Место проведения самоподготовки: учебная комната.
Место проведения самоподготовки: учебная комната.
Учебно-исследовательская работа обучающихся по данной теме: работа с основной и дополнительной литературой, просмотр учебных фильмов, выполнение практических работ и оформление протоколов с анализом полученных результатов и выводами, подведение итогов занятия.
Литература (в т. ч. адреса электронных ресурсов). Основная: Дополнительная: (См. учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины)
Зав. кафедрой, профессор Каюмова А. Ф. доцент Самоходова О. В. «31» августа 2018 г.
Практическое занятие №14. 1. Тема: Регуляция деятельности сердца. Актуальность темы: принято различать несколько форм регуляции деятельности сердца: авторегуляцию, представленную миогенными и нейрогенными механизмами, и экстракардиальную регуляцию – нервную и гуморальную. Каждый из механизмов по своему очень важен и необходим для сердечной деятельности. Поэтому знания данного вопроса помогут врачу любого профиля не только объяснить влияния различных факторов на работу сердца, но и обосновать тактику лечения сердечных заболеваний.
2. Цель занятия: изучить механизмы регуляции деятельности сердца: внутриклеточные, внутрисердечные (интракардиальные), внесердечные (экстракардиальные) - рефлекторные и гуморальные, необходимые для понимания нарушений этих процессов в клинической практике.
Для формирования профессиональных компетенций обучающиеся должны знать: - процессы, лежащие в основе механизма мышечного сокращения;
- уметь описать и интерпретировать процессы, лежащие в основе изменения физиологических свойств сердечной мышцы; - путь к сердцу блуждающего и симпатического нервов.
Для формирования профессиональных компетенций обучающиеся должны владеть и уметь: - воспроизводить рефлекс Гольца; - наблюдать и анализировать результаты влияния вагосимпатического нерва на работу сердца лягушки; - наблюдать и анализировать результаты влияния гуморальных факторов на работу изолированного сердца лягушки; - и овладеть следующими компетенциями: - (ОК-1) навыками изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления; - (ОК-5) навыками публичной речи, морально-этической аргументации, ведения дискуссий, принципами врачебной деонтологии и медицинской этики; - (ОПК-9) основными методами исследований физиологических функций, навыками в использовании простейших медицинских приборов и инструментов. 3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы: Вопросы для самоподготовки: 1. основные механизмы регуляции деятельности сердца, их виды; 2. внутриклеточные (миогенные) механизмы саморегуляции деятельности сердца: - гетерометрический - «закон сердца» Старлинга; - гомеометрический - феномен лестницы Боудича, эффект Анрепа; 3. экстракардиальные механизмы регуляции работы сердца: нервные и гуморальные; 4. иннервация сердца блуждающим и симпатическим нервами, их путь к сердцу; 5. влияние на сердце блуждающего нерва, понятие тонуса блуждающих нервов, его происхождение и роль в регуляции деятельности сердца; 6. влияние на сердце симпатических нервов, усиливающий нерв Павлова, трофический характер его действия; 7. рефлекторная регуляция деятельности сердца, вагальные и симпатические рефлексы; 8. сосудистые рефлексогенные зоны, их роль в рефлекторной регуляции работы сердца;
9. механизм передачи нервных импульсов на сердце (опыт Леви), медиаторы, холино- и адренореактивные структуры сердца; 10. влияние коры больших полушарий головного мозга на работу сердца; 11. механизмы интракардиальной регуляции сердечной деятельности; 12. гуморальные механизмы регуляции, влияние на деятельность сердца температуры, электролитов, медиаторов, гормонов и др.
4. Вид занятия: практическое занятие.
5. Продолжительность занятия: 4 академических часа.
6. Оснащение: 6. 1. дидактический материал и оборудование (телевизор и DVD проигрыватель для просмотра учебного фильма, таблицы, методические пособия, рычажок Энгельмана, кимограф, штатив, серфин, электростимулятор, электроды, препаровальные наборы, растворы Рингера, растворы адреналина и ацетилхолина, объект исследования – лягушка); 6. 2. ТСО (компьютеры).
7. Структура занятия: 7. 1. Контроль исходного уровня знаний - компьютерное тестирование (тесты I и II типов). 7. 2. Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия. 7. 3. Демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме. 7. 4. Самостоятельная работа обучающихся под контролем преподавателя: - воспроизведение у лягушки рефлекса Гольца; - исследование влияния раздражения вагосимпатического нерва на деятельность сердца лягушки; - исследование влияния гуморальных факторов на деятельность изолированного сердца лягушки. Оформление протоколов выполненных практических работ с анализом полученных результатов и выводами. 7. 5. Контроль конечного уровня знаний путем решения ситуационных задач.
Место проведения самоподготовки: учебная комната.
Учебно-исследовательская работа обучающихся по данной теме: работа с основной и дополнительной литературой, просмотр учебных фильмов, выполнение практических работ и оформление протоколов с анализом полученных результатов и выводами, подведение итогов занятия.
Литература (в т. ч. адреса электронных ресурсов). Основная: Дополнительная: (См. учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины)
Зав. кафедрой, профессор Каюмова А. Ф. доцент Самоходова О. В. «31» августа 2018 г.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|