Федеральное государственное бюджетное образовательное
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Башкирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации Кафедра нормальной физиологии
УТВЕРЖДАЮ Зав. кафедрой, профессор Каюмова А. Ф.
31 августа 2018
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ к практическому занятию по модулю «Физиология кровообращения»
Дисциплина: НОРМАЛЬНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ Специальность: 31. 05. 01. - лечебное дело Курс: П Семестр: Ш Количество часов - 20
Уфа Темы модуля «Физиология кровообращения» разработаны на основании рабочей программы по нормальной физиологии по специальности 31. 05. 01. – Лечебное дело, утвержденной «30» августа 2018 г.
Рецензенты:
1. Ректор, зав. кафедрой нормальной физиологии ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Минздрава Российской Федерации, д. м. н., профессор Мирошниченко И. В. 2. Главный врач ГБУЗ поликлиники № 1, к. м. н Валиуллин Д. Р.
Авторы: зав. каф., профессор Каюмова А. Ф.
доцент Самоходова О. В.
Утверждено на заседании кафедры нормальной физиологии,
протокол № 1 от «31» августа 2018 г.
Практическое занятие №13. 1. Тема: Гемодинамическая функция сердца. Физиологические свойства миокарда.
Актуальность темы: сердце работает циклически, при этом предсердия и желудочки сокращаются и расслабляются в определенной последовательности. Работа сердца определяется физическими и физиологическими особенностями миокарда. Специфическим свойством миокарда является автоматия. Знания фаз сердечного цикла, особенностей миокарда, происхождение экстрасистолы, необходимы врачу любого профиля для понимания механизмов функционирования сердца и патогенеза сердечных заболеваний.
2. Цель занятия: - определить физиологические функции сердца и его отделов в обеспечении движения крови по сосудам и оценить показатели его деятельности; - описать структуру сердечного цикла, процессы, происходящие в каждой из фаз, и закономерности, лежащие в основе движения крови из одного отдела сердца в другой и в сосудистое русло; - интерпретировать различные показатели деятельности сердца для оценки его нагнетательной функции; - уметь определить, какой из узлов проводящей системы сердца является водителем ритма и почему; - выявить причину и условия, при которых возможно возникновение внеочередных сокращений сердца; - описать процессы, лежащие в основе сопряжения процессов возбуждения, сокращения и его расслабления, оценить, в норме ли они.
Для формирования профессиональных компетенций обучающиеся должны знать: - круги кровообращения; - анатомо-гистологическое строение сердца; - проводящая система сердца - биоэлектрические явления в возбудимых тканях.
Для формирования профессиональных компетенций обучающиеся должны владеть и уметь:
- подсчитывать длительность сердечного цикла у лягушки и человека и анализировать его структуру; - исследовать свойства проводящей системы сердца и автоматию в опыте с наложением лигатур Станиуса; - исследовать возбудимость сердца и наблюдать экстраситолу и компенсаторную паузу; - и овладеть следующими компетенциями: - (ОК-1) навыками изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления; - (ОК-5) навыками публичной речи, морально-этической аргументации, ведения дискуссий, принципами врачебной деонтологии и медицинской этики; - (ОПК-9) основными методами исследований физиологических функций, навыками в использовании простейших медицинских приборов и инструментов. 3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы: Вопросы для самоподготовки: 1. роль и место системы кровообращения в поддержании жизнедеятельности организма, круги кровообращения; 2. гемодинамическуя функция сердца, сердечный цикл и его фазовую структуру, изменение давления и объема крови в полостях сердца в различные фазы кардиоцикла; 3. основные показатели работы сердца, систолический и минутный объем крови, сердечный, ударный индексы и др.; 4. физиологические свойства сердечной мышцы: а) возбудимость и возбуждение (потенциал действия) в типичных и атипичных кардиомиоцитах; б) соотношение возбудимости, возбуждения и сокращения в разные фазы сердечного цикла; в) реакция сердечной мышцы на дополнительные раздражения, экстрасистолы: предсердная, желудочковая, компенсаторная пауза; г) особенности сократимости сердечной мышцы, правило «все или ничего» Боудича; д) особенности проводимости в миокарде; е) автоматия сердца, ее природа, проводящая система сердца, градиент автоматии, современное представление о механизме автоматии; 5. механизм сокращения миокарда.
4. Вид занятия: практическое занятие.
5. Продолжительность: 4 академических часа.
6. Оснащение: 6. 1. дидактический материал и оборудование (телевизор и DVD проигрыватель для просмотра учебного фильма, таблицы, методические пособия, установка для регистрации механокардиограммы (рычажок Энгельмана, кимограф, штатив, серфин ), электростимулятор, электроды, препаровальные наборы, раствор Рингера, лигатуры, пипетка, вата, объект исследования – лягушка);
6. 2. ТСО (компьютеры).
7. Структура занятия: 7. 1. Контроль исходного уровня знаний - компьютерное тестирование (тесты I и II типов). 7. 2. Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия. 7. 3. Демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме. 7. 4. Самостоятельная работа обучающихся под контролем преподавателя: - подсчет продолжительности кардиоцикла у человека; - изучение фаз сердечного цикла лягушки; - изучение особенностей возбудимости сердца, получение экстрасистолы; - изучение автоматии различных отделов сердца лягушки (лигатуры Станниуса). Оформление протоколов выполненных практических работ с анализом полученных результатов и выводами. 7. 5. Контроль конечного уровня знаний путем решения ситуационных задач.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|