Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

The role of principles of law in legal practice




THE ROLE OF PRINCIPLES OF LAW IN LEGAL PRACTICE

Abstract: The principles of law are special legal matter that penetrates all processes that take place in the legal sphere. The article outlines the role of legal principles in law-making and law-enforcement activity of state bodies. Special attention is paid to the role of general legal principles of law in law-enforcement activity of the Constitutional Court of the Russian Federation.

Keywords: law, principles of law, law-making, law-enforcement practice, analogy of law.

УДК 340

Марченкова Елизавета Андреевна

Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского

Россия, Калуга

e-mail: liza. marchenkova. 2017@mail. ru

ОТРАЖЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА В СОВРЕМЕННОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ: ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ

Аннотация: статья посвящена вопросусоциальной природы Российского государства и отражению отдельных аспектов данной характеристики в действующем законодательстве Российской Федерации. На основе исследования теоретических положений о социальном государстве проводится анализ источников международного права и нормативных правовых актов РФ в части выявления социальных обязанностей современной России. Проводится анализ составных инструментов социального государства, выделяются проблемы в рассматриваемой сфере.

Ключевые слова: социальное государство, политика, социальная поддержка, потребительская корзина, МРОТ.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации наше государство является социальным. Признавая себя социальным государством, Россия берет на себя ответственность за достойное и стабильное материальное обеспечение граждан РФ. Обращаясь к нормам международного права, следует констатировать, что статья 25 Всеобщей Декларации прав человека закрепляет обязанность государства обеспечить достойный уровень жизни гражданам: «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам. Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой»[609].

Обращаясь к постулатам юридической науки, следует отметить, что понятие «социальное государство» не имеет однозначного определения. Проанализировав различные мнения учёных, можно прийти к выводу, что государство выступает социальным тогда, когда присутствует разумное перераспределение материальных и нематериальных благ общества для удовлетворения потребностей такого общества. В трудах древних мыслителей социальное государство представлялось умиротворённым, общечеловеческим идеалом, обеспечивающим благо для всех без исключения. Модернизация общественных отношений потребовала практического применения данного принципа для создания социального баланса. Социальное назначение государства определяется уже многие тысячелетия. Своё мнение на природу социального государства высказывали Платон, Аристотель, Г. Гроций, Т. Гоббс. (Пиголкин, 2021: 516). В XIX веке немецкий политолог Лоренц фон Штейном сказал: «социальное государство обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, ибо, в конечном счёте, развитие одного выступает условием развития другого и именно в этом смысле следует понимать социальное государство. » (Василевич, 2017: 96). Э. В. Габрелян усматривает социальную сущность государства в «изъятии и перераспределении материальных благ одних групп населения в пользу других (богатых в пользу бедных, социально сильных в пользу социально слабых), обеспечение социальных прав одних за счёт других. » (Габрелян 2011: 32-34).

В контексте рассмотрения России как социального государства следует сказать, что обеспечение социальных гарантий не всегда характеризуется общедоступностью и эффективностью. В современном информационном XXI веке граждане сталкиваются с бедностью, нищетой, которые зачастую не являются следствием их пренебрежительного отношения к трудовой деятельности; детская преступность растёт в арифметической прогрессии на почве отсутствия должного семейного, родительского воспитания, так как родители вынуждены работать с утра до ночи, чтобы обеспечить своему ребёнку достойное существование. Несомненно, деятельность как федеральных, так и муниципальных органов осуществляет и задаёт направление развития программам, связанным с поддержкой семей, инвалидов, безработных, пресечению правонарушений малолетними, но в силу весомых причин итоги реализации таких программ не всегда достигают заявленной цели.

Рассмотрим воплощение социальной природы Российской Федерации на примере таких социально значимых факторов, как прожиточный минимум, минимальный размер оплаты труда (далее – МРОТ), потребительская корзина. Почему именно такие финансовые инструменты стоит рассмотреть в контексте осуществления государством своей социальной функции? Любой гражданин нуждается в материальных средствах для существования, причём содержание данной потребности варьируется в зависимости от возраста, пола, социального статуса и т. п.

В правовом государстве трудовая деятельность является единственным материальным источником удовлетворения человеческого стремления к достойной жизни, а значит, что законодательно должен быть регламентирован минимальный гарантированный порог оплаты такого вида деятельности. Правовой формат установления прожиточного минимума регламентирован Федеральным законом № 134- ФЗ «О прожиточном минимуме Российской Федерации»[610], а также Постановлением Правительства Российской Федерации от 26. 06. 2021 № 1022. [611] Прожиточный минимум представляет собой социальный стандарт, характеризующийся минимальным количеством средств, необходимых человеку для комфортного и полноценного проживания. Расчёт прожиточного минимума на душу населения по выделенным социально-демографическим группам определяется ежеквартально. По данным Росстата в 2021 году величина прожиточного минимума равна 11 653 р. [612] В соответствии с действующим законом, прожиточный минимум устанавливается с целью определения МРОТа. Минимальный размер оплаты труда не может быть ниже величины прожиточного минимума. МРОТ по состоянию на 1 января 2021 года равен
12 792р[613]. В основе расчёта лежат средние показатели цен на необходимые продукты, непродовольственные товары и услуги, а также стоимость обязательных платежей. Вышеуказанные цифры наводят на следующий вопрос: а хватает ли гражданам установленного минимума для удовлетворения своих не только физиологических, но и духовных потребностей? Статистика показывает, что потребитель в среднем в месяц тратит только лишь 1110, 4 р. на хлеб и хлебные продукты, в 767, 2 р. обходятся овощи и бахчевые, 542, 9 р. уходит на рыбу и рыбные продукты [614]. В любом случае данные показатели стоит увеличивать в два, а то и в три раза, так как большинство граждан состоят в семьях, где подрастающему поколению необходимо обеспечить развитие. Таким образом мы видим, что уставленные пороги не могут гарантировать гражданам комфортное и достойное существование. Так, основанием для определения величины прожиточного минимума является стоимостная оценка потребительской корзины. Законодательный акт, устанавливающий принципы, цели и методы образования потребительской корзины в российском праве отсутствует. В действующем законодательстве России отсутствует чёткий перечень товаров и услуг, которыми должна наполняться потребительская корзина. На наш взгляд, это пробел законодательства, так как чёткая правовая регламентация помогла бы, во-первых, определить приоритетные направления промышленного производства тех товаров, которые необходимы любому гражданину, а во-вторых, без необходимого анализа не представляется возможным выделить тот жизненно необходимый список продуктов и услуг, в котором нуждается абсолютно каждый гражданин. Белькина А. С. считает, что «список товаров и услуг стоит снова поименовать. При этом отдельно стоит выделить предметы одежды, услуги ЖКХ, медикаменты, мебель, стоимость аренды жилья и др. » (Белькина, 2016: 155). Блага, составляющие потребительскую корзину, должны соответствовать уровню развития российского общества, иначе «удорожание жизни» продолжит быть источником бедности и нищеты. Президент Российского государства в своем обращении к депутатам восьмого созыва Государственной Думы 12 октября 2021 года отметил значение повышения доходов граждан, создания новых рабочих мест, выделив это в качестве одной из базовых задач работы депутатов. Как отметил глава государства, все принимаемые меры в социальной сфере направлены на увеличение возможностей для повышения благополучия и благосостояния семей.

В заключение уместно процитировать слова д. ю. н. Евгения Тавокина: «Основной целью социального государства является обеспечение защиты и обслуживание интересов всего общества в целом, а не определённой его части. » (Тавокин, 2013: 56). Подводя итог вышесказанному, делаем следующий вывод: Российская Федерация – бесспорно социальное государство, но проводимая социальная политика не всегда в должной мере способствует повышению уровня жизни населения. Причины тому кроются как в законодательном обеспечении, так и в территориальных особенностях государства. Мы живём в самой большой по площади стране, а значит осуществление социальных программ должно учитывать реальные потребности всех слоёв населения. Граждане в социальном государстве, политика которого в соответствии со статьёй 7 Конституции РФ направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, не должны выживать, они должны ощущать поддержку и защиту государства, провозгласившего себя социальным.

Список использованной литературы:

1. Белькина А. С. Прожиточный минимум и минимальный размер оплаты труда: российские реалии // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2016. №4. URL: https: //cyberleninka. ru/article/n/prozhitochnyy-minimum-i-minimalnyy-razmer-oplaty-truda-rossiyskie-realii (дата обращения: 11. 10. 2021).

2. Василевич С. Г. Понятие и сущность социального государства // Вестник экономической безопасности. 2017. №3. URL: https: //cyberleninka. ru/article/n/ponyatie-i-suschnost-sotsialnogo-gosudarstva (дата обращения: 24. 09. 2021).

3. Габрелян Э. В. О правовом и социальном государстве // Российская юстиция. 2011, №5. С. 32-34.

4. Пиголкин, А. С. Теория государства и права: учебник для вузов / А. С. Пиголкин, А. Н. Головистикова, Ю. А. Дмитриев; под редакцией А. С. Пиголкина, Ю. А. Дмитриева. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 516 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-01323-8. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https: //urait. ru/bcode/468320 (дата обращения: 24. 09. 2021).

5. Тавокин Е. П. Социальное государство. Что это? // Государственная служба. 2013. №6 (86). URL: https: //cyberleninka. ru/article/n/sotsialnoe-gosudarstvo-chto-eto (дата обращения: 24. 09. 2021).

Marchenkova Elizaveta Andreevna

Kaluga State University named after K. E. Tsiolkovsky

Russia, Kaluga

e-mail: liza. marchenkova. 2017@mail. ru

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...