Витаутас Гудонис 4 страница
Разлитой розовый оттенок кожи лица со временем переходит в застойную красноту или бледность (желтовато-землистого оттенка), на фоне к-рой проступает рисунок расширенных капилляров и мелких сосудов (телеангиэктазия). Пастозность лица выражена в еще большей мере, происходит упрощение мимических гримас и расслабление круговой мышцы рта с распусканием линии рта и обвисанием нижней губы. Голос с началом алкоголизма становится громче, жестче, утрачивает мягкие интонации, модуляция ограничивается, исчезают эмоциональные обертоны. Речь избыточно экспрессивна, при достаточно высоком ее темпе наблюдаются затруднения в подборе слов, стереотипизация речевых оборотов — эти нарушения возрастают по мере трудностей сосредоточения и интеллектуальной мобилизации. Уже для начала алкоголизма характерно появление развязности в манере держаться, необязательность в одежде и нек-рое пренебрежение аккуратностью, к-рые чередуются (при старании скрыть недавний алкогольный эксцесс) с чрезмерной подтянутостью и чистоплотностью. Алкогольный мозговой синдром — [англ. Alkoholic brain syndrome ] — общий термин для ряда расстройств, возникающих вследствие воздействия алкоголя на мозг.
Сюда относятся: острое опьянение, паталогическое опьянение, состояние отмены (абстиненции), белая горячка, др. алкогольные психозы, алкогольный амнестический синдром, алкогольная деменция. В российской наркологии этот термин не распространен. Алкогольный психоз — болезненное расстройство психики, при к-ром психическая деят-ть и поведение больного алкоголизмом отличаются резким несоответствием окружающей действительности. При этом в психике возникают явления, не свойственные нормальному состоянию (бред, галлюцинации и др. ).
А. п. возникает после многолетнего злоупотребления алкоголем (нa II и III стадиях алкоголизма), особенно когда организм ослаблен под воздействием внешних или внутренних причин (переутомление, истощение, болезни внутренних органов и др. ). Наиболее частые формы: алкогольный делирий (белая горячка), алкогольный галлюциноз, алкогольный бредовый психоз (алкогольный параноид, бред ревности, бред преследования), алкогольная энцефалопатия. Альбинизм [фр. а lbinisте, лат. а lbus — белый; син.: лейкизм, лейкопатия врожденная] — врожденное полное или частичное отсутствие пигментации. А. — редкая наследственная болезнь, характеризующаяся недостаточным содержанием пигмента меланина и влияющая на кожу и глаза. Иногда поражаются только глаза. В таких случаях страдает зрение. Когда поражаются и кожа и глаза, у человека наблюдается очень сильная чувствительность к солнечному свету и повышается риск заболеть раком кожи. Причины А.: Это наследственное заболевание, причем родители могут передавать болезнь детям, но сами не страдают отданного заболевания. В норме клетки, называемые меланоцитами, вырабатывают меланин. Внутри меланоцитов имеются содержащие
меланин зерна — меланосомы, к-рые поглащают ультрафиолетовое излучение солнца, защищая кожу и глаза от вредного воздействия этого излучения. Чаще всего А. определяется тем, что в этих клетках нет фермента, способствующего выработке меланина. Симптомы А.: У больных А. обычно кожа бледная, волосы имеют цвет от белого до желтого; зрачки кажутся красными. Так, волосы могут стать соломенного цвета или светло-коричневыми, а кожа — кремоватой или розоватой. На ней могут появляться пятнышки и невусы, к-рые в нек-рых случаях нуждаются в удалении. При рождении у детей, больных А., белые волосы, розовая кожа и серые глаза. Розовый цвет кожи связан с тем, что кровь просвечивает через кровеносные сосуды, тогда как обычно цветовой пигмент маскирует ее. В дальнейшем волосы становятся желтыми, радужная оболочка может потемнеть, кожа может даже слегка загорать.
Кожа у людей, страдающих А., легко повреждается солнечными лучами. Она может выглядеть обветренной, на ней чаще обычного появляются предраковые и раковые новообразования. Могут возникать проблемы со зрением — повышенная чувствительность к свету, близорукость и косоглазие. Диагностика А.: Диагноз ставится на основании обследования и семейного анамнеза. Чтобы определить кол-во пигмента, под микроскопом рассматривают кожу и волосяные фолликулы. Другие исследования могут быть выполнены целью установить, какой именно формой А. страдает человек. Больным А. следует защищаться от вредного воздействия солнечных лучей, а также научиться распознавать повреждения кожи в результате солнечного излучения (чрезмерная сухость кожи, изменения в ее окраске, покрытые корочками повреждения на открытых участках кожи). Страдающим А. следует носить темные очки и одежду, защищающую от солнца.
Помощь ребенку, больному А.: · Если внешность ребенка вызывает социальные и эмоциональные проблемы, ему, а также членам его семьи может · Родителям следует позаботиться о косметических средствах (очках с затемненными линзами, кремах под пудру), с · Родителям следует знать, что ребенку нужно часто проверять глаза, чтобы вовремя обнаружить нарушения зрения. В генетической консультации можно получить информацию о том, каковы шансы передачи альбинизма по Альцгеймера болезнь [А. Аlzheimer, 1864—1915, нем. врач] — разновидность пресенильного слабоумия, проявляющаяся, наряду с прогрессирующим развитием амнестиче-ского слабоумия, афазическими, апраксическими и агностическими расстройствами.
Амавроз [атаurosis; греч. атаи rosis — потемнение, потеря зрения, слепота] — полная слепота на один или оба глаза при сохранности зрачковой реакции на свет, обусловленная поражениями ЦНС. Амаксофобия [атaxophobia; греч. ( h)атаха — повозка + фобия; син.: Гамаксофобия] — навязчивый страх — боязнь колесного транспорта. Аматофобия [атаthophobia; греч. ата thos — пыль + фобия] — навязчивый страх — боязнь пыли. Амби- [ амбо-; лат. ат bi — вокруг, с обеих сторон; атbо — оба] — составная часть сложных слов, означающая «обоюдность», «одновременное наличие двух различных противоположных свойств, действий, объектов». Амбивалентность [аmbivalentia; амби- + лат. valens , valentis — сильный; син.: амбитендентность, амбитимия, психическая двойственность] — в психиатрии — возникновение антагонистических тенденций в психической деят-ти, обусловливающих непоследовательность мышления и неадекватность поведения. Амбивалентность аффективная [ambivalentia affectiva] — амбивалентность в сфере эмоциональных отношений Амбивалентный — двойственный, характеризующийся одновременным проявлением противоположных качеств. Амбидекстр [амби- + лат. dexter — правый] — человек, у к-рого одинаково хорошо развиты функции обеих рук. Амбидекстрия [аmbidextria; амби- + лат. dexter — правый; син.: двуправорукость] — способность одинаково хорошо владеть правой и левой рукой; А. может быть генетически обусловлена или достигнута в результате тренировки. Амбли- [ амблио-; греч. amblys — тупой, слабый] — составная часть сложных слов, означающая «притупление», «ослабление». Амблинойя [атЫупо1а; амбли- + греч. пих, пооз — ум, разум; син.: амблитимия] — патологическая затрудненность принятия к. -л. решений, напр., при психастении. Амблиопия [греч. amblyopia ; амбли- + ops, opos — глаз] — понижение зрения, обусловленное функциональными расстройствами зрительного анализатора. А. алкогольная [лат. Amblyopia alcoholica ] — расстройство зрения, характерное для одного из вариантов алкогольной энцефалопатии (с ретробульбарным невритом). Возни-
кает у больных алкоголизмом, предположительно из-за дефицита витамина В2, вызванного недостатком питания у них и ухудшением усвоения пищи. Выражается в нарушении и снижении восприятия предметов красного, зеленого и белого цвета. А. анизометропическая [а. anisometropica] — А., наблюдаемая при анизометропии и характеризующаяся плохо корригируемым понижением остроты зрения глаза с более выраженной аметропией. А. ех аnopsia [истор.; лат. «вследствие анопсии»] — А., развивающаяся вследствие функционального бездействия органа зрения, напр.. при монолатеральном косоглазии. А. дисбинокулярная [а. disbinocularis; дис- + бинокулярный] — односторонняя А. при монолатеральном содружественном косоглазии; обусловлена постоянным торможением функции центрального зрения косящего глаза. А. истерическая [а. hysteryca; син.: амовроз истерический, Слепота психогенная] — А. при истерии, часто сопровождающаяся другими функциональными расстройствами зрительного анализатора (нарушение цветоощущения, сужение поля зрения, светобоязнь и т. д. ). А. обскурационная [а. obscurationis; лат. о bscuratio — затемнение, затуманивание] — А., обусловленная врожденным или рано приобретенным помутнением преломляющих сред глаза и характеризующаяся сохранением пониженного зрения после ликвидации помутнений. А. рефракционная [а. refractiva] — А., наблюдаемая при аномалиях рефракции, преимущественно при гиперметропии высокой степени и астигматизме; характеризуется тем, что эти аномалии во время обследования не поддаются оптической коррекции. Амблиоскоп [амблио- + греч. skopeo —- смотреть] — аппарат для упражнения бинокулярного зрения при ортоптическом лечении косоглазия. Амблиотренер [амблиопия + англ. Train – обучать, тренировать] – аппарат для развития и тренировки пространственно зрительной ориентации при лечении амблиопии по методу Бангертера. Амелия [Amelia; a - + греч. Melos – часть тела, конечность] – врожденное отсутствие рук или ног вследствие нарушений внутриутробного развития. Данная аномалия развития плода часто бывает связана с приемом талидомида на ранних сроках беременности. Аментивный синдром [лат. Amentia – безумие] – см. Аменция. Аменция [ лат. Amentia - безумие] – форма помрачения сознания с преобладанием растерянности, бессвязности мышления, речи и движений; развивается обычно в связи с длительными, истощающими организм болезнями, в частности, при тяжелых формах алкогольного делирия; в основе А. лежит непосредственное поражение корковых клеток головного мозга. Аметропия [греч. Ametros – несоразмерный, непропорциональный + opos - глаз] – аномалия рефракции глаза, при к-рой нарушено соответствие между преломляющей силой оптической системы глаза и длиной его оптической оси.
Амиелия [a - + греч. Myelos - мозг] – врожденное отсутствие спинного мозга. Амимия [a- + греч. Mimia – подражание] – отсутствие мимики; наблюдается при различных заболеваниях ЦНС, при поражениях лицевых нервов, а также при нек-рых заболеваниях (напр., паркинсонизм и др. ). Амихофобия [amychophobia; греч. Amyche – ссадина, царапина + фобия] – навязчивый страх – боязнь повреждения кожи.
Амнезия [атпеsia; греч, атпе sia — забывчивость, потеря памяти] — нарушение памяти в виде утраты способности сохранять и воспроизводить ранее приобретенные знания. Выступает проявлением патологического состояния мозга, к-рое может быть вызвано как физическими нарушениями, так и психогенными воздействиями. А. следует отличать от гипомнезии — ослабления памяти, к-рое нередко сопутствует задержке психического развития. См. Памяти расстройства. А. алкогольная [лат. Атпе sia alcoholica; англ. blackout] — частичное или полное выпадание из памяти событий, происходивших во время выпивки. Является одним из диагностических признаков алкоголизма, хотя А. а. возможна и у неалкоголика после приема больших доз алкоголя. Для больного алкоголизмом особенно характерна фрагментарная (лакунарная) А., когда из памяти выпадают отдельные фрагменты происходившего во время выпивки, причем события, случившиеся после полностью выпавшего из памяти эпизода, могут вспомниться. Такого рода А. носит название палимпсеста. Среди других видов А., наблюдающейся при алкоголизме, выделяют наркотическую А. (см. Амнезия алкогольная наркотическая) и тотальную А. (см. Амнезия алкогольная тотальная). А. а. наркотическая — разновидность А. при алкоголизме, когда полное забывание к. -л. эпизода относится к финальному периоду опьянения перед наступлением наркотического сна. Такого рода А. случается и у лиц, не больных алкоголизмом, при употреблении очень высоких доз алкоголя. А. а. тотальная — разновидность А. при алкоголизме, когда запамятование касается не отдельных событий, как при палимпсестах, а большей части или всего периода опьянения. У больного алкоголизмом такая А. может возникнуть при употреблении даже сравнительно небольших доз алкоголя, хотя внешние признаки опьянения у него в том отрезке
времени, к-рый потом выпал из памяти, могут быть достаточно выраженными. Наблюдается на 111 стадии алкогoлизма. А. антероградная [а. апterograda; лат. anterius — прежде, до + gradior —- идти] — А. на события, происшедшие непосредственно по окончании расстройства сознания или болезненного психического состояния. А. антероретроградная [а. апteroretrograda; лат. anterius — прежде, до + retro — назад + gradior — идти] — А. на события, предшествовавшие расстройству сознания или болезненному психическому состоянию и последовавшие за ним. См. А. частичная. А. аутогипнотическая [а. аиtohypnotica] — применяемое в психоанализе обозначение А. на события или переживания, возникшей в результате их подсознательного вытеснения. А. инфантильная [а. infantilis] — применяемое в психоанализе обозначение отсутствия воспоминаний о первых 3—4 годах жизни. А. кататимная [а. саtathymica; греч. katathymeo — падать духом, унывать] — А. только на определенные лица и события. А. конградная [а. сопgrada; лат. соп —совместно, вместе с + gradior — идти] — А. на промежуток времени, соответствующий периоду расстройства сознания или болезненного психического состояния. А. негативическая — А., обусловленная внутренним сопротивлением индивидуума воспроизведению отдельных фактов, событий и т. п. А. периодическая [а. реriodica] — см. А. эпизодическая. А. постгипнотическая [a. posthypnotica] —- А. на образы, представления и события, возникавшие во время гипноза, наступающая после соответствующего внушения.
А. общая – глубокое расстройство памяти – проявляется в полной неспособности как вспомнить к. -л. Событие или факт из прошлого опыта, так и запомнить ч. -л. новое. А. прогрессирующая [a. progressiva] – А., последовательно распространяющаяся от позже приобретенных знаний к ранее полученным. А. ретардированная [a. retardata] – А. на период расстройства сознания или болезненного психического состояния, наступающая лишь через нек-рое время после его окончания. А. ретороградная [a. retrograde; лат. Retro – позади + gradior - идти] – А. На события, предшествовавшие расстройству сознания или болезненному психическому состоянию. См. А. частичная. А. фиксационная – А. на текущие и недавние события, эмоционально связанные с психотравмирующей ситуацией, при сохранении памяти на приобретенные в прошлом знания. А. частичная – охватывает круг событий, предшествовавших нарушению мозговой деят-ти (см. А. ретроградная), либо последовавших непосредственно за ним (см. А. антероградная). А. эпизодическая - [син.: А. периодическая] – неоднократно наступающая А. на ограниченные промежутки времени. Амнио- [греч. Amnion – плодная оболочка, амнион] – составная часть сложных слов, означающая «относящийся к амниону». См. Амнион. Амниогенез [amniogenesis; амнио- + греч. Genesis – зарождение, образование] – процесс образования амниона. Амниография [amniographia; амнио- + греч. Grapho – писать, изображать] рентгенологическое исследование полости амниона после введения в нее (чаще через переднюю брюшную стенку) водорастворимых контрастных веществ.
Амнион [греч. amnion , син.: амниотическая оболочка, амни-отический мешок, водная оболочка] — защитная оболочка, образующаяся вокруг зародыша высших позвоночных путем срастания складок эктодермы и париетального листка мезодермы. Амниоскоп [амнио- + греч. skopeo — рассматривать] — эндоскопический прибор, вводимый в канал шейки матки и представляющий собой набор конических трубок с мандре-ном и осветителем; обычно снабжен фотонасадкой. АМНИОСКОПИЯ [атnioscopia; амнио- + греч. skopeo — рассматривать] — метод исследования плодного пузыря путем осмотра его нижней части с помощью амниоскопа. Ампутация1 [лат. amputatio — отсечение] — хирургическая операция отсечения конечности или периферической ее части с пересечением костей или удаление органа. Ампутация2 — отрыв или отсечение конечности, ее части или к. -л. органа. А. амниотическая [а. атпiotica; син.: А. внутриутробная, А. врожденная] — аномалия развития — А. конечности или ее части вследствие передавливания амниотическими перетяжками во внутриутробном периоде. А. внуриутробная — см. А. амниотическая. А. врожденная [а. сопgenica] — см. А. амниотическая. А. патологическая [а. раthologica] —самопроизвольное отторжение некротизированной части тела или органа. А. пупочного канатика [а. funiculi umbilicalis] — разрыв пупочного канатика, напр., в результате резких движений плода. А. травматическая [а. 1гаитаПса] — А. конечности или другой выступающей части тела при травме. Амузия [атusia; а- + греч. musa — музыка] — слуховая агнозия с нарушением музыкальных способностей, имевшихся у больного в прошлом. А. вокальная [лат. vocalis — голосовой] — утрата способности исполнять (петь) музыкальное произведение при ненарушенной возможности его художественного восприятия. А. инструментальная [лат. instrumentum — орудие] — утрата способности воспроизводить мелодии на музыкальных инструментах. А. моторная [а. тоtoria] — А., проявляющаяся невозможностью воспроизведения знакомых мелодий. А. сенсорная [а. sensoria; син.: Глухота музыкальная] — А, проявляющаяся нарушением узнавания знакомых мелодий. Аналгия [апаlgia; ан- + греч. algos — боль; син.: аналгезия] — отсутствие болевой чувствительности. Анализ [грeч. analysis — разложение, расчленение] — операция мысленного или реального расчленения целого (вещи, свойства, процесса или отношения между предметами) на составные части, выполняемая в процессе познания или предметно-практической деят-ти человека. А. генетический — совокупность методов изучения наследственных свойств организмов. А. урока — разбор урока на его составные части для оценки его в целом. Посещение урока и последующий его анализ — одна из наиболее продуктивных конкретных форм руководства учебно-воспитательным процессом в школе. А. у. обычно производится работниками отделов народного образования, администрацией школы, осуществляющей непосредственное руководство педагогическим процессом. А. у. — один из ведущих способов изучения и обобщения опыта, один из приемов научного исследования в области дидактики, методики, психологии учения. А. у. широко используется и как форма обмена опытом самих учителей, и как способ обучения студентов, будущих учителей. Кроме того, каждый вдумчивый педагог обязательно анализирует и свой урок. Это одно из условий постоянного совершенствования педагогического мастерства. Анализатор — анатомо-физиологическое образование, обеспечивающее восприятие, анализ и синтез информации о явлениях, которые происходят в окружающей среде и (или) внутри самого организма, и формирующее специфические для данного А. ощущения. Понятие А. введено И. П. Павловым в 1909 г. Функционирование А. в норме обеспечивает целесообразную реакцию организма на изменение условий, что способствует его приспособлению к окружающему миру и поддержанию равновесия внутренней среды. В зависимости от модальности воспринимаемых и анализируемых стимулов различают несколько А. Каждый А. состоит из трех отделов — периферического воспринимающего прибора (рецептора), проводящих путей и коркового центра. Анализ раздражителей начинается на периферии: каждый рецептор реагирует на определенный вид энергии; анализ продолжается во вставочных нейронах проводящих путей (так, на уровне нейронов зрительного А., расположенных в промежуточном мозге, возможно различение местоположения и цвета предметов). В высших центрах А. — в коре больших полушарий головного мозга — осуществляется тонкий дифференцированный анализ раздражителей. Повреждение любого из отделов А. в результате действия различных вредоносных факторов приводит к нарушениям процессов высшей нервной деят-ти и обусловливает аномальное протекание психофизического развития. А. болевой — А., формирующий болевое ощущение при различных физических и химических воздействиях, оказывающих повреждающее действие на организм. А. вестибулярный — А., обеспечивающий анализ информации о положении и перемещениях тела в пространстве. А. вкусовой — А., обеспечивающий восприятие и анализ химических раздражителей при воздействии их на рецепторы языка и формирующий вкусовые ощущения. А. двигательный — А., обеспечивающий восприятие и анализ положения тела в пространстве, а также пассивных и активных движений отдельных частей тела. А. зрительный — А., обеспечивающий восприятие и анализ светового излучения окружающей среды и формирующий зрительные ощущения и образы. А. интероцептивный — А., обеспечивающий восприятие и анализ информации о состоянии внутренних органов. А. ложный — А., обеспечивающий восприятие и анализ информации, поступающей через поверхность кожи, с формированием температурных, тактильных и болевых ощущений. А. обонятельный — А., обеспечивающий восприятие и анализ информации о веществах, соприкасающихся со слизистой оболочкой носовой полости и формирующий обонятельные ощущения. А. проприоцептивный — А., обеспечивающий восприятие и анализ информации о состоянии мышц, сухожилий, связок и суставных поверхностей. А. речедвигательный —А., обеспечивающий восприятие и анализ информации от органов речи, в частности от мышц, изменяющих напряжение голосовых связок. А. слуховой — А., обеспечивающий восприятие звуковых раздражений и формирующий слуховые ощущения и образы. Анамнез [апатnesis; греч. anamnesis — воспоминание] — совокупность сведений об условиях возникновения и протекания болезни, получаемых при медицинском обследовании, путем опроса самого обследуемого и (или) знающих его лиц. А. детей с нарушениями развития помимо медицинских данных должен включать также информацию о развитии моторики, речи, игровой и познавательной деят-ти. А. акушерский [а. оbstetrica] — часть А., посвященная генеративной (детородной) функции женщины (характер менструации, число беременностей, абортов и родов, особенности их течения и характер осложнений). А. аллергологический [а. а11еrgologica] — часть А., посвященная проявлениям аллергических заболеваний у самого больного, его родителей и других родственников, а также возможному контакту с аллергенами. А. болезни [а. morbi] — часть А., посвященная возникновению и течению данного заболевания и эффективности ранее проведенного лечения. А. жизни [а. vitae] — часть А., посвященная физическому, психическому и социальному развитию обследуемого. А. наследственный [а. hereditaria] — часть семейного А., посвященная заболеваниям родителей и других кровных родственников больного. А. профессиональный [а. рrofessionalis] — часть А. жизни, посвященная характеру и условиям труда больного, напр. Наличию профессиональных вредностей. А. психиатрический [а. psychiatrica ] —А., включающий особенности психического развития, наследственности, склада личности, обучения и профессиональной деят-ти больного, круга его интересов и увлечений, семейных взаимоотношений. А. семейный [а. familiaris] — часть А. жизни, посвященная составу семьи больного, психологической обстановке в ней, заболеваниям отдельных ее представителей и т. д. А. социальный — часть А. жизни, описывающая бытовые условия, общественное положение и социальную активность больного. Анартрия [апarthria; ан- + греч. arthroo — членораздельно произносить] — утрата членораздельной речи вследствие паралича или пареза мышц, принимающих участие в артикуляции, напр., при бульбарном параличе. Крайне выраженная степень дизартрии. Анемо - [греч. Anemos – ветер, дуновение] – составная часть сложных слов, означающая «ветер». Анемофобия [anemophobia; анемо- + фобия] – навязчивый страх – боязнь быть застигнутым бурей (ветром). Анизокория [греч. Anisos- неравный + kore - зрачок] – неравенство диаметров зрачков правого и левого глаза. Анизометропия [греч. Anisos- - неравный + metron – измерение + opsis - зрение] – различная рефракция обоих глаз. Аниридия – врожденное отсутствие радужной оболочки глаза. Может возникать вследствие деления небольшого участка 11-й хромосомы, а также сопровождаться предрасположенностью к развитию аденосоркомы почки у человека. Анкета [фр. Enguete – список вопросов] – методическое средство для получения первичной социологической и социально-психологической информации на основе вербальной коммуникации. А. представляет собой набор вопросов, каждый их к-рых логически связан с центральной задачей исследования. Составление А. – процесс перевода основных гипотез исследования на язык вопросов – сложная и трудоемкая процедура. А. должна обеспечить получение такого содержания, к-рое правдиво по отношению к опрашиваемому и значимо по отношению к проблеме. Составление ценной в научном отношении А. является, как правило, коллективной работой. Первый этап в разработке А. – определение ее содержания. Это может быть круг вопросов о фактах жизнедеят-ти опрашиваемого или же о его мотивах, отношениях. Если помимо самого мнения необходимо знать и его интенсивность, то в формулировку вопроса включают соответствующую шкалу оценок. Второй этап в разработке А. – выбор нужного типа вопросов. Вопросы могут быть открытыми, позволяющими опрашиваемому строить свой ответ в соответствии со
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|