Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Витаутас Гудонис 4 страница




Разлитой розовый оттенок кожи лица со временем пере­ходит в застойную красноту или бледность (желтовато-зем­листого оттенка), на фоне к-рой проступает рисунок расши­ренных капилляров и мелких сосудов (телеангиэктазия). Па­стозность лица выражена в еще большей мере, происходит упрощение мимических гримас и расслабление круговой мышцы рта с распусканием линии рта и обвисанием нижней губы.

Голос с началом алкоголизма становится громче, жестче, утрачивает мягкие интонации, модуляция ограничивается, исчезают эмоциональные обертоны. Речь избыточно эксп­рессивна, при достаточно высоком ее темпе наблюдаются за­труднения в подборе слов, стереотипизация речевых оборо­тов — эти нарушения возрастают по мере трудностей сосре­доточения и интеллектуальной мобилизации.

Уже для начала алкоголизма характерно появление раз­вязности в манере держаться, необязательность в одежде и нек-рое пренебрежение аккуратностью, к-рые чередуются (при старании скрыть недавний алкогольный эксцесс) с чрезмерной подтянутостью и чистоплотностью.

Алкогольный мозговой синдром [англ. Alkoholic brain syndrome ] — общий термин для ряда расстройств, воз­никающих вследствие воздействия алкоголя на мозг.

 

Сюда относятся: острое опьянение, паталогическое опьянение, состояние отмены (абстиненции), белая горячка, др. алко­гольные психозы, алкогольный амнестический синдром, ал­когольная деменция. В российской наркологии этот термин не распространен.

Алкогольный психоз — болезненное расстройство пси­хики, при к-ром психическая деят-ть и поведение больного алкоголизмом отличаются резким несоответствием окружа­ющей действительности. При этом в психике возникают яв­ления, не свойственные нормальному состоянию (бред, гал­люцинации и др. ).

А. п. возникает после многолетнего злоупотребления ал­коголем (нa II и III стадиях алкоголизма), особенно когда ор­ганизм ослаблен под воздействием внешних или внутренних причин (переутомление, истощение, болезни внутренних органов и др. ).

Наиболее частые формы: алкогольный делирий (белая горячка), алкогольный галлюциноз, алко­гольный бредовый психоз (алкогольный параноид, бред ревности, бред преследования), алкогольная эн­цефалопатия.

Альбинизм [фр. а lbinisте, лат. а lbus — белый; син.: лейкизм, лейкопатия врожденная] — врожденное полное или частичное отсутствие пигментации.

А. — редкая наследственная болезнь, характеризующаяся недостаточным содержанием пигмента меланина и влияю­щая на кожу и глаза. Иногда поражаются только глаза. В та­ких случаях страдает зрение. Когда поражаются и кожа и гла­за, у человека наблюдается очень сильная чувствительность к солнечному свету и повышается риск заболеть раком кожи.

Причины А.: Это наследственное заболевание, причем ро­дители могут передавать болезнь детям, но сами не страдают отданного заболевания.

В норме клетки, называемые меланоцитами, вырабаты­вают меланин. Внутри меланоцитов имеются содержащие

 

меланин зерна — меланосомы, к-рые поглащают ультрафио­летовое излучение солнца, защищая кожу и глаза от вредного воздействия этого излучения. Чаще всего А. определяется тем, что в этих клетках нет фермента, способствующего вы­работке меланина.

Симптомы А.: У больных А. обычно кожа бледная, волосы имеют цвет от белого до желтого; зрачки кажутся красными. Так, волосы могут стать соломенного цвета или светло-ко­ричневыми, а кожа — кремоватой или розоватой. На ней мо­гут появляться пятнышки и невусы, к-рые в нек-рых случаях нуждаются в удалении.

При рождении у детей, больных А., белые волосы, розо­вая кожа и серые глаза. Розовый цвет кожи связан с тем, что кровь просвечивает через кровеносные сосуды, тогда как обычно цветовой пигмент маскирует ее. В дальнейшем воло­сы становятся желтыми, радужная оболочка может потемнеть, кожа может даже слегка загорать.

Кожа у людей, страдающих А., легко повреждается сол­нечными лучами. Она может выглядеть обветренной, на ней чаще обычного появляются предраковые и раковые новооб­разования. Могут возникать проблемы со зрением — повышенная чувствительность к свету, близорукость и косогла­зие.

Диагностика А.: Диагноз ставится на основании обследова­ния и семейного анамнеза. Чтобы определить кол-во пигмен­та, под микроскопом рассматривают кожу и волосяные фол­ликулы. Другие исследования могут быть выполнены  целью установить, какой именно формой А. страдает человек.

Больным А. следует защищаться от вредного воздействия солнечных лучей, а также научиться распознавать поврежде­ния кожи в результате солнечного излучения (чрезмерная су­хость кожи, изменения в ее окраске, покрытые корочками повреждения на открытых участках кожи). Страдающим А. следует носить темные очки и одежду, защищающую от солнца.

 

Помощь ребенку, больному А.:

· Если внешность ребенка вызывает социальные и эмоци­ональные проблемы, ему, а также членам его семьи может
потребоваться и психологическая помощь. Доброжела­тельные отношения и прочная эмоциональная связь
между ребенком и родителями помогут им избавиться от
чувства неполноценности и депрессии.

· Родителям следует позаботиться о косметических средст­вах (очках с затемненными линзами, кремах под пудру), с
помощью к-рых можно изменить внешность ребенка,
когда он подрастет.

· Родителям следует знать, что ребенку нужно часто прове­рять глаза, чтобы вовремя обнаружить нарушения зре­ния. В генетической консультации можно получить ин­формацию о том, каковы шансы передачи альбинизма по
наследству.

Альцгеймера болезнь [А. Аlzheimer, 1864—1915, нем. врач] — разновидность пресенильного слабоумия, проявля­ющаяся, наряду с прогрессирующим развитием амнестиче-ского слабоумия, афазическими, апраксическими и агно­стическими расстройствами.

Амавроз [атаurosis; греч. атаи rosis — потемнение, потеря зрения, слепота] — полная слепота на один или оба глаза при сохранности зрачковой реакции на свет, обусловленная по­ражениями ЦНС.

Амаксофобия [атaxophobia; греч. ( h)атаха повозка + фобия; син.: Гамаксофобия] — навязчивый страх — боязнь ко­лесного транспорта.

Аматофобия [атаthophobia; греч. ата thos пыль + фо­бия] — навязчивый страх — боязнь пыли.

Амби- [ амбо-; лат. ат bi — вокруг, с обеих сторон; атbо оба] — составная часть сложных слов, означающая «обоюдность», «одновременное наличие двух различных противо­положных свойств, действий, объектов».

Амбивалентность [аmbivalentia; амби- + лат. valens , valentis сильный; син.: амбитендентность, амбитимия, пси­хическая двойственность] — в психиатрии — возникновение антагонистических тенденций в психической деят-ти, обу­словливающих непоследовательность мышления и неадек­ватность поведения.

Амбивалентность аффективная [ambivalentia affectiva] — амбивалентность в сфере эмоциональных отношений
(симпатии и антипатии, любви и ненависти и т. п. ).

Амбивалентный — двойственный, характеризующийся одновременным проявлением противоположных качеств.

Амбидекстр [амби- + лат. dexter правый] — человек, у к-рого одинаково хорошо развиты функции обеих рук.

Амбидекстрия [аmbidextria; амби- + лат. dexter пра­вый; син.: двуправорукость] — способность одинаково хоро­шо владеть правой и левой рукой; А. может быть генетически обусловлена или достигнута в результате тренировки.

Амбли- [ амблио-; греч. amblys тупой, слабый] — состав­ная часть сложных слов, означающая «притупление», «ослабление».

Амблинойя [атЫупо1а; амбли- + греч. пих, пооз — ум, ра­зум; син.: амблитимия] — патологическая затрудненность принятия к. -л. решений, напр., при психастении.

Амблиопия [греч. amblyopia ; амбли- + ops, opos глаз] — понижение зрения, обусловленное функциональными рас­стройствами зрительного анализатора.

А. алкогольная [лат. Amblyopia alcoholica ] — расстрой­ство зрения, характерное для одного из вариантов алкоголь­ной энцефалопатии (с ретробульбарным невритом). Возни-

кает у больных алкоголизмом, предположительно из-за де­фицита витамина В2, вызванного недостатком питания у них и ухудшением усвоения пищи. Выражается в нарушении и снижении восприятия предметов красного, зеленого и бело­го цвета.

А. анизометропическая [а. anisometropica] — А., на­блюдаемая при анизометропии и характеризующаяся плохо корригируемым понижением остроты зрения глаза с более выраженной аметропией.

А. ех аnopsia [истор.; лат. «вследствие анопсии»] — А., развивающаяся вследствие функционального бездействия органа зрения, напр.. при монолатеральном косоглазии.

А. дисбинокулярная [а. disbinocularis; дис- + бинокуляр­ный] — односторонняя А. при монолатеральном содружест­венном косоглазии; обусловлена постоянным торможением функции центрального зрения косящего глаза.

А. истерическая [а. hysteryca; син.: амовроз истериче­ский, Слепота психогенная] — А. при истерии, часто сопро­вождающаяся другими функциональными расстройствами зрительного анализатора (нарушение цветоощущения, су­жение поля зрения, светобоязнь и т. д. ).

А. обскурационная [а. obscurationis; лат. о bscuratio затемнение, затуманивание] — А., обусловленная врожден­ным или рано приобретенным помутнением преломляющих сред глаза и характеризующаяся сохранением пониженного зрения после ликвидации помутнений.

А. рефракционная [а. refractiva] — А., наблюдаемая при аномалиях рефракции, преимущественно при гиперметропии высокой степени и астигматизме; характеризуется тем, что эти аномалии во время обследования не поддаются опти­ческой коррекции.

Амблиоскоп [амблио- + греч. skopeo —- смотреть] — аппа­рат для упражнения бинокулярного зрения при ортоптическом лечении косоглазия.

Амблиотренер [амблиопия + англ. Train – обучать, тренировать] – аппарат для развития и тренировки пространственно зрительной ориентации при лечении амблиопии по методу Бангертера.

Амелия [Amelia; a - + греч. Melos – часть тела, конечность] – врожденное отсутствие рук или ног вследствие нарушений внутриутробного развития. Данная аномалия развития плода часто бывает связана с приемом талидомида на ранних сроках беременности.

Аментивный синдром [лат. Amentia – безумие] – см. Аменция.

Аменция [ лат. Amentia - безумие] – форма помрачения сознания с преобладанием растерянности, бессвязности мышления, речи и движений; развивается обычно в связи с длительными, истощающими организм болезнями, в частности, при тяжелых формах алкогольного делирия; в основе А. лежит непосредственное поражение корковых клеток головного мозга.

Аметропия [греч. Ametros – несоразмерный, непропорциональный + opos - глаз] – аномалия рефракции глаза, при к-рой нарушено соответствие между преломляющей силой оптической системы глаза и длиной его оптической оси.

Амиелия [a - + греч. Myelos - мозг] – врожденное отсутствие спинного мозга.

Амимия [a- + греч. Mimia – подражание] – отсутствие мимики; наблюдается при различных заболеваниях ЦНС, при поражениях лицевых нервов, а также при нек-рых заболеваниях (напр., паркинсонизм и др. ).

Амихофобия [amychophobia; греч.   Amyche – ссадина, царапина + фобия] – навязчивый страх – боязнь повреждения кожи.

 

 

Амнезия [атпеsia; греч, атпе sia забывчивость, потеря памяти] — нарушение памяти в виде утраты способности со­хранять и воспроизводить ранее приобретенные знания. Вы­ступает проявлением патологического состояния мозга, к-рое может быть вызвано как физическими нарушениями, так и психогенными воздействиями. А. следует отличать от гипомнезии — ослабления памяти, к-рое нередко сопутствует задержке психического развития. См. Памяти расстройст­ва.

А. алкогольная [лат. Атпе sia alcoholica; англ. blackout] частичное или полное выпадание из памяти событий, проис­ходивших во время выпивки. Является одним из диагности­ческих признаков алкоголизма, хотя А. а. возможна и у неал­коголика после приема больших доз алкоголя.

Для больного алкоголизмом особенно характерна фраг­ментарная (лакунарная) А., когда из памяти выпадают от­дельные фрагменты происходившего во время выпивки, причем события, случившиеся после полностью выпавшего из памяти эпизода, могут вспомниться. Такого рода А. носит название палимпсеста. Среди других видов А., наблюдаю­щейся при алкоголизме, выделяют наркотическую А. (см. Амнезия алкогольная наркотическая) и тотальную А. (см. Ам­незия алкогольная тотальная).

А. а. наркотическая — разновидность А. при алко­голизме, когда полное забывание к. -л. эпизода относится к финальному периоду опьянения перед наступлением нарко­тического сна. Такого рода А. случается и у лиц, не больных алкоголизмом, при употреблении очень высоких доз алкого­ля.

А. а. тотальная — разновидность А. при алкоголизме, когда запамятование касается не отдельных событий, как при палимпсестах, а большей части или всего периода опья­нения. У больного алкоголизмом такая А. может возникнуть при употреблении даже сравнительно небольших доз алкоголя, хотя внешние признаки опьянения у него в том отрезке

 

 

времени, к-рый потом выпал из памяти, могут быть доста­точно выраженными. Наблюдается на 111 стадии алкогoлизма.

А. антероградная [а. апterograda; лат. anterius преж­де, до + gradior —- идти] — А. на события, происшедшие не­посредственно по окончании расстройства сознания или бо­лезненного психического состояния.

А. антероретроградная [а. апteroretrograda; лат. anterius — прежде, до + retro назад + gradior идти] — А. на со­бытия, предшествовавшие расстройству сознания или бо­лезненному психическому состоянию и последовавшие за ним. См. А. частичная.

А. аутогипнотическая [а. аиtohypnotica] — применяе­мое в психоанализе обозначение А. на события или пережи­вания, возникшей в результате их подсознательного вытес­нения.

А. инфантильная [а. infantilis] — применяемое в психоа­нализе обозначение отсутствия воспоминаний о первых 3—4 годах жизни.

А. кататимная [а. саtathymica; греч. katathymeo падать духом, унывать] — А. только на определенные лица и собы­тия.

А. конградная [а. сопgrada; лат. соп —совместно, вмес­те с + gradior идти] — А. на промежуток времени, соответ­ствующий периоду расстройства сознания или болезненного психического состояния.

А. негативическая — А., обусловленная внутренним сопротивлением индивидуума воспроизведению отдельных фактов, событий и т. п.

А. периодическая [а. реriodica] — см. А. эпизодическая.

А. постгипнотическая [a. posthypnotica] —- А. на образы, представления и события, возникавшие во время гипноза, наступающая после соответствующего внушения.

 

А. общая – глубокое расстройство памяти – проявляется в полной неспособности как вспомнить к. -л. Событие или факт из прошлого опыта, так и запомнить ч. -л. новое.

А. прогрессирующая [a. progressiva] – А., последовательно распространяющаяся от позже приобретенных знаний к ранее полученным.

А. ретардированная [a. retardata] – А. на период расстройства сознания или болезненного психического состояния, наступающая лишь через нек-рое время после его окончания.

А. ретороградная [a. retrograde; лат. Retro – позади + gradior - идти] – А. На события, предшествовавшие расстройству сознания или болезненному психическому состоянию. См. А. частичная.

А. фиксационная – А. на текущие и недавние события, эмоционально связанные с психотравмирующей ситуацией, при сохранении памяти на приобретенные в прошлом знания.

А. частичная – охватывает круг событий, предшествовавших нарушению мозговой деят-ти (см. А. ретроградная), либо последовавших непосредственно за ним (см. А. антероградная).

А. эпизодическая - [син.: А. периодическая] – неоднократно наступающая А. на ограниченные промежутки времени.

Амнио- [греч. Amnion – плодная оболочка, амнион] – составная часть сложных слов, означающая «относящийся к амниону». См. Амнион.

Амниогенез [amniogenesis; амнио- + греч. Genesis – зарождение, образование] – процесс образования амниона.

Амниография [amniographia; амнио- + греч. Grapho – писать, изображать] рентгенологическое исследование полости амниона после введения в нее (чаще через переднюю брюшную стенку) водорастворимых контрастных веществ.

 

Амнион [греч. amnion , син.: амниотическая оболочка, амни-отический мешок, водная оболочка] — защитная оболочка, об­разующаяся вокруг зародыша высших позвоночных путем сра­стания складок эктодермы и париетального листка мезодермы.

Амниоскоп [амнио- + греч. skopeo рассматривать] — эн­доскопический прибор, вводимый в канал шейки матки и представляющий собой набор конических трубок с мандре-ном и осветителем; обычно снабжен фотонасадкой.

АМНИОСКОПИЯ [атnioscopia; амнио- + греч. skopeo рас­сматривать] — метод исследования плодного пузыря путем осмотра его нижней части с помощью амниоскопа.

Ампутация1 [лат. amputatio отсечение] — хирургическая операция отсечения конечности или периферической ее ча­сти с пересечением костей или удаление органа.

Ампутация2 — отрыв или отсечение конечности, ее части или к. -л. органа.

А. амниотическая [а. атпiotica; син.: А. внутриутроб­ная, А. врожденная] — аномалия развития — А. конечности или ее части вследствие передавливания амниотическими перетяжками во внутриутробном периоде.

А. внуриутробная — см. А. амниотическая.

А. врожденная [а. сопgenica] — см. А. амниотическая.

А. патологическая [а. раthologica] —самопроизвольное отторжение некротизированной части тела или органа.

А. пупочного канатика [а. funiculi umbilicalis] — разрыв пупочного канатика, напр., в результате резких движений плода.

А. травматическая [а. 1гаитаПса] — А. конечности или другой выступающей части тела при травме.

Амузия [атusia; а- + греч. musa музыка] — слуховая аг­нозия с нарушением музыкальных способностей, имевших­ся у больного в прошлом.

А. вокальная [лат. vocalis голосовой] — утрата спо­собности исполнять (петь) музыкальное произведение при не­нарушенной возможности его художественного восприятия.

А. инструментальная [лат. instrumentum орудие] — утрата способности воспроизводить мелодии на музыкаль­ных инструментах.

А. моторная [а. тоtoria] — А., проявляющаяся невоз­можностью воспроизведения знакомых мелодий.

А. сенсорная [а. sensoria; син.: Глухота музыкальная] — А, проявляющаяся нарушением узнавания знакомых мелодий.

Аналгия [апаlgia; ан- + греч. algos — боль; син.: аналгезия] — отсутствие болевой чувствительности.

Анализ [грeч. analysis разложение, расчленение] — опе­рация мысленного или реального расчленения целого (вещи, свойства, процесса или отношения между предмета­ми) на составные части, выполняемая в процессе познания или предметно-практической деят-ти человека.

А. генетический — совокупность методов изучения на­следственных свойств организмов.

А. урока — разбор урока на его составные части для оценки его в целом. Посещение урока и последующий его анализ — одна из наиболее продуктивных конкретных форм руководства учебно-воспитательным процессом в школе. А. у. обычно производится работниками отделов народного образования, администрацией школы, осуществляющей непосредственное руководство педагогическим процессом. А. у. — один из ведущих способов изучения и обобщения опыта, один из приемов научного исследования в области дидактики, методики, психологии учения. А. у. широко ис­пользуется и как форма обмена опытом самих учителей, и как способ обучения студентов, будущих учителей. Кроме того, каждый вдумчивый педагог обязательно анализирует и свой урок.

Это одно из условий постоянного совершенство­вания педагогического мастерства.

Анализатор — анатомо-физиологическое образование, обеспечивающее восприятие, анализ и синтез информации о явлениях, которые происходят в окружающей среде и (или) внутри самого организма, и формирующее специфические для данного А. ощущения. Понятие А. введено И. П. Павло­вым в 1909 г. Функционирование А. в норме обеспечивает це­лесообразную реакцию организма на изменение условий, что способствует его приспособлению к окружающему миру и поддержанию равновесия внутренней среды. В зависимости от модальности воспринимаемых и анализируемых сти­мулов различают несколько А. Каждый А. состоит из трех от­делов — периферического воспринимающего прибора (ре­цептора), проводящих путей и коркового центра. Анализ раздражителей начинается на периферии: каждый рецептор реагирует на определенный вид энергии; анализ продолжа­ется во вставочных нейронах проводящих путей (так, на уровне нейронов зрительного А., расположенных в проме­жуточном мозге, возможно различение местоположения и цвета предметов). В высших центрах А. — в коре больших полушарий головного мозга — осуществляется тонкий дифференцированный анализ раздражителей. Повреждение любо­го из отделов А. в результате действия различных вредонос­ных факторов приводит к нарушениям процессов высшей нервной деят-ти и обусловливает аномальное протекание психофизического развития.

А. болевой — А., формирующий болевое ощущение при различных физических и химических воздействиях, оказы­вающих повреждающее действие на организм.

А. вестибулярный — А., обеспечивающий анализ ин­формации о положении и перемещениях тела в пространст­ве.

А. вкусовой — А., обеспечивающий восприятие и ана­лиз химических раздражителей при воздействии их на ре­цепторы языка и формирующий вкусовые ощущения.

А. двигательный — А., обеспечивающий восприятие и анализ положения тела в пространстве, а также пассивных и активных движений отдельных частей тела.

А. зрительный — А., обеспечивающий восприятие и анализ светового излучения окружающей среды и формиру­ющий зрительные ощущения и образы.

А. интероцептивный — А., обеспечивающий восприя­тие и анализ информации о состоянии внутренних органов.

А. ложный — А., обеспечивающий восприятие и анализ информации, поступающей через поверхность кожи, с фор­мированием температурных, тактильных и болевых ощуще­ний.

А. обонятельный — А., обеспечивающий восприятие и анализ информации о веществах, соприкасающихся со сли­зистой оболочкой носовой полости и формирующий обоня­тельные ощущения.

А. проприоцептивный — А., обеспечивающий воспри­ятие и анализ информации о состоянии мышц, сухожилий, связок и суставных поверхностей.

А. речедвигательный —А., обеспечивающий воспри­ятие и анализ информации от органов речи, в частности от мышц, изменяющих напряжение голосовых связок.

А. слуховой — А., обеспечивающий восприятие звуко­вых раздражений и формирующий слуховые ощущения и об­разы.

Анамнез [апатnesis; греч. anamnesis воспоминание] — совокупность сведений об условиях возникновения и проте­кания болезни, получаемых при медицинском обследова­нии, путем опроса самого обследуемого и (или) знающих его лиц. А. детей с нарушениями развития помимо медицинских данных должен включать также информацию о развитии мо­торики, речи, игровой и познавательной деят-ти.

А. акушерский [а. оbstetrica] — часть А., посвященная генеративной (детородной) функции женщины (характер

менструации, число беременностей, абортов и родов, осо­бенности их течения и характер осложнений).

А. аллергологический [а. а11еrgologica] — часть А., по­священная проявлениям аллергических заболеваний у само­го больного, его родителей и других родственников, а также возможному контакту с аллергенами.

А. болезни [а. morbi] — часть А., посвященная возник­новению и течению данного заболевания и эффективности ранее проведенного лечения.

А. жизни [а. vitae] — часть А., посвященная физическо­му, психическому и социальному развитию обследуемого.

А. наследственный [а. hereditaria] — часть семейного А., посвященная заболеваниям родителей и других кровных родственников больного.

А. профессиональный [а. рrofessionalis] — часть А. жизни, посвященная характеру и условиям труда больного, напр. Наличию профессиональных вредностей.

А. психиатрический [а. psychiatrica ] —А., включающий особенности психического развития, наследственности, склада личности, обучения и профессиональной деят-ти больного, круга его интересов и увлечений, семейных взаи­моотношений.

А. семейный [а. familiaris] — часть А. жизни, посвящен­ная составу семьи больного, психологической обстановке в ней, заболеваниям отдельных ее представителей и т. д.

А. социальный — часть А. жизни, описывающая быто­вые условия, общественное положение и социальную актив­ность больного.

Анартрия [апarthria; ан- + греч. arthroo членораздельно произносить] — утрата членораздельной речи вследствие па­ралича или пареза мышц, принимающих участие в артикуля­ции, напр., при бульбарном параличе. Крайне выраженная степень дизартрии.

Анемо - [греч. Anemos – ветер, дуновение] – составная часть сложных слов, означающая «ветер».

Анемофобия [anemophobia; анемо- + фобия] – навязчивый страх – боязнь быть застигнутым бурей (ветром).

Анизокория [греч. Anisos- неравный + kore - зрачок] – неравенство диаметров зрачков правого и левого глаза.

Анизометропия [греч. Anisos- - неравный + metron – измерение + opsis - зрение] – различная рефракция обоих глаз.

Аниридия – врожденное отсутствие радужной оболочки глаза. Может возникать вследствие деления небольшого участка 11-й хромосомы, а также сопровождаться предрасположенностью к развитию аденосоркомы почки у человека.

Анкета [фр. Enguete – список вопросов] – методическое средство для получения первичной социологической и социально-психологической информации на основе вербальной коммуникации. А. представляет собой набор вопросов, каждый их к-рых логически связан с центральной задачей исследования. Составление А. – процесс перевода основных гипотез исследования на язык вопросов – сложная и трудоемкая процедура. А. должна обеспечить получение такого содержания, к-рое правдиво по отношению к опрашиваемому и значимо по отношению к проблеме. Составление ценной в научном отношении А. является, как правило, коллективной работой. Первый этап в разработке А. – определение ее содержания. Это может быть круг вопросов о фактах жизнедеят-ти опрашиваемого или же о его мотивах, отношениях. Если помимо самого мнения необходимо знать и его интенсивность, то в формулировку вопроса включают соответствующую шкалу оценок. Второй этап в разработке А. – выбор нужного типа вопросов. Вопросы могут быть открытыми, позволяющими опрашиваемому строить свой ответ в соответствии со

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...