Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Федеральное государственное бюджетное образовательное




Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Башкирский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

Кафедра нормальной физиологии

 

                                                                               УТВЕРЖДАЮ

                                                                               Зав. кафедрой,

                                                                                профессор Каюмова А. Ф.

                                                                                                                                                         

31 августа 2018      

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

к практическому занятию по модулю «Физиология высшей нервной деятельности»

Дисциплина:       НОРМАЛЬНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ

Специальность: 31. 05. 01. - лечебное дело   

Курс:                      II

Семестр:                IV

Количество часов - 16

Уфа

 

    Темы модуля «Физиология высшей нервной деятельности» разработаны на основании рабочей программы по нормальной физиологии по специальности 31. 05. 01. - Лечебное дело, утвержденной «30» августа 2018 г.

 

Рецензенты:

 

1. Ректор, зав. кафедрой нормальной физиологии ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Минздрава Российской Федерации, д. м. н., профессор Мирошниченко И. В.  

2. Главный врач ГБУЗ поликлиники № 1, к. м. н Валиуллин Д. Р.  

 

Авторы: зав. каф., профессор Каюмова А. Ф.

 

                            доцент Самоходова О. В.  

 

Утверждено на заседании кафедры нормальной физиологии,

 

протокол № 1 от «31» августа 2018 г.

 

 

 

 

Практическое занятие № 28.

1. Тема: Кора больших полушарий.

Условные рефлексы, их торможение.

Актуальность темы:

высшие психические функции человека – сознание, эмоции, мышление, память, речь и другие – выполняет кора больших полушарий головного мозга. Физиология изучает мозговые механизмы психических функций. Кроме того, кора контролирует функции низлежащих отделов ЦНС и всего организма в целом.

Одним из основных элементарных актов ВНД является условный рефлекс. Биологическое значение условных рефлексов состоит в том, что они обеспечивают более тонкое приспособление организма к окружающей обстановке. Одним из важнейших свойств условных рефлексов является их непостоянство – они могут быть заторможены, если перестали быть нужными организму вследствие изменения условий. Механизмы выработки условных рефлексов и их торможение достаточно сложны.

    Знания и понимание этих вопросов необходимы врачу любого профиля и специальности.  

 

2. Цели занятия:

 - усвоить вопросы локализации функций в коре больших полушарий;

 - изучить основные методы исследования функций коры больших полушарий;

 - познакомиться с методом регистрации электроэнцефалограммы, научиться

различать ритмы ЭЭГ;

- наблюдать выработку у человека условного двигательного оборонительного рефлекса;

- используя метод условных рефлексов исследовать процессы торможения в коре головного мозга и его взаимодействие с процессами возбуждения;

- познакомить обучающихся с возможностью выработки условного рефлекса у человека при словесном подкреплении, а также с некоторыми видами внутреннего торможения.

 

Для формирования профессиональных компетенций обучающиеся должны знать:

- морфологические основы динамической локализации функций в коре полушарий большого мозга;

- цитоархитектоника коры больших полушарий4

- понятие процессов возбуждения и торможения;

 - рефлексы, их виды, рефлекторные дуги;

 - центральное торможение, его виды.

 

 

Для формирования профессиональных компетенций обучающиеся должны владеть и уметь:

- регистрировать и анализировать результаты записи ЭЭГ;

- определять индивидуальный профиль функциональной асимметрии полушарий моторной и сенсорной;

- вырабатывать условный двигательный оборонительный рефлекс у человека;

- вырабатывать условный рефлекс у человека при словесном подкреплении, а также некоторые виды внутреннего торможения (угасательное, дифференцировочное);

- и овладеть следующими компетенциями:

- (ОК-1) навыками изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления;

- (ОК-5) навыками публичной речи, морально-этической аргументации, ведения дискуссий, принципами врачебной деонтологии и медицинской этики;

- (ОПК-9) основными методами исследований физиологических функций, навыками в использовании простейших медицинских приборов и инструментов.

3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы:

Вопросы для самоподготовки:

1. роль коры в формировании системной деятельности организма, представление о кортикализации функций в процессе эволюции ЦНС;

2. афферентные, эфферентные и ассоциативные области коры, современные представления о локализации функций в коре, полифункциональность корковых областей, колонковую организацию коры;

3. парность в деятельности коры больших полушарий, функциональную асимметрию полушарий у человека;

4. электрические явления в коре больших полушарий: происхождение ЭЭГ, основные виды волн (ритмов) ЭЭГ, их связь с функциональным состоянием;

5. методы исследования функций коры больших полушарий: стереотаксический метод, электроэнцефалография (ЭЭГ), метод вызванных потенциалов, микроэлектродный метод регистрации активности клеток коры.

6. врожденные формы поведения (безусловные рефлексы, инстинкты), их значение;

7. условный рефлекс как форму приспособления животных и человека к изменяющимся условиям существования, закономерности образования и проявления условных рефлексов;

8. классификация условных рефлексов, физиологические механизмы образования условных рефлексов, их структурно-функциональную основу;

9. правила образования условных рефлексов;

10. способы выработки условных рефлексов: наличные (совпадающие, отставленные, запаздывающие) и следовые;

11. отличия условных рефлексов от безусловных;

12. безусловное торможение условных рефлексов, его виды и значение;

13. условное (внутреннее, корковое) торможение условных рефлексов, его виды, современные представления о механизмах коркового торможения;

14. сон, его виды и фазы, активный и пассивный сон, теории о механизмах сна, сновидения, физиологические основы гипнотических состояний.

 

4. Вид занятия: практическое занятие.

 

 5. Продолжительность: 4 академических часа.

 

6. Оснащение:

 6. 1. дидактический материал и оснащение (телевизор и DVD проигрыватель для просмотра учебного фильма, таблицы, методическое пособие, электроэнцефалограф, шлем с электродами, гель, установка для выработки условного двигательно- оборонительного рефлекса);

6. 2. ТСО (компьютеры).

 

    7. Структура занятия:

7. 1. Контроль исходного уровня знаний - компьютерное тестирование (тесты I и II типов).

7. 2. Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия.

7. 3. Демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме.

7. 4. Самостоятельная работа обучающихся под контролем преподавателя:

    - овладение методом регистрации и анализа ЭЭГ;

    - определение индивидуального профиля моторной и сенсорной функциональной асимметрии полушарий.           

- выработка условного двигательного оборонительного рефлекса у человека;

- выработка условного рефлекса у студентов на словесный раздражитель, а также некоторых видов внутреннего торможения (угасательного, дифференцировочного).

 

    Оформление протоколов выполненных практических работ с анализом полученных результатов и выводами.       

7. 5. Контроль конечного уровня знаний путем решения ситуационных задач.

Место проведения самоподготовки: учебная комната.

 

Учебно-исследовательская работа обучающихся по данной теме: работа с основной и дополнительной литературой, просмотр учебных фильмов, выполнение практических работ и оформление протоколов с анализом полученных результатов и выводами, подведение итогов занятия.

 

Литература (в т. ч. адреса электронных ресурсов).

Основная:

Дополнительная:

(См. учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины)

 

Зав. кафедрой,

профессор Каюмова А. Ф.                                                                                        

 

доцент

Самоходова О. В.

«31» августа 2018 г.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...