Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Российская академия образования




Российская академия образования

Московский психолого-социальный институт

Дефектологический словарь

 

В двух томах

 

Том 1

Под редакцией В. Гудониса, Б. П. Пузанова

 

Москва – Воронеж

 

УДК 37. 01                                         Главный редактор

ББК 74. 3                                      Д. И. Фельдштейн

     Д39                               Заместитель главного редактора

С. К. Бондырева

Члены редакционной комиссии:

А. Г. Асмолов                 И. В. Дубровина                Н. Д. Никандров

В. А. Болотов                   М. И. Кондаков                 В. А. Поляков

В. П. Борисенков            В. Г. Костомаров             В. В. Рубцов

А. А. Деркач                    Н. Н. Малофеев               Э. В. Сайко

А. И. Донцов

Рецензенты:

Доктор педагогических наук, профессор,

Иностранный член РАО В. Раяцкас,

Доктор педагогических наук, профессор В. П. Ермаков,

кандидат медицинских наук, доцент Ю. -Н. Даулянскене,

кандидат медицинских наук, доцент Ю. -В. Вайткявичюс

Д39 Дефектологический словарь: В 2т. / Под ред. В. Гудониса,

        Б. П. Пузанова. – М.: Издательство Московского психолого-

   Социального института; Воронеж: Издательство НПО

   «МОДЭК», 2007. – Т. 1. – 808 с.

   ISBN 978-5-9770-0063-5 (МПСИ)

   ISBN 978-5-89395-810-2 (НПО «МОДЭК»)

В словарь включены термины, отражающие содержание теории и практики специальной педагогики, ее связь с разными отраслями научных знаний о человеке: педагогикой, психологией, медициной и др.

Словарь предназначен для специальных и социальных педагогов, работников образования, здравоохранения, социального обеспечения, для студентов педвузов, средних специальных учебных заведений, для слушателей курсов повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, а также для будущих матерей, родителей, воспитывающих детей со специальными образовательными потребностями.

УДК 37. 01

ББК 74. 3

ISBN 978-5-9770-0063-5 (т. 1. ) (МПСИ)

ISBN 978-5-9770-0065-9 (МПСИ)

ISBN 978-5-89395-810-2 (т. 1) (НПО «МОДЭК»)

ISBN 978-5-89395-812-6 (НПО «МОДЭК»)

© Гудонис В., Пузанов Б. П.

Научное редактирование, 2007

© Гудонис В., составление, 2007

© Московский психолого-социальный

Институт, 2007

© Издательский дом

Российской академии образования (РАО), 2007

© Оформление. НПО «МОДЭК», 2007

 

 

Предисловие

Последний «Дефектологический словарь» на русском языке был издан более трицати лет назад. Если иметь в виду, что такой словарь на русском языке был всего один и изда­вался только дважды, настоящий словарь, подготовленный В. Гудонисом. несомненно следует оценить как позитивное яатение в дефектологии.

Весьма важное обстоятельство, что при работе над данным словарем составитель учел изменения и новые веяния в системе обучения и воспитания детей с нарушениям и разви­тия. Были учтены как демократические, так и гуманистиче­ские процессы, имеющие прямое влияние на систему обще­го и специального образования.

В данной работе В. Гудонис не только выступает как составитель, обобщающий опыт коллег, но и принимает самое активное участие как автор. Иллюстрацией этого могут служить его статьи «Причины нарушения развития у детей», где автор предлагает удобную и рациональную сис­тем) классификации этих причин, «Интегрированное обучение», где В. Гудонис предлагает модели интегрирован­ного обучения, которые внедрены в практику и оправда­лись в Литве. Этими моделями могут пользоваться организаторы образования детей с нарушенным зрением. Это весьма важно, потому что, как мы предполагаем, основной круг читателей данного словаря составит акаде­мическая молодежь, в первую очередь будущие педагоги специальных и общеобразовательных школ, а также орга­низаторы образования детей со специальными образова­тельными потребностями.

Данная работа заинтересует не только олигофрен о педа­гогов, тифлопедагогов, сурдопедагогов, логопедов и специа­листов по специапьной психологии, но и родителей, воспи-

 

 

тывающих детей с нарушениями развития, т. к. в словаре очень часто рядом с характеристиками заболеваний и недугов предлагаются советы по уходу за больными и другие практические рекомендации.

В словаре основные педагогические, психологические, медицинские и социальные аспекты феномена нарушенного развития.

Ю. -Н. Даулянскене

кандидат медицинских наук, доцент кафедры основ медицины

Шауляйского университета;

Ю. -В. Вайткявичюс

кандидат медицинских наук,

доцент кафедры основ медицины Шауляйского университета

 


 


Введение

Первый «Краткий дефектологический словарь» под ре­дакцией А. И. Дьячкова был опубликован в 1964 г. в Москве. Шесть лет спустя, в 1970 г. издательство «Педагогика» опуб­ликовало второе, дополненное издание «Дефектологическо­го словаря». За последние три десятилетия в странах Восточ­ной Европы произошел ряд существенных социально-поли­тических перемен, которые не могли не отразиться и на системе образования. Процессы демократизации и гумани­зации общества внесли коррективы и в терминологию. Во избежание прямой стигматизации термины «аномаль­ные дети», «дефективные дети» правомерно были заменены понятием «дети с особыми образовательными потребностя­ми». Данное понятие стало привлекательно тем, что зару­бежные специалисты вкладывают в это понятие не только потребности детей с нарушениями развития, но и образова­тельные потребности одаренных детей. Поэтому в данный словарь включены такие понятия, как «гениальность», «одаренность», «талант», «абсолютный слух» и т. п.

Несмотря на то, что мы переходим от клиническо-коррекционной парадигмы к социально-интеракционной, в терминах специальной педагогики пока остается преимуще­ственно медицинская или психологическая семантика (глу­хие, незрячие, умственно отсталые, лица с задержкой психи­ческого развития, с нарушениями опорно-двигательного ап­парата, нарушениями эмоционально-волевой сферы и т. п. ).

При подготовке специалистов в данной области, в зави­симости от ими выбранного профиля, студенты в России, Украине, в странах Прибалтики получают глубокие знания по невропатологии, офтальмологии, отоларингологии. Поэ­тому в словарь включено много медицинских терминов.

 

 

Дефектология как наука о психофизиологических осо­бенностях развития детей с психическими и/или физически­ми нарушениями, о закономерностях воспитания, обучения этих детей и подготовки большинства из них к интеграции в общество тесно связана не только с медициной, но и с общей и социальной педагогикой, общей и возрастной психоло­гией и с другими науками, поэтому не случайно в словарь включены некоторые термины из упомянутых областей наук.

Гуманизация некоторых дефектологических терминов является позитивным процессом. Составитель и научный редактор данного словаря, позитивно принимая изменения, которые диктуются временем, сознательно оставил традици­онное название словаря — «Дефектологический словарь». Понятие «дефектология» намного шире понятий «коррекционная педагогика» или «специальная педагогика». Дефек­тология охватывает как теоретические области знаний дан­ной науки (тифлопедагогику, сурдопедагогику, логопедию, олигофренопедагогику, а также историю и психологию этих отраслей), так и прикладные (тифлотехнику, сурдотехнику и т. п. ). Замена базисного термина «дефектология» термина­ми «коррекционная педагогика», «специальная педагогика» заметно сузила трактовку содержания данной науки. Такая «педагогическая» трактовка данной науки не оставляет в ее структуре места для специальной психологии (тифлопсихологии, сурдопсихологии и т. п. ). В содержании термина «де­фектология» гармонично сочеталась и специальная педаго­гика и специальная психология. Пока не найден новый тер­мин, равноценный термину «дефектология», который охватил бы не только специальную педагогику, но и вы­шеупомянутые специальную психологию и специальную технику. Необходимо отдать должное редколлегии журнала «Дефектология» (главный редактор — Н. Н. Малофеев) за сохранение названия имеющего глубокие традиции науч­но-методического журнала.

 

Медицинская и биологическая терминология, по мне­нию проф. М. Н. Чернянского, достигла наибольшей ста­бильности по сравнению с терминологией других областей. Это объясняется тем всеохватывающим устойчивым влия­нием, которое оказывали на медицинскую и биологическую терминологию в течение многих столетий и продолжают оказывать по сей день два классических языка античного мира — древнегреческий и латинский. В свое время среди русских врачей были отстаивающие исконно русскую лексику, которую они наделяли специальным медицинским зна­чением. Такой точки зрения придерживался В. И. Даль (1801 — 1872) — врач по профессии, создатель «Толкового словаря живого великорусского языка». Однако ни одна из предложенных им замен понятия не удержалась в языке рус­ской медицины.

Предлагаемый нами словарь включает и темы, которые не нашли место в упомянутых дефектологических словарях. Например, темы из развития эмбриологии (искусственное оплодотворение человека и т. п. ). Представлены понятия за­болеваний, которые не могли быть включены в изданные раньше словари (напр., синдром приобретенного иммуноде­фицита (СПИД) и др. ), а также новые диагностические ме­тодики (напр.. компьютерная томография и т. п. ). В словарь не включены заболевания, которые комплексом лечеб­но-профилактических мероприятий уже ликвидированы (напр., трахома).

Отличительной чертой словаря является представление мер самопомощи, помощи и превентивных мер при разных заболеваниях и недугах, что расширяет круг читателей, включая не только специалистов, но и будущих матерей, ро­дителей, воспитывающих детей с нарушениями развития, а также взрослых людей, имеющих инвалидность. Включены раньше не популярные темы, такие как «алкоголь» и «алкоголизм», «беременность в подростковом возрасте», «наркотики» и «наркомания», «перверзии» и др.

 

 

В основу данного словаря легли уже ставшие классикой некоторые статьи «Дефектологического словаря» (1970), а также были использованы: «Энциклопедический словарь медицинских терминов» (В 3 т. / Под ред. Б. В. Петровского. М., 1982); А. В. Апраушев «Тифлосурдопедагогика: Воспита­ние, обучение, трудовая и социальная реаблитация слепог­лухонемых» (М., 1983); А. Р. Маллер, Г. В. Цикото «Обуче­ние, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта» (М., 1988); Л. Мирошниченко «Энциклопедия алкоголя» (М., 1998); А. Р. Маллер «Соци­ально-трудовая адаптация глубоко умственно отсталых де­тей» (М., 1990); Э. Берн «Введение в психиатрию и психоана­лиз» (СПб., 1992); В. Гудонис «Основы половой гармонии» (Ярославль, 1992); В. Н. Астапов «Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии» (М,, 1994); «Сексоло­гия: Энциклопедический справочник по сексологии и смеж­ным областям» (Минск, 1994); В. Гудонис «Причины нару­шения развития у детей» (Шяуляй, 1996); «Дефектология: Словарь-справочник» (Под ред. Б. П. Пузанова. М., 1996); «Дефектология: Словарь-справочник» (Сост. С. С. Степа­нов. М., 1996); «Дети с отклонениями в развитии: Методиче­ское пособие» (Сост. Н. Д. Шматко. М., 1997); «Понятий­но-терминологический словарь логопеда» (Под ред. В. И. Селиверстова. М., 1997); «Медицинский словарь» (В 2т.: Пер. с англ. ОхГогб, 1998); Л. Мирошниченко «Эн­циклопедия алкоголя: Великие люди. История. Культура» (1998); «Большой толковый медицинский словарь» (В 2 т.: Пер. с англ. Охford, 1999), А. Д. Гонеев и др. «Основы коррекционной педагогики» (Под ред. В. А. Сластенина. М., 1999); Питер Т. Гринспен, Сюзана Леверт «Неотложная помощь детям: советы педиатра» (Пер. с англ. М., 1999); В. Гудонис «Основы и перспективы социатьной адаптации лиц с пони­женным зрением» (Монография. М., 1999); Н. М. Иовчук, А. А. Северный «Депрессия у детей и подростков» (М., 1999); «Медицинская энциклопедия» (Пер. с англ. М., 1999): «Но­вейшая энциклопедия детского здоровья» (Под ред. И. П. Брязгунова. М., 1999); М. К. Акимова, В. Т. Козлова «Психологическая коррекция умственного развития школь­ников» (М., 2000); «Обучение детей с нарушениями интел­лектуального развития: Олигофренопедагогика» (М., 2000); В. П. Ермаков, Т. А. Якунин «Основы тифлопедагогики. Раз­витие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения» (М., 2000); Б. Яблан, С. Павлович «Блиндизмы и семейная обстановка у детей с нарушенным зрением / Проблемы и за­дачи реформирования школы для слепых детей в современ­ных условиях» (М., 2000); X. Ремшмидт «Детская и подрост­ковая психиатрия» (Пер. с нем. М., 2001); «Специальная пе­дагогика» (Под ред. Н. Н. Назаровой, М., 2001); «English-Lithuanian dictionari of Special Education» (Англий­ско-литовский словарь по специальному обучению) (Ed. By  Ю. Пятрушявичюс. Шяуляй, 2002); В. Гудонис «Анализ из­менений понятий специального образования» (Педагогика: Научные труды. Вильнюс, 2002. № 61) и др.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...