Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

References. Принцип правовой определенности: понятие и основные характеристики. Нормативное оформление процесса укрепления вертикали власти в России (2000 – 2020 гг. )




References

1. Alekseev S. S. General theory of law. Course in 2 T. M., 1981. – 1982. P. 77.

2. Wildhaber L. Precedent in the European Court of Human Rights. // State and law. - 2001. - No. 12. - P. 5-12.

3. Borisova E. A. Appeal, cassation, supervision of civil cases: textbook. M.: Norma, Infra-M, 2013. P. 309.

4. Anishina V. I., Nazarenko T. N. Implementation of the principle of legal certainty in the Russian judicial system // Science and education: economy and economy; entrepreneurship; law and management. 2013. No. 2. P. 40.

5. Pryakhin, T. M. Principle of legal certainty: General characteristics and the normative content of // Materials of all-Russian scientific-practical conference " Legal readings on the Big Karetny — 2014", Moscow, UGWU (RPA of the Ministry of justice of Russia), 2015. P. 109.

Грибова Евангелина Николаевна

Уральский государственный юридический университет

Россия, Екатеринбург

e-mail: evagribova2016@yandex. ru

ПРИНЦИП ПРАВОВОЙ ОПРЕДЕЛЕННОСТИ: ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Аннотация: статья посвящена раскрытию понятия правовой определенности, проблеме поиска определенности в праве, поскольку именно с поиском определенности в праве зачастую связано возникновение юридических конфликтов и правовых споров. Представляется целесообразным выяснить, является ли принцип правовой определенности принципом права или это явление неправовой природы

Ключевые слова: принцип права, правовая определенность, норма права, реализация права.

УДК 342. 31/51

Волкова Ангелина Сергеевна

Арзамасский филиал ННГУ

Россия, Арзамас

e-mail: volkova. as26@mail. ru

НОРМАТИВНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ПРОЦЕССА УКРЕПЛЕНИЯ ВЕРТИКАЛИ ВЛАСТИ В РОССИИ (2000 – 2020 ГГ. )

Аннотация: Автором анализируются особенности нормативного оформления процесса укрепления вертикали власти в России. Рассмотренный период 2000 – 2020 гг. позволяет сделать вывод о планомерном «законодательном оформлении» данного политико-правового феномена: от Указа Президента РФ 2000 г. о введении институт полномочных представителей Президента в федеральных округах, до внесения поправок в текст Конституции РФ 2020 г.

Ключевые слова: вертикаль власти, Конституция, федеральные округа, институт полномочных представителей Президента.

Терминологическое определение «вертикаль власти» на сегодняшний день не имеет нормативного закрепления и используется относительно «произвольно» (журналистами, политологами, социологами и др. ) для описания процедуры укрепления властных полномочий, как правило, исполнительной власти. Сам термин был введен в оборот в начале 90-х гг. ХХ в., однако, широкое распространение получил в 2000-е гг., после инаугурации В. В. Путина, который среди основных своих задач на посту Президента, поставил задачу укрепления вертикали власти в России (Путин В, 2000: 3). Сегодня в определении понятия «вертикаль власти», как правило, выделяют три основные составляющие: во-первых, иерархически организованные институты исполнительной власти («исполнительная вертикаль»); во-вторых, институты законодательной власти («парламентская вертикаль»). Последние, в отношении сложившейся в РФ практики, выполняют функцию административного механизма в процессе легитимации решений власти исполнительной. В-третьих, местное самоуправление, которое выстраивается по линии «центр – регионы» (Яковлева М, 2018: 71).

Начало становления процесса укрепления «вертикали власти» было положено, как уже отмечалось выше, 20 лет назад, и стало ответом на распад сначала СССР, а потом и деструктивных вызовов, которые проявили себя уже в рамках нового государственного образования – РФ (например, тенденции к отделению Чечни, Татарстана, Якутии и др. ). В качестве одной из первоочередных мер в данном направлении явилось создание системы федеральных округов. Было создано (7) и функционирует по сей день (8) относительно самостоятельных единиц, которые имеют существенные различия территориального (количество субъектов РФ, в них входящих и их абсолютная территория) и численного (в отношении населения в них проживающего) состава, границы которых преимущественно совпадают с границами военных округов, а также отвечают экономическому зонированию России. Как сама процедура создания федеральных округов, так и их функциональная направленность вызвали активные дискуссии в политических и научных кругах. Главным образом, они касались конституционных оснований создания и дальнейшего «существования» данного новообразования. Возможность и процедура их создания «прямо» не были закреплены Конституцией РФ, но и сам факт их появления не противоречит основным ее положениям, в частности, – главе 3 Конституции РФ – «Федеративное устройство».

В Указе Президента РФ от 13 мая 2000 г., институт полномочных представителей Президента в федеральных округах создан путем преобразования института полномочных представителей Президента в регионах РФ в целях обеспечения реализации Президентом своих конституционных полномочий, повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствования системы контроля за исполнением их решений (Мироненко О, 2019: 17). Полномочные представители Президента в федеральных округах при этом входят в состав Администрации Президента РФ, деятельность их направлена на реализацию полномочий Президента, что является составляющим его конституционно-правового статуса.

Кроме того, федеральные округа не образуют новой структуры административно-территориального деления (Хабриева Т, 2016: 181). Они созданы, о чем и свидетельствует имеющаяся практика, исключительно для повышения эффективности реализации управленческих решений федеральных органов государственной власти и координации реализации федеральных государственных программ и национальных проектов.

В этом же контексте следует рассматривать и поправки, внесенные в 2020 г. в текст действующей с 1993 г. Конституции РФ. Часть нововведений связана с историей страны и особенностями формирования политической системы «новой» (после 1991 г. ) России. Так, например, впервые нормативно РФ признала себя «правопреемником Союза ССР на своей территории» (ст. 671, ч. 1 Конституции РФ), а также «исторически сложившееся государственное единство» (ст. 671, ч. 2). Эти фундаментальные категории призваны по сути своей частично заполнить вакуум, образовавшийся в 1993 г. посредством нормативного закрепления в тексте Конституции РФ, что ни какая идеология не может быть утверждена «в качестве государственной или обязательной» (п. 2 ст. 13). Что вызвало массу дискуссией на этой почве, попыток подчеркнуть исторические особенности и обосновать правовые «претензии» нового государства, в том числе и в вопросах мировой политики (Орлова Л, 2010: 237-444).

В дополнении к ранее заявленным постулатам, конституционные поправки 2020 г. произвели нормативную фиксацию – закрепление за русским народом статуса «государствообразующего», как подчеркнуто в тексте ч. 1 ст. 68 Конституции РФ – «по признаку использования русского языка». Государство, что и было установлено конституционными нормами изначально, признает себя «социальным» (п. 1 ст. 7), а в развитии этого положения – обеспечивает проведение в пределах своей территории «единой социально ориентированной государственной политики в области сохранения традиционных семейных ценностей» (ст. 114, ч. 1, пункт «в»).

Не меньшее значение в ряду конституционных поправок 2020 г. занимает уже сложившаяся практика государственного управления, – расширение полномочий Президента и сокращение полномочий Правительства. Можно с уверенностью сказать, что начало, положенное ей в 2000-е гг., было продолжено предложениями о необходимости внесения поправок в текст Конституции, выдвинутыми в 2008 г. в президентском послании. Тогда речь шла исключительно об увеличении срока исполнения полномочий Президента (с 4 до 6 лет) и о назначении представителей Президента в состав Совета Федерации. Таким образом, изменения 2020 г. следует рассматривать в качестве третьего этапа процесса развития государственного механизма. На данном этапе Председатель Правительства РФ исключительно «организует работу Правительства» (ст. 113 Конституции РФ) в соответствии с распоряжениями и поручениями Президента, который в соответствии с п. «б», ст. 83 Конституции РФ, осуществляет «общее руководство» Правительством. Следовательно, Председатель Правительства утрачивает право определения основных направлений его деятельности. Также в соответствии с нормами ст. 112 действующей Конституции РФ Президент назначает и отстраняет от должности федеральных министров, которых затем утверждает в должности Государственная Дума.

Следующее в череде нормативных изменений относится к усилению взаимодействия между государственными и муниципальными органами власти, подчеркнуто, нормативно установленное единство государственной и местной власти (ч. 3 ст. 132 Конституции РФ). При этом, согласно ч. 1 ст. 67 на территории РФ могут быть созданы федеральные территории, статус и особенности формирования которых должны быть определены специальным федеральным законом.

Приведенные выше особенности конституционных поправок свидетельствуют об укреплении так называемого «национального компонента» правовой системы, и, безусловно, направлены на нормативное закрепление ключевых элементов «вертикали власти» в России, уже сложившиеся ранее и нуждавшиеся лишь в формально-юридическом оформлении.

Таким образом, к основным предпосылкам укрепления вертикали власти в современной России следует отнести, согласно преамбулы Конституции РФ, «исторически сложившееся государственное единство» и «суверенную государственность» России, т. е. сохранение и поддержание государственного суверенитета РФ на всей ее территории, а также представление и обоснование интересов государства на международной арене. Выстраивание четкой линии «центр – регионы» позволит в будущем эффективно реализовывать и контролировать процесс выполнения федеральных целевых проектов, национальных программ, проведение реформ на любом уровне (федеральный, региональный, местный) для получения максимально возможного эффекта и достижения поставленных целей.

Список использованной литературы:

  1. Антология. Зачем мы верим в Россию / Авт. -сост. Л. Орлова. Минск: Харвест, 2010. 448 с.
  2. Мироненко О. К. Федеративное устройство Российской Федерации: учебное пособие по курсу «Конституционное право России». М.: Статут, 2019. 176 с.
  3. Путин В. В. Какую Россию мы строим. Первое послание В. В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. 2000. 11 июля.
  4. Хабриева Т. Я. Конституционная реформа в современном мире: монография. М.: Наука, 2016. 318, [1] с.
  5. Яковлева М. И. Проблемы и перспективы развития местного самоуправления в России. Тамбов: Грамота, 2018. 213 с.

Volkova Angelina Sergeevna

Arzamas branch Nizhny Novgorod state University

Russia, Arzamas

e-mail: volkova. as26@mail. ru

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...