Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Практическое занятие № 29.. 1. Тема: Аналитико-синтетическая деятельность коры. Типы ВНД. Функциональная система поведенческого акта.




Практическое занятие № 29.

1. Тема: Аналитико-синтетическая деятельность коры. Типы ВНД. Функциональная система поведенческого акта.

 

Актуальность темы:

еще врачи античной древности обращали внимание на индивидуальные различия темперамента людей, проявляющиеся не только в их характере и поступках, но и в отношениях к болезням. Гиппократ выделил четыре типа темперамента, а И. П. Павлов соотнес их с типами ВНД. Тип нервной системы – это совокупность свойств нервных процессов, которые определяются наследственными особенностями организма и приобретенными в процессе индивидуальной жизни. Сила нервных процессов является показателем работоспособности нервных клеток и нервной системы в целом. Сильная нервная система выдержит большую по величине и длительности нагрузку, чем слабая.

Данная тема является актуальной, поскольку происхождение многих заболеваний нервной системы связано с функциональными нарушениями нормальных свойств основных нервных процессов и высшей нервной деятельности.

 

2. Цель занятия:

 - уметь охарактеризовать понятия «анализа и синтеза» в коре больших полушарий, а также системную деятельность коры;

 - с помощью личностного опросника Айзенка определить темперамент обучающихся;

 - с помощью метода анамнеза по «жизненным показателям» (основным особенностям поведения) определить формулу темперамента;

 - уметь дать психологическую характеристику типов темперамента;

 - получение обучающимися знаний основных положений учения П. К. Анохина о функциональных системах поведенческих актов;

 - знать о роли и взаимоотношениях биологических и социальных мотиваций;

 - изучить физиологические основы первой и второй сигнальных систем;

 - познакомиться с методами исследования особенностей восприятия, ощущений, понять их значение в познавательной деятельности;

 - познакомиться с методами исследования внимания, мышления, оценить скорость протекания мыслительных процессов.

 

Для формирования профессиональных компетенций обучающиеся должны знать:

- локализация функций в коре больших полушарий;

- механизм замыкания временной связи;

- динамика основных нервных процессов (явления иррадиации, концентрации и индукции возбуждения и торможения);

- первая и вторая сигнальные системы;

- высшие психические функции человека; эмоции; мотивации.

 

Для формирования профессиональных компетенций обучающиеся должны владеть и уметь:

- определять типологические особенности человека методами тестирования;

- определять особенности психических функций человека;

- и овладеть следующими компетенциями:

- (ОК-1) навыками изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления;

- (ОК-5) навыками публичной речи, морально-этической аргументации, ведения дискуссий, принципами врачебной деонтологии и медицинской этики;

- (ОПК-9) основными методами исследований физиологических функций, навыками в использовании простейших медицинских приборов и инструментов.

3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы:

Вопросы для самоподготовки:

1. взаимодействие между процессами возбуждения и торможения в коре больших полушарий (иррадиация, концентрация, взаимная индукция);

2. аналитико-синтетическая деятельность коры больших полушарий, периферический и центральный анализ, синтез;

3. системность в работе больших полушарий, динамический стереотип, его физиологическая сущность, значение для обучения и приобретения трудовых навыков;

4. типы ВНД животных и человека (И. П. Павлов), их классификацию, характеристику, методики определения, роль воспитания;

5. закон силовых отношений и его изменения при различных функциональных состояниях организма, фазовые явления в коре больших полушарий;

6. учение И. П. Павлова о первой и второй сигнальных системах;

7. понятие о высших психических функциях человека (внимание, восприятие, память, эмоции, мышление, сознание, речь);

8. понятие внимания, значение работ И. П. Павлова и А. А. Ухтомского для понимания физиологических механизмов внимания;

9. понятие восприятия, современные представления об особенностях восприятия у

 человека;

10. биологическая роль эмоций, вегетативные и соматические компоненты эмоций, их значение в целенаправленной деятельности человека;

11. мотивации, классификацию мотиваций, механизм их возникновения;

12. мышление, развитие абстрактного мышления у человека, роль мозговых структур в процессе мышления;

13. память, ее биологическое значение, классификацию памяти, механизмы кратковременной и долговременной памяти;

14. схема функциональной системы по П. К. Анохину, ее узловые механизмы,   их роль в достижении полезного для организма приспособительного результата.

 

4. Вид занятия: практическое занятие.

 

5. Продолжительность занятия: 4 академических часа.

 

6. Оснащение:

 6. 1. дидактический материал и оснащение (телевизор и DVD проигрыватель для просмотра учебного фильма, таблицы, схемы, методическое пособие, опросники Айзенка, формула темперамента);

6. 2. ТСО (компьютеры).

 

7. Структура занятия:

7. 1. Контроль исходного уровня знаний - компьютерное тестирование (тесты I и II типов).

7. 2. Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия.

7. 3. Демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме.

7. 4. Самостоятельная работа обучающихся под контролем преподавателя:

- с помощью личностного опросника Айзенка определить темперамент обучающихся;

- с помощью метода анамнеза по «жизненным показателям» (основным особенностям поведения) определить формулу темперамента;

- оценка роли ощущения, восприятия в познавательной деятельности;

- исследование внимания, мышления, оценка скорости протекания мыслительных процессов.

    Оформление протоколов выполненных практических работ с анализом полученных результатов и выводами.       

7. 5. Контроль конечного уровня знаний путем решения ситуационных задач.

 

Место проведения самоподготовки: учебная комната.

 

Учебно-исследовательская работа обучающихся по данной теме: работа с основной и дополнительной литературой, просмотр учебных фильмов, выполнение практических работ и оформление протоколов с анализом полученных результатов и выводами, подведение итогов занятия.

 

Литература (в т. ч. адреса электронных ресурсов).

Основная:

Дополнительная:

(См. учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины)

 

Зав. кафедрой,

профессор Каюмова А. Ф.                                                                                        

 

 

доцент

Самоходова О. В.

«31» августа 2018 г.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...