Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Практическое занятие №19.. 1. Тема: Роль ЦНС в регуляции позы и движения.




Практическое занятие №19.

1. Тема: Роль ЦНС в регуляции позы и движения.

Актуальность темы:

знание функций различных отделов ЦНС - спинного мозга, ствола мозга, мозжечка, промежуточного мозга, подкорковых структур необходимо для понимания деятельности ЦНС в целом и для клинической практики. Врач должен знать ведущую роль различных отделов ЦНС в регуляции таких жизненно важных функций организма, как дыхание и кровообращение, а также их роль в обеспечении позы тела и движений.

 

2. Цели занятия:

- уметь оценивать значение различных отделов ЦНС в интеграции функций целостного организма с целью использования знаний для топической диагностики поражений ЦНС;

- исследовать статические и стато-кинетические рефлексы у морской свинки: позно-тонические, выпрямительные, лифтные и рефлексы приземления;

- исследовать стато-кинетические рефлексы у человека – вращение в кресле Барани.

 

Для формирования профессиональных компетенций обучающиеся должны знать:

морфо-функциональная организация продолговатого мозга, моста, среднего мозга, мозжечка, ретикулярной формации, таламуса базальных ядер.

 

Для формирования профессиональных компетенций обучающиеся должны владеть и уметь:

- воспроизводить статические и статокинетические рефлексы у морской свинки;

- воспроизводить вращательные рефлексы у человека и анализировать их;

- и овладеть следующими компетенциями:

- (ОК-1) навыками изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления;

- (ОК-5) навыками публичной речи, морально-этической аргументации, ведения дискуссий, принципами врачебной деонтологии и медицинской этики;

- (ОПК-9) основными методами исследований физиологических функций, навыками в использовании простейших медицинских приборов и инструментов.

3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы:

Вопросы для самоподготовки:

1. спинной мозг, его роль в процессах регуляции деятельности опорно-двигательного аппарата и вегетативных функций организма, спинальные механизмы регуляции мышечного тонуса и фазных движений;

2. продолговатый мозг и мост, центры продолговатого мозга и моста, их роль в регуляции мышечного тонуса, рефлексы позы, проводниковую функцию продолговатого мозга и моста;

3. средний мозг, его роль в процессах саморегуляции функций, рефлекторную деятельность среднего мозга, функции среднего мозга, участие среднего мозга в осуществлении позно-тонической деятельности мышц, установочные рефлексы: статические и статокинетические (Р. Магнус), ориентировочные рефлексы, механизм поддержания равновесия тела, проводниковую функцию среднего мозга, децеребрационную ригидность, ее механизмы;

4. мозжечок, его афферентные и эфферентные связи, коррегирующие и стабилизирующие влияния мозжечка на моторную функцию, участие в организации двигательных программ, роль тормозящих нейронов коры мозжечка, взаимоотношения между корой мозжечка и его ядрами, а также вестибулярным ядром;

5. ретикулярная формация, особенности нейронной организации ретикулярной формации ствола мозга, особенности свойств ее нейронов, связи ретикулярной формации с основными проводящими путями головного мозга, нисходящие влияния ретикулярной формации (тормозящие и облегчающие) на рефлекторную деятельность спинного мозга, участие в поддержании и перераспределении мышечного тонуса, восходящие активирующие влияния ретикулярной формации;

6. базальные ядра, роль в формировании тонуса и сложных двигательных актов, в организации и реализации двигательных программ, функции полосатого тела, его взаимодействие с черным веществом и другими структурами экстрапирамидной системы, двусторонние связи хвостатого ядра с корой больших полушарий, их значение в интегративной деятельности ЦНС.

 

4. Вид занятия: практическое занятие.

 

5. Продолжительность занятия: 4 академических часа.

 

6. Оснащение:

6. 1. дидактический материал и оборудование (таблицы, методические пособия, морская свинка, дощечка размером 30х15 см, кресло Барани);

6. 2. ТСО (компьютеры).

 

7. Структура занятия:

7. 1. Контроль исходного уровня знаний - компьютерное тестирование (тесты I и II типов).

7. 2. Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия.

7. 3. Демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме.

7. 4. Самостоятельная работа обучающихся под контролем преподавателя:

 - исследование статических и стато-кинетических рефлексов у морской свинки:

рефлексы позы и выпрямительные рефлексы;

лифтные рефлексы и рефлексы приземления;

 - исследование стато-кинетических рефлексов у человека: рефлексы вращения в кресле Барани и наблюдение нистагма головы и глаз.

    Оформление протоколов выполненных практических работ с анализом полученных результатов и выводами.       

7. 5. Контроль конечного уровня знаний путем решения ситуационных задач.

 

Место проведения самоподготовки: учебная комната.

 

Учебно-исследовательская работа обучающихся по данной теме: работа с основной и дополнительной литературой, просмотр учебных фильмов, выполнение практических работ и оформление протоколов с анализом полученных результатов и выводами, подведение итогов занятия.

 

Литература (в т. ч. адреса электронных ресурсов).

Основная:

Дополнительная:

(См. учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины)

 

Зав. кафедрой,

профессор Каюмова А. Ф.                                                                                        

доцент

Самоходова О. В.

«31» августа 2018 г.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...