Практическое занятие № 34.. 1. Тема: Итоговое занятие по разделу «Физиология анализаторов».
⇐ ПредыдущаяСтр 34 из 34 Практическое занятие № 34. 1. Тема: Итоговое занятие по разделу «Физиология анализаторов». Актуальность темы: сенсорная система воспринимает информацию, вводит в мозг и анализирует её. Работа любой сенсорной системы начинается с восприятия рецепторами внешней для мозга физической и химической энергии, трансформации ее в электрические сигналы и передачи их в мозг через цепи нейронов. Процесс передачи сенсорных сигналов сопровождается многократным их преобразованием и перекодированием и завершается высшим анализом и синтезом. Вся информация о внешней и внутренней среде организма, получаемая от сенсорных систем, используется для регуляции гомеостаза, адаптации, поведения и процессов познания. В этом и состоит физиологическая роль данных систем. Знание физиологических механизмов, составляющих основу специфических ощущений человека, и умение проводить простые клинические пробы позволяют врачу дифференцировать физиологические и патологические явления, связанные с восприятием определенного раздражителя.
2. Цель занятия: - обучающиеся должны показать умение излагать, объяснять и обобщать учебный материал по теме занятия; - преподаватель должен выявить и достоверно оценить уровень знаний студентов; - проконтролировать и оценить качество овладения знаниями по разделу «Физиология анализаторов».
Для формирования профессиональных компетенций обучающиеся должны знать: - общие принципы строения сенсорных систем; - анатомию и гистологию слухового анализатора; - строение внутреннего уха; - физиологические свойства возбудимых тканей; - механизм преобразования внешнего раздражения в электрический сигнал;
- физические единицы измерения характеристик звука; - анатомия зрительного анализатора; - гистология сетчатки глаза; - биохимические процессы, происходящие в сетчатке.
Для формирования профессиональных компетенций обучающиеся должны владеть и уметь: - отвечать на поставленные вопросы; - решать ситуационные задачи и тесты по разделу «Физиология анализаторов»; - владеть изученными методами исследования функций слухового и зрительного анализаторов; - и овладеть следующими компетенциями: - (ОК-1) навыками изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления; - (ОК-5) навыками публичной речи, морально-этической аргументации, ведения дискуссий, принципами врачебной деонтологии и медицинской этики; - (ОПК-9) основными методами исследований физиологических функций, навыками в использовании простейших медицинских приборов и инструментов. 3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы: Вопросы для самоподготовки: 1. учение И. П. Павлова об анализаторах, понятие о сенсорных системах; 2. классификация сенсорных систем (анализаторов); 3. основные свойства сенсорных систем, критерии оценки их чувствительности; 4. функциональная организация анализаторов – общие принципы строения и функции отделов; 5. периферический (рецепторный) отдел анализаторов, классификацию рецепторов, их функциональные свойства и особенности, рецепторный и генераторный потенциалы, механизмы их возникновения; 6. проводниковый отдел анализаторов, особенности проведения афферентных возбуждений, специфические и неспецифические пути, участие подкорковых образований в проведении и переработке афферентных возбуждений; 7. корковый отдел анализаторов, локализацию афферентных функций, моно- и полимодальные нейроны, процессы высшего коркового анализа и синтеза афферентных возбуждений;
8. кодирование информации в различных отделах анализаторов; 9. слуховая сенсорная система, её физиологическуая роль в организме; 10. критерии оценки звукового раздражителя: сила, высота, громкость, тембр; 11. строение и функции наружного и среднего уха; 12. внутреннее ухо – строение, функции, механизм передачи звуковых колебаний в улитке, электрические явления в улитке; 13. проводниковый и корковый отделы слухового анализатора; 14. центральные механизмы анализа звуков, теории восприятия звуков (Г. Гельмгольц, Г. Бекеши и др. ), бинауральный слух; 15. систему зрения – строение, основные функциональные элементы, их роль; 16. оптическая система глаза – строение, роль основных звеньев, рефракцию и аккомодацию, аномалии рефракции; 17. рецепторный аппарат, характеристику фоторецепторов, фотохимические процессы в рецепторах сетчатки при действии света, функции биполярных и ганглиозных клеток сетчатки; 18. проводниковый и корковый отделы зрительного анализатора, переработку информации на разных его уровнях, формирование зрительного образа, роль правого и левого полушария в зрительном восприятии; 19. теории цветового зрения (трехкомпонентная теория Ломоносова – Гельмгольца; теория Э. Геринга), современное представление о восприятии цвета, аномалии цветового восприятия; 20. центральное и периферическое зрение, поля зрения, остроту зрения, способы их определения; 21. роль зрачка в зрительном акте, регуляцию просвета зрачка, зрачковые рефлексы, их клиническое значение; 22. вспомогательный аппарат глаза, глазные мышцы и нервы, глазодвигательные рефлексы, их роль; 23. внутренние жидкие среды глаза (внутриглазная и слезная жидкости): состав, функции; 24. понятие о ротовом анализаторе (И. П. Павлов); 25. рецепторы полости рта, их классификацию, функциональную взаимосвязь рецепторов слизистой оболочки полости рта; 26. обонятельный анализатор: рецепторы, их топографию, функциональную характеристику и свойства; проводниковый и корковый отделы, их особенности, свойства; 27. классификация запахов, теория их восприятия; 28. вкусовой анализатор, понятие «орган вкуса», структурно-функциональную организацию и его элементы (вкусовой сосочек, вкусовая почка);
29. рецепторный, проводниковый и корковый отделы вкусового анализатора – топографию, функциональную характеристику, свойства; 30. современное представление о механизме вкусового восприятия, вкусовые ощущения, их классификацию, зависимость вкусовых ощущений от деятельности обонятельной, тактильной, температурной и других сенсорных систем, нарушение вкусового восприятия, его виды; 31. функциональная взаимосвязь вкусового и висцерального анализаторов (гастролингвальный рефлекс); 32. рецепторный, проводниковый и центральный отделы тактильного и температурного анализаторов: топографию, функциональную организацию, свойства; роль в восприятии ощущений; 33. болевая сенсорная система; боль - определение, сущность, классификацию; физиологическое значение боли; 34. современные представления о ноцицептивной системе; 35. понятие об антиноцицептивной системе; нейрональные механизмы антиноцицепции; 36. взаимодействие ноцицептивной и антиноцицептивной систем как механизм регуляции болевой чувствительности. 4. Вид занятия: практическое занятие.
5. Продолжительность: 4 академических часа. 6. Оснащение: 6. 1. дидактический материал (наборы контрольных вопросов, ситуационных задач); 6. 2. ТСО (компьютеры).
7. Структура занятия: контроль и коррекция знаний обучающихся по учебному материалу занятия: - компьютерное тестирование; - письменная контрольная работа; - контроль и коррекция умений и практических навыков по разделу; - устный опрос и обсуждение контрольных работ.
Место проведения самоподготовки: учебная комната.
Учебно-исследовательская работа обучающихся по данной теме: работа с основной и дополнительной литературой, выполнение практических работ и подведение итогов занятия.
Литература (в т. ч. адреса электронных ресурсов). Основная: Дополнительная: (См. учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины)
Зав. кафедрой, профессор Каюмова А. Ф.
доцент Самоходова О. В. «31» августа 2018 г.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|