3. После проверки. Извлечения из Методических рекомендаций Рособрнадзора по формированию и организации работы предметных комиссий субъекта Российской Федерации при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общег
⇐ ПредыдущаяСтр 33 из 33 3. После проверки По завершении работы каждый эксперт предметной комиссии сдаёт все материалы, в том числе полученные критерии оценивания развёрнутых ответов, лицу, обеспечивающему учёт экземпляров критериев оценивания развёрнутых ответов, назначенному органом исполнительной власти. Извлечения из Методических рекомендаций Рособрнадзора по формированию и организации работы предметных комиссий субъекта Российской Федерации при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования Экспертам ПК запрещается: – иметь при себе средства связи, фото-, аудио- и видеоаппаратуру; – копировать и выносить из помещений, в которых работает ПК, экзаменационные работы, критерии оценивания, протоколы проверки экзаменационных работ; – разглашать информацию, содержащуюся в указанных материалах. Также запрещается: – без уважительной причины покидать аудиторию; – переговариваться с другими экспертами ПК, если речь не идёт о консультировании с председателем ПК или с экспертом ПК, назначенным по решению председателя ПК консультантом. Если у эксперта возникают вопросы или проблемы, он должен обратиться к председателю ПК или лицу, назначенному председателем предметной комиссии консультантом. Решение типичных проблемных ситуаций оценивания выполнения заданий устной части 1. Общее правило, касающееся всех заданий устной части. Если экзаменуемый сделал ошибку и исправился или если он исправил правильный ответ на неправильный, эксперт оценивает последний вариант, который он слышит в аудиозаписи.
2. Для проверки правильности использования лексических единиц и грамматических форм в развёрнутых ответах участников экзамена могут быть использованы только авторитетные словари и грамматические справочники, выпущенные признанными издательствами. Данные пользовательских словарей и ресурсов, форумов и блогов (Мультитран, Википедия и т. д. ) использоваться не могут.
3. При оценивании выполнения задания 1 устной части ответ оценивается в 0 баллов, если: · участник экзамена не сумел (не успел) прочитать весь текст в отведённое за это время, за исключением случая, когда экзаменуемый не успел дочитать одно-два слова; в этом случае оценка будет зависеть от качества прочтения текста; · участник экзамена при чтении пропустил строку; · участник экзамена допустил более пяти фонетических ошибок или три и более фонетические ошибки, искажающие смысл. 4. Пропуск каждого отдельного слова при чтении считается за 1 грубую ошибку. 5. При чтении вслух экзаменуемый должен обязательно продемонстрировать следующие навыки в области произнесения звуков и их сочетаний (их отсутствие ведет к снижению оценки): · владеть правилами чтения и исключениями из правил, позволяющими произносить слова без грубых ошибок, искажающих смысл слова и приводящих к сбою коммуникации; · дифференцировать и правильно произносить межзубные [ð ]/[θ ]и фрикативные [z]/[s] согласные, без замещения их межзубными фрикативными (think – sink); · дифференцировать и правильно произносить губно-губной [w] и губно-зубной [v] согласные; · дифференцировать и правильно произносить гласные [ɔ ː ] и [ɜ ː ] (как, например, в словах walk – work, form – firm); · владеть «связующим r» (linking r), т. е. озвучивать конечную r/re в позиции перед гласной, если с гласной начинается следующее слово (например, where is, there are). 6. При чтении вслух экзаменуемый должен обязательно продемонстрировать следующие навыки в области интонации (их отсутствие ведет к снижению оценки):
· расстановку пауз – правильное деление текста на смысловые группы (отрезки) с помощью пауз, варьирующихся по длине (более короткие внутри предложения, более длинные в конце предложения); · расстановку фразового ударения – чередование ударных и неударных слов в зависимости от характера слов (служебные vs знаменательные части речи); · владение нисходящим тоном для законченной смысловой группы; · владение восходящим тоном для оформления незаконченной группы, в том числе в случае перечисления; · правильное интонационное оформление разных коммуникативных типов высказывания. 7. При оценивании выполнения задания 2 устной части следует помнить: · если экзаменуемый вместо вопросов по указанным в задании пунктам продуцирует монологическое высказывание, то ответ оценивается в 0 баллов; · если вопрос не задан или заданный вопрос по содержанию не отвечает поставленной задаче и/или не имеет правильной грамматической формы прямого вопроса, то ответ оценивается в 0 баллов; · сокращённые вопросы типа “Could you tell me about the price? ” и “What about…” не принимаются и оцениваются в 0 баллов; · вопрос, начинающийся с вежливого оборота “Could you tell me…? ”, принимается, только если за ним следует полный косвенный вопрос с соответствующим порядком слов, т. е. “Could you tell me where the hotel is situated? ”. Владение грамматической нормой экзаменуемый демонстрирует, используя в продолжение прямого вопроса придаточное (косвенный вопрос). Если в придаточном предложении используется вопросительный порядок слов: “Could you tell me where is the hotel situated? ” – это грамматическая ошибка, вопрос не принимается и оценивается в 0 баллов; · если первый вопрос не содержит названия организации/места/ предмета, о которой/котором запрашивается информация (например, первый вопрос: “Where is it located? ”), то ответ оценивается в 0 баллов, так как такой вопрос ведет к сбою коммуникации. Последующие вопросы могут содержать местоимениеit, если вопросы относятся к той же организации, тому же месту или предмету; · если участник экзамена использует местоимение they вместо you, например, “Do they (нужно you ) have music? ” – вопрос не принимается и оценивается в 0 баллов, но если подобная ошибка встречается ещё раз, то она считается повторяющейся и не учитывается;
· особого внимания при оценивании требуют вопросы с вопросительным словом which, ошибочно употреблённым вместо what. Например, в ряду вопросов, задаваемых на курсах вождения автомобилем, при опорной фразе “type of cars used” вопрос “Which types of cars do you use? ” не принимается. Правильный вопрос – “What types of cars do you use? ”; · если фонетические и лексические ошибки препятствуют коммуникации, то ответ оценивается в 0 баллов; · ошибки в артиклях, предлогах (если они не меняют смысла высказывания) не учитываются. Однако есть случаи, когда ошибка в артикле меняет смысл вопроса и приводит к сбою в коммуникации в заданной ситуации общения. Например, дано задание: “You are considering going to the new book store and now you’d like to get more information”. Участник экзамена задаёт вопрос: “Where is a new bookstore located? ” Такой вопрос не принимается. Надо задать вопрос об определённом новом магазине, фигурирующем в рекламном объявлении, значит, нужен определённый артикль: “Where is the new bookstore located? ”, а участник экзамена задаёт вопрос о новом книжном магазине вообще, о любом новом книжном магазине: “Where is a new bookstore located? ”; · отсутствие any или присутствие some в вопросе не учитывается; · если участник экзамена задает 5 вопросов одного и того же типа, балл не снижается: в инструкции к заданию и в критериях не содержится требования задать разные типы вопросов; · если есть вступление («Я звоню…»), а далее идут вопросы, то оценка не снижается, оцениваются только вопросы. 8. При оценивании выполнения задания 3 устной части следует иметь в виду следующее: · от экзаменуемого ожидается полный, точный, развёрнутый ответ на вопрос интервьюера. Ответ должен соответствовать запросу информации, коммуникативной установке и содержать минимум 2 предложения. В случае, если запрос информации включает 2 вопроса, то полным будет считаться ответ, в котором сообщена точная информация по этим двум вопросам. В случае, если запрос информации включает why, то полным будет считаться ответ, в котором дана аргументация и выражено свое отношение к предмету речи. Неточный ответ характеризируется несоответствием содержания коммуникативной задаче.
· особенностью оценивания задания 3 является то, что, если участник ЕГЭ дал ответ в виде слова, словосочетания, неполного предложения (эллиптические конструкции типа Not many или Sure), без продолжения, без развертывания, они не будут засчитаны как правильный ответ. При этом в ситуации, когда экзаменуемый, дав краткий ответ, далее дает полный, например, «В Москве. Я живу в Москве», это считается за одну фразу. · Если ответ состоит только из одного предложения, то он оценивается в 0 баллов. От участника экзамена в каждом его ответе ожидаются минимум два полных развернутых предложения. Если вопрос состоит из двух частей, например, где и когда, учащемуся надо отреагировать на обе части вопроса, иначе ответ будет считаться неполным и не будет принят экспертом. · Если интервьюер задает два вопроса сразу, в одном блоке, то требования по объему не меняются: в ответе должно быть не менее двух предложений. Добавим, что в конце каждой реплики интервьюера, в которой может быть один или два вопроса, звучит звуковой сигнал (колокольчик), он показывает экзаменуемому, что что подошло время его ответа. · Если в вопросе спрашивается, например, о прошлом или о будущем, а учащийся отвечает в настоящем времени – то это ошибка в коммуникации, к такому же типу ошибок отнесем вопрос «would you like» – в ответе «I like». В этих случаях ответы не принимаются. · в языковом плане экзаменуемый должен продемонстрировать уверенное владение языковыми навыками и элементами содержания, грамматическими формами и конструкциями, которые входят в требования к уровню А2. Какие фонетические, лексические и грамматические ошибки ведут к 0 баллов за ответ на вопрос? · В отношении фонетических ошибок на сегментном уровне – это полное искажение фонетического облика, на сверхсегментном уровне – неестественные паузы, запинки, неверная расстановка фразовых ударений. Другими словами, это ситуация, когда речь воспринимается на слух с трудом. · в отношении лексических ошибок следует опираться на опыт оценивания задания 2. Экзаменуемый должен показать владение базовой лексикой. Неверное использование слова в контексте, нарушение лексической сочетаемости, интерференция с родным языком, приводящие к сбою коммуникации ведут к оцениванию ответа 0 баллом. · что касается грамматических ошибок, приводим список элементов содержания, обязательных к освоению на уровнях А1-А2. Заметим только, что в ЕГЭ 2022 г., учитывая новизну задания, в отношении артиклей мы считаем ошибкой только те случаи, когда неверный выбор артикля меняет смысл высказывания (по аналогии с заданием 2). Итак, при выполнении задания 3 участник экзамена должен продемонстрировать владение следующими грамматическими формами и конструкциями (приведены в алфавитном порядке):
Следует также понимать, что поскольку каждый из пяти ответов оценивается отдельно, то и правило повторяющихся ошибок, действовавшее в заданиях 3 – 4 старого формата и действующее в задании 4, неприменимо к ответам на разные вопросы. Т. е., если в каждом из 5 ответов будет одна и та же ошибка из приведенного выше списка, то все эти ответы будут оценены 0 баллов.
9. При оценивании выполнения задания 4 устной части следует иметь в виду следующее: · это задание высокого уровня сложности, рассчитанное на участников экзамена, изучавших иностранный язык на углубленном уровне, достигших общеевропейского порогового уровня подготовки и приближающихся к пороговому продвинутом уровню (В2). В силу этого требования к ответу на задание 4 значительно выше, чем требования к ответам на задания 1–3 как в плане содержания, так и в плане языкового оформления высказывания; · важной особенностью является то, что при получении экзаменуемым 0 баллов по критерию «Решение коммуникативной задачи» выполнение задания по всем критериям данного задания оценивается в 0 баллов; · ответ оценивается в 0 баллов по критерию «Решение коммуникативной задачи», если коммуникативная задача выполнена менее чем на 50%, т. е. три и более аспекта содержания не раскрыты, 3 и более аспекта содержания не раскрыты, ИЛИ 2 аспекта не раскрыты и 1 и более раскрыты неполно/неточно, ИЛИ 1 аспект не раскрыт и остальные раскрыты неполно/неточно, ИЛИ объём высказывания – 7 и менее фраз; · требование определённого количества фраз в устном ответе участника ЕГЭ на задание 4 носит вспомогательный характер и призвано облегчить для экспертов объяснение сниженного балла по критерию «Решение коммуникативной задачи (Содержание)» в случае апелляций. Участники экзамена с недостаточно сформированной коммуникативной компетенцией склонны воспринимать предложенный в задании план как список вопросов, на которые надо ответить, и они отвечают несколькими короткими простыми предложениями. При таком ответе, содержащем 7 и менее фраз, коммуникативная задача оказывается невыполненной, содержание нераскрытым. Ответ оценивается в 0 баллов по критерию РКЗ, не проверяется по другим критериям. Участник ЕГЭ получает в целом 0 баллов за такой ответ; · если участник экзамена полностью выполняет коммуникативную задачу, используя при этом развёрнутые сложносочинённые и сложноподчинённые предложения, то требование определённого объёма высказывания также оказывается выполнено, так как подсчёт ведётся по простым предложениям, входящим в состав сложных; · полным ответом считается ответ, раскрывающий содержание указанного пункта плана и отвечающий коммуникативной задаче; · точным считается ответ, соответствующий содержанию фотографий-иллюстраций, заявленной теме проектной работы и предложенным пунктам плана; · неточный ответ характеризируется: – несоответствием ответа содержанию фотографий и плану, – отходом от темы, избыточной информацией, рассказом вместо описания и рассуждения, элементами топика, фактическими ошибками, – непонятными из-за языковых ошибок фразами; · для получения высшего балла по критерию РКЗ участник экзамена должен дать развёрнутые ответы, т. е. раскрыть каждый пункт плана в нескольких предложениях; · в полных, точных и развёрнутых ответах правильно использованы стратегии описания и рассуждения, а также задействованы релевантные детали фотографий, которые правильно и точно интерпретированы; · если ответ в какой-либо своей части содержит фактическую ошибку (например, неверно указан возраст/пол изображённого на фотографии человека или количество людей/предметов, изображенных на фотографии), то данный аспект признается неточным и отмечается в дополнительной схеме знаком плюс-минус (±); · ответ оценивается в 0 баллов по критерию «Решение коммуникативной задачи», если экзаменуемый вместо голосового сообщения другу с обоснованием выбора иллюстраций к проектной работе дает описание/сравнение двух фотографий (дает ответ на задание старого формата; · если в монологе есть прямые повторы в ответах на пункты плана в задании 4, то нужно понять, какого они характера. Если это повтор идей, то снижается оценка по критерию «Решение коммуникативной задачи»; если это повтор лексики или однообразие грамматических структур, то снижается оценка по критерию «Языковое оформление текста»; · описание фотографий и различия в них должны объяснять их выбор в качестве иллюстраций, т. е. напрямую увязываться с темой проектной работы; · если даётся только 1 различие в фотографиях, оценка не снижается – важно, чтобы это различие связывалось с темой проекта; · отвечая на третий пункт плана экзаменуемый может выделить преимущества двух объектов, или недостатки двух объектов или преимущества и недостатки одного из объектов – в ЕГЭ 2022 г. смотрим широко на этот аспект, учитывая новизну задания; · в четвертом пункте плана могут использоваться разные формулировки: you prefer, you’d prefer, you preferred as a child и т. п. Для выполнения коммуникативной задачи участник экзамена должен использовать ту же глагольную форму, которая дана в плане. Если же участник экзамена использует в своём высказывании другую глагольную форму, это означает, что он не понимает коммуникативной задачи, и аспект считается нераскрытым; · за большие паузы в монологическом высказывании, нарушающие связность текста, снижается балл по К2 – «Организация текста». [1] Коммуникативная компетенция и её составляющие несколько по-разному трактуются в зарубежной и отечественной методической традиции разными научно-практическими школами, которые, тем не менее, в основном сходятся в её лингвометодическом описании. Подробный сравнительный анализ см.: Сафонова В. В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях. – М.: Еврошкола, 2004. [2] Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17. 05. 2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»).
[3] См. Вербицкая М. В. Проверка умений устной речи на едином государственном экзамене по иностранному языку // Федеральный институт педагогических измерений: Сборник статей к пятилетию института / под ред. А. Г. Ершова, Г. С. Ковалевой. – М., ЭКСМО, 2007. – С. 98–107. [4] Первая цифра обозначает номер задания по нумерации заданий устной части ЕГЭ по иностранным языкам, т. е. задание 1 – чтение текста вслух, задание 2 – вопросы; задание 3 – описание фото, задание 4 – сравнение двух фотографий. Вторая цифра обозначает конкретный вариант. [5] Третья цифра условно обозначает конкретный анализируемый ответ обучающегося.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|