Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Практическое занятие № 20.. 1. Тема: Итоговое занятие по разделу «Частная физиология ЦНС».




Практическое занятие № 20.

1. Тема: Итоговое занятие по разделу «Частная физиология ЦНС».

Актуальность темы:

главная функция вегетативной нервной системы (ВНС) состоит в поддержании постоянства внутренней среды или гомеостаза при различных воздействиях на организм. Наряду с этим ВНС регулирует также деятельность и других органов, которые не участвуют непосредственно в поддержании гомеостаза. Изучение ВНС необходимо студентам, поскольку в практической деятельности они будут встречать у больных нарушения вегетативных функций.

Знание функций различных отделов ЦНС - спинного мозга, ствола мозга, мозжечка, промежуточного мозга, подкорковых структур необходимо для понимания деятельности ЦНС в целом и для клинической практики. Врач должен знать ведущую роль различных отделов ЦНС в регуляции таких жизненно важных функций организма, как дыхание и кровообращение, а также их роль в обеспечении позы тела и движений.

 

2. Цель занятия:

 - обучающиеся должны показать умение излагать, объяснять и обобщать учебный материал по теме занятия;

 - преподаватель должен выявить и достоверно оценить уровень знаний обучающихся;

 

Для формирования профессиональных компетенций обучающиеся должны знать:

- строение симпатического и парасимпатического отделов ВНС;

 - ультраструктура синапсов, механизмы и закономерности передачи возбуждения

в них;

 - типы рецепторов: холинорецепторы и адренорецепторы;

 - морфо-функциональная организация продолговатого мозга, моста, среднего мозга, мозжечка, ретикулярной формации, таламуса базальных ядер.

 

Для формирования профессиональных компетенций обучающиеся должны владеть и уметь:

- отвечать на поставленные вопросы;

- решать ситуационные задачи и тесты по разделу «Частная физиология ЦНС»;

- и овладеть следующими компетенциями:

- (ОК-1) навыками изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления;

- (ОК-5) навыками публичной речи, морально-этической аргументации, ведения дискуссий, принципами врачебной деонтологии и медицинской этики;

- (ОПК-9) основными методами исследований физиологических функций, навыками в использовании простейших медицинских приборов и инструментов.

 

3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы:

Вопросы для самоподготовки:

1. структурно-функциональные особенности соматической и вегетативной нервной системы;

2. симпатический, парасимпатический и метасимпатический отделы вегетативной нервной системы;

3. принципы организации афферентного и эфферентного звеньев вегетативных рефлексов;

4. вегетативные ганглии, их функции, преганглионарные и постганглионарные нервные волокна и их функциональные различия;

5. механизм передачи возбуждения в вегетативных ганглиях;

6. медиаторы вегетативной нервной системы, основные виды рецепторов (адренергические, холинэргические и др. );

7. влияние симпатического, парасимпатического и метасимпатического отделов вегетативной нервной системы на иннервируемые органы, синергизм и относительный антагонизм их влияния;

8. вегетативные центры, роль гипоталамуса, мозжечка, ретикулярной формации и коры больших полушарий в регуляции вегетативных функций;

9. участие вегетативной нервной системы в интеграции функций при формировании целостных поведенческих актов, вегетативные компоненты поведения;

10. спинной мозг, его роль в процессах регуляции деятельности опорно-двигательного аппарата и вегетативных функций организма, спинальные механизмы регуляции мышечного тонуса и фазных движений;

11. продолговатый мозг и мост, центры продолговатого мозга и моста, их роль в регуляции мышечного тонуса, рефлексы позы, проводниковую функцию продолговатого мозга и моста;

12. средний мозг, его роль в процессах саморегуляции функций, рефлекторную деятельность среднего мозга, функции среднего мозга, участие среднего мозга в осуществлении позно-тонической деятельности мышц, установочные рефлексы: статические и статокинетические (Р. Магнус), ориентировочные рефлексы, механизм поддержания равновесия тела, проводниковую функцию среднего мозга, децеребрационную ригидность, ее механизмы;

13. мозжечок, его афферентные и эфферентные связи, коррегирующие и стабилизирующие влияния мозжечка на моторную функцию, участие в организации двигательных программ, роль тормозящих нейронов коры мозжечка, взаимоотношения между корой мозжечка и его ядрами, а также вестибулярным ядром;

14. ретикулярная формация, особенности нейронной организации ретикулярной формации ствола мозга, особенности свойств ее нейронов, связи ретикулярной формации с основными проводящими путями головного мозга, нисходящие влияния ретикулярной формации (тормозящие и облегчающие) на рефлекторную деятельность спинного мозга, участие в поддержании и перераспределении мышечного тонуса, восходящие активирующие влияния ретикулярной формации;

15. базальные ядра, роль в формировании тонуса и сложных двигательных актов, в организации и реализации двигательных программ, функции полосатого тела, его взаимодействие с черным веществом и другими структурами экстрапирамидной системы, двусторонние связи хвостатого ядра с корой больших полушарий, их значение в интегративной деятельности ЦНС.

 

4. Вид занятия: практическое занятие.

 

5. Продолжительность занятия: 4 академических часа.

 

6. Оснащение:

 6. 1. дидактический материал (наборы контрольных вопросов, ситуационных задач);

6. 2. ТСО (компьютеры).

 

7. Структура занятия:

контроль и коррекция знаний обучающихся по учебному материалу занятия:

- компьютерное тестирование;

- письменная контрольная работа;

- контроль и коррекция умений и практических навыков по разделу;

- устный опрос и обсуждение контрольных работ.

        

Место проведения самоподготовки: учебная комната.

 

Учебно-исследовательская работа обучающихся по данной теме: работа с основной и дополнительной литературой, выполнение практических работ и подведение итогов занятия.

 

Литература (в т. ч. адреса электронных ресурсов).

Основная:

Дополнительная:

(См. учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины)

 

 

Зав. кафедрой,

профессор Каюмова А. Ф.                                                                                        

 

доцент

Самоходова О. В.

«31» августа 2018 г.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...