3.2 Проблемы развития негосударственных пенсионных фондов в России
3. 2 Проблемы развития негосударственных пенсионных фондов в России
Негосудартсвенный пенсионный фонд (НПФ) представляет собой некоммерческую организацию социального обеспечения, основанную в целях выплаты пенсий участникам системы негосударственного пенсионного обеспечения, и являющуюся на данный момент самой распространенной формой негосударственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации [18]. Эффективность деятельности НПФ напрямую зависит от повышения их надежности. В связи с этим актуализируется проблема создания системы, надежно защищающей пенсионные накопления. Специалисты отмечают, что для повышения эффективности работы данного сегмента рынка, контроль над ним должен осуществлять единый регулятор. Как только на рынке появится мегарегулятор для негосударственных пенсионных фондов, будут значительно ужесточены требования к размещению активов по рискам. Все эти меры, в конечном итоге, должны быть направлены на консолидацию НПФ и, соответственно, их сокращение [19]. Развитию НПФ могут также поспособствовать дополнительные налоговые льготы со стороны государства. Особенностью негосударственного пенсионного обеспечения является то обстоятельство, что при заключении соответствующего договора от физического лица не требуется наличие трудового стажа. При этом пенсионные взносы могут вноситься как предприятиями на счет своих работников, так и самими гражданами (в свою пользу и в пользу других лиц). Деятельность НПФ находится под контролем государства. Кроме того, у них имеются и специализированные контрольные органы. Для сбережения средств негосударственным пенсионным фондам не разрешается инвестировать средства вкладчиков в рисковые проекты, ежегодно деятельность НПФ отслеживается, осуществляются аудиторские проверки.
На сегодняшний день простой обыватель довольно расплывчато представляет себе, что такое НПФ и какие услуги они могут предоставить гражданам [20]. Действующее российское законодательство в части, касающейся защиты пенсионных накоплений граждан, закрепляет нормы, согласно которым средства от инвестирования пенсий в НПФ возможно будет получить только при условии пребывания в одном и том же пенсионном фонде не менее 5 лет. При этом государство гарантирует сохранность средств, отраженных на момент получения на индивидуальном счете застрахованного лица. При переходе гражданина в другой фонд либо в случае отрицательной доходности при инвестировании своих средств в НПФ участник негосударственного пенсионного фонда должен получить фиксированную сумму. При этом разницу компенсирует пенсионный фонд, в котором средства были аккумулированы до этого момента. Если физическое лицо будет переводить свои средства из одного фонда в другой чаще, чем через пять лет, то ему возвращается сумма в размере средств, которые аккумулированы на его индивидуальном счете. При отрицательной доходности эти средства могут быть ниже номинала. В случае банкротства НПФ агентство по страхованию вкладов может гарантировать только номинал от инвестированных средств. Повысить доходность пенсионных накоплений возможно посредством формирования системы их страхования. С помощью такой системы, инвестирование станет осуществляться в финансовые инструменты с более высокой доходностью. Следует отметить, что государство многое делает для не только развития НПФ, но и для поддержки их клиентов. Так, в марте текущего года Правительство России разработало законопроект, в котором обязует акционеров негосударственных пенсионных фондов восполнять убытки их клиентам. Если средства на клиентских счетах уменьшились по причине того, что управляющий умышленно инвестировал в некачественные активы в интересах третьих лиц, то акционеры фонда обязаны будут компенсировать потери – доначислить потерянные суммы на лицевые счета клиентов [21].
В целях развития системы НПФ в перспективе целесообразно создать комплекс социальных гарантий, который включал бы в себя: корпоративные пенсии, компенсационные надбавки к заработной плате работников, страхование работников от несчастных случаев и прочее. Специалисты отмечают, что создание подобного комплекса положительным образом отразится на оптимизации системы корпоративного пенсионного обеспечения в Российской Федерации [22].
3. 3. Перспективы развития негосударственных пенсионных фондов в России В настоящее время в нашей стране наиболее широко применяется пенсионная схема с солидарным пенсионным счетом. Основную массу клиентов-вкладчиков (по объемам пенсионных взносов) в системе НПО составляют юридические лица, которые, таким образом, решают сразу три задачи: накапливают на счетах фондов долгосрочные инвестиционные ресурсы, а пенсионные деньги – это самые долгие из известных видов ресурсов, создают относительно недорогую систему закрепления кадров у себя и попутно решают задачи социальной поддержки сотрудников в старости. В это непростое кризисное время каждая компания должна в сжатые сроки разработать и реализовать свою уникальную маркетинговую стратегию. В соответствии с удовлетворенными заявлениями 4, 09 млн. граждан перевели средства своих пенсионных накоплений из Пенсионного фонда России в негосударственные пенсионные фонды, 149, 1 тыс. застрахованных лиц заявили об обратном переходе, 3, 14 млн. граждан сменили один НПФ на другой. Еще 201, 2 тыс. человек выбрали новую управляющую компанию или инвестиционный портфель, в которых находятся средства их пенсионных накоплений, сохранив Пенсионный фонд России в качестве своего страховщика. При этом абсолютное большинство граждан (7, 25 млн. человек, или 95, 6%) досрочно перевели пенсионные накопления. Из ПФР в НПФ досрочно перешли почти 4 млн. человек [23].
Средства 13, 7% из них (546 тыс. человек) в соответствии с условиями досрочного перехода были переданы новому страховщику без учета инвестиционного дохода за 2015 год в размере 2, 1 млрд. рублей. Но не все НПФ заинтересованы в присвоении рейтингов рейтинговыми агентствами. В свою очередь, насколько объективны и верны прогнозы самих рейтинговых агентств? Российским рейтинговым агентствам следует более активно вести работу как с НПФ, делая упор на то, что наличие рейтинга надежности значительно повышает привлекательность фонда для клиентов, так и с гражданами, вселяя в них уверенность, что присвоенные агентствами рейтинги надежны. При этом необходимо заметить, что рейтинговых агентств должно быть несколько. Большинство НПФ, не имеющие возможности построить собственную широкую филиальную сеть, при освоении розничного направления делают ставку на агентские продажи. Агенты НПФ – это физические и юридические лица, которым выдается доверенность на право работы на рынке ОПС от имени фонда. По такой схеме НПФ работают с 2015 года, когда они получили доступ к пенсионным накоплениям граждан. Агенты НПФ – это вольнонаемные работники, вознаграждение которых зависит от количества заключенных договоров. Планирование денежных потоков должно найти свое предрасположение в центре всего процесса управления предприятием. От того, насколько четко и правильно будут разработаны планы, есть перспективность и дальнейшая эффективность управления предприятием[24].
С целью получения большей прибыли агенты идут на противоправные действия, их деятельность сводится к незаконным и обманным переводам средств в НПФ. При формировании пенсионного портфеля НПФ не всегда делают верный прогноз соотношения риска и доходности из разрешенных классов активов. Последнее направление деятельности сегодня выступает не альтернативой, а дополнением к обязательному пенсионному страхованию. Оно позволяет любому человеку копить на старость, начиная с совершеннолетия. Цель негосударственного обеспечения – за счет собственных средств увеличить размер будущей пенсии путем добровольных отчислений. Их размер может варьироваться в зависимости от характера, размера заработка, понимания того, какой уровень финансового обеспечения приемлем и комфортен для конкретного человека. Обратившись в НПФ с целью сформировать дополнительный доход, частное лицо выбирает один из пенсионных планов. В нем фиксируются: размер регулярных выплат, их периодичность, сроки начисления и др. детали. Перечисленные условия впоследствии ложатся в основу договора с НПФ.
Участию НПФ в системе обязательного пенсионного страхования положила начало реформа 2002 года. Ее целью было стимулировать россиян к более высоким пенсионным выплатам за счет идеи накопления – она стала краеугольным камнем стартовавших изменений. Теперь размер страховой части пенсии каждого человека, родившегося после 1967 года, стал рассчитывается на основе пенсионных баллов или индивидуального пенсионного коэффициента. Зависит этот показатель от объема страховых взносов и трудового стажа гражданина. При этом фиксированная часть заработка человека идет в счет т. н. накопительной части пенсии – она не тратится на ежегодные выплаты пенсионерам, а инвестируется и может управляться посредством НПФ. С 2014 года, однако, в стране начал действовать мораторий на передачу пенсионных накоплений россиян НПФ. Введенная в качестве временной, эта мера продолжает поддерживать заморозку пенсионной реформы и в 2019 году. Сегодня граждане могут управлять только той суммой, которую удалось скопить до начала действия моратория. Ее можно перенести в НПФ (например, в учреждение из рейтинга лучших фондов) – и таким образом успешно формировать дополнительный доход к страховой пенсии [25]. Сегодня на рынке действует множество НПФ, предлагающих разные условия, доходность и инвестиции в различные объекты. При этом спрос услуги данных учреждений повышает предложение – это обуславливает высокую конкуренцию на рынке. Сделать выбор в пользу эффективно работающего и надежного фонда помогают рейтинги, составляемые экспертами на базе сложной методологии. Рейтинг доходности негосударственных пенсионных фондов определяет, в какой мере данное учреждение способно выполнить взятые на себя обязательства по отношению к вкладчику. Главный критерий рейтинга – доходность НПФ или объем прибыли, который фонд получает по итогам управления пенсионными накоплениям своих клиентов. Рейтинг надежности негосударственных пенсионных фондов, напротив, в приоритет ставит стабильность учреждения и способность противостоять актуальным рискам.
Высокая доходность в течение одного года может быть случайностью или результатом рискованной стратегии, а вот стабильно высокие показатели – признак хорошего менеджмента НПФ. Поднять статистику предыдущих лет можно, в частности, на финансовом портале Investfunds. НПФ России: рейтинг лучших фондов по надёжности в 2017–2018 году. Разумеется, в таких вещах, как накопление пенсионных средств, не менее (если не более) важен и рейтинг надёжности фондов. Деньги на пенсию накапливаются в течение десятков лет, и хочется понимать, что НПФ, в который вкладываются средства, достаточно надёжен и не исчезнет в какой-то момент в никуда. Собственно российский регулятор, Центральный Банк, не занимается составлением таких рейтингов, но существует рейтинг агентства RAEX («Эксперт РА»), который считается достаточно авторитетным и не только признаётся, но и рекомендуется для использования самим ЦБ РФ. ПАО «НПФ Сбербанка» открывает пятерку самых надежных пенсионных фондов России. Эта же группа владеет и одним из самых надежных банков России 2018 года. ПАО «НПФ Сбербанка», как и остальные участники рейтинга, имеет высшую оценку ruAAA, что, по мнению составителей рейтинга, специалистов агентства «Эксперт РА», гарантирует максимальную финансовую устойчивость, надежность и кредитоспособность [26]. Однако остается ряд важных вопросов, без решения которых невозможно дальнейшее движение вперед. Одна из ключевых проблем, которая обсуждалась на круглом столе, – защита граждан на финансовых рынках, связанных с пенсионными накоплениями. В России успешно работает государственная система страхования вкладов. Средства граждан, размещенные в банках на достаточно короткий срок, полностью гарантированы к возврату. Однако пенсионные средства, которые вкладываются на десятки лет, никак не защищены. Такая ситуация порождает недоверие к деятельности НПФ и, как следствие, не позволяет им развиваться. Выходом может быть введение обязательного страхования средств пенсионных накоплений, передаваемых гражданами в НПФ. Таким образом, пенсионные резервы и накопления стали инструментами инвестирования, ключевая роль в управлении этими долгосрочными и «дешевыми» средствами отводится НПФ и управляющим компаниям. Грамотное вложение средств, с одной стороны, позволит будущим пенсионерам иметь достойную пенсию, с другой, инвестирование в реальный сектор экономики позволит в значительной степени преодолеть дефицит частных инвестиционных ресурсов в стране, что должно способствовать деловой активности хозяйствующих субъектов. В современной социально-экономической обстановке в условиях поиска оптимальных путей информатизации общества и вхождения России в мировое информационное пространство первостепенное значение приобретает решение многоаспектной проблемы документационного обеспечения управления, при помощи которого процессы документирования, организации документов и документооборота приобретают нормативный или упорядоченный характер.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|