Практическое занятие № 20.. 1. Тема: Итоговое занятие по разделу «Частная физиология ЦНС».
Практическое занятие № 20. 1. Тема: Итоговое занятие по разделу «Частная физиология ЦНС». Актуальность темы: главная функция вегетативной нервной системы (ВНС) состоит в поддержании постоянства внутренней среды или гомеостаза при различных воздействиях на организм. Наряду с этим ВНС регулирует также деятельность и других органов, которые не участвуют непосредственно в поддержании гомеостаза. Изучение ВНС необходимо студентам, поскольку в практической деятельности они будут встречать у больных нарушения вегетативных функций. Знание функций различных отделов ЦНС - спинного мозга, ствола мозга, мозжечка, промежуточного мозга, подкорковых структур необходимо для понимания деятельности ЦНС в целом и для клинической практики. Врач должен знать ведущую роль различных отделов ЦНС в регуляции таких жизненно важных функций организма, как дыхание и кровообращение, а также их роль в обеспечении позы тела и движений.
2. Цель занятия: - обучающиеся должны показать умение излагать, объяснять и обобщать учебный материал по теме занятия; - преподаватель должен выявить и достоверно оценить уровень знаний обучающихся;
Для формирования профессиональных компетенций обучающиеся должны знать: - строение симпатического и парасимпатического отделов ВНС; - ультраструктура синапсов, механизмы и закономерности передачи возбуждения в них; - типы рецепторов: холинорецепторы и адренорецепторы; - морфо-функциональная организация продолговатого мозга, моста, среднего мозга, мозжечка, ретикулярной формации, таламуса базальных ядер.
Для формирования профессиональных компетенций обучающиеся должны владеть и уметь:
- отвечать на поставленные вопросы; - решать ситуационные задачи и тесты по разделу «Частная физиология ЦНС»; - и овладеть следующими компетенциями: - (ОК-1) навыками изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления; - (ОК-5) навыками публичной речи, морально-этической аргументации, ведения дискуссий, принципами врачебной деонтологии и медицинской этики; - (ОПК-9) основными методами исследований физиологических функций, навыками в использовании простейших медицинских приборов и инструментов.
3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы: Вопросы для самоподготовки: 1. структурно-функциональные особенности соматической и вегетативной нервной системы; 2. симпатический, парасимпатический и метасимпатический отделы вегетативной нервной системы; 3. принципы организации афферентного и эфферентного звеньев вегетативных рефлексов; 4. вегетативные ганглии, их функции, преганглионарные и постганглионарные нервные волокна и их функциональные различия; 5. механизм передачи возбуждения в вегетативных ганглиях; 6. медиаторы вегетативной нервной системы, основные виды рецепторов (адренергические, холинэргические и др. ); 7. влияние симпатического, парасимпатического и метасимпатического отделов вегетативной нервной системы на иннервируемые органы, синергизм и относительный антагонизм их влияния; 8. вегетативные центры, роль гипоталамуса, мозжечка, ретикулярной формации и коры больших полушарий в регуляции вегетативных функций; 9. участие вегетативной нервной системы в интеграции функций при формировании целостных поведенческих актов, вегетативные компоненты поведения; 10. спинной мозг, его роль в процессах регуляции деятельности опорно-двигательного аппарата и вегетативных функций организма, спинальные механизмы регуляции мышечного тонуса и фазных движений;
11. продолговатый мозг и мост, центры продолговатого мозга и моста, их роль в регуляции мышечного тонуса, рефлексы позы, проводниковую функцию продолговатого мозга и моста; 12. средний мозг, его роль в процессах саморегуляции функций, рефлекторную деятельность среднего мозга, функции среднего мозга, участие среднего мозга в осуществлении позно-тонической деятельности мышц, установочные рефлексы: статические и статокинетические (Р. Магнус), ориентировочные рефлексы, механизм поддержания равновесия тела, проводниковую функцию среднего мозга, децеребрационную ригидность, ее механизмы; 13. мозжечок, его афферентные и эфферентные связи, коррегирующие и стабилизирующие влияния мозжечка на моторную функцию, участие в организации двигательных программ, роль тормозящих нейронов коры мозжечка, взаимоотношения между корой мозжечка и его ядрами, а также вестибулярным ядром; 14. ретикулярная формация, особенности нейронной организации ретикулярной формации ствола мозга, особенности свойств ее нейронов, связи ретикулярной формации с основными проводящими путями головного мозга, нисходящие влияния ретикулярной формации (тормозящие и облегчающие) на рефлекторную деятельность спинного мозга, участие в поддержании и перераспределении мышечного тонуса, восходящие активирующие влияния ретикулярной формации; 15. базальные ядра, роль в формировании тонуса и сложных двигательных актов, в организации и реализации двигательных программ, функции полосатого тела, его взаимодействие с черным веществом и другими структурами экстрапирамидной системы, двусторонние связи хвостатого ядра с корой больших полушарий, их значение в интегративной деятельности ЦНС.
4. Вид занятия: практическое занятие.
5. Продолжительность занятия: 4 академических часа.
6. Оснащение: 6. 1. дидактический материал (наборы контрольных вопросов, ситуационных задач); 6. 2. ТСО (компьютеры).
7. Структура занятия: контроль и коррекция знаний обучающихся по учебному материалу занятия: - компьютерное тестирование; - письменная контрольная работа; - контроль и коррекция умений и практических навыков по разделу;
- устный опрос и обсуждение контрольных работ.
Место проведения самоподготовки: учебная комната.
Учебно-исследовательская работа обучающихся по данной теме: работа с основной и дополнительной литературой, выполнение практических работ и подведение итогов занятия.
Литература (в т. ч. адреса электронных ресурсов). Основная: Дополнительная: (См. учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины)
Зав. кафедрой, профессор Каюмова А. Ф.
доцент Самоходова О. В. «31» августа 2018 г.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|