Практическое занятие № 29.. 1. Тема: Аналитико-синтетическая деятельность коры. Типы ВНД. Функциональная система поведенческого акта.
Практическое занятие № 29. 1. Тема: Аналитико-синтетическая деятельность коры. Типы ВНД. Функциональная система поведенческого акта.
Актуальность темы: еще врачи античной древности обращали внимание на индивидуальные различия темперамента людей, проявляющиеся не только в их характере и поступках, но и в отношениях к болезням. Гиппократ выделил четыре типа темперамента, а И. П. Павлов соотнес их с типами ВНД. Тип нервной системы – это совокупность свойств нервных процессов, которые определяются наследственными особенностями организма и приобретенными в процессе индивидуальной жизни. Сила нервных процессов является показателем работоспособности нервных клеток и нервной системы в целом. Сильная нервная система выдержит большую по величине и длительности нагрузку, чем слабая. Данная тема является актуальной, поскольку происхождение многих заболеваний нервной системы связано с функциональными нарушениями нормальных свойств основных нервных процессов и высшей нервной деятельности.
2. Цель занятия: - уметь охарактеризовать понятия «анализа и синтеза» в коре больших полушарий, а также системную деятельность коры; - с помощью личностного опросника Айзенка определить темперамент обучающихся; - с помощью метода анамнеза по «жизненным показателям» (основным особенностям поведения) определить формулу темперамента; - уметь дать психологическую характеристику типов темперамента; - получение обучающимися знаний основных положений учения П. К. Анохина о функциональных системах поведенческих актов; - знать о роли и взаимоотношениях биологических и социальных мотиваций;
- изучить физиологические основы первой и второй сигнальных систем; - познакомиться с методами исследования особенностей восприятия, ощущений, понять их значение в познавательной деятельности; - познакомиться с методами исследования внимания, мышления, оценить скорость протекания мыслительных процессов.
Для формирования профессиональных компетенций обучающиеся должны знать: - локализация функций в коре больших полушарий; - механизм замыкания временной связи; - динамика основных нервных процессов (явления иррадиации, концентрации и индукции возбуждения и торможения); - первая и вторая сигнальные системы; - высшие психические функции человека; эмоции; мотивации.
Для формирования профессиональных компетенций обучающиеся должны владеть и уметь: - определять типологические особенности человека методами тестирования; - определять особенности психических функций человека; - и овладеть следующими компетенциями: - (ОК-1) навыками изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления; - (ОК-5) навыками публичной речи, морально-этической аргументации, ведения дискуссий, принципами врачебной деонтологии и медицинской этики; - (ОПК-9) основными методами исследований физиологических функций, навыками в использовании простейших медицинских приборов и инструментов. 3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы: Вопросы для самоподготовки: 1. взаимодействие между процессами возбуждения и торможения в коре больших полушарий (иррадиация, концентрация, взаимная индукция); 2. аналитико-синтетическая деятельность коры больших полушарий, периферический и центральный анализ, синтез; 3. системность в работе больших полушарий, динамический стереотип, его физиологическая сущность, значение для обучения и приобретения трудовых навыков; 4. типы ВНД животных и человека (И. П. Павлов), их классификацию, характеристику, методики определения, роль воспитания;
5. закон силовых отношений и его изменения при различных функциональных состояниях организма, фазовые явления в коре больших полушарий; 6. учение И. П. Павлова о первой и второй сигнальных системах; 7. понятие о высших психических функциях человека (внимание, восприятие, память, эмоции, мышление, сознание, речь); 8. понятие внимания, значение работ И. П. Павлова и А. А. Ухтомского для понимания физиологических механизмов внимания; 9. понятие восприятия, современные представления об особенностях восприятия у человека; 10. биологическая роль эмоций, вегетативные и соматические компоненты эмоций, их значение в целенаправленной деятельности человека; 11. мотивации, классификацию мотиваций, механизм их возникновения; 12. мышление, развитие абстрактного мышления у человека, роль мозговых структур в процессе мышления; 13. память, ее биологическое значение, классификацию памяти, механизмы кратковременной и долговременной памяти; 14. схема функциональной системы по П. К. Анохину, ее узловые механизмы, их роль в достижении полезного для организма приспособительного результата.
4. Вид занятия: практическое занятие.
5. Продолжительность занятия: 4 академических часа.
6. Оснащение: 6. 1. дидактический материал и оснащение (телевизор и DVD проигрыватель для просмотра учебного фильма, таблицы, схемы, методическое пособие, опросники Айзенка, формула темперамента); 6. 2. ТСО (компьютеры).
7. Структура занятия: 7. 1. Контроль исходного уровня знаний - компьютерное тестирование (тесты I и II типов). 7. 2. Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия. 7. 3. Демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме. 7. 4. Самостоятельная работа обучающихся под контролем преподавателя: - с помощью личностного опросника Айзенка определить темперамент обучающихся; - с помощью метода анамнеза по «жизненным показателям» (основным особенностям поведения) определить формулу темперамента; - оценка роли ощущения, восприятия в познавательной деятельности; - исследование внимания, мышления, оценка скорости протекания мыслительных процессов.
Оформление протоколов выполненных практических работ с анализом полученных результатов и выводами. 7. 5. Контроль конечного уровня знаний путем решения ситуационных задач.
Место проведения самоподготовки: учебная комната.
Учебно-исследовательская работа обучающихся по данной теме: работа с основной и дополнительной литературой, просмотр учебных фильмов, выполнение практических работ и оформление протоколов с анализом полученных результатов и выводами, подведение итогов занятия.
Литература (в т. ч. адреса электронных ресурсов). Основная: Дополнительная: (См. учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины)
Зав. кафедрой, профессор Каюмова А. Ф.
доцент Самоходова О. В. «31» августа 2018 г.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|