Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Место проведения самоподготовки: учебная комната.




Место проведения самоподготовки: учебная комната.

 

Учебно-исследовательская работа обучающихся по данной теме: работа с основной и дополнительной литературой, просмотр учебных фильмов, выполнение практических работ и оформление протоколов с анализом полученных результатов и выводами, подведение итогов занятия.

 

Литература (в т. ч. адреса электронных ресурсов).

Основная:

Дополнительная:

(См. учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины)

 

 

Зав. кафедрой,

профессор Каюмова А. Ф.                                                                                        

доцент

Самоходова О. В.

«31» августа 2018 г.

 

Практическое занятие №14.

1. Тема: Регуляция деятельности сердца.

Актуальность темы:

принято различать несколько форм регуляции деятельности сердца: авторегуляцию, представленную миогенными и нейрогенными механизмами, и экстракардиальную регуляцию – нервную и гуморальную. Каждый из механизмов по своему очень важен и необходим для сердечной деятельности. Поэтому знания данного вопроса помогут врачу любого профиля не только объяснить влияния различных факторов на работу сердца, но и обосновать тактику лечения сердечных заболеваний.

 

2. Цель занятия:

изучить механизмы регуляции деятельности сердца: внутриклеточные, внутрисердечные (интракардиальные), внесердечные (экстракардиальные) - рефлекторные и гуморальные, необходимые для понимания нарушений этих процессов в клинической практике.

 

    Для формирования профессиональных компетенций обучающиеся должны знать:

- процессы, лежащие в основе механизма мышечного сокращения;

 - уметь описать и интерпретировать процессы, лежащие в основе изменения физиологических свойств сердечной мышцы;

 - путь к сердцу блуждающего и симпатического нервов.

 

Для формирования профессиональных компетенций обучающиеся должны владеть и уметь:

- воспроизводить рефлекс Гольца;

- наблюдать и анализировать результаты влияния вагосимпатического нерва на работу сердца лягушки;

- наблюдать и анализировать результаты влияния гуморальных факторов на работу изолированного сердца лягушки;

- и овладеть следующими компетенциями:

- (ОК-1) навыками изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления;

- (ОК-5) навыками публичной речи, морально-этической аргументации, ведения дискуссий, принципами врачебной деонтологии и медицинской этики;

- (ОПК-9) основными методами исследований физиологических функций, навыками в использовании простейших медицинских приборов и инструментов.

3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы:

Вопросы для самоподготовки:

1. основные механизмы регуляции деятельности сердца, их виды;

2. внутриклеточные (миогенные) механизмы саморегуляции деятельности сердца:

- гетерометрический - «закон сердца» Старлинга;  

- гомеометрический - феномен лестницы Боудича, эффект Анрепа;

3. экстракардиальные механизмы регуляции работы сердца: нервные и гуморальные;

4. иннервация сердца блуждающим и симпатическим нервами, их путь к сердцу;

5. влияние на сердце блуждающего нерва, понятие тонуса блуждающих нервов, его происхождение и роль в регуляции деятельности сердца;

6. влияние на сердце симпатических нервов, усиливающий нерв Павлова, трофический характер его действия;

7. рефлекторная регуляция деятельности сердца, вагальные и симпатические рефлексы;

8. сосудистые рефлексогенные зоны, их роль в рефлекторной регуляции работы сердца;

9. механизм передачи нервных импульсов на сердце (опыт Леви), медиаторы, холино- и адренореактивные структуры сердца;

10. влияние коры больших полушарий головного мозга на работу сердца;

11. механизмы интракардиальной регуляции сердечной деятельности;

12. гуморальные механизмы регуляции, влияние на деятельность сердца  температуры, электролитов, медиаторов, гормонов и др.

 

4. Вид занятия: практическое занятие.

        

5. Продолжительность занятия: 4 академических часа.

 

6. Оснащение:  

6. 1. дидактический материал и оборудование (телевизор и DVD проигрыватель для просмотра учебного фильма, таблицы, методические пособия, рычажок Энгельмана, кимограф, штатив, серфин, электростимулятор, электроды, препаровальные наборы, растворы Рингера, растворы адреналина и ацетилхолина, объект исследования – лягушка);

6. 2. ТСО (компьютеры).

 

    7. Структура занятия:

7. 1. Контроль исходного уровня знаний - компьютерное тестирование (тесты I и II типов).

7. 2. Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия.

7. 3. Демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме.

7. 4. Самостоятельная работа обучающихся под контролем преподавателя:

    - воспроизведение у лягушки рефлекса Гольца;

    - исследование влияния раздражения вагосимпатического нерва на деятельность сердца лягушки;

    - исследование влияния гуморальных факторов на деятельность изолированного сердца лягушки.

    Оформление протоколов выполненных практических работ с анализом полученных результатов и выводами.       

7. 5. Контроль конечного уровня знаний путем решения ситуационных задач.

 

Место проведения самоподготовки: учебная комната.

 

Учебно-исследовательская работа обучающихся по данной теме: работа с основной и дополнительной литературой, просмотр учебных фильмов, выполнение практических работ и оформление протоколов с анализом полученных результатов и выводами, подведение итогов занятия.

 

Литература (в т. ч. адреса электронных ресурсов).

Основная:

Дополнительная:

(См. учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины)

 

 

Зав. кафедрой,

профессор Каюмова А. Ф.                                                                                        

доцент

Самоходова О. В.

«31» августа 2018 г.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...