Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблемные ситуации.   ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. Рассказ для детей 4—5 лет. Примечание. На собрании мнения родителей мо­гут разделиться во время обсуждения первой проблем­ной ситуации: «родителям виднее»




Проблемные ситуации

1. Идет физкультурное занятие. Дети активно де­лают упражнения, все разогреты, веселы. Возвраща­ются в группу, в приемной уже ждут несколько мам.

Одна из них, увидев сына, говорит, обращаясь к вос­питателю: «Я же просила вас надевать ему теплую коф­ту, когда вы ходите в физкультурный зал, у вас там всегда прохладно».

2. Новогодний утренник в детском саду. Все ро­дители и дети, пришли нарядно одетые. Только Миша и Катя были в обычных костюмах. Они стес­нялись своей одежды, отказывались читать стихи. Катя не стала танцевать. Вечером родители забира­ли своих детей. На вопрос, почему дети одеты не в соответствии с утренником, Катина мама сказала, что не знала о празднике и ее никто не предупре­дил, а Мишин папа пришел самым последним, ска­зал, что у него много дел и «некогда думать о каких-то нарядах».

Примечание. На собрании мнения родителей мо­гут разделиться во время обсуждения первой проблем­ной ситуации: «родителям виднее», «пусть воспитате­ли делают то, о чем просят родители», или «педагогам виднее, ведь они профессионалы». Тем не менее по­старайтесь учесть требования педагогов в выборе одежды для детского сада.

Вторая ситуация наиболее типична, но речь здесь идет не только о социально неблагополучных семьях (такие семьи воспитателям известны, костюмы на дет­ский праздник можно подобрать силами дошкольного учреждения), это также касается семей, в которых мамы и папы слишком заняты «бизнесом» или равно­душны к жизни ребенка. С такими родителями нуж­но провести серьезную беседу на собрании или инди­видуально.

                      ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Рассказ для детей 4—5 лет

В воскресенье вся семья Лены поехала на прогулку в лес. Дочка, мама и папа катались на лыжах, смотре­ли на белок, пили чай из термоса. Вечером, уставшие и довольные, они пришли домой.

Утром Лена проснулась от громкого кашля — это кашлял папа. Он вчера дольше всех катался на лы­жах, вспотел и потом долго шел без шапки. Мама го­ворила, что это очень опасно, ведь можно простыть. Но папа в ответ весело смеялся, совсем как мальчики из группы детского сада, и говорил, что никогда не заболеет. И вот он простыл.

Мама сделала горячий чай с малиной и пошла на работу. Лене она поручила смотреть за тем, чтобы папа пил чай, тепло одевался и не ходил босиком по квартире. Справиться с этим было трудно — папа по­стоянно забывал о чае и тапочках, но девочка помни­ла о поручении мамы. Она хотела, чтобы папа быст­рее поправился, поэтому поила его чаем и старатель­но укутывала одеялом. Когда мама вернулась вечером с работы, папа уже спокойно спал. Болезнь его отсту­пила.

Как вы думаете, справилась Лена с маминым пору­чением? Можно ли назвать Лену ответственным чело­веком и поручать ей любой дело? Хотел бы ты дру­жить с такой девочкой?

Рекомендации взрослым. Обратите внимание: в роли «непослушного» ребенка в рассказе выступает папа. Этот прием позволяет детям почувствовать себя значимыми, нужными и все понимающими: они-то ведь наверняка бы слушались маму и не заболели. Часто взрослые недооценивают степень ответственности де­тей, которые между тем многое могут и должны де­лать сами.

Рассказ для детей 5—6 лет

Мама Вити, готовя вкусный обед, заметила, что дома нет хлеба. Магазин был во дворе. «Витя, — сказала мама, — сходи за хлебом, а я пока накрою на стол». Витя взял пакет, мама дала денег на хлеб, и мальчик вышел из дома.

В это время во дворе ребята катали игрушечный самосвал с песком. Андрей позвал друга: «Иди ско­рей, поиграй с нами! » «Ну, один-то раз прокачу, ничего не случится», — подумал Витя, положил деньги в пакет и побежал к мальчикам. Как весело катать большой самосвал с песком! Сначала нужно набрать песок в кузов (это делает Максим), потом Витя везет самосвал к куче песка, а Андрей выгружает.

Вскоре Максима и Андрея позвали обедать. Тут толь­ко Витя вспомнил, что его мама послала за хлебом. Пошел он в магазин, а по дороге обнаружил, что пакет с деньгами пропал. Заметался мальчик по двору — нигде нет пакета. Испугался, заплакал, пошел домой. Мама увидела заплаканного сына и спросила: «Сынок, кто тебя обидел? » Молчит Витя: сам он себя обидел и маму подвел.

Рекомендации взрослым. Как правило, детям жал­ко Витю. Они начинают думать, куда делся пакет? Украли, ветер унес... (практически детективное рас­следование). Им кажется, что если бы пакет не поте­рялся, ничего страшного бы не случилось: Витя при­нес бы хлеб домой, и мама не заметила, сколько вре­мени он провел во дворе.

Это трудный разговор, потому что дети могут ска­зать, что если бы Витя купил хлеб и отнес маме, она не пустила бы его гулять и он не поиграл бы с само­свалом. Главное здесь — объяснить ребятам, что мама рассчитывала на Витю, считая его вполне взрослым и ответственным. Доверия мальчик не оправдал, трудно теперь ему будет доказать маме, что он — ответствен­ный человек.

Примечание. Обратите внимание на реплики де­тей, которые могут сказать: «А я бы не пошел домой, ведь мама могла меня наказать», «А теперь Витю побьют? » и т. д.

* В основу беседы был положен рассказ из книги Ж. Рони «Борьба за огонь». М., 2002.

 

Рассказ для детей 6—7 лет*

Люди, жившие несколько тысяч лет назад, очень дорожили огнем, который спасал и защищал их от непогоды и диких зверей, обогревал пещеры и хижины, рождал ощущение тепла и уюта, позволял есть горячую пищу. Огонь был самым дорогим сокрови­щем, поскольку люди еще не умели добывать его, они могли только поддерживать костер, зажженный лесным пожаром или молнией, не давали ему погас­нуть. Поэтому, когда охотники отправлялись за до­бычей, костер доверяли самому ответственному чле­ну племени.

Однажды следить за огнем поручили одному маль­чику. Он сидел возле костра и случайно заснул... Как вы думаете, что произошло потом?

Выслушайте ответы детей и дополните их. Попро­сите представить такие Ситуации: племя возвраща­ется с охоты поздно вечером, огонь погас, значит, путь к пещере не найти; мясо невозможно поджа­рить, оно пропадет, а значит охота была напрасной; рядом бродит пещерный медведь, он теперь может зайти в пещеру, огонь его больше не пугает и т. д.

Доверив мальчику охранять огонь, члены племе­ни доверили ему свои жизни. Мальчик обрек их на смерть. Отвечать за других — значит, уметь отве­чать за себя. Только человек, владеющий собой в любых обстоятельствах, способный поступиться сво­ими интересами, достоин высокого права отвечать за других.

Примечание. Беседа может затронуть тему наказа­ния: сделайте акцент не на том, что теперь будет с мальчиком (наказан, выгнан из племени), а на том, что он должен сделать, чтобы исправить ситуацию и вернуть огонь.

Рекомендации взрослым. Для проведения беседы можно использовать материалы из приложений 4, 5.

♦ За что отвечает человек? За все, что происходит на Земле или за что-то личное?

♦ Как часто ты чувствуешь себя ответственным че­ловеком?

Закончите разговор вопросом.

♦ За что можешь отвечать ты?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...