Российская академия образования
Стр 1 из 48Следующая ⇒ Российская академия образования Московский психолого-социальный институт Дефектологический словарь
В двух томах
Том 1 Под редакцией В. Гудониса, Б. П. Пузанова
Москва – Воронеж
УДК 37. 01 Главный редактор ББК 74. 3 Д. И. Фельдштейн Д39 Заместитель главного редактора С. К. Бондырева Члены редакционной комиссии: А. Г. Асмолов И. В. Дубровина Н. Д. Никандров В. А. Болотов М. И. Кондаков В. А. Поляков В. П. Борисенков В. Г. Костомаров В. В. Рубцов А. А. Деркач Н. Н. Малофеев Э. В. Сайко А. И. Донцов Рецензенты: Доктор педагогических наук, профессор, Иностранный член РАО В. Раяцкас, Доктор педагогических наук, профессор В. П. Ермаков, кандидат медицинских наук, доцент Ю. -Н. Даулянскене, кандидат медицинских наук, доцент Ю. -В. Вайткявичюс Д39 Дефектологический словарь: В 2т. / Под ред. В. Гудониса, Б. П. Пузанова. – М.: Издательство Московского психолого- Социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2007. – Т. 1. – 808 с. ISBN 978-5-9770-0063-5 (МПСИ) ISBN 978-5-89395-810-2 (НПО «МОДЭК») В словарь включены термины, отражающие содержание теории и практики специальной педагогики, ее связь с разными отраслями научных знаний о человеке: педагогикой, психологией, медициной и др. Словарь предназначен для специальных и социальных педагогов, работников образования, здравоохранения, социального обеспечения, для студентов педвузов, средних специальных учебных заведений, для слушателей курсов повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, а также для будущих матерей, родителей, воспитывающих детей со специальными образовательными потребностями.
УДК 37. 01 ББК 74. 3 ISBN 978-5-9770-0063-5 (т. 1. ) (МПСИ) ISBN 978-5-9770-0065-9 (МПСИ) ISBN 978-5-89395-810-2 (т. 1) (НПО «МОДЭК») ISBN 978-5-89395-812-6 (НПО «МОДЭК») © Гудонис В., Пузанов Б. П. Научное редактирование, 2007 © Гудонис В., составление, 2007 © Московский психолого-социальный Институт, 2007 © Издательский дом Российской академии образования (РАО), 2007 © Оформление. НПО «МОДЭК», 2007
Предисловие Последний «Дефектологический словарь» на русском языке был издан более трицати лет назад. Если иметь в виду, что такой словарь на русском языке был всего один и издавался только дважды, настоящий словарь, подготовленный В. Гудонисом. несомненно следует оценить как позитивное яатение в дефектологии. Весьма важное обстоятельство, что при работе над данным словарем составитель учел изменения и новые веяния в системе обучения и воспитания детей с нарушениям и развития. Были учтены как демократические, так и гуманистические процессы, имеющие прямое влияние на систему общего и специального образования. В данной работе В. Гудонис не только выступает как составитель, обобщающий опыт коллег, но и принимает самое активное участие как автор. Иллюстрацией этого могут служить его статьи «Причины нарушения развития у детей», где автор предлагает удобную и рациональную систем) классификации этих причин, «Интегрированное обучение», где В. Гудонис предлагает модели интегрированного обучения, которые внедрены в практику и оправдались в Литве. Этими моделями могут пользоваться организаторы образования детей с нарушенным зрением. Это весьма важно, потому что, как мы предполагаем, основной круг читателей данного словаря составит академическая молодежь, в первую очередь будущие педагоги специальных и общеобразовательных школ, а также организаторы образования детей со специальными образовательными потребностями.
Данная работа заинтересует не только олигофрен о педагогов, тифлопедагогов, сурдопедагогов, логопедов и специалистов по специапьной психологии, но и родителей, воспи-
тывающих детей с нарушениями развития, т. к. в словаре очень часто рядом с характеристиками заболеваний и недугов предлагаются советы по уходу за больными и другие практические рекомендации. В словаре основные педагогические, психологические, медицинские и социальные аспекты феномена нарушенного развития. Ю. -Н. Даулянскене кандидат медицинских наук, доцент кафедры основ медицины Шауляйского университета; Ю. -В. Вайткявичюс кандидат медицинских наук, доцент кафедры основ медицины Шауляйского университета
Введение Первый «Краткий дефектологический словарь» под редакцией А. И. Дьячкова был опубликован в 1964 г. в Москве. Шесть лет спустя, в 1970 г. издательство «Педагогика» опубликовало второе, дополненное издание «Дефектологического словаря». За последние три десятилетия в странах Восточной Европы произошел ряд существенных социально-политических перемен, которые не могли не отразиться и на системе образования. Процессы демократизации и гуманизации общества внесли коррективы и в терминологию. Во избежание прямой стигматизации термины «аномальные дети», «дефективные дети» правомерно были заменены понятием «дети с особыми образовательными потребностями». Данное понятие стало привлекательно тем, что зарубежные специалисты вкладывают в это понятие не только потребности детей с нарушениями развития, но и образовательные потребности одаренных детей. Поэтому в данный словарь включены такие понятия, как «гениальность», «одаренность», «талант», «абсолютный слух» и т. п. Несмотря на то, что мы переходим от клиническо-коррекционной парадигмы к социально-интеракционной, в терминах специальной педагогики пока остается преимущественно медицинская или психологическая семантика (глухие, незрячие, умственно отсталые, лица с задержкой психического развития, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, нарушениями эмоционально-волевой сферы и т. п. ).
При подготовке специалистов в данной области, в зависимости от ими выбранного профиля, студенты в России, Украине, в странах Прибалтики получают глубокие знания по невропатологии, офтальмологии, отоларингологии. Поэтому в словарь включено много медицинских терминов.
Дефектология как наука о психофизиологических особенностях развития детей с психическими и/или физическими нарушениями, о закономерностях воспитания, обучения этих детей и подготовки большинства из них к интеграции в общество тесно связана не только с медициной, но и с общей и социальной педагогикой, общей и возрастной психологией и с другими науками, поэтому не случайно в словарь включены некоторые термины из упомянутых областей наук. Гуманизация некоторых дефектологических терминов является позитивным процессом. Составитель и научный редактор данного словаря, позитивно принимая изменения, которые диктуются временем, сознательно оставил традиционное название словаря — «Дефектологический словарь». Понятие «дефектология» намного шире понятий «коррекционная педагогика» или «специальная педагогика». Дефектология охватывает как теоретические области знаний данной науки (тифлопедагогику, сурдопедагогику, логопедию, олигофренопедагогику, а также историю и психологию этих отраслей), так и прикладные (тифлотехнику, сурдотехнику и т. п. ). Замена базисного термина «дефектология» терминами «коррекционная педагогика», «специальная педагогика» заметно сузила трактовку содержания данной науки. Такая «педагогическая» трактовка данной науки не оставляет в ее структуре места для специальной психологии (тифлопсихологии, сурдопсихологии и т. п. ). В содержании термина «дефектология» гармонично сочеталась и специальная педагогика и специальная психология. Пока не найден новый термин, равноценный термину «дефектология», который охватил бы не только специальную педагогику, но и вышеупомянутые специальную психологию и специальную технику. Необходимо отдать должное редколлегии журнала «Дефектология» (главный редактор — Н. Н. Малофеев) за сохранение названия имеющего глубокие традиции научно-методического журнала.
Медицинская и биологическая терминология, по мнению проф. М. Н. Чернянского, достигла наибольшей стабильности по сравнению с терминологией других областей. Это объясняется тем всеохватывающим устойчивым влиянием, которое оказывали на медицинскую и биологическую терминологию в течение многих столетий и продолжают оказывать по сей день два классических языка античного мира — древнегреческий и латинский. В свое время среди русских врачей были отстаивающие исконно русскую лексику, которую они наделяли специальным медицинским значением. Такой точки зрения придерживался В. И. Даль (1801 — 1872) — врач по профессии, создатель «Толкового словаря живого великорусского языка». Однако ни одна из предложенных им замен понятия не удержалась в языке русской медицины. Предлагаемый нами словарь включает и темы, которые не нашли место в упомянутых дефектологических словарях. Например, темы из развития эмбриологии (искусственное оплодотворение человека и т. п. ). Представлены понятия заболеваний, которые не могли быть включены в изданные раньше словари (напр., синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД) и др. ), а также новые диагностические методики (напр.. компьютерная томография и т. п. ). В словарь не включены заболевания, которые комплексом лечебно-профилактических мероприятий уже ликвидированы (напр., трахома). Отличительной чертой словаря является представление мер самопомощи, помощи и превентивных мер при разных заболеваниях и недугах, что расширяет круг читателей, включая не только специалистов, но и будущих матерей, родителей, воспитывающих детей с нарушениями развития, а также взрослых людей, имеющих инвалидность. Включены раньше не популярные темы, такие как «алкоголь» и «алкоголизм», «беременность в подростковом возрасте», «наркотики» и «наркомания», «перверзии» и др.
В основу данного словаря легли уже ставшие классикой некоторые статьи «Дефектологического словаря» (1970), а также были использованы: «Энциклопедический словарь медицинских терминов» (В 3 т. / Под ред. Б. В. Петровского. М., 1982); А. В. Апраушев «Тифлосурдопедагогика: Воспитание, обучение, трудовая и социальная реаблитация слепоглухонемых» (М., 1983); А. Р. Маллер, Г. В. Цикото «Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта» (М., 1988); Л. Мирошниченко «Энциклопедия алкоголя» (М., 1998); А. Р. Маллер «Социально-трудовая адаптация глубоко умственно отсталых детей» (М., 1990); Э. Берн «Введение в психиатрию и психоанализ» (СПб., 1992); В. Гудонис «Основы половой гармонии» (Ярославль, 1992); В. Н. Астапов «Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии» (М,, 1994); «Сексология: Энциклопедический справочник по сексологии и смежным областям» (Минск, 1994); В. Гудонис «Причины нарушения развития у детей» (Шяуляй, 1996); «Дефектология: Словарь-справочник» (Под ред. Б. П. Пузанова. М., 1996); «Дефектология: Словарь-справочник» (Сост. С. С. Степанов. М., 1996); «Дети с отклонениями в развитии: Методическое пособие» (Сост. Н. Д. Шматко. М., 1997); «Понятийно-терминологический словарь логопеда» (Под ред. В. И. Селиверстова. М., 1997); «Медицинский словарь» (В 2т.: Пер. с англ. ОхГогб, 1998); Л. Мирошниченко «Энциклопедия алкоголя: Великие люди. История. Культура» (1998); «Большой толковый медицинский словарь» (В 2 т.: Пер. с англ. Охford, 1999), А. Д. Гонеев и др. «Основы коррекционной педагогики» (Под ред. В. А. Сластенина. М., 1999); Питер Т. Гринспен, Сюзана Леверт «Неотложная помощь детям: советы педиатра» (Пер. с англ. М., 1999); В. Гудонис «Основы и перспективы социатьной адаптации лиц с пониженным зрением» (Монография. М., 1999); Н. М. Иовчук, А. А. Северный «Депрессия у детей и подростков» (М., 1999); «Медицинская энциклопедия» (Пер. с англ. М., 1999): «Новейшая энциклопедия детского здоровья» (Под ред. И. П. Брязгунова. М., 1999); М. К. Акимова, В. Т. Козлова «Психологическая коррекция умственного развития школьников» (М., 2000); «Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: Олигофренопедагогика» (М., 2000); В. П. Ермаков, Т. А. Якунин «Основы тифлопедагогики. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения» (М., 2000); Б. Яблан, С. Павлович «Блиндизмы и семейная обстановка у детей с нарушенным зрением / Проблемы и задачи реформирования школы для слепых детей в современных условиях» (М., 2000); X. Ремшмидт «Детская и подростковая психиатрия» (Пер. с нем. М., 2001); «Специальная педагогика» (Под ред. Н. Н. Назаровой, М., 2001); «English-Lithuanian dictionari of Special Education» (Английско-литовский словарь по специальному обучению) (Ed. By Ю. Пятрушявичюс. Шяуляй, 2002); В. Гудонис «Анализ изменений понятий специального образования» (Педагогика: Научные труды. Вильнюс, 2002. № 61) и др.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|