Практическое занятие №17.. 1.Тема: Итоговое занятие по разделу «Физиология кровообращения»
Практическое занятие №17. 1. Тема: Итоговое занятие по разделу «Физиология кровообращения» Актуальность темы: система кровообращения, как часть системы транспорта веществ в организме, обеспечивает доставку адекватного объема крови к клеткам организма и отток соответственно уровню их метаболизма. Этот важнейший раздел в курсе физиологии необходим для понимания условий жизнедеятельности целостного организма и отдельных его органов и тканей, так как нарушение транспорта веществ, приводит к нарушениям жизнедеятельности клеток. Подготовка специалистов любого профиля в терапевтических и хирургических клиниках базируется на обязательном знании физиологии кровообращения. Будущий специалист должен четко знать физиологию кровообращения и механизмы его регуляции, необходимые для решения профессиональных задач, связанных с пониманием и оценкой роли кровообращения в обеспечении приспособительных реакций организма.
2. Цель занятия: - проконтролировать и оценить качество овладения умениями и практическими навыками по разделу «Физиология кровообращения»; - обобщить знания по различным темам раздела для оценки показателей гемодинамики, анализа механизмов деятельности сердца и сосудов, механизмов их регуляции; - оценить умение решать ситуационные задачи и отвечать на тесты.
Для формирования профессиональных компетенций обучающиеся должны знать: - круги кровообращения; - анатомо-гистологическое строение сердца; - проводящая система сердца - биоэлектрические явления в возбудимых тканях; - процессы, лежащие в основе механизма мышечного сокращения; - уметь описать и интерпретировать процессы, лежащие в основе изменения физиологических свойств сердечной мышцы;
- путь к сердцу блуждающего и симпатического нервов; - строение сердца, расположение клапанов; - проводящая система сердца; - уметь применить теорию диполя в электрокардиографии; - знать электрофизиологическую сущность зубцов и интервалов ЭКГ; - анатомические пути движения крови по сосудам и через сердце человека; - морфологические особенности сосудистого русла, обеспечивающие их физиологические функции; - основные законы гидродинамики и их применение для описания закономерностей гемодинамики.
Для формирования профессиональных компетенций обучающиеся должны владеть и уметь: - отвечать на поставленные вопросы, решать тесты и ситуационные задачи; - и овладеть следующими компетенциями: - (ОК-1) навыками изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления; - (ОК-5) навыками публичной речи, морально-этической аргументации, ведения дискуссий, принципами врачебной деонтологии и медицинской этики; - (ОПК-9) основными методами исследований физиологических функций, навыками в использовании простейших медицинских приборов и инструментов. 3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы: Вопросы для самоподготовки: 1. роль и место системы кровообращения в поддержании жизнедеятельности организма, круги кровообращения; 2. гемодинамическая функция сердца, сердечный цикл и его фазовую структуру, изменение давления и объема крови в полостях сердца в различные фазы кардиоцикла; 3. основные показатели работы сердца, систолический и минутный объем крови, сердечный, ударный индексы и др.; 4. физиологические свойства сердечной мышцы: а) возбудимость и возбуждение (потенциал действия) в типичных и атипичных кардиомиоцитах; б) соотношение возбудимости, возбуждения и сокращения в разные фазы сердечного цикла;
в) реакция сердечной мышцы на дополнительные раздражения, экстрасистолы: предсердная, желудочковая, компенсаторная пауза; г) особенности сократимости сердечной мышцы, правило «все или ничего» Боудича; д) особенности проводимости в миокарде; е) автоматия сердца, ее природа, проводящая система сердца, градиент автоматии, современное представление о механизме автоматии; 5. механизм сокращения миокарда; 6. основные механизмы регуляции деятельности сердца, их виды; 7. внутриклеточные (миогенные) механизмы саморегуляции деятельности сердца: - гетерометрический - «закон сердца» Старлинга; - гомеометрический - феномен лестницы Боудича, эффект Анрепа; 8. механизмы регуляции работы сердца: нервные и гуморальные; 9. иннервация сердца блуждающим и симпатическим нервами, их путь к сердцу; 10. влияние на сердце блуждающего нерва, понятие тонуса блуждающих нервов, его происхождение и роль в регуляции деятельности сердца; 11. влияние на сердце симпатических нервов, усиливающий нерв Павлова, трофический характер его действия; 12. рефлекторная регуляция деятельности сердца, вагальные и симпатические рефлексы; 13. сосудистые рефлексогенные зоны, их роль в рефлекторной регуляции работы сердца; 14. механизм передачи нервных импульсов на сердце (опыт Леви), медиаторы, холино- и адренореактивные структуры сердца; 15. влияние коры больших полушарий головного мозга на работу сердца; 16. механизмы интракардиальной регуляции сердечной деятельности; 17. гуморальные механизмы регуляции, влияние на деятельность сердца температуры, электролитов, медиаторов, гормонов и др.; 18. современные методы исследования сердца и общий анализ их возможностей; 19. электрокардиография (ЭКГ) и методика регистрации; 20. анализ кривой ЭКГ, генез отдельных зубцов и интервалов, значение для клиники; 21. векторную теорию формирования ЭКГ, электрическую ось сердца и значение ее определения; 22. баллистокардиография (БКГ), методика регистрации; 23. анализ кривой БКГ, генез отдельных зубцов и интервалов; 24. тоны сердца, их происхождение; 25. фонокардиографию (ФКГ), методику регистрации, анализ кривой ФКГ; 26. функциональная классификация различных отделов сосудистого русла;
27. основные законы гемодинамики; 28. понятие общего и периферического сопротивления сосудов; 29. факторы, обеспечивающие движение крови по сосудам высокого и низкого давления; 30. изменение сопротивления в различных участках сосудистого русла; 31. линейная и объемная скорости движения крови в различных участках сосудистого русла, факторы их обуславливающие, время полного кругооборота крови; 32. кровяное давление и его величины в разных отделах сосудистой системы; 33. артериальное давление: систолическое, диастолическое, пульсовое, среднее, центральное и периферическое, венозное давление, факторы, определяющие величину кровяного давления, понятие о гипо- и гипертензии; 34. методы измерения кровяного давления, кривую артериального давления (волны первого, второго и третьего порядка, их происхождение); 35. артериальный пульс, его происхождение, основные свойства пульса, методы исследования, анализ сфигмограммы; 36. движение крови по венам, венный пульс, его происхождение, анализ флебограммы; 37. иннервация сосудов: сосудорасширяющие и сосудосуживающие нервы; 38. сосудодвигательный центр, его локализацию, тонус сосудодвигательного центра; 39. афферентные влияния на сосудодвигательный центр (собственные и сопряженные сосудистые рефлексы); 40. функциональная характеристика баро- и хеморецепторов сосудистого русла, роль каротидной и аортальной рефлексогенных зон в регуляции тонуса сосудов; 41. влияние вышележащих отделов ЦНС на регуляцию тонуса сосудов (гипоталамус, кора больших полушарий); 42. гуморальные влияния на сосудистый тонус (адреналин, вазопрессин, ренин, гистамин, кинины, простагландины).
4. Вид занятия: практическое занятие.
5. Продолжительность: 4 академических часа.
6. Оснащение: 6. 1. дидактический материал (наборы контрольных вопросов, ситуационных задач); 6. 2. ТСО (компьютеры).
7. Структура занятия: контроль и коррекция знаний обучающихся по учебному материалу занятия:
- компьютерное тестирование; - письменная контрольная работа; - контроль и коррекция умений и практических навыков по разделу; - устный опрос и обсуждение контрольных работ.
Место проведения самоподготовки: учебная комната.
Учебно-исследовательская работа обучающихся по данной теме: работа с основной и дополнительной литературой, выполнение практических работ и подведение итогов занятия.
Литература (в т. ч. адреса электронных ресурсов). Основная: Дополнительная: (См. учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины)
Зав. кафедрой, профессор Каюмова А. Ф.
доцент Самоходова О. В. «31» августа 2018 г.
\
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|