Normative formalization of the process of strengthening the vertical of power in Russia (2000 - 2020)
NORMATIVE FORMALIZATION OF THE PROCESS OF STRENGTHENING THE VERTICAL OF POWER IN RUSSIA (2000 - 2020) Abstract: The author analyzes the features of the normative design of the process of strengthening the vertical of power in Russia. The considered period 2000-2020 allows us to conclude about the systematic " legislative formalization" of this political and legal phenomenon: from the Decree of the President of the Russian Federation in 2000 on the introduction of the institute of Presidential plenipotentiaries in federal districts, to amendments to the text of the Constitution of the Russian Federation in 2020. Keywords: vertical of power, Constitution, federal districts, institute of Presidential plenipotentiaries. УДК 340 Денисов Илья Михайлович, Калужский государственный университет имени К. Э. Циолковского Россия, Калуга e-mail: denisovim@studklg. ru Лещинский Максим Игоревич Калужский государственный университет имени К. Э. Циолковского Россия, Калуга e-mail: leschinskijmi@studklg. ru ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРАВИЛ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ Аннотация: Статья посвящена вопросу закрепления правил законодательной техники в законодательстве Российской Федерации. Исследуются различные нормативные акты, закрепляющие данные правила на различных уровнях: уровне субъектов Российской Федерации и федеральном уровне. Проводится сравнительный анализ законодательства, выделяются основные проблемы, предлагается ряд практических мер по их решению. Ключевые слова: закон, субъект Федерации, законодательная техника, норма права, российское законодательство, язык закона В соответствии с конституционными характеристиками Российская Федерация является правовым государством. Вопросы определения сущностных признаков данного вида государства в отечественной юридической науке в определенной степени носят дискуссионный характер. Обобщая материал доступных авторам источников, мы должны отметить, что такое государство обладает специфическими признаками. Например, его законодательство носит правовой характер, правовой закон обязателен для всех участников правовой сферы общения, Конституция является приоритетным актом в системе нормативных актов государства, обеспечиваются права и свободы человека и гражданина, взаимная ответственность государства и личности, разделение властей (Кожевников В. В., 2018: 117). Кроме того, в качестве сущностных признаков правового государства определено, что такое государство связано правом. Это предполагает в том числе законодательное обеспечение его правотворческой деятельности. Поэтому вопрос правового закрепления правил юридической техники, обязательных для соблюдения при создании правовых актов, является крайне актуальным. По мнению Болдырева С. Б., юридическая техника - это система научно обоснованных и практически сложившихся средств и способов, используемых при создании, систематизации, применении, реализации и интерпретации нормативно-правовых актов. (Болдырев С. Б, 2014: 11). Вопросы классификации правил юридической техники в теории права отличаются определенной вариативностью. Вместе с тем следует отметить, что практически все ученые определяют в качестве основного элемента юридической техники законодательную технику (Коннов Р. А., 2020: 11).
В Российской Федерации, в отличие от зарубежных государств, таких как Республика Беларусь, Республика Казахстан, Болгария не принято единого федерального закона о требованиях к оформлению законодательных актов. Принятие данного акта неоднократно обсуждалось на различных уровнях, проекты таких актов вносились в Федеральное Собрание Российской Федерации. Однако федеральный закон «О нормативных правовых актах в Российской Федерации» так по сей день и не принят. На федеральном уровне данный вопрос без законодательного регулирования. Следует отметить, что законодательный процесс в целом урегулирован регламентами палат Федерального Собрания Российской Федерации. В части требований к юридико-техническому оформлению законопроектов в настоящее время действуют «Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению законопроектов», утвержденные Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.
Поскольку верховенство закона является сущностной характеристикой правового государства, в условиях отсутствия федерального закона о нормативно-правовых актах считаем целесообразным проанализировать законодательство субъектов Российской Федерации, направленное на регулирование вопросов принятия нормативных актов, поскольку специфика федерации как формы государственного устройства предполагает возможность дополнения единых федеральных актов законодательством, принимаемым на региональном уровне. Законодательство субъектов Российской Федерации содержит в себе значительное количество актов различных регионов, регулирующих вопросы принятия нормативных актов и требований к ним. Грамотное правовое закрепление данного вопроса позволяет принимать наиболее качественные нормативные правовые акты, не требующие в будущем значительного изменения, уточнения и принятия мер по дополнительному толкованию. В рамках данной статьи не представляется возможным проанализировать все имеющиеся в субъектах Российской Федерации «законы о законах», в связи с чем авторы на основе проведенного анализа делают вывод о том, что одним из наиболее качественных актов, регулирующих вопросы законодательной техники на уровне субъекта Российской Федерации является Закон города Севастополя от 29. 09. 2015 №185-ЗС «О правовых актах города Севастополя» [600]. Он регулирует не только порядок принятия нормативно-правовых актов, но и в отдельной главе (№ 3) определяет основные правила юридической техники, которые используются при составлении данных актов: определена структура актов, юридико-технические и лингвистические требования к правовым актам, определены необходимые реквизиты актов. В отличие от анализируемого закона города Севастополя, закон Вологодской области от 05. 07. 2012 № 2806-ОЗ «О нормативно-правовых актах Вологодской области»[601] не отличается значительной проработкой в вопросах законодательной техники. В законе определена только структура актов и порядок их принятия; к сожалению, юридико-технические требования к оформлению нормативных правовых актов в данном законе не закреплены.
На наш взгляд, определенного внимания заслуживает закон Краснодарского края от 06. 06. 1995 № 7-КЗ «О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края»[602]. Он не только устанавливает требования к структуре и реквизитам актов, но и является правовой основой для принятия Методических правил подготовки и оформления актов, принимаемых Законодательным Собранием края. Они устанавливают единые требования к создаваемым нормативно-правовым актам, формируют единый официально-деловой стиль актов, предъявляют требования к их структуре и техническому оформлению. Закон Калужской области от 25. 07. 1995 № 12 «О нормативных правовых актах органов государственной власти и местного самоуправления Калужской области» [603] в свою очередь также отличается определенным уровнем закрепления правил законодательной техники. Глава 5 соответствующего закона определяет основные требования, предъявляемые к нормативным правовым актам области, таким как единство и общепризнанность используемой терминологии, логично выстроенная структура, определяет реквизиты акта, правила его технического оформления, требования к тексту закона, его простоте и ясности. Закон Республики Северная Осетия-Алания от 14. 11. 2014 № 36-РЗ «О нормативных актах Республики Северная Осетия-Алания»[604] не отличается таким уровнем проработанности. Правила законодательной техники в нем содержатся только в двух статьях: статьи 8 и 9 закрепляет несколько требований к структуре, тексту и реквизитам акта. Таким образом, правовое регулирование правил юридико-технического оформления нормативных правовых актов значительно отличается в разных субъектах Российской Федерации. Так, некоторые региональные законы отличаются довольно высоким уровнем качества закрепления правил законодательной техники: Законы Калужской области и города Севастополь закрепляют эти правила в отдельных главах, закон Краснодарского края предполагает создание отдельных методических правил и рекомендаций по принятию актов, регулирующих данные вопросы. Однако другие законы субъектов не всегда уделяют достойное внимание вопросам законодательной техники: либо ограничиваются несколькими статьями, как в Республике Северная Осетия-Алания, либо определяют только структуру актов, либо вообще не имеют закона об нормативно-правовом регулировании, как Республика Татарстан.
Таким образом, по результатам анализа нормативного материала можно сделать вывод, что отсутствие единого федерального решения и существенно разные походы субъектов РФ к вопросу закрепления правил законодательной техники в региональных «законах о законах» негативно сказываются на качестве правового регулирования в Российской Федерации. На протяжении длительного времени законодатель продвигал создание единого федерального закона (Бошно С. В., 2015: 7), однако окончательное его принятие так и не произошло. В связи с чем необходимо принять меры по доработке существующих законопроектов или созданию нового проекта, который бы закреплял правила законодательной техники, обязательные для соблюдения в рамках законотворческой деятельности. Ряд стран СНГ на данный момент уже имеет законы такого плана (Камолзода И. И. 2021: 56), в том числе Республики Беларусь, Казахстан и Кыргызстан. Положительный опыт правового регулирования данного вопроса в других государствах может являться примером для российского законодателя при создании вышеупомянутого федерального закона. Также для создания единого федерального закона можно обратиться к опыту правовой практики субъектов Российской Федерации: определенное качество правового закрепления правил законодательной техники в «законах о законах» некоторых субъектов (Законы города Севастополя, Краснодарского края, Калужской области) является положительным примером для федерального законодателя. Издание нормативных правовых актов является одной из важнейших государственных функций. Для качественной реализации данной функции она должна осуществляться в правовом формате, что, по нашему мнению, предполагает правовое закрепление требований, предъявляемых к юридико-техническому оформлению законов и подзаконных нормативных правовых актов. Законодатель должен соблюдать правила законодательной техники для создания качественной правовой материи. Законодательное закрепление этих правил позволит повысить уровень юридико-технического совершенства принимаемых нормативных правовых актов разного уровня, что в свою очередь создаст основу для эффективного регулирования общественных отношений.
Список использованной литературы:
Denisov Ilya Mikhailovich Kaluga State Tsiolkovsky University Russia, Kaluga e-mail: denisovim@studklg. ru Leschinsky Maksim Igorevich Kaluga State Tsiolkovsky University Russia, Kaluga e-mail: leschinskijmi@studklg. ru
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|