёские советы по использованию новых знаний, чтобы сходить к зубному врачу, и все же я предложил ему. «Воспользуйтесь своей развивающейся Способностью в серии снов в протяжении нескольких недель».

И отрепетируйте свою способность по модуляции чувств и ощущений прошлого, которые так пугали вас раньше. Я не был полностью уверен, что он сделает это. Ведь нужно было для этого увидеть вновь себя в зеркале либо пересматривающим предыдущие знания, либо пользующимся способностью руки светиться.

И ему должно быть приятно узнать, что его подсознание все это время работало по усвоению чувственной деформации, чтобы помнить о ней и после его пробуждения.


ГЛАВА 11

Метафоры для детей

Дитя создатель человека.

—* Уильям Уордсворт

Потенциальные возможности любого ребенка это самое интригующее и зовущее.

—      Рэй ЛУилбур

Лучший способ сделать детей хорошими это сделать их счастливыми.

—      Оскар Уайльд

В нашей последней главе мы хотели бы отдать должное мнению, что разные истории — это в основном занятия для детей. При этом'мы хотели бы поделиться некоторыми мыслями и примерами по поводу терапевтических протоколов в историях для детей. У каждого из нас, терапевтов, не счесть возможностей рассказать детям истории во время терапевтических сеансов. У терапевтов-родителей таких возможностей еще больше, причем не только возможностей, но и обязанности. Мы понимаем, что многие, рассказываемые, детям истории, — типа про Матушку Гусыню, — часто имеют незначительную терапевтическую ценность и порой лишены даже развлекательности. И это — для слушателя-ребенка, для пытливого ума! Подсознание ребенка, как и взрослого, имеет перед собой цель научиться справляться с требованиями экосистемы. И вместе в тем, при обращении к имеющейся в продаже литературе для детей, не всегда ясна ее содержательность. И даже если злая ведьма и погибает в конце, то чаще всего переживания от этого таковы, что превращаются в травмирующий материал, выражающийся потом в ночных кошмарах. Довольно редко главные герои прибегают к такой волшебной силе, которая знакомит юных читателей с наиболее полезными ресурсами по восприятию.


392


К. Лэнктон, С. Лэнктон " Волшебные сказки"


Когда мы предполагаем использование терапевтической истории, мы, безусловно, очень тщательны в подборе переживаний и последовательности этих переживаний. В основном, мы пользуемся одними и теми же критериями как при создании рассказов для взрослых, так и для детей, то есть мы отдаем себе отчет о характерах, отношениях, чувствах и т. д., которые должны быть показаны, проиллюстрированы и развиты. Затем мы применяем определенный протокол канвы повествования при создании историй в зависимости отдели. Образность, контекст, содержание и возраст героев подбираются в соответствии с личностью клиента. Ник Се-ферлис, школьный психолог, разработал несколько наиболее важных характеристик, которыми часто пользуется при разработке терапевтических метафор для учеников своей школы:

1. Убедись в возрастном соответствии с используемым лексиконом.

2. Чем младше ребенок, тем меньше время его внимания — значит и рассказы должны быть короче и содержать меньше многословных описаний и мелочей.

3. У ребенка гораздо более развита идентификация с детьми или взрослыми, чем с неодушевленными объектами. Т. е., чем больше реализма в истории и меньше выдуманного, тем лучше. Ребенок быстрее соотносит себя с реальными людьми, чем с придуманными персонажами.

4. В качестве драматического средства используй диалоги и монологи. Использование тональных выделений, т. е. голосовая модуляция при описании героев истории, хорошо воспринимается большинством детей. Детей захватывает звуковой аспект, тональность истории, в то время, как взрослые чаще предпочитают коллизии, управляемые синтактически (подбор слов).

5. При прослушивании детьми рассказа, они чаще всего реагируют с большим участием, если повествование замедленное и выразительное.

Мы рассказывали истории детям при групповой и семейной терапии, бесчисленное количество раз мы рассказывали истории и своим детям и на сон грядущий, и просто так. Порой целью являлась терапия, а иногда — обыкновенная радость и удовольствие.


Глава П. Метафоры для детей                __                                    393

Вариант первой истории в этом разделе появлялся в печати в виде отдельной книжки для детей. Книжка иллюстрирована и может быть использована родителями в качестве пособия для детей по преодолению страхов без обращения за профессиональной помощью. Её вариант, приводимый здесь, предлагается в качестве образца типа истории, который может использоваться специалистом при терапии детей, как с участием родителей, так и в их отсутствие.

1. Терапевтическая цель (с использованием протокола самовосприятия): Научиться преодолевать боязнь шума, движения, людей, животных и толпы.

Метафора: «On ля Вот те на! Книжица»

Эта история о Толстене, Блажене, Умниксе и «Оп ля — Вот те на! Книжице». Толстена, Блажена и Умнике — замечательные, очень хорошие детки. До сих пор у них было немало разных веселых приключений. И сегодня они настоящие молодцы, можно сказать, просто герои, по крайней мере, для их близкой подруги Бояки. Именно они и помогли Бояке справиться с очень большой проблемой.

Ну, вообще-то говоря, проблему решит Умнике со своей «Оп ля — вот те на! Книжица», но тогда он еще об этом и не знал вовсе. А Толстена, конечно же, считает, что это ее заслуга. Так, в чем же, собственно, дело?

Откровенно говоря, мы несколько забежали вперед, потому что поначалу никто и не знал, что есть вообще какая-то проблема. В особенности Блажена, старшая сестра. Вот уже для кого нет никаких проблем, так это для нее. Даже если и есть — она их просто не замечает. А если и совершенно случайно заметит какую-нибудь завалящую проблему, так и словом не обмолвится — слишком уж она поглощена тем, что «Все так чудесно, все так прелестно». Она и в самом деле в это верит, ей-богу!

А Бояке вовсе не до «чудесностей» — у нее сердце от страха замирает от одной только мысли о предстоящем походе в цирк. Решено было пойти в цирк в субботу — и всю. неделю она все надеялась, что суббота, может быть, так и не наступит — можете представить себе школьницу, не мечтающей о выходных?! Но, не смотря на все ее надежды,

39 Лэнктон С. (1988) «Оп ля — вот те на! Книга» Нью-Йорк: Мэджинэйшн Пресс, Бруннер/Мазел.


394___________________ К. Лэнктан, С. Лэнктон " Волшебные сказки"

в одно прекрасное утро в окошко ее спаленки улыбнулось-таки субботнее солнышко.

А тем временем у себя дома У мниксу не терпелось поскорее попасть в цирк, и он задумался, чем бы таким занять себя, чтобы время пробежало быстрее. Он достал карандаши, альбом и принялся рисовать. А когда закончил, вывел на обложке большими буквами: «Оп ля — вот те на! Книжица», — ноне показал ее никому. И единственное, почему мы о ней говорим, — потому, что «Оп ля — вот те на! Книжица» Умникса сыграет свою необыкновенную роль и станет для Бояки той самой вещью, которая так нужна будет ей, чтобы полюбить цирк и решить самую свою большую проблему.

И вот все, наконец, в машине и едут по городку в сторону огромного шапито. Толстена мечтает прокатиться на слоне. В прошлом году она была еще слишком мала для цирка. А в этом — ей так хочется прокатиться на слоне, почувствовать запах его толстенной серой кожи, ощутить, как он будет топать по арене, раскачиваясь всем телом. Она обернулась к Бояке — не хочется ли и ей прокатиться? Бояка поджала губы: «Не так, чтобы уж очень. Одной тебе будет куда как веселей».

И вот они уже в цирке, а на арену высыпали клоуны. Лица у них размалеваны белым, накрашены улыбки до ушей, кудрявые волосы горят рыжим огнем, и еще штаны мешком на подтяжках и пестрые рубашки в клеточку. Толстена, Блажена и Умнике чуть не попадали со смеху, когда клоуны начали вышагивать в своих огромных туфлях. Один клоун развернулся, да как наподдаст другому доской; третий опрокинул целый ушат воды еще на одного клоуна. Держась за живот, Толстена толкнула Бояку. «Вот умора, правда? »

Бояка тихонечко так сидела, белая, почти как те клоуны. Толстена повернулась к ней: «Да неужели тебе не весело? » Бояка едва рот раскрыла: «Ну не так, чтобы очень». Толстена подумала — наверное, ей клоуны не нравятся ну, конечно, сейчас такое начнется! А Блажена решала, она вероятно, ждет, когда появятся акробаты и львы. Умнике заметил, что Бояке, видно, страшновато, так крепко она держится за сиденье. Клоуны ему очень нравились, но он подумал: «Вот сейчас они все друг на дружку повалятся и поедут по арене на маленьких пожарных машинах, и еще шапки друг у друга сбивать будут. Я уже это видел. Лучше я повнимательнее понаблюдаю за Боякой». Умнике, знаете ли, всегда наблюдает за всем очень внимательно.


Глава II. Метафоры для детей_________________________________ 395

Бояка сидела, так крепко ухватившись за скамью, что пальцы у нее, как заметил Умнике, совсем побелели. Она, вероятно, боится шума и клоунов, подумал он. Он уже хотел ей что-то сказать, но тут просвистел свисток, и распорядитель подбросил шляпу — на манеже появились львы. «Ух ты! — сказала Толстена, — вот это я понимаю! » «А какие у них огромные клыки», — проговорила Блажена. Умнике тоже был захвачен зрелищем. Укротитель щелкнул кнутом, и львы стали прыгать «возь пылающие кольца.

Толстена повернулась к Бояке: «Здорово, правда? » Боя- -ка сидела, опустив голову, и не глядела на арену. «Да что же это такое? — сказала Толстена, — ведь ты же веселиться сюда пришла». Умнике был полностью согласен с сестричкой. Он считал, что когда на арене львы, равнодушным оставаться нельзя. Он спросил: «Бояка, тебе страшно? » И Бояка ответила: «Немножко». Никто не знал, что теперь делать.

Львы также быстро убежали с арены, как и появились. А
на манеже закувыркались акробаты.          '

Умнике взглянул на Бояку. . Ей все еще было не по себе. А на глазах заблестели слезы. Умнике спросил: «Отчего ты плачешь? » — «Мне страшно, в общем, я боюсь, когда вот так кувыркаются». Акробаты полезли на шесты. «Летающие» акробаты стали раскачиваться на трапециях, «летая» и подхватывая на лету друг друга. Бояка совсем разревелась. «А это я просто ненавижу, — всхлипывала она, — они так высоко, может случиться ужасное». «Ну, и глупо, — сказала Толстена. — Там сетка натянута. Сорвутся — упадут прямо на сетку». А Умнике добавил: «Верно. В цирке ничего случится не может. Так что и бояться не стоит». «А мне страшно, — рыдала Бояка, — и я хочу домо-о-ой».

Толстена засуетилась: «Ой, на слонах покататься-то? Да ладно тебе, Боякочка». Она схватила Бояку за руку и потащила к билетной кассе, туда, где слоны. «Да не хочу я никаких слонов, — плакала Бояка, —'я домой хочу». Но Толстена стояла на своем: «Ну, нет, да что ты? Будет так весело. Слон раскачивается, важно так идет, и ты на нем, и кожа его толстая — пахнет. А тут он еще как затрубит, и за уши его можно подержаться! » —- «Ни за что, домой хочу! — кричала Бояка. — Я боюсь очень, не надо было мне'при-ходить сюда». И она вырвалась от Толстены.

Умнике бежал сзади и все слышал. Блажена осталась досматривать акробатов, Толстена стояла в очереди на ка-'


396___________________ К. Лэнктон, С. Лэнктон " Волшебные сказки"

тание на слонах, а Умнике взял Бояку за руку. «Я хочу показать тебе... Вот, моя " Оп ля — вот те на! Книжица". Я ее сегодня сделал. » «Ладно, покажи», — сказала Бояка, главное для нее было, что это с цирком никак не связано. Бояка с Умниксом устроились в укромном местечке рядом с шапито. Очень важно и торжественно Умнике вручил ей свою " Оп ля — вот те на! Книжицу". «Ты должна воспользоваться моей " Оп ля — вот те на! Книжицей", — начал он торжественно и серьезно. — Ты слушай, что я буду говорить тебе, и переворачивай по моему знаку страницы, и внимательно смотри, что там на них будет. Ты готова? » Бояка кивнкла: «Да». - Книжки она любила. Лучше уж читать книжки, — думала она, — чем, ходить куда в страшные места или делать что-то пугающее.

Что дальше делать со своей «Оп ля» Умнике не очень-то представлял, но он точно знал, что не боится ходить в цирк, да и вообще ничего не боится, даже если все вокруг пугаются. Из этого он заключил, что не боится, потому что всегда занят тем, что чувствует что-то более интересное, чем страх. Ему подумалось, что альбом может как-нибудь помочь Бояке обратиться и к другим чувствам, а не только к страху. И вот, что он придумал.

«Во-первых, — сказал он ей, — попробуй закрыть глаза и представить, когда тебе очень хорошо. Ведь тебе же бывает хорошо? » — Бывает, согласилась она. Вот, например, когда она ездит к бабушке. Или, когда принимает ванну. «Прекрасно, — сказал Умнике, — вот и представь себе, что тебе очень хорошо. А когда почувствуешь, что тебе хорошо, открой первую страницу и загляни в нее, не переставая ощущать при этом, что тебе очень хорошо». Умнике замолчал и стал ждать.

Через пару минут Бояка сказала: «Вот сейчас мне очень хорошо». Она раскрыла первую страницу, а там, — оп ля, — было изображено большое желтое солнце, а на нем написано было «оп ля».

«Погоди пока, дальше не переворачивай, — сказал Умнике. — Сначала подумай обо всем том, чтобы ты хотела чувствовать вместо страха». — «Ну, я бы хотела почувствовать себя храброй, — сказала она, — и счастливой, и что мне ничего не угрожает, а еще быть глупенькой и не воображать себе бог знает что. И еще верить в себя и уметь волноваться». «Так, — одобрил Умнике, — теперь вспомни, • когда чувствовала себя счастливой». Лицо Бояки просияло


Глава 11. Метафоры для детей________________________________ 397

при воспоминании о счастливых минутах, когда она на самом деле была счастлива. Умнике сказал: «И подумай, что тогда было, кто был с тобой и каково это — чувствовать себя счастливой. А когда почувствуешь, что ты полностью счастлива — переверни страницу».

Улыбаясь, Бояка перевернула страницу и — оп ля! — еще одно большое желтое солнышко, а на нем написано: «оп ля». Бояке стало смешно.

«А теперь вспомни, когда ты чувствовала себя храброй, по-настоящему. И место вспомни, и время, и чувство, которое ты хотела бы ощущать». Выражение Бояки сменилось, улыбка исчезла, ее место заняло выражение храбрости. Умнике сказал: «Пока чувствуешь себя храброй, переверни страницу». Бояка перевернула страницу и — оп ля! — там еще солнышко. И улыбка того чувства, когда она была счастлива, вновь просияла на ее лице.

«Вспомни теперь, когда чувствовала себя глупенькой». Ну, это было совсем не трудно, Бояка засмеялась. Умнике сказал: «Страницу переверни, пока ты глупенькая». Страницу она перевернула и — оп — ля! — еще желтое солнце со словом «Оп ля». Бояка заулыбалась и рассмеялась, и храбрость отразилась на ее лице. «А сейчас, — сказал. Умнике, — вспомни, когда ты чувствовала себя в полной безопасности». Бояка глубоко вздохнула и чуть улыбнулась. «Когда совсем почувствовуешь себя в безопасности — переворачивай, но не раньше». Бояка полностью насладилась ощущением своей безопасности и перевернула страницу, чтобы увидеть еще одно солнышко — оп ля! Она хихикнула, улыбнулась, и это смешалось с ощущением полной безопасности, пока она смотрела на оп-ля-сияние.

«А теперь подумай о том времени, когда ты ощущала и другие чувства. Вот ты уже получила и счастье, и глупенькую, и храбрую, и в безопасности. Остались — уверенная и умеющая волноваться. Ну, как? » И Бояке вспомнилось, как она правильно ответила, как пишется «молоко». Правда, чего тут больше было, уверенности или волнения, или и того, и другого вместе, она так и не поняла, но ощущение все равно было приятным. Поэтому она перевернула страницу и — оп ля! — там было еще одно солнце.

«А теперь, — сказал Умнике, — постарайся ощутить все эти чувства одновременно. Вспомни, когда ты только начала бояться, но вместо того, чтобы бояться, посмотри на оп-ля-солнышко и почувствуй все ощущения, которые при


398____________________ К. Лэнктон, С. Лэнктон " Волшебные сказки"

этом вспомнятся». Бояка перевернула страницу и посмотрела на солнце. И на лице ее заиграли и улыбка, и храбрость и новое ощущение уверенности и волнения. Она вспомнила о том времени, когда только начала бояться, но воспоминание не пугало ее больше, потому что с ней теперь были все эти добрые и сильные чувства, которые могли защитить ее от всего на свете. «Я больше не боюсь», — сказала Бояка.

«Хорошо, — сказал Умнике, — давай теперь повторим все еще разок». «Ладно, — ответила Бояка, подумав, — я теперь вспоминаю, когда я еще боялась, и переверну страницу, будто я вспомню ощущение страха». Она перевернула страницу. Оп ля! — вновь улыбнулось ей солнышко. Она сказала: «Я совсем не боюсь, даже когда думаю, как боялась». «Так, а теперь представь себя в цирке и переверни еще страничку». Бояка стала представлять себя в цирке, и как только начало появляться ощущение страха — перевернула страницу, — оп ля! — опять солнышко. Она улыбнулась и проговорила: «Нет, все равно не боюсь». «Да, но это еще не главный сюрприз, — сказал Умнике. — Ты возьми и представь себе катание на слонах». Бояка с уверенностью представила себе катание на слонах и перевернула страницу — заулыбалась, засмеялась, счастливая и храбрая. «А вот теперь настала пора сюрприза, — сказал Умнике. — Представь, что в будущем у тебя нет больше боязни и страха, почувствуй это и загляни на последнюю страницу». «Ну, уж в этот раз там обязательно будет солнышко», — думала Бояка, обращаясь к будущему. А вслух сказала: «Сейчас я думаю о будущем, где я не буду больше бояться». Она перевернула страницу и — увидела свое отражение в зеркале, прикрепленном к последней странице.

«Сюрприз! » — сказал Умнике. На Бояку смотрело ее собственное лицо, храброе, счастливое, глуповатое, с выражением безопасности, уверенности и волнения.. Лицо было ее, но какое-то совсем новое выражение появилось на нем. «Вот те на! » — сказала она. «Совершенно правильно: " Оп ля — Вот те на! Книжица" », — улыбнулся Умнике. «Знаешь, большое тебе спасибо», — сказала она и крепко обняла Умникса.

«Ладно пошли казаться на слонах, еще не поздно», — потянул он ее. «Пошли», — засмеялась она, подумав о слоне. Проезжая по кругу на слоне, Бояке вспомнилось лицо, которое она увидела в конце «Оп ля — Вот те на! Книжица», Это выражение весь день было с ней. И после этого дня она


Глава 1 /. Метафоры для детей________ " ____ '__________________ 399

а
в основном никогда не расстается с этим замечательным
выражением своего лица.                                         "

Вот так Умнике и спас положение. Ну, а Толстена, конечно же, думает, что это ее заслуга, ведь ее же идея была купить билеты на слонов. Вот она и подумала: «Смотрите, как Бояка перестала бояться и весело прокатилась на слоне. Это мне пришла идея, что можно повеселиться, позабыв о разных страхах». А про «оп ля — Вот те на! Книжицу» Бояка и Умнике никому не рассказывают. Умниксу-то известно, что это он и его книжица помогли Бояке воспользоваться воображением, чтобы победить чувство страха.

2. Терапевтическая цель (с использованием поведенческого протокола и протокола самовосприятия): Научиться самоконтролю.

Метафора: «Тимми с Волшебное Зеркало»

Вот он каков, этот проказник из другой школы, у которого вечные неприятности на больших переменах. Этот малец, а зовут его Тимми, и постоянно выбегает. за пределы площадки для игр, и бьет других детей, утверждая, что они первыми начали, и мешает играть — схватит футбольный мяч и убегает, или вот еще девочкам мешает через скакалку прыгать.

А сколько перемен Он уже потерял из-за этого. Учительница и к стене его ставила и в классе или кабинете его запирали, пока перемена не кончится. Но вовсе не поэтому история эта называется «Тимми и Волшебное Зеркало».

Однажды я разговорился с Тимми и спросил, как ему нравится оставаться без перемен. И Тимми принялся объяснять, что перемена — это время, когда можно повеселиться. Но ребята обзывают его или толкают — им известно, что добром это для него не кончится. А слюнтяем он быть не намерен, нужно быть крутым и сильным. Я согласился, что крутым и сильным быть, безусловно, надо. Но не считаешь ли ты себя достаточно крутым, чтобы хотя бы одну минуту продержаться на перемене без всяких неприятностей — пусть тебе хоть обзывают или толкают? Можешь ли ты сдержаться?

Тимми сказал мне, что сможет — это ему совсем не трудно. И все равно, не по этому рассказ называется «Тимми и Волшебное Зеркало». Но будьте уверены, на следующий

40 Метафору предоставил Николас Сеферлис.


400___________________ К. Лэнктон, С. Лэнктон " Волшебные сказки"

день Тимми сдержал свое слово. Одна минута — срок не такой уж и долгий, и Тимми справился замечательно.

Когда он вошел, я спросил, не считает ли он себя достаточно крутым, чтобы сдержаться 5 минут и не мешать никому играть на большой перемене. Пять минут — время не малое, но Тимми вышел на площадку и принялся играть в ловитки с другими мальчиками его класса. Через 5 минут я напомнил ему, что время истекло.

Я поинтересовался, как все прошло, и он мне рассказал* что играл в ловитки, и время пролетело совсем незаметно. И еще сказал, что на следующий день хочет попробовать продержаться еще дольше. Что ж, — согласился я, — совсем не плохая идея. Мы решили, что это будет 10 минут. Так вот, выглядываю я в окно на следующий день и вижу — Тимми гоняет мяч с другими мальчиками, т. е., я хотел сказать, по-настоящему играет в футбол. И все так заняты — вдумчиво строят свою игру и делают все, чтобы добиться цели — забить гол.

В какой-то момент на площадку высыпала стайка мальчишек, играющих в войну. Один из них со всего маха толкнул Тимми. Я смотрел на Тимми, Тимми смотрел на этого мальчика — вы, вероятно, догадались, что за мысли были у меня в голове. Но Тимми смотрел-смотрел, а затем улыбнулся. На лице заиграла добрая улыбка, дыхание было глубоким, руки расслаблены и под контролем. Он высоко поднял голову и повернулся к своей футбольной команде.

Через 10 минут я вышел и увел его. Он стал просить разрешить ему поиграть еще немножко — я ему сказал, что завтра он может играть хоть всю перемену. Когда мы вошли в кабинет и завели разговор о сегодняшней перемене, он сказал, что отлично повеселился и теперь определенно хочет оставаться с ребятами подольше. А насчет сегодняшнего столкновения он сказал, что, наверное, все получилось случайно, ему теперь было известно, что можно заиграться и быть занятым только своей игрой.

И вот мы с ним договариваемся о 15 минутах, т. е. о полной перемене. Нам все еще интересно узнать, достаточно ли он силен и крут, чтобы продержаться 15 минут без проблем. Великий день наступил, Тимми вышел на перемену и очень хорошо провел ее, играя с другими мальчиками. Он поиграл в войну, потом его позвали играть в ловитки, потом в мяч. И все шло замечательно, пока Тимми не упустил мяч и кто-то не обозвал его «мямлей».


Глава J1. Метафоры для детей________________________________ 401

Он лишь глянул на обидчика, но притворился, что не слышит. Vi игра продолжилась, было весело и здорово. Перемена подошла к концу, все мальчишки и девочки выстроились в линейку, занял свое место и Тимми. В этот момент какой-то мальчик откуда ни возьмись появился прямо перед Тимми и наступил ему на ногу, может быть даже нарочно. И вы знаете, что произошло? Тимми стоял прямо, глубоко дышал и улыбался. На лице играла улыбка, дыхание было глубоким, руки расслаблены и под контролем. И голову он держал высоко.

Тимми входил ко мне, зная, что выдержал 15 минут. Он входил с высоко поднятой головой и очень гордый. Ощущение было как тогда, когда он победил в беге по пересеченной местности среди второклассников. Вы, должно быть, знаете это ощущение свершения. Все учителя глядели на Тимми. В школе словно бы появился другой, новый Тимми.

Но и это все еще никак не объясняет, почему «Тимми и Зеркало». Когда он вошел в мой кабинет, я дал ему зеркало и попросил подольше посмотреть на свое отражение и запомнить это ощущение гордости и легкуюулыбку на своем лице и дыхание, глубокое, «от живота». Мы говорили, а из коридора донесся шум класса, идущего в столовую.

Тимми еще раз пристально посмотрел в зеркало, видя там свое гордое лицо, ощущая чувство собственной подконтрольности, чувство, возникшее тогда на спортплощадке. Он думал, как по-разному можно реагировать на ситуацию, сдерживаясь, объясняясь или еще как-то, а как — он еще даже и не думал.

Он смотрел в зеркало, я сказал, чтобы он увидел это его чувство гордости и умения держать себя в руках. Ты можешь увидеть улыбку на своем лице и то, как ты глубоко дышишь, и свою сдержанность. И твоя голова держится прямо и высоко. И пока он думал об этом, я попросил его вспомнить о всех тех людях, которые знают, что он хорошо справился со своей работой — об учителях и обо мне, отражающегося в зеркале за его спиной. И еще о детях, игравших с ним на перемене.

Прозвенел звонок — время следующей смене идти в столовую. Но Тимми глядел и глядел в это зеркало. Он видел себя, как он справляется со своей работой, как он веселится, какое гордое у него выражение лица и как умеет он сдерживаться. Я сказал, что он может увидеть себя и порадоваться себе на перемене или на спортплощадке, себе и тому, что ему теперь нравится.

14 Волшебные сказки


402___________________ К. Лэнктон, С. ЛэнктОн " Волшебные сказки"

В коридоре опять зазвучали шаги класса, идущего в библиотеку; я попросил Тимми продолжать рисовать в своем воображении себя молодцом на спортплощадке, сдерживающимся, даже если его обзывают,, и сохранять в себе это ощущение гордости за себя. Я не знаю, в самом ли деле он продолжал наслаждаться ощущением своего свершения, но я напомнил ему, каково это, когда ты сильный и умеешь сдержаться, даже если на тебя налетает кто-то или наступает тебе на ногу, или делает еще что-то непредвиденное.

Тимми улыбался, высоко держа голову, глубоко дыша, ощущая свою гордость. И, наконец, он положил зеркало и сказал: «Эй, да это же Волшебное Зеркало! »

3. Существующее отношение: Я не добьюсь успеха, если буду тихим и скромным.

Целевое отношение: Ожидание, осмотрительность и неторопливость сыграют свою положительную роль.

Метафора Мэгги стояла у окна, глядя на непрекращающийся моросящий дождь, обычный, в общем-то, для поздней весны с штате Мэн. В Мэн она переехала в конце февраля из южной Луизианы. Новый человек в Мэне быстренько узнает, что нет тут ничего более постоянного, чем переменчивая мэн-ская погодка. Она стояла, уставившись в окно, и глядела на листья и деревья, словно наливающиеся дождем и зеленью, на буйно распускающуюся траву, на клонящие под дождем головки цветов, краски которых становились словно еще ярче, бархатистее.

В этом бесконечном дожде можно было бесконечно смотреть на волшебство превращений за окном. Мысли ее блуждали, перескакивая с одного на другое, на третье, на прелестную фарфоровую шкатулочку, тонкой работы, стоящую сейчас на бюро. Как она ее получила, жизнь ее словно переменилась.

Мэгги и Кэри в Мэн переехали в одну и" ту же неделю в конце февраля и приступили к занятиям в школе в первый понедельник марта — в самое официальное начало «сезона слякоти». Кэри за свою жизнь переезжала уже не раз, но в этот раз судьба привела ее из Техаса, поэтому-то она с такой нежностью возилась с кучей тающего снега, когда к

41 Метафору предоставил Мериэнн Тротье.


Глава 11. Метафоры для детей________________________________ 403

ней подошла Мэгги, открытая, дружелюбная, живая девочка, чтобы помочь Кэри и заодно познакомиться.

Известно, как нелегко быть «новенькой» где-нибудь, и какое облегчение, если с тобой кто-нибудь заговорит или поприветствует тебя. Вскоре Мэгги и Кэри перезнакомились и с другими девочками из шестого класса, которым интересно было узнать поближе «новеньких», у которых такой чудной «южный» акцент. Но перемены не заставили себя ждать. И хотя обе девочки были «новенькими» и обе были с юга, отношения с классом у них развивались по-разному. Вот Мэгги, например, — она экспрессивная, любит поболтать, открытая и живая. А Кэри — тихая, задумчивая, спокойная. Когда девочки собирались в кружок, чтобы поболтать — Мэгги тут как тут, и на все у нее свое мнение. А Кэри — наоборот, слушает и вежливо поддерживает разговор.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...