Список литературы. Analysis of the impact of tax crimes on budget security of the Russian Federation. «too Big to fail»: влияние мирового финансово-экономического кризиса 2008 года на подходы к вопросу несостоятельности финансовых организаций
Список литературы 1. Александрова А. Ю. Налогообложение: планирование, анализ, контроль: Учебное пособие для ВУЗов. Москва: КноРус, 2009. 271 c. 2. Алексеева И. В. Индивидуальные предприниматели: бухгалтерский учет, налогообложение, анализ финансовой деятельности. Москва: Приор, 2006. 320 c. 3. Апресова Н. Г. Налогообложение бизнеса: правовые основы. Москва: Проспект, 2013. 144 c. 4. Балихина Н. В. Финансы и налогообложение организаций: Учебник для магистров, обучающихся по направлениям " Финансы и кредит" и " Экономика". Москва 2013. 5. Майбурова И. А. Налоги и налогообложение. Учебник. Москва: Юнити, 2017. 383 c. N. F. Sharipova KuzSTU branch in Prokopyevsk Russia, Prokopyevsk e-mail: nscharipowa@yandex. ru ANALYSIS OF THE IMPACT OF TAX CRIMES ON BUDGET SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION Abstract: this article analyzes the problem of the impact of tax crimes on the budget security of the Russian Federation. For this purpose, the factors that negatively affect the state's budget security were considered, an assessment of the state of crime, and specifically tax crimes, as well as an analysis of judicial statistics was carried out. Keywords: budget system, budget security, tax crimes, statistics, Russian Federation. УДК 34. 096 Щербаков Михаил Александрович Московский государственный юридический университет Имени О. Е. Кутафина (МГЮА) Российская Федерация, г. Москва e-mail: mixmik@list. ru «TOO BIG TO FAIL»: ВЛИЯНИЕ МИРОВОГО ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА 2008 ГОДА НА ПОДХОДЫ К ВОПРОСУ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ Аннотация: В данной статье рассматривается изменения связанные с подходами к институту несостоятельности (банкротства) системно значимых финансовых организаций, вызванные Мировым финансово-экономическим кризисом. В статье изучаются международные и российские подходы к механизму предупреждения несостоятельности финансовых организаций, исследуются перечни системно значимых финансовых организаций.
Ключевые слова: Мировой финансово-экономический кризис, банкротство (несостоятельность), системно значимая финансовая организация, механизмы предупреждение несостоятельности (банкротства). Мировой финансово-экономический кризис 2008 года прямо или косвенно отразился на жизни каждого из нас. По своим последствиями он сопоставим с Первой мировой войной, Великой депрессией, Пандемией COVID-19. В условиях кризиса произошли фундаментальные сдвиги в структуре рыночных отношений. Мировой финансово-экономический кризис 2008 года повлек множество негативных последствий: падение темпов роста мировой экономики, снижение покупательской способности населения, девальвация и многие другие. В качестве первопричин Мирового финансово-экономического кризиса принято считать кризисное состояние крупнейших системно значимых финансовых институтов как Goldman Sachs, Morgan Stanley, упразднение Merrill Lunch, банкротство Lehman Brothers. Отсутствие эффективных механизмов предупреждения несостоятельности (банкротства) финансовых организаций, низкий уровень контроля за деятельностью финансовых организаций, необдуманное использование производных финансовых инструментов – все эти факторы послужили катализатором начала Мирового финансово-экономический кризиса. Мировой финансово-экономический кризис заставил по-новому взглянуть на институт несостоятельности (банкротства) финансовых организаций. Если до Мирового финансово-экономического кризиса главной задачей данного института было скорейшее начало процедуры банкротства организации, с целю наиболее полного удовлетворения требований кредиторов, то сейчас главная цель института несостоятельности (банкротства) – предупредить банкротство (Т. Э. Рождественская, А. Г. Гузнов, 2017: 70). Подобное изменение прежде всего обусловлено системностью финансового рынка, тесной взаимосвязью кредитных и некредитных финансовых организаций, серьезным влиянием крупных финансовых институтов. Несостоятельность системно значимой финансовой организации непосредственно отражается на динамике всего финансового рынка.
С 2011 года, Базельским комитетом по банковскому надзору ведется глобальный список системно значимых финансовых институтов (банков) в соответствии с критериями «Базель III». В настоящий список входят такие банки как JPMorgan Chase, Bank of America, Deutsche Bank. От данных финансовых институтов зависит устойчивость всей мировой банковской системы. В соответствии с Указанием Банка России от 13 апреля 2021 г N 5778-У «О методике определения системно значимых кредитных организаций» в Российской Федерации ведется перечень системно значимых кредитных организаций. В настоящий перечень входит 13 банков, на долю которых приходится около 77% совокупных активов российского банковского сектора[593]. В качестве примера можно привести такие банки как АО «Тинькофф Банк», ПАО «Совкомбанк», АО «Райффайзенбанк». Как отмечается в работе А. А. Белоусова «Становление института системно значимых кредитных организаций в Российской Федерации»: Для мегарегулятора введение института системно значимых банков станет важным инструментом в обеспечении стабильности финансовой системы страны в целом и банковской системы в частности(А. А. Белоусов, Е. И. Безуглая, 2015: 26). В октябре 2011 года Советом по финансовой стабильности (FSB) приняты «Ключевые атрибуты эффективных режимов урегулирования несостоятельности финансовых институтов. Преамбула настоящего документа гласит: «Целью эффективного режима урегулирования несостоятельности является то, чтобы сделать возможным урегулировани несостоятельности финансовых институтов без порождения серьезных экономических потрясений и без подвергания налогоплательщиков риску понесения потерь»[594]. Таким образом, Совет по финансовой стабильности в качестве главнейшей цели поставил – безопасность института несостоятельности. Наиболее удачную дефиницию происходящих изменений подчеркнул А. Г. Гузнов: В каком-то смысле идея Ключевых атрибутов – видоизменение старой концепции toо big to fail, теперь эта концепция будет звучать как too important to fail (слишком важный чтобы быть обанкроченным) (А. Г. Гузнов, 2015: 105).
Настоящий документ выделяет такие механизмы предупреждения несостоятельности как: бридж институт (возложение функций несостоятельной финансовой организации на другого участника финансового рынка), самооздоровление, перевод портфеля (передача страхового портфеля). В Российской Федерации мерам по предупреждению несостоятельности (банкротства) финансовых организаций посвящен § 4 главы IX Федерального закона от 26 октября 2002 года «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ[595]. В ст. 183. 1 настоящего закона предусмотрены следующие меры по предупреждению банкротства финансовой организации: 1) Оказание финансовой помощи её учредителям (участникам) и иным лицами, 2)Изменение структуры активов и пассивов финансовой организации, 3)Увеличение размера уставного капитала финансовой организации и величины её средств (капитала) 4)Реорганизация финансовой организации, 5)Иные не запрещенные законодательством Российской Федерации меры. Статья 26. 1 Федерального закона от 27 ноября 1992 года «Об организации страхового дела в Российской Федерации» № 4015-1 предусматривает возможность передачи страхового портфеля страхового портфеля страховой организации по отдельному виду страхования или нескольким видам страхования[596]. Статья 76. 12 Федерального закона от 10 июля 2002 года «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» № 86-ФЗ предусматривает возможность создания фондов консолидации страхового сектора и пенсионного сектора с целью осуществления мер по предупреждению банкротства соответствующих организаций[597]. Исходя из содержания законодательства, перечень мер направленных на предупреждение банкротства финансовых организаций не является исчерпывающим. Финансовые организации вправе предусмотреть иные механизмы предупреждения банкротства в своих учредительных документах. Например в уставе ООО «Сосьете Женераль Страхование Жизни» от 11 сентября 2015 года[598] статьей 16. 6 предусмотрено положение позволяющее страховой компании не выплачивать участникам прибыль, решение о распределении которой между участниками Страховой компании принят:
а) если на момент выплаты компания отвечает признакам несостоятельности (банкротства) или указанные признаки появятся у Страховой компании в результате выплаты. б) если на момент выплаты стоимость чистых активов Страховой компании меньше её уставного капитала и резервного фонда или станет меньше их в результате выплаты. Особое внимание уделяется механизму предупреждения несостоятельности (банкротства) кредитных финансовых организаций. В силу специфики отношений возникающих в связи с банкротством кредитных организаций законодатель посвятил им отдельный параграф. Меры по предупреждению банкротства кредитных организаций выделяются особыми основаниями их применения и иным составом субъектов. Перечень и порядок реализации данных мер раскрывается в § 4. 1 главы IX Федерального закона от 26 октября 2002 года «О несостоятельности (банкротстве) № 127-ФЗ. Статья 189. 9 предусматривает следующие меры по предупреждению банкротства кредитных организаций: 1) Финансовое оздоровление кредитной организации 2) Назначение временной администрации по управлению кредитной организации. 3) Реорганизация кредитной организации 4) Меры которые осуществляются с участием Банка России или Агентства по страхованию вкладов. Как отмечает Я. М. Присяжнюк-перечень мер указанных в Федеральном законе от 26 октября 2002 года «О несостоятельности (банкротстве) № 127-ФЗ. по предупреждению банкротства кредитных организаций нельзя считать исчерпывающим, ведь данные меры раскрываются во множестве подзаконных актов, локальных актов (Я. М. Присяжнюк, 2020: 191). Взаимодействие между кредитной организацией и Банком России является важнейшим элементом при предупреждении банкротства. С целю упорядочения данного взаимодействия создана Инструкция Банка России от 11 ноября 2005 года «О порядке регулирования отношений, связанных с осуществлением мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций» № 126-И [599]. Настоящая инструкция устанавливает сроки информирования Банка России, типовые формы ходатайства об осуществлении мер по предупреждению банкротства. Существуют противники широкого применения мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) финансовых организаций. Так, В. Ф. Попондопуло считает: «необходимо отказаться от неэффективных процедур наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, затягивающих производство по делу о банкротстве, и повысить роль процедур конкурсного производства и мирового соглашения как единственных процедур банкротства» (В. Ф. Попондопуло, 2013: 61) На мой взгляд, данная точка зрения не находит своего подтверждения. Необходимо идти по пути модификации мер предупреждения несостоятельности (банкротства).
Подводя итог всему вышесказанному, необходимо сделать вывод, что подход мирового сообщества к институту несостоятельности (банкротства) финансовых организаций претерпел значительные изменения. Быстрое признание финансовой организации несостоятельной (банкротом) – не является выходом из кризисной ситуации, и может повлечь катастрофические последствия. Особое внимание уделяется системно-значимым финансовым организациям. Важно не повторить ошибок прошлого и не допускать ситуации несостоятельности системно значимой финансовой организации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|