Практическое занятие № 33.. 1. Тема: Вкусовой, обонятельный, соматосенсорный (тактильная, температурная, болевая рецепция) анализаторы.
Практическое занятие № 33. 1. Тема: Вкусовой, обонятельный, соматосенсорный (тактильная, температурная, болевая рецепция) анализаторы. Актуальность темы: анализаторы осуществляют восприятие и анализ информации явлений, происходящих как в окружающей организм среде, так и внутри самого организма. Вкусовая, обонятельная, соматосенсорная чувствительность имеет большое значение для выживания организма и входит в комплекс симптомов многих заболеваний. Знание физиологических процессов, лежащих в основе деятельности изучаемых на данном занятии анализаторов, необходимо для врача любой специальности. 2. Цель занятия: овладеть знаниями структурно-функциональной организации данных анализаторов, их значения, роли в восприятии ощущений и формирования поведения.
Для формирования профессиональных компетенций обучающиеся должны знать: - анатомия анализаторов; - гистология анализаторов.
Для формирования профессиональных компетенций обучающиеся должны владеть и уметь: - определять порог вкусовой чувствительности (пороговая густометрия), - определять роль обонятельного анализатора в возникновении вкусовых ощущений, - проводить эстезиометрию (определение порога тактильной чувствительности); - и овладеть следующими компетенциями: - (ОК-1) навыками изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления; - (ОК-5) навыками публичной речи, морально-этической аргументации, ведения дискуссий, принципами врачебной деонтологии и медицинской этики; - (ОПК-9) основными методами исследований физиологических функций, навыками в использовании простейших медицинских приборов и инструментов.
3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы: Вопросы для самоподготовки: 1. понятие о ротовом анализаторе (И. П. Павлов); 2. рецепторы полости рта, их классификацию, функциональную взаимосвязь рецепторов слизистой оболочки полости рта; 3. обонятельный анализатор: рецепторы, их топографию, функциональную характеристику и свойства; проводниковый и корковый отделы, их особенности, свойства; 4. классификация запахов, теория их восприятия; 5. вкусовой анализатор, понятие «орган вкуса», структурно-функциональную организацию и его элементы (вкусовой сосочек, вкусовая почка); 6. рецепторный, проводниковый и корковый отделы вкусового анализатора – топографию, функциональную характеристику, свойства; 7. современное представление о механизме вкусового восприятия, вкусовые ощущения, их классификацию, зависимость вкусовых ощущений от деятельности обонятельной, тактильной, температурной и других сенсорных систем, нарушение вкусового восприятия, его виды; 8. функциональная взаимосвязь вкусового и висцерального анализаторов (гастролингвальный рефлекс); 9. рецепторный, проводниковый и центральный отделы тактильного и температурного анализаторов: топографию, функциональную организацию, свойства; роль в восприятии ощущений; 10. болевая сенсорная система; боль - определение, сущность, классификацию; физиологическое значение боли; 12. современные представления о ноцицептивной системе; 13. понятие об антиноцицептивной системе; нейрональные механизмы антиноцицепции; 14. взаимодействие ноцицептивной и антиноцицептивной систем как механизм регуляции болевой чувствительности. 4. Вид занятия: практическое занятие. 5. Продолжительность занятия: 4 академических часа.
6. Оснащение: 6. 1. дидактический материал и оснащение (телевизор и DVD проигрыватель для просмотра учебного фильма, таблицы, методическое пособие), 4 серии флаконов, в каждом из которых – растворы сахара, хлорида сахара, лимонной кислоты и солянокислого хинина определенной концентрации (0, 001%, 0, 01%, 0, 1%, 1%), глазные пипетки, стакан с водой, лоток, репчатый лук, эстезиометр (циркуль Вебера), вата 70% спирт;
6. 2. ТСО (компьютеры).
7. Структура занятия: 7. 1. Контроль исходного уровня знаний - компьютерное тестирование (тесты I и II типов). 7. 2. Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия. 7. 3. Демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме. 7. 4. Самостоятельная работа обучающихся под контролем преподавателя: - определение порога вкусовой чувствительности – 15 минут; - определение роли обонятельного анализатора в возникновении вкусовых ощущений, - определение порога тактильной чувствительности. Оформление протоколов выполненных практических работ с анализом полученных результатов и выводами. 7. 5. Контроль конечного уровня знаний путем решения ситуационных задач.
Место проведения самоподготовки: учебная комната.
Учебно-исследовательская работа обучающихся по данной теме: работа с основной и дополнительной литературой, просмотр учебных фильмов, выполнение практических работ и оформление протоколов с анализом полученных результатов и выводами, подведение итогов занятия.
Литература (в т. ч. адреса электронных ресурсов). Основная: Дополнительная: (См. учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины)
Зав. кафедрой, профессор Каюмова А. Ф. доцент Самоходова О. В. «31» августа 2018 г.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|