Практическое занятие № 30.. 1. Тема: Итоговое занятие по разделу «Физиология высшей нервной деятельности».
Практическое занятие № 30. 1. Тема: Итоговое занятие по разделу «Физиология высшей нервной деятельности».
Актуальность темы: высшая нервная деятельность - интегративная деятельность высших отделов мозга, обеспечивающая индивидуальное поведенческое приспособление человека и высших животных к изменяющимся условиям внешней среды. Высшая нервная деятельность обеспечивает совокупность системы безусловных и условных рефлексов. Система безусловных рефлексов обеспечивает координационную деятельность организма. Она ограничена жесткими рамками врожденных (генетических) механизмов. Система условных рефлексов обеспечивает приспособление к изменяющимся условиям окружающей среды. Понимание детерминированной обусловленности поведения человека и его психического состояния действием многих факторов внешней и внутренней среды поможет врачу разобраться в причинах болезни, выработать полезные навыки или избавиться от вредных привычек.
2. Цель занятия: - обучающиеся должны показать умение излагать, объяснять и обобщать учебный материал по теме занятия; - преподаватель должен выявить и достоверно оценить уровень знаний обучающихся; - проконтролировать и оценить качество овладения знаниями по разделу «Физиология высшей нервной деятельности».
Для формирования профессиональных компетенций обучающиеся должны знать: - морфологические основы динамической локализации функций в коре полушарий большого мозга; - цитоархитектоника коры больших полушарий; - понятие процессов возбуждения и торможения; - рефлексы, их виды, рефлекторные дуги; - центральное торможение, его виды;
- локализация функций в коре больших полушарий; - механизм замыкания временной связи; - динамика основных нервных процессов (явления иррадиации, концентрации и индукции возбуждения и торможения); - первая и вторая сигнальные системы; - высшие психические функции человека; эмоции; мотивации.
Для формирования профессиональных компетенций обучающиеся должны владеть и уметь: - отвечать на поставленные вопросы; - решать ситуационные задачи и тесты по разделу «ВНД»; - владеть изученными методами исследования ВНД; - и овладеть следующими компетенциями: - (ОК-1) навыками изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления; - (ОК-5) навыками публичной речи, морально-этической аргументации, ведения дискуссий, принципами врачебной деонтологии и медицинской этики; - (ОПК-9) основными методами исследований физиологических функций, навыками в использовании простейших медицинских приборов и инструментов. 3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы: Вопросы для самоподготовки: 1. роль коры в формировании системной деятельности организма, представление о кортикализации функций в процессе эволюции ЦНС; 2. афферентные, эфферентные и ассоциативные области коры, современные представления о локализации функций в коре, полифункциональность корковых областей, колонковую организацию коры; 3. парность в деятельности коры больших полушарий, функциональную асимметрию полушарий у человека; 4. электрические явления в коре больших полушарий: происхождение ЭЭГ, основные виды волн (ритмов) ЭЭГ, их связь с функциональным состоянием; 5. методы исследования функций коры больших полушарий: стереотаксический метод, электроэнцефалография (ЭЭГ), метод вызванных потенциалов, микроэлектродный метод регистрации активности клеток коры; врожденные формы поведения (безусловные рефлексы, инстинкты), их значение;
6. условный рефлекс как форма приспособления животных и человека к изменяющимся условиям существования, закономерности образования и проявления условных рефлексов; 7. классификация условных рефлексов, физиологические механизмы образования условных рефлексов, их структурно-функциональную основу; 8. правила образования условных рефлексов; 9. способы выработки условных рефлексов: наличные (совпадающие, отставленные, запаздывающие) и следовые; 10. отличия условных рефлексов от безусловных; 11. безусловное торможение условных рефлексов, его виды и значение; 12. условное (внутреннее, корковое) торможение условных рефлексов, его виды, современные представления о механизмах коркового торможения; 13. сон, его виды и фазы, активный и пассивный сон, теории о механизмах сна, сновидения, физиологические основы гипнотических состояний; 14. взаимодействие между процессами возбуждения и торможения в коре больших полушарий (иррадиация, концентрация, взаимная индукция); 15. аналитико-синтетическая деятельность коры больших полушарий, периферический и центральный анализ, синтез; 16. системность в работе больших полушарий, динамический стереотип, его физиологическая сущность, значение для обучения и приобретения трудовых навыков; 17. типы ВНД животных и человека (И. П. Павлов), их классификацию, характеристику, методики определения, роль воспитания; 18. закон силовых отношений и его изменения при различных функциональных состояниях организма, фазовые явления в коре больших полушарий; 19. учение И. П. Павлова о первой и второй сигнальных системах; 20. понятие о высших психических функциях человека (внимание, восприятие, память, эмоции, мышление, сознание, речь); 21. понятие внимания, значение работ И. П. Павлова и А. А. Ухтомского для понимания физиологических механизмов внимания; 22. понятие восприятия, современные представления об особенностях восприятия у человека; 23. биологическую роль эмоций, вегетативные и соматические компоненты эмоций, их значение в целенаправленной деятельности человека; 24. мотивации, классификацию мотиваций, механизм их возникновения; 25. мышление, развитие абстрактного мышления у человека, роль мозговых структур в процессе мышления;
26. память, ее биологическое значение, классификацию памяти, механизмы кратковременной и долговременной памяти; 27. схема функциональной системы по П. К. Анохину, ее узловые механизмы, их роль в достижении полезного для организма приспособительного результата.
4. Вид занятия: практическое занятие.
5. Продолжительность: 4 академических часа. 6. Оснащение: 6. 1. дидактический материал (наборы контрольных вопросов, ситуационных задач); 6. 2. ТСО (компьютеры).
7. Структура занятия: контроль и коррекция знаний обучающихся по учебному материалу занятия: - компьютерное тестирование; - письменная контрольная работа; - контроль и коррекция умений и практических навыков по разделу; - устный опрос и обсуждение контрольных работ.
Место проведения самоподготовки: учебная комната.
Учебно-исследовательская работа обучающихся по данной теме: работа с основной и дополнительной литературой, выполнение практических работ и подведение итогов занятия.
Литература (в т. ч. адреса электронных ресурсов). Основная: Дополнительная: (См. учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины)
Зав. кафедрой, профессор Каюмова А. Ф. доцент Самоходова О. В. «31» августа 2018 г.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|