Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Практическое занятие № 30.. 1. Тема: Итоговое занятие по разделу «Физиология высшей нервной деятельности».




Практическое занятие № 30.

1. Тема: Итоговое занятие по разделу «Физиология высшей нервной деятельности».

 

Актуальность темы:

высшая нервная деятельность - интегративная деятельность высших отделов мозга, обеспечивающая индивидуальное поведенческое приспособление человека и высших животных к изменяющимся условиям внешней среды.

Высшая нервная деятельность обеспечивает совокупность системы безусловных и условных рефлексов. Система безусловных рефлексов обеспечивает координационную деятельность организма. Она ограничена жесткими рамками врожденных (генетических) механизмов. Система условных рефлексов обеспечивает приспособление к изменяющимся условиям окружающей среды.

Понимание детерминированной обусловленности поведения человека и его психического состояния действием многих факторов внешней и внутренней среды поможет врачу разобраться в причинах болезни, выработать полезные навыки или избавиться от вредных привычек.

 

 2. Цель занятия:  

- обучающиеся должны показать умение излагать, объяснять и обобщать учебный материал по теме занятия;

- преподаватель должен выявить и достоверно оценить уровень знаний обучающихся;

- проконтролировать и оценить качество овладения знаниями по разделу «Физиология высшей нервной деятельности».  

 

Для формирования профессиональных компетенций обучающиеся должны знать:

- морфологические основы динамической локализации функций в коре полушарий большого мозга;

- цитоархитектоника коры больших полушарий;

- понятие процессов возбуждения и торможения;

- рефлексы, их виды, рефлекторные дуги;

- центральное торможение, его виды;

- локализация функций в коре больших полушарий;

- механизм замыкания временной связи;

- динамика основных нервных процессов (явления иррадиации, концентрации и индукции возбуждения и торможения);

- первая и вторая сигнальные системы;

- высшие психические функции человека; эмоции; мотивации.

 

    Для формирования профессиональных компетенций обучающиеся должны владеть и уметь:

- отвечать на поставленные вопросы;

- решать ситуационные задачи и тесты по разделу «ВНД»;

- владеть изученными методами исследования ВНД;

- и овладеть следующими компетенциями:

- (ОК-1) навыками изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления;

- (ОК-5) навыками публичной речи, морально-этической аргументации, ведения дискуссий, принципами врачебной деонтологии и медицинской этики;

- (ОПК-9) основными методами исследований физиологических функций, навыками в использовании простейших медицинских приборов и инструментов.

3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы:

Вопросы для самоподготовки:

1. роль коры в формировании системной деятельности организма, представление о кортикализации функций в процессе эволюции ЦНС;

2. афферентные, эфферентные и ассоциативные области коры, современные представления о локализации функций в коре, полифункциональность корковых областей, колонковую организацию коры;

3. парность в деятельности коры больших полушарий, функциональную асимметрию полушарий у человека;

4. электрические явления в коре больших полушарий: происхождение ЭЭГ, основные виды волн (ритмов) ЭЭГ, их связь с функциональным состоянием;

5. методы исследования функций коры больших полушарий: стереотаксический метод, электроэнцефалография (ЭЭГ), метод вызванных потенциалов, микроэлектродный метод регистрации активности клеток коры;

врожденные формы поведения (безусловные рефлексы, инстинкты), их значение;

6. условный рефлекс как форма приспособления животных и человека к изменяющимся условиям существования, закономерности образования и проявления условных рефлексов;

7. классификация условных рефлексов, физиологические механизмы образования условных рефлексов, их структурно-функциональную основу;

8. правила образования условных рефлексов;

9. способы выработки условных рефлексов: наличные (совпадающие, отставленные, запаздывающие) и следовые;

10. отличия условных рефлексов от безусловных;

11. безусловное торможение условных рефлексов, его виды и значение;

12. условное (внутреннее, корковое) торможение условных рефлексов, его виды, современные представления о механизмах коркового торможения;

13. сон, его виды и фазы, активный и пассивный сон, теории о механизмах сна, сновидения, физиологические основы гипнотических состояний;

14. взаимодействие между процессами возбуждения и торможения в коре больших полушарий (иррадиация, концентрация, взаимная индукция);

15. аналитико-синтетическая деятельность коры больших полушарий, периферический и центральный анализ, синтез;

16. системность в работе больших полушарий, динамический стереотип, его физиологическая сущность, значение для обучения и приобретения трудовых навыков;

17. типы ВНД животных и человека (И. П. Павлов), их классификацию, характеристику, методики определения, роль воспитания;

18. закон силовых отношений и его изменения при различных функциональных состояниях организма, фазовые явления в коре больших полушарий;

19. учение И. П. Павлова о первой и второй сигнальных системах;

20. понятие о высших психических функциях человека (внимание, восприятие, память, эмоции, мышление, сознание, речь);

21. понятие внимания, значение работ И. П. Павлова и А. А. Ухтомского для понимания физиологических механизмов внимания;

22. понятие восприятия, современные представления об особенностях восприятия у человека;

23. биологическую роль эмоций, вегетативные и соматические компоненты эмоций, их значение в целенаправленной деятельности человека;

24. мотивации, классификацию мотиваций, механизм их возникновения;

25. мышление, развитие абстрактного мышления у человека, роль мозговых структур в процессе мышления;

26. память, ее биологическое значение, классификацию памяти, механизмы кратковременной и долговременной памяти;

27. схема функциональной системы по П. К. Анохину, ее узловые механизмы,   их роль в достижении полезного для организма приспособительного результата.

 

4. Вид занятия: практическое занятие.

 

5. Продолжительность: 4 академических часа.

6. Оснащение:

 6. 1. дидактический материал (наборы контрольных вопросов, ситуационных задач);

6. 2. ТСО (компьютеры).

 

7. Структура занятия:

контроль и коррекция знаний обучающихся по учебному материалу занятия:

- компьютерное тестирование;

- письменная контрольная работа;

- контроль и коррекция умений и практических навыков по разделу;

- устный опрос и обсуждение контрольных работ.

        

Место проведения самоподготовки: учебная комната.

 

Учебно-исследовательская работа обучающихся по данной теме: работа с основной и дополнительной литературой, выполнение практических работ и подведение итогов занятия.

 

Литература (в т. ч. адреса электронных ресурсов).

Основная:

Дополнительная:

(См. учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины)

 

Зав. кафедрой,

профессор Каюмова А. Ф.                                                                                        

доцент

Самоходова О. В.

«31» августа 2018 г.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...