Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2. Нарушить проявление симптомов головной боли,в основекоторой тревога................................ 336 6 страница




«Мне интересно, сможешь ли ты назвать мне по буквам слово " кот"? » «Э... » Вот тут-то как раз и была загвоздка, когда она не видела перед собой слово. И тут она догадалась посмотреть наверх, и, поверите ли, там было написано «к-о-т», о чем она и рассказала брату. Дик кивнул: «Прекрасно, попробуй теперь " лог" ». 3 этот раз с большей уверенностью Джейн взглянула наверх и увидела «л-о-г».

Потом то же самое произошло со словом «гол».

«Хорошо, Джейн, — сказал Дик, — осталось еще два слова — " был" и " пыл", я дам тебе пять минут, проделай все сама, а потом я приду и проверю по всем пяти словам». И Дик вышел на кухню, чтобы взять себе молока и печенья.

Через некоторое время он вернулся и спросил: «Ну, как получается, Джейн? » Джейн ответила: «А знаешь, мне понравилось, и все у меня получается! » Дик спросил, готова ли она отвечать, и Джейн подтвердила, что готова.

Он стал спрашивать все слова по порядку, начиная с последних. Она смотрела наверх, видела слова на волшебном экране и просто называла буквы. Так они прошлись по всем словам. Дик поздравил ее и напомнил-, что ей еще нужно уметь писать слова, а не только называть их по буквам. Он достал карандаш и бумагу, и они еще разок проштудировали все слова. Теперь и с каждым словом у нее было все в порядке!

Но одно дело дома, а как все пройдет в школе, — думала Джейн. Дик заверяет, что все будет нормально, ведь единственное, что нужно — это посмотреть наверх, а наверх посмотреть можно и в школе. «Можешь даже глаза прикрыть, если уж так тебе нужно». Джейн согласилась. Вечер перед завтрашней контрольной она посвятила занятиям — учила слова по волшебному способу Дика. А утром в школе в класс вошла учительница и сказала: «Дети, приготовьтесь писать слова по буквам». Учительница стала читать список слов, а Джейн их писала. Она смотрела наверх, видела слово по буквам и переносила его на бумагу. Никто и не сомневался, что получила она не что иное, как «5». Она посмотрела на оценку и аж засияла от гордости! На лице заиграла широкая улыбка удовлетворения за то, что, бла-


Глава 11. Метафоры для детей


417


I годаря методу брата, она добилась-таки своего, научилась

правописанию. Ей было так хорошо, что она никак не могла дождаться, когда придет со школы домой и покажет маме, папе и Дику, чего она добилась в правописании.

И весь тот'день Джейн чувствовала себя великолепно, словно она стала чуточку выше, словно дышать стало легче и глубже, ее распирало ощущение гордости за свой успех, и это ощущение не давало ей усидеть на месте спокойно. На большой перемене она бегала и прыгала быстрее и дальше всех! Знаете, каково это, когда у вас такое хорошее чувство, что вы сделали что-то и этим можно гордиться. Оно такое огромное, это чувство, что просто не вмещается в вас, высоко поднимает вашу голову, расправляет плечи и светится широкой улыбкой на вашем сияющем лице.

10. Цель волнения: Мужество..

Метафора

Дик и его друг Билл играли во дворе, строили крепость из досок и палок. Дик предложил доски поставить вертикально, а Билл считал, что их лучше положить набок. В общем, они сделали две стороны высокими, а две — низкими, пойдя на разумный компромисс.

Пока они ставили доски стоймя, Дик заметил, что Билл потирает свои штанишки. Ни о чем таком он не думал, а просто продолжал следить, как тот трет все больше и больше. Дик отправился за гвоздями. Вы, вероятно, знаете, что гвозди требуют, чтобы скрепить вместе доски и палки. Наконец, Дик вернулся, и они еще немало провозились, чтобы все было как задумано, и все держалось само.

Они отошли на шаг, чтобы полюбоваться своей конструкцией, и Дик снова заметил, что Билл трет себя. И Дик спросил: «Слушай, Билл, а что это ты делаешь? » Билл сильно покраснел и смутился. Говорить ему было трудно, он прошептал: «Можешь хранить секрет? » Дик кивнул. «Точно? » — Дик пообещал, что будет хранить тайну. Ну, вы, вероятно и сами догадались, о чем Билл поведал Дику.

Он рассказывал о своем дяде, и как они боролись... А затем Билл добавил: «он трогает меня иногда, это нехорошо, и мне не нравится, как он меня трогает». Дик возмутился: «Но так же нельзя, мы должны сказать об этом кому-нибудь». Билл ответил: «Нет, ты обещал не выдавать секрет! » Но Дик настаивал: «Но ты должен рассказать, ведь он может и не прекратить делаткэто».

48 Метафору предоставил Николас Сеферлис.


418                                   К. Лэнктон, С. Лэнктон " Волшебные сказки"

Дик видел фильм в школе, где говорилось о том, что надо делать, если кто-то трогает тебя или пытается причинить тебе боль, и он попытался объяснить Биллу, насколько важно, чтобы он все кому-то рассказала. Билл сказал, что уже пытался, но ему " не верят. Он пытался рассказать родителям, что делает дядя, но они ему не поверили. А дядя намекнул, что если Билл кому-нибудь расскажет, то у дяди будут большие неприятности, а во всем виноват будет Билл. Дик предложил обратиться тогда к кому-нибудь в школе. Билл и слушать не хотел. Но Дик знал, что «вода камень точит».

Биллу не нравилось, чем занимался его дядя. Он знал, что должен кому-то рассказать, чтобы прекратить это. Оба мальчика решили не строить сегодня больше крепость и отправились по домам. На следующий день в школе Билл решился. Он обдумал все, что ему говорил Дик, но вопрос был, кому все рассказать? Может, господину Филипсу, сторожу? Нет, не то. А может, учительнице, хотя тоже... И тут он вспомнил о школьном психологе.

Билл глубоко вздохнул. Он чувствовал, как бухает сердце в груди, — но как же иначе, когда решаешься на что-то пугающее и не знаешь, как все потом обернется. Он набрал побольше воздуха и вошел в кабинет психолога. Билл обратился к ней, попросил уделить ему минутку: у него есть что-то очень и очень серьезное. Ей сразу стало ясно, что у него действительно есть, что рассказать.

Он выглядел несколько испуганным, но кроме этого, заметила она, в нем проглядывает мужество и решимость. Он стоял, крепко сжав губы, глубоко дыша, глядя прямо перед собой, выпрямившись и напрягшись. Он рассказал ей все-все, а рассказывая, чувствовал, что его слушают и верят. Во что это выльется, он все еще не знал, но теперь ему не было так страшно, и он слышал, как бьется его сердце, словно напоминая, какой он все же храбрый, что рассказал об этой тайне. И чем больше психолог задавала вопросов, тем больше он сознавал, что'может ответить на них, и что это каким-то образом поможет ему объясниться и с родителями. В стекле двери он видел свое отражение; щеки пылают, плечи расправлены, грудь колесом, губы спокойны, взгляд уверенный. Да, вот теперь он готов говорить хоть с кем угодно.


Глава П. Метафоры для детей________________________ _______ 419

11. Цель волнения: Любовь, дружба и радость

Метафора: «Две Златовласки»

Первый день школьной жизни для Дженни и Кристин, и они еще не знают, что он многое изменит, этот первый день, время нового и еще непознанного. Ну, вам-то, должно быть, известно, каким бывает первый-день в школе, может, вы вспомните свой первый день, услышите звуки класса, увидите, как все там разукрашено, и как много собралось детей, которых вы раньше и не, знали.

И еще, какой он этот первый день, когда в руке держишь карандаши и рисуешь что-то на большом листе бумаги? И может быть, учительница даже подпишет, что это ваш первый рисунок в школе, который вы отнесете домой и покажете маме. Ну, в общем-то, так оно все и было для Дженни и Кристин. Чувствовали они себя еще не очень уверенно, но разве не повезло, что они попали в одну пару?

Перед уроками их построили и разбили по парам. И Дженни оказалась парой Кристин, а Кристин — Дженни, — и тут же они стали подругами. А как замечательно, когда у тебя очень хорошая подруга, с которой и на качелях покататься можно, и вместе в школьном автобусе ездить.

В общем, первый год для Дженни и Кристин был просто великолепным. Они обожали вместе качаться на доске — то одна взмывала вверх, то другая. Именно тогда их стали называть «две Златовласки». У обеих были длинные, золотистые волосы, а на первый взгляд так они вообще казались похожи. И рост у них был одинаковый, а чем больше они сходились, тем больше им нравилось даже одеваться одинаково, я имел в виду вообще стиль, а не одинаковые платья.

И именно тогда, в этот первый год они впервые стали оставаться, чтобы переночевать друг у друга. Ах, как это волнующе, когда на ночь остаешься у подруги. Нужно еще решить, что взять с собой, можно ли захватить с собой к подруге того мохнатика, с которым спишь дома? И все так ново и здорово для Дженни и Кристин, хотя где-то в глубине души Кристин уже соскучилась по своему братику, но ни за что не признается в этом.

Время шло своей чередой, незаметно наступил и новый школьный год. ^А с ним пришло открытие для себя рок-музыки. Все малыши с ума просто посходили от музыки. Коснулось это и Дженни с Кристин, когда они обе влюбились в

49 Метафору предоставила Меризнн Тротье.


420___________________ К. Лэнктон, С. Лэнктон " Волшебные сказки"

Бон Джови, считая, что группа Джона Бон Джови самая крутая. Они стали звонить друг другу, и скоро телефон стал занимать не меньше времени, чем школа, хотя они и без того весь день проводили вместе, но никак не могла наговориться.

Может и вы знаете, что значит, когда у тебя лучший друг или подруга, с которой делишься секретами, или когда просто тебе тепло оттого, что рядом родной человек. Уних было даже особое секретное место, где они прятались со своими игрушками, болтали обо всем на свете, делились секретами и «страшными» тайнами. Этим двум Златовласкам, как называли их и дома, и в школе, постоянно хотелось быть вместе, хотя, конечно же они играли и с Джулией, и с Обри, с Робертом и Джеффри. Они всегда так устраивали, чтобы быть вместе, и вместе их пригласили на день рождения Джимми, который справлялся в Мак Дональдсе.

В Мак Дональде заходили они очень волнуясь, но они были вместе, и потому было не так страшцр. Замечательное было время, сколько лет они помогали друг другу с домашним заданием, болтали по телефону, слушали музыку, уговаривали своих мамочек и папочек сводить их на каток, оставались ночевать друг у друга. Каким счастливым кажется время, которое ты проводишь с подругой, каким важным — каждое мгновение этой дружбы. Им нравилось даже ссориться, потому что бывало, приходилось и поспорить о чем-то. И хотя эти Златовласки и не были по-настоящему похожи, люди обычно путали их: «Скажите на милость, кто же из вас Дженни и кто Кристин? »

А чувство, порождаемое дружбой, запоминается, даже когда не думаешь об этом. Это радость, которая наполняет все твое существо, вызывая желание постоянно быть рядом с этим необыкновенным человеком. А Дженни и Кристин даже и не задумывались, что это чувство останется в них навсегда, по крайней мере, еще очень дол го, как разойдутся их жизненные пути. Потому что это остается где-то глубоко в сознании или, возможно, хранится в сердце. Посмотришь на лицо одной из Златовласок и то же самое выражение у другой: улыбка до ушей, розовые, кругленькие щечки, смешливые складочки у глаз, блеск в глазах и даже легкий наклон головы в сторону и одна бровь приподнята чуть выше другой. Одно лицо словно заставляет другое быть столь же


Глава П. Метафоры для детей_____________ ____ _________ 421

красивым и счастливым. И кто бы мог подумать в тот первый день в школе, каким он окажется в жизни этих прелестных Златовласок.

12. Цель волнения: Грусть и скорбь.

Метафора

Вам известно выражение «Птички из одного гнезда»? Так вот, в начале четвертого класса что-то стало происходить странное, хотя на первый взгляд не такое уж и заметное, но каким-то образом Кристин и Дженни стали удаляться друг от друга. Поначалу, никто из них этого ни за что бы не признал. Летом Кристин подарили настоящий футбольный мяч, и она стала приносить его в школу. Поиграть таким мячом каждому хочется, и Кристин играла со всеми дни напролет.

А Дженни никогда особенно не интересовалась спортом. Ей хотелось быть рядом с Кристин, а в футбол играть не хотелось. Она мечтала о том, чем они всегда занимались — о катании на качелях, на доске, просто о длинных задушевных беседах где-нибудь в укромном уголке. Да, конечно, Кристин еще звонит, и в буфете они сидят вместе, и обе они обожают Бон Джови, но что-то нарушилось.

Сначала Дженни не хотела верить, что то-то не так, но в глубине своего сердца она чувствовала, что чего-то не хватает. Она заметила, что и другим детям хочется сидеть с Кристин, а Кристин это, видимо, нравится. Ах, если бы мы снова могли быть вместе, — думала Дженни, — две прекрасные Златовласки, как было когда-то.

Чем больше Дженни хотела быть с Кристин, тем больше она понимала, что они удаляются друг от друга. Может и вы вспоминаете время, когда и у вас были друг или подруга, и вы чувствовали, что вы обеспокоены вашими отношениями гораздо больше. У них начались и серьезные ссоры, которые у же не кончались так запросто. Они стали обзывать друг друга, плохо отзываться друг о друге в беседах с другими.

А Дженни все еще в глубине души надеялась, что есть способ все вернуть, как было. И еще она злилась. Ну разве это честно? Они с Кристин дружили чуть ли не с детсада. Как же можно допустить, чтобы они расстались? Она не

50 Метафору предоставила Мериэнн Тротье.


422_______________   К. Лэнктон, С. Лэнктон " Волшебные сказки"

допускала, что это как раз и происходит, но раскол был совершенно очевидным. И конечно же, ей было больно и одиноко.

Как тяжело, когда хочется быть с кем-то, а тебя больше не желают. Неожиданно Кристин стала очень популярной. Дженни подумала, что должна сделать что-то, чтобы они вновь стали подругами. Ей было так одиноко, а порой и так грустно, что слезы капали сами собой. Она уходила в их укромное местечко, где столько раз они смеялись и шутили, болтали о Деррике и Джоне Бон Джови, слушали музыку.

А эти дни не вернуть, наверное, больше. Ей вспоминалось, как весело они играли в «дочки-матери», а теперь она ■ с тоской видела, как Кристин играет с другими. А ей суждено так и остаться одной. Телефонные звонки давно уже прекратились. Совсем одна... А что вы делаете, когда понимаете, что потеряли лучшую подругу?

Неожиданно Дженни осознала, что время продолжает свой бег, и что она теперь у другого поворотного пункта. И ощущение, которое она должна испытать, прежде чем пройти этот поворот — огромное чувство грусти. Она чувствовала себя такой опустошенной и такой одинокой. Она зарыдала, но слезы не принесли облегчения. И даже когда она не плакала, из груди вырывались скорбные вздохи, а лицо выражало тоску и печаль. Иногда она забиралась на дерево в их любимое гнездышко, стараясь найти в себе отголоски того счастья, которое испытывала с подругой, но так и не находила. Но каждое чувство учит чему-то, она многое поняла в грусти и скорби этого поворотного момента, затянувшегося на несколько недель, оставившего отпечаток на горестно сложенных губках, побледневших щеках, красных, заплаканных глазах. Нет, они больше не были птичками из одного гнезда.


Библиография

Беттелхейм, Б. Использование Зачарованности: Значение и Важность Волшебных сказок. Нью-Йорк: Винтидж Букс, 1977.

Гордон, Д. Терапевтические метафоры: помогая другим посредством зеркальца. Купертино, КА: Мета Пабликейшиз, 1978.

Гоулдинг, М. и Гоулдинг, Р. Изменяя жизни посредством терапии переосмысления. Нью-Йорк: Бруннер/Мазел, 1979.

Лэнктон, С. Практическая магия: Перевод основ нейро-линг-вистического программирования в" клиническую психотерапию. Купертино, КА: Мета Пабликейшиз, 1980.

Лэнктон, С. (ред. ) Эрйксоновы монографии, номер 1: Элементы и измерения Эриксонова подхода. Нью-Йорк: Бруннер/Мазел, 1986.

Лэнктон, С. (ред. ) Эрйксоновы монографии, номер 2: Цент
ральные темы и подспудные принципы. Нью-Йорк: Брун
нер/Мазел, 1987.                                      . '

Лэнктон, С. (ред. ) Эрйксоновы монографии, номер 3: Особые популяции. Нью-Йорк: Бруннер/Мазел, 1988.

Лэнктон, С. и Лэнктон, К. Ответ внутри: клиническое обрамление Эриксоновой гипнотерапии. Нью-Йорк: Бруннер/Мазел, 1983.

Лэнктон, С. и Лэнктон, К. Волшебство и Интервенции в семейной терапии: подготовка по Эриксоновским методам. Нью-Йорк: Бруннер/Мазел, 1986..

Лэнктон, С. и Цайг, Дж. (ред-ры) Развивая Эриксонову психотерапию: О состоянии искусства. Материалы третьего международного конгресса по Эриксоновой психотерапии. Нью-Йорк: Бруннер/Мазел, 1988.

Мэтьюс, Б:, Беннетт, X., Бил, У. и Галахер, М. Ненаправленная версия направленных гипнотических суггестии — Начальное исследование: краткое изложение. Международный Журнал Клинического и Экспериментального Гипноза, 1985, XXXIII (3), стр. 219-223.

Мэтьюс, Б., Кирш, И. и Аллен, Дж. Постгипнотический конфликт и психопатология — Управление эффективностью

423


постгипнотической суггестии: краткое изложение. Международный Журнал Клинического и Экспериментального Гипноза, 1984, XXXIII (4), стр. 362-365.

Эриксон, М. и Росси, Э. (1980 г. а). Вариации двойной связи. В работе Э. Росси (ред. ). Сборник работ Мильтона Эриксона по гипнозу: Том I. Природа гипноза и суггестии (стр. 412-429). Нью-Йорк: Ирвингтон, 1980 (а).

Эриксон, М. и Росси, Э. Двухуровневая коммуникация и микродинамика транса и суггестии. В работе Э. Росси (ред. ). Сборник работ Мильтона Эриксона по гипнозу: Том I. Природа гипноза и суггестии (стр. 430-451). Нью-Йорк: Ирвингтон, 1980 (б).

Эриксон, М. и Росси, Э. Ненаправленные формы суггестии. В работе Э. ' Росси (ред. ). Сборник работ Мильтона Эриксона по гипнозу: Том I. Природа гипноза и суггестии (стр. 452-477). Нью-Йорк: Ирвингтон, 1980 (в).

Эриксон, М. и Росси, Э. Вкрапленная гипнотическая техника для коррекции симптома и управления болью. В работе Э. Росси (ред. ). Сборник работ Мильтона Эриксона по гипнозу: Том IV. Инновационная гипнотерапия (стр. 262-280). Нью-Йорк: Ирвингтон, 1980 (г).

424


Список метафор в зависимости от цели

Цели волнения

 

1. Печаль, скорбь.....      
2. Печаль, скорбь, утрата      
3. Мужество .   .   .   ...      
4.  Мужество ......      
5. Уверенность    .  .           .   .      
6. Уверенность..................................................      
7. Сила, самоуверенность         .   .      
8. Гнев '...........................................................      
9. Гнев, сила.  .          ,  .      
10. Гнев........................................................   .      
11. Любовь, принадлежность      
12. Облегчение      .........................................      
13. Совершение задуманного      
14. Удовлетворение, успокоение, облегчение      
15. Доверие, надежность '  ,  .      
16. Радость, юмор.   . -.  .      

Цели отношения

 

1.

Просьба о помощи правомерна. Обращаясь за помощью,
я не, теряю уважения других............................................................. 79

2. Можно выражать желания и эмоции — это способствует душевному здоровью и искренним взаимоотношениям    ...................................................................
3. Если я покажу свою грусть, то освобожусь и смогу вновь испытать радость и счастье......
4. Я могу быть привлекательным для людей, которые оценят меня и будут относиться ко мне хорошо
5. Я искренне выражаю свою заботу о людях, говоря им о своих проблемах          ..............................................................
6. Показывая свою ранимость, я роявляю настоящее мужество и даю другим возможность по-настоящему зауважать меня...................................................................................
7. Я могу пользоваться уважением несмотря на свои ошибки       ......................................................... •.
8. Сексуальные отношения возможны, могут нести добро и радость, покой и удовольствие

425


9. Если возникает сильное влечение к чему-то, с чем4
решено «завязать» раз и навсегда, то на самом деле
это всего лишь стимул испробовать новый способ
борьбы с ним  ........................................................................... 107

10. Метод проб и ошибок вызывает гордость и более глубокие знания. Для меня приемлемо все, если это ведет к желаемому        109

11. Пугающие ситуации при близком рассмотрении оказываются не такими трудными, как видятся

в воображении v........................................................................... Ill

12. Когда подворачивается шанс, то лучше действовать — это стоит возможного риска      116

13. Заботясь о человеке, я могу позволить ему идти

своей дорогой, это сплотит нас еще теснее                              . 117

14. Гибкость способствует отзывчивости, удовольствию, -открывает новые возможности, тогда как жесткость мешает этому   119

15. Лучше не заботиться о других, а позаботиться о себе самом, и люди за это будут уважать меня еще

больше............................................................................................. 121

16. Будет правильно посвятить родителей в мои проблемы, а если они не реагируют, можно быть понастойчивей                                 124

17. Люди мне дадут то, что я от них ожидаю.  .                          127

18. Гораздо выгоднее обратиться к конфликтам, -«разложить их по полочкам», «отработать» их, пока они полностью

не разрешатся............................................................................ ............. 128

19. Лучше обговорить вопрос, чем диктовать свое.                       130_

20. Мы чтим родителей тем, что честно совершаем ошибки и через это учимся, и нас любят за то, что мы растем

и взрослеем                                                                     ............ 132

21. Рискнуть и назначить свидание—волнительно, позволяет оценить свою взрослость, почувствовать силу, обзавестись добрым другом  134

22. На свидании неагрессивность мужчины часто воспринимается женщиной как нечто желанное и приятное, и даже обнадеживающее       ... 137

23. Застенчивый, восприимчивый человек может оказаться успешным в делах и хорошим товарищем.   . 140

24. Вполне возможно создать прочную семью, даже если пример родителей говорит об обратном, иногда неблагополучие семьи родителей, влияет на браки детей совсем по-иному..............................................         142

426


25. Вместо того, чтобы тревожиться, доказывая себе что-то, я могу обратиться к проблеме с уверенностью, гордостью и удовлетворением от того, что столько всего так хорошо уже мною сделано............. 145

26. Существует множество великолепных- способов заставить других сделать что-то, — и это меня никак

не будет обязывать..................................................................         147

27. Раскрываясь, я обнаруживаю мою силу, мое истинное
лицо и сокровенные чувства     .                     .  .  .          149

Цели поведения

1. Научиться быть вежливым, дружелюбным и заботливым.         156

2. С благодарностью принимать помощь и то, что вам

дают      . " .  .  ...................................................... ........... 160

3. Выражайте гнев, отпор, противостояние агрессору                      162

4. Напористо устанавливайте пределы и держитесь их                     165

5. Хвалите         ...................................................................... ........... 166

6. Изменяйте (доводя до абсурда или переиначивая) критику свою или других людей .... 168

7. Держите себя свободно с другими людьми в группе   169

8. Научитесь дарить подарки — ритуалу дарения.                        172

9. Научитесь флирту и ухаживаниям                  .  .   .         175

 

10. Конкурируйте....................................................... ............................. 178

11. Просите помощи                                                     .  .        181

12. Самоконтроль                                                                  .       183

13. Просите, что вам нужно                                              ........... 187

Цели изменения семейной структуры

1. Выведите дочь из семейной Драмы, пусть она сама установит для себя границы поведения, отстаивая свои права и в то же время уважая правила семьи.                                                                              193

2. Углубьте обсуждение обязательств и эмоциональной близости молодоженов, раскройте выражение самих себя и будущих целей общения супругов для того, чтобы упрочить их отношения...............         196

3. Усильте восприятие супругами друг друга, усильте участие мужа, усильте чувство, что у них все получится  ..........                                202

4. Сведите агрессивность и контроль в определенные рамки, отделите ее от назойливой матери, обнажите конфликт родителей               .......................................................................... 209

427


Цели самовосприятия

Сценарии и конструкции центрального самовосприятия

1. Ассоциируйте текущие чувства принадлежности

с проявляющимися жизненными событиями      . . 222

2. Ассоциируйте характеристики приятной сексуальности

и зависимости с подходящим фоном для супруга, других
людей и даже сотрудников    ....... 225

3. Соотнесите облегчение, радость и надежду с будущими ситуациями, рассматривая вопрос раздельной жизни с мужем и отношения с детьми, покидающими дом                        227

4. Ассоциируйте чувства собственного достоинства и гнева с ситуациями конфронтации с мужем, заботы о себе и интимности                                                ................................... 230

5. Ассоциируйте удовольствие, агрессию и контроль со стадией ухаживания с независимостью от семьи своих родителей и с исчезновением симптомов                                           235

6. Постройте самовосприятие и отрепетируйте сценарии по отходу, диссоциации от матери с уверенностью, мужеством и решительностью                        ................................... 238

7. В заключительной части сеанса закрепите предыдущее

и откройте дорогу пациентке к продолжительному росту,
особо останавливаясь на предшествующих трудных
взаимоотношениях с человеком, который", по ее мнению,
имел перед ней преимущества     .     . . .      241

8. Ассоциируйте облегчение, удовлетворение и гордость

с предстоящими событиями..................................................... 245

Создаваемые образы:

9. Разработайте диссоциативный фон для создаваемых
образов будущего........................................... . . .       247

10. Сформулируйте будущее восприятие  .... 250

ЦСВ, сценарии и создаваемые образы

11. Ассоциируйте личностные ресурсы с соответствующими
- ситуациями из жизни пациента, используя все

компоненты мысленного самовосприятия: качества
центрального самовосприятия, обыгрывание центрального
самовосприятия в сценариях, формируя будущее
восприятие создаваемыми образами.................................... 252

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...