Проблемная ситуация. Рассказ для детей 4—5 лет. Проблемные ситуации
Проблемная ситуация В детском саду у мальчика пропала дорогая машина. Реакция его была страшной: он сначала плакал, потом затих и только отчаянно смотрел на детей и воспитателя глазами, полными слез. Пропала машинка в групповой комнате, потому что дети не выходили в этот день гулять. После долгих поисков машинку нашли у одного ребенка в кабинке. Вечером воспитатель беседует с мамой мальчика, который забрал машинку. Реакция мамы: «Ни к чему такие дорогие вещи носить в группу. Мне вот они не по карману, а кому не жалко, пусть носят. Что бы он с ней сделал? Поиграл и принес бы обратно». Воспитатель пытается объяснить маме, что у семьи этого мальчика тоже сложное материальное положение, машинку подарила ему мама на день рождения. Безуспешно. Обсудите с родителями эту ситуацию, разработайте единые для всех детей правила приноса игрушек в группу, обговорите возможные последствия. Не забудьте еще раз упомянуть о роли игрушки в воспитании ребенка (см. приложение 2). ИМЯ Рассказ для детей 4—5 лет Жил на свете мальчик, а как звали его, он не знал. Пошел он погулять на лужок и увидел бычка. «Здравствуй, — сказал мальчик. — Ты кто? » — «Я бычок, а ты кто? » — «А я мальчик». — «А как тебя звать? » — спросил бычок. — «Как это звать? » Бычок пояснил: «Как тебя зовет мама, когда нужно пить молоко? » — «Сыночек, солнышко, заинька, кисонька», — сказал мальчик. — «Сколько же у тебя имен! А у меня — одно». В это время мама бычка, корова, позвала его пить молоко. «Степашка, — звала мама-корова, — иди пить молоко». Бычок ускакал, а мальчик остался на лугу. Гулял он, гулял и вдруг увидел козочку. «Здравствуй, — сказал мальчик. — Ты кто? » — «Я козочка», — сказала козочка, — а ты кто? » «А я мальчик». — «А как тебя звать? » — спросила козочка. — «Я не знаю». Вдруг туча накрыла солнце и стало темно. «Беляночка, — послышался голос. — Пора домой! » Это мама-коза звала дочку-козочку от дождя укрыться в домике.
Остался мальчик один. Грустно ему стало. Вдруг слышит: «Игорек, сыночек, солнышко мое, пора домой, скоро дождик начнется». Это мама мальчика искала его на лужайке. Понял тут мальчик, как его зовут, и побежал к маме. А ты догадался, как звали мальчика? Рекомендации взрослым. После чтения задайте детям вопросы. ♦ Как вас зовет мама? ♦ Как вас называют друзья? ♦ Почему столько имен было у мальчика? ♦ Есть ли у вас такие ласковые имена? Маленький ребенок не может сразу выделить себя из окружающего пространства, связать свое имя с понятием «я». Не случайно у многих народов есть схожие игры, когда ребенок или мать закрывает свое лицо. У англичан и американцев она носит названия «пикабу», «пипбо», «бопип» («пик» — значит «взгляд украдкой»). Русский аналог ее — «ку-ку»: «Ку-ку, а где у нас Петя? » — говорит бабушка или мама, закрывая ребенка платочком; тут же поднимает платок и говорит: «Вот наш Петенька, вот наш маленький! » Это игра известна и на Кавказе. У балкарцев мать говорит при открывании лица слово «кляу» или произносит слово «есть» (при открытом лице), «нет» (при закрытом), у чеченцев она сопровождается словом «ба» — «вот я»; удмурты произносят «ать» — «явилось, обнаружилось». Детям часто кажется, что если они не видят кого-то или мир в целом, то и другие его не видят. В душу ребенка закрадывается сомнение: а существую ли я вообще. Дети тут же преодолевают его, высунувшись из-под платка, чтобы показаться миру. Для ребенка очень важен отклик взрослого на его присутствие. Именно поэтому он так эмоционально реагирует на возглас: «Вот он, наш Миша! », «Вот наша Марина! »
Ребенок в этой игре учится структурировать пространство, в котором находится, вычленять себя, свое «я». Первый этап в осознании человеком факта существования в этом мире связан с окружающими его людьми. Это они замечают, что «я» есть, выделив ребенка из фона окружающей жизни как значимую фигуру и назвав его по имени. Часто в дошкольном учреждении или семье можно столкнуться с такой ситуацией, когда Фархат превращается в Фунтика или Фару (вслед за одноименным российско-казахским фильмом), Далил в Талиба, Алина в Лину. Ребенок, который с трудом вычленяет себя из пространства, не всегда отождествляет собственное имя с собой, а прозвища вызывают у него растерянность. Нередко это сказывается на его адаптации в _ ДОУ, дезорганизует, если он находится в малознакомой обстановке, препятствует дальнейшей социализации. Проблемные ситуации ♦ Маленького Антона (2, 5 года) родители называют Мишуткой, потому что он похож на мальчика из рекламы сгущенного молока «Мишутка». В детском саду он Антон, дома — малыш и Мишутка. Задание для родителей. Какое право ребенка нарушено? К каким последствиям это может привести? ♦ «Меня зовут Маринка», — сказала новенькая девочка, придя в группу детского сада. «Ну, Маринок у нас уже много, будешь Инкой», — уверенно сказала воспитательница. Спустя неделю мама, придя в детский сад, увидела детей, играющих на участке. Она решила окликнуть свою дочь. «Маринка, Мариночка! » — зовет она. Девочка увлеченно продолжает играть. «Инка, за тобой мама пришла», — сообщают дети, играющие рядом. Девочка поднимает голову и радостно бежит к матери. Задание для родителей. Допустима ли такая произвольная смена имени? Примечание. Нужно избежать стереотипного обсуждения по типу «нет, нельзя и все». Ведь порой именно ласковые, сокращенные имена становятся частью личности человека. Подойдите к этому вопросу с разных сторон, договоритесь с родителями о том, как вы будете звать ребенка в детском саду. Но помните, родителям (особенно детей раннего возраста) нужно избегать домашних прозвищ в детском саду.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|