Проблемные ситуации. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. Рассказ для детей 4—5 лет. Примечание. На собрании мнения родителей могут разделиться во время обсуждения первой проблемной ситуации: «родителям виднее»
Проблемные ситуации 1. Идет физкультурное занятие. Дети активно делают упражнения, все разогреты, веселы. Возвращаются в группу, в приемной уже ждут несколько мам. Одна из них, увидев сына, говорит, обращаясь к воспитателю: «Я же просила вас надевать ему теплую кофту, когда вы ходите в физкультурный зал, у вас там всегда прохладно». 2. Новогодний утренник в детском саду. Все родители и дети, пришли нарядно одетые. Только Миша и Катя были в обычных костюмах. Они стеснялись своей одежды, отказывались читать стихи. Катя не стала танцевать. Вечером родители забирали своих детей. На вопрос, почему дети одеты не в соответствии с утренником, Катина мама сказала, что не знала о празднике и ее никто не предупредил, а Мишин папа пришел самым последним, сказал, что у него много дел и «некогда думать о каких-то нарядах». Примечание. На собрании мнения родителей могут разделиться во время обсуждения первой проблемной ситуации: «родителям виднее», «пусть воспитатели делают то, о чем просят родители», или «педагогам виднее, ведь они профессионалы». Тем не менее постарайтесь учесть требования педагогов в выборе одежды для детского сада. Вторая ситуация наиболее типична, но речь здесь идет не только о социально неблагополучных семьях (такие семьи воспитателям известны, костюмы на детский праздник можно подобрать силами дошкольного учреждения), это также касается семей, в которых мамы и папы слишком заняты «бизнесом» или равнодушны к жизни ребенка. С такими родителями нужно провести серьезную беседу на собрании или индивидуально. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ Рассказ для детей 4—5 лет
В воскресенье вся семья Лены поехала на прогулку в лес. Дочка, мама и папа катались на лыжах, смотрели на белок, пили чай из термоса. Вечером, уставшие и довольные, они пришли домой. Утром Лена проснулась от громкого кашля — это кашлял папа. Он вчера дольше всех катался на лыжах, вспотел и потом долго шел без шапки. Мама говорила, что это очень опасно, ведь можно простыть. Но папа в ответ весело смеялся, совсем как мальчики из группы детского сада, и говорил, что никогда не заболеет. И вот он простыл. Мама сделала горячий чай с малиной и пошла на работу. Лене она поручила смотреть за тем, чтобы папа пил чай, тепло одевался и не ходил босиком по квартире. Справиться с этим было трудно — папа постоянно забывал о чае и тапочках, но девочка помнила о поручении мамы. Она хотела, чтобы папа быстрее поправился, поэтому поила его чаем и старательно укутывала одеялом. Когда мама вернулась вечером с работы, папа уже спокойно спал. Болезнь его отступила. Как вы думаете, справилась Лена с маминым поручением? Можно ли назвать Лену ответственным человеком и поручать ей любой дело? Хотел бы ты дружить с такой девочкой? Рекомендации взрослым. Обратите внимание: в роли «непослушного» ребенка в рассказе выступает папа. Этот прием позволяет детям почувствовать себя значимыми, нужными и все понимающими: они-то ведь наверняка бы слушались маму и не заболели. Часто взрослые недооценивают степень ответственности детей, которые между тем многое могут и должны делать сами. Рассказ для детей 5—6 лет Мама Вити, готовя вкусный обед, заметила, что дома нет хлеба. Магазин был во дворе. «Витя, — сказала мама, — сходи за хлебом, а я пока накрою на стол». Витя взял пакет, мама дала денег на хлеб, и мальчик вышел из дома. В это время во дворе ребята катали игрушечный самосвал с песком. Андрей позвал друга: «Иди скорей, поиграй с нами! » «Ну, один-то раз прокачу, ничего не случится», — подумал Витя, положил деньги в пакет и побежал к мальчикам. Как весело катать большой самосвал с песком! Сначала нужно набрать песок в кузов (это делает Максим), потом Витя везет самосвал к куче песка, а Андрей выгружает.
Вскоре Максима и Андрея позвали обедать. Тут только Витя вспомнил, что его мама послала за хлебом. Пошел он в магазин, а по дороге обнаружил, что пакет с деньгами пропал. Заметался мальчик по двору — нигде нет пакета. Испугался, заплакал, пошел домой. Мама увидела заплаканного сына и спросила: «Сынок, кто тебя обидел? » Молчит Витя: сам он себя обидел и маму подвел. Рекомендации взрослым. Как правило, детям жалко Витю. Они начинают думать, куда делся пакет? Украли, ветер унес... (практически детективное расследование). Им кажется, что если бы пакет не потерялся, ничего страшного бы не случилось: Витя принес бы хлеб домой, и мама не заметила, сколько времени он провел во дворе. Это трудный разговор, потому что дети могут сказать, что если бы Витя купил хлеб и отнес маме, она не пустила бы его гулять и он не поиграл бы с самосвалом. Главное здесь — объяснить ребятам, что мама рассчитывала на Витю, считая его вполне взрослым и ответственным. Доверия мальчик не оправдал, трудно теперь ему будет доказать маме, что он — ответственный человек. Примечание. Обратите внимание на реплики детей, которые могут сказать: «А я бы не пошел домой, ведь мама могла меня наказать», «А теперь Витю побьют? » и т. д. * В основу беседы был положен рассказ из книги Ж. Рони «Борьба за огонь». М., 2002.
Рассказ для детей 6—7 лет* Люди, жившие несколько тысяч лет назад, очень дорожили огнем, который спасал и защищал их от непогоды и диких зверей, обогревал пещеры и хижины, рождал ощущение тепла и уюта, позволял есть горячую пищу. Огонь был самым дорогим сокровищем, поскольку люди еще не умели добывать его, они могли только поддерживать костер, зажженный лесным пожаром или молнией, не давали ему погаснуть. Поэтому, когда охотники отправлялись за добычей, костер доверяли самому ответственному члену племени. Однажды следить за огнем поручили одному мальчику. Он сидел возле костра и случайно заснул... Как вы думаете, что произошло потом?
Выслушайте ответы детей и дополните их. Попросите представить такие Ситуации: племя возвращается с охоты поздно вечером, огонь погас, значит, путь к пещере не найти; мясо невозможно поджарить, оно пропадет, а значит охота была напрасной; рядом бродит пещерный медведь, он теперь может зайти в пещеру, огонь его больше не пугает и т. д. Доверив мальчику охранять огонь, члены племени доверили ему свои жизни. Мальчик обрек их на смерть. Отвечать за других — значит, уметь отвечать за себя. Только человек, владеющий собой в любых обстоятельствах, способный поступиться своими интересами, достоин высокого права отвечать за других. Примечание. Беседа может затронуть тему наказания: сделайте акцент не на том, что теперь будет с мальчиком (наказан, выгнан из племени), а на том, что он должен сделать, чтобы исправить ситуацию и вернуть огонь. Рекомендации взрослым. Для проведения беседы можно использовать материалы из приложений 4, 5. ♦ За что отвечает человек? За все, что происходит на Земле или за что-то личное? ♦ Как часто ты чувствуешь себя ответственным человеком? Закончите разговор вопросом. ♦ За что можешь отвечать ты?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|