Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Практическое занятие №17.. 1.Тема: Итоговое занятие по разделу «Физиология кровообращения»




Практическое занятие №17.

1. Тема: Итоговое занятие по разделу «Физиология кровообращения»

Актуальность темы:

система кровообращения, как часть системы транспорта веществ в организме, обеспечивает доставку адекватного объема крови к клеткам организма и отток соответственно уровню их метаболизма.

Этот важнейший раздел в курсе физиологии необходим для понимания условий жизнедеятельности целостного организма и отдельных его органов и тканей, так как нарушение транспорта веществ, приводит к нарушениям жизнедеятельности клеток.

Подготовка специалистов любого профиля в терапевтических и хирургических клиниках базируется на обязательном знании физиологии кровообращения. Будущий специалист должен четко знать физиологию кровообращения и механизмы его регуляции, необходимые для решения профессиональных задач, связанных с пониманием и оценкой роли кровообращения в обеспечении приспособительных реакций организма.

 

2. Цель занятия:

- проконтролировать и оценить качество овладения умениями и практическими навыками по разделу «Физиология кровообращения»;

 - обобщить знания по различным темам раздела для оценки показателей гемодинамики, анализа механизмов деятельности сердца и сосудов, механизмов их регуляции;

 - оценить умение решать ситуационные задачи и отвечать на тесты.

 

    Для формирования профессиональных компетенций обучающиеся должны знать:

- круги кровообращения;

- анатомо-гистологическое строение сердца;

- проводящая система сердца

- биоэлектрические явления в возбудимых тканях;

- процессы, лежащие в основе механизма мышечного сокращения;

- уметь описать и интерпретировать процессы, лежащие в основе изменения физиологических свойств сердечной мышцы;

- путь к сердцу блуждающего и симпатического нервов;

- строение сердца, расположение клапанов;

- проводящая система сердца;

- уметь применить теорию диполя в электрокардиографии;

- знать электрофизиологическую сущность зубцов и интервалов ЭКГ;

- анатомические пути движения крови по сосудам и через сердце человека;

- морфологические особенности сосудистого русла, обеспечивающие их физиологические функции;

- основные законы гидродинамики и их применение для описания закономерностей гемодинамики.

 

    Для формирования профессиональных компетенций обучающиеся должны владеть и уметь:

- отвечать на поставленные вопросы, решать тесты и ситуационные задачи;

- и овладеть следующими компетенциями:

- (ОК-1) навыками изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления;

- (ОК-5) навыками публичной речи, морально-этической аргументации, ведения дискуссий, принципами врачебной деонтологии и медицинской этики;

- (ОПК-9) основными методами исследований физиологических функций, навыками в использовании простейших медицинских приборов и инструментов.

3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы:

Вопросы для самоподготовки:

1. роль и место системы кровообращения в поддержании жизнедеятельности организма, круги кровообращения;

2. гемодинамическая функция сердца, сердечный цикл и его фазовую структуру, изменение давления и объема крови в полостях сердца в различные фазы кардиоцикла;

3. основные показатели работы сердца, систолический и минутный объем крови, сердечный, ударный индексы и др.;

4. физиологические свойства сердечной мышцы:

а) возбудимость и возбуждение (потенциал действия) в типичных и атипичных кардиомиоцитах;

б) соотношение возбудимости, возбуждения и сокращения в разные фазы сердечного цикла;

в) реакция сердечной мышцы на дополнительные раздражения, экстрасистолы: предсердная, желудочковая, компенсаторная пауза;

г) особенности сократимости сердечной мышцы, правило «все или ничего» Боудича;

д) особенности проводимости в миокарде;

е) автоматия сердца, ее природа, проводящая система сердца, градиент автоматии, современное представление о механизме автоматии;

5. механизм сокращения миокарда;

6. основные механизмы регуляции деятельности сердца, их виды;

7. внутриклеточные (миогенные) механизмы саморегуляции деятельности сердца:

- гетерометрический - «закон сердца» Старлинга;  

- гомеометрический - феномен лестницы Боудича, эффект Анрепа;

8. механизмы регуляции работы сердца: нервные и гуморальные;

9. иннервация сердца блуждающим и симпатическим нервами, их путь к сердцу;

10. влияние на сердце блуждающего нерва, понятие тонуса блуждающих нервов, его происхождение и роль в регуляции деятельности сердца;

11. влияние на сердце симпатических нервов, усиливающий нерв Павлова, трофический характер его действия;

12. рефлекторная регуляция деятельности сердца, вагальные и симпатические рефлексы;

13. сосудистые рефлексогенные зоны, их роль в рефлекторной регуляции работы сердца;

14. механизм передачи нервных импульсов на сердце (опыт Леви), медиаторы, холино- и адренореактивные структуры сердца;

15. влияние коры больших полушарий головного мозга на работу сердца;

16. механизмы интракардиальной регуляции сердечной деятельности;

17. гуморальные механизмы регуляции, влияние на деятельность сердца  температуры, электролитов, медиаторов, гормонов и др.;

18. современные методы исследования сердца и общий анализ их возможностей;

19. электрокардиография (ЭКГ) и методика регистрации;

20. анализ кривой ЭКГ, генез отдельных зубцов и интервалов, значение для клиники;

21. векторную теорию формирования ЭКГ, электрическую ось сердца и значение ее определения;

22. баллистокардиография (БКГ), методика регистрации;

23. анализ кривой БКГ, генез отдельных зубцов и интервалов;

24. тоны сердца, их происхождение;

25. фонокардиографию (ФКГ), методику регистрации, анализ кривой ФКГ;

26. функциональная классификация различных отделов сосудистого русла;

27. основные законы гемодинамики;

28. понятие общего и периферического сопротивления сосудов;

29. факторы, обеспечивающие движение крови по сосудам высокого и низкого давления;

30. изменение сопротивления в различных участках сосудистого русла;

31. линейная и объемная скорости движения крови в различных участках сосудистого русла, факторы их обуславливающие, время полного кругооборота крови;

32. кровяное давление и его величины в разных отделах сосудистой системы;

33. артериальное давление: систолическое, диастолическое, пульсовое, среднее, центральное и периферическое, венозное давление, факторы, определяющие величину кровяного давления, понятие о гипо- и гипертензии;

34. методы измерения кровяного давления, кривую артериального давления (волны первого, второго и третьего порядка, их происхождение);

35. артериальный пульс, его происхождение, основные свойства пульса, методы исследования, анализ сфигмограммы;

36. движение крови по венам, венный пульс, его происхождение, анализ флебограммы;

37. иннервация сосудов: сосудорасширяющие и сосудосуживающие нервы;

38. сосудодвигательный центр, его локализацию, тонус сосудодвигательного центра;

39. афферентные влияния на сосудодвигательный центр (собственные и сопряженные сосудистые рефлексы);

40. функциональная характеристика баро- и хеморецепторов сосудистого русла, роль каротидной и аортальной рефлексогенных зон в регуляции тонуса сосудов;

41. влияние вышележащих отделов ЦНС на регуляцию тонуса сосудов (гипоталамус, кора больших полушарий);

42. гуморальные влияния на сосудистый тонус (адреналин, вазопрессин, ренин, гистамин, кинины, простагландины).

 

4. Вид занятия: практическое занятие.

 

5. Продолжительность: 4 академических часа.

 

6. Оснащение:

 6. 1. дидактический материал (наборы контрольных вопросов, ситуационных задач);

6. 2. ТСО (компьютеры).

 

7. Структура занятия:

контроль и коррекция знаний обучающихся по учебному материалу занятия:

- компьютерное тестирование;

- письменная контрольная работа;

- контроль и коррекция умений и практических навыков по разделу;

- устный опрос и обсуждение контрольных работ.

        

Место проведения самоподготовки: учебная комната.

 

Учебно-исследовательская работа обучающихся по данной теме: работа с основной и дополнительной литературой, выполнение практических работ и подведение итогов занятия.

 

Литература (в т. ч. адреса электронных ресурсов).

Основная:

Дополнительная:

(См. учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины)

 

Зав. кафедрой,

профессор Каюмова А. Ф.                                                                                        

 

доцент

Самоходова О. В.

«31» августа 2018 г.

 

\

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...