Первый месяц. Мышечный тонус несколько повышен, преобладает флексорная гипертония мышц. Ручки приведены к туловищу, пальцы сжаты в кулачок. Ноги согнуты в коленных и тазобедренных суставах и немного разведены. В положении лежа на спине и животе малыш поворачивает голову в сторону, чаще к источнику света. В положении лежа на животе поднимает головку на 1-2 секунды. Жмурится при ярком свете. На громкий звук реагирует общей двигательной активностью. Фиксирует взгляд на предмете, в течение 5-7 секунд прослеживает, но с опозданием.
Кормление - грудное молоко прикорм. Прикладывания к груди по требованию, не только для еды, но и по самым разным поводам - когда малыш ушибся, испугался и т. д. Малыш активно исследует материнскую грудь - щупает ее, щипает, вынимает изо рта во время кормления и вкладывает обратно.
Ребенок стоит самостоятельно, ходит при поддержке за одну руку. Может самостоятельно сделать несколько шагов, но ходит неустойчиво, часто падает. Приседает, чтобы поднять игрушку с пола. С интересом исследует незнакомый предмет руками и глазами. Влезает и слезает по ступенькам с помощью рук. Знает название многих предметов. Слушает музыку. Стремиться играть с детьми. Выполняет ряд инструкций. Говорит отдельные слова. Ест самостоятельно ложкой. С года переходит на общий стол.
Грудь получает по требованию (8 - 12) раз в сутки. Иногда забывают про нее во время игры и могут заснуть самостоятельно. Ночное кормление сдвигается ближе к утру -в 6 -7 часов
возраст, мес.
| Календарь развития ребенка: моторика
| Календарь развития ребенка: статика
| Календарь развития ребенка: сенсорные реакции
| Календарь развития ребенка: речь
| Календарь развития ребенка: эмоции и социальное поведение
|
| Выражены безусловные рефлексы: (сосательный, хватательный), ползание.
| Начинает держать голову по нескольку минут в горизонтальном положении, лежит на животе в конце месяца.
| Появляется кратковременное рассматривание внешней среды и слуховое сосредоточение.
| Появление «гуления» одиночными звуками в конце месяца, произносит гласные звуки между «а» и «е».
| Реагирует неудовольствием на сильные звуковые и световые раздражители. Увидев лицо, на миг останавливает взгляд на нем.
|
| Вращает головой в разные стороны
| Начинает держать голову по несколько минут в вертикальном положении.
| Длительная зрительная реакция на движущийся предмет. Сосредоточение на звук.
| Частое короткое «гуление».
| Реагирует улыбкой на разговор. Фиксирует взгляд на лице, которое движется.
|
| Начинает исчезать большинство безусловных рефлексов. Тянется за игрушкой.
| Хорошо держит голову.
| В ответ на звуковые раздражители и яркие предметы появляется сосредоточение, активная реакция.
| Частое, длительное «гуление». Первые звуки, составляющие цепочки.
| Отвечает комплексом оживления в ответ на эмоциональное общение.
|
| Появляются направленные движения рук: все лучше берет игрушку. Переворачивается со спины на бок.
| В вертикальном положении появляются первые проявления опоры ногами. В положении на животе - уверенная опора на предплечья.
| Кроме четкой фиксации внимания на звук или предмет, характерным является комплекс оживления при встрече с родными людьми. Впервые начинает узнавать маму. Рассматривает игрушку в своей руке.
| Частое длительное, нараспев, «гуление» разными звуками. Появляются губно-губные согласные «м», «б», крики радости.
| Громко смеется в ответ на эмоциональное словесное обращение.
|
| Начинает поворачиваться со спины на живот. Тянется рукой к игрушке и прикасается к ней.
| Стоит при поддержке за подмышки, опирается на кончики пальцев.
| Кроме все более четкой реакции на звуки, характерно обращение внимания на яркий предмет. Первые проявления распознавания своих и чужих людей, радость при появлении другого ребенка.
| Ритмичные цепочки звуков.
| Радуется другому ребенку, берет у него из рук игрушку, реагирует на строгие и ласковые интонации. Громко смеется, когда к ребенку обращаются.
|
| Активно переворачивается со спины на живот, начинает переворачиваться с живота на спину. Хватает целенаправленно предложенную игрушку, перекладывает ее из одной руки в другую.
| В положении на животе опирается на вытянутые руки или полностью открытые ладони.
| Все более адекватная реакция при появлении матери, отца и чужого человека. Следит за игрушкой, которая упала вниз.
| Лепетание: последовательное присоединение разнообразных выразительных слогов с изменением силы звука и высоты тона.
| Эмоции дифференцированы, тянет ручки, чтобы взяли на руки. По-разному ведет себя со знакомыми и незнакомыми.
|
| Лежа на спине играет ногами (координация «рука-нога»). Перекладывает игрушки с одного места на другое, из руки в руку.
| Сидит с прямой спиной. При поддержке за туловище, на твердой основе пружинит (танцует).
| Пытается достать предмет, если это можно сделать, изменив положение тела.
| Продолжает лепетать.
| Включается в игру, повторяя взрослых, начинает требовать внимания к себе самого близкого человека (чаще всего матери).
|
| Хватает каждой рукой по кубику и держит их непродолжительное время.
| Ползает на животе, переставляя вперед руки. Самостоятельно ложится, садится, поднимается.
| При соответствующем развитии навыков, обучается показывать ручками «до свидания», «ладушки». Кивание головы показывает согласие «да», отрицание «нет».
| Хорошо лепечет, ясно произносит звуки «ба», «ма», «да».
| Адекватные эмоциональные реакции в ответ на общение. Наблюдает за действиями других детей, смеется, лепечет.
|
| Может самостоятельно играть с различными игрушками. Умышленно сбрасывает предметы.
| Раскачивается на руках и коленях. Сидит свободно. При поддержке за руки стоит.
| Адекватно отвечает действиями на простые вопросы и просьбы «дай мне куклу», «посиди здесь». Знает свое имя. Реагирует на музыкальные звуки танцевальными движениями.
| Четкое удвоение слогов.
| Легко вступает в контакт на эмоциональном, игровом, словесном уровнях. Повторяет действия других детей.
|
| Количество целенаправленных движений увеличивается: составляет пирамидку, кладет игрушки на место, закрывает ящики и др. Появляется «пинцетный» захват: берет маленький предмет вытянутым указательным и большим пальцами.
| Можно вести, поддерживая за одну руку. Ползает на поверхностях разной высоты, многие дети самостоятельно стоят, придерживаясь за любой предмет.
| Все более выражены и обогащены указанные ранее проявления. Повторяет движения взрослых: «разговаривает по телефону», «помешивает кашу». Специально бросает игрушку.
| Корректное в звуковом плане повторение известных слогов. Появляются первые слова, которые ребенок понимает, в словарном запасе несколько слов. Вступает в диалог.
| Эмоциональное состояние отчетливо проявляется разнообразными мимическими движениями, голосовыми реакциями. Реагирует на все новое удивлением. Играет с другими детьми одной игрушкой.
|
| «Щипцовый» захват: схватывает маленький предмет подушечками изогнутого указательного и большого пальцев.
| Ползает на руках и коленях с перекрестной координацией. Стоит без опоры. При поддержке за обе руки, делает шаги вперед.
| Выполняет простые требования и просьбы. Ориентируется в понятиях «можно», «нельзя», понимает запреты: «сиди тихо», «не бери». У ребенка появляются первые друзья, с которыми он играет.
| Односложные слова вытесняются двухсложными. Употребляет слова упрощенного варианта «ляля», «нозя», «цаца».
| Машет рукой на прощание. Радуется приходу детей. Выборочное отношение к разным детям.
|
| Может играть с игрушками по часу и больше.
| Ходит вдоль стены при поддержке за одну руку или самостоятельно.
| Выполняет все более сложные требования и просьбы, понимая их. Количество проявлений реакции на внешнюю среду увеличивается.
| Языковой запас: 8-12 слов.
| Протягивает другому ребенку игрушку, сопровождая это смехом и лепетом. Ищет игрушки, которые спрятаны. По просьбе обнимает родителей, стремится к одобрению, подтверждению своего успеха близким человеком.
|
3. Промывание желудка
1.