Витаутас Гудонис 1 страница
Витаутас Гудонис доктор психологических наук, профессор, академик Российской академии педагогических и социальных наук и Академии наук Нью-Йорка
Список основных условных сокращений Амер – американский кол-во - количество Анат. – анатомический к-рый (-ая) – который (-ая) Англ. – английский лат. - латинский Г., гг. – год, годы напр. - например Гл. обр. – главным образом нек-рый (-ая) – некоторый (-ая) Греч. – греческий нем. - немецкий Деят-ть – деятельность нрк. - нерекомендуемый ДОУ – дошкольное образователь- об-во - общество Ное учреждение отд. - отделение ДЦП – детский церебральный па- пер. - перевод Ралич ПМПК – психолого-медико-пе- ЗПР – задержка психического раз- дагогическая комиссия Вития род. п. – родительский падеж И др. – и другие син. - синоним Ин-т – институт см. - смотри Исп. – испанский спец. - специальный Истор. – исторический т. е. – то есть Итал. – итальянский т. к. – так как
И т. д. – и так далее т. н. – так называемый И т. п. – и тому подобное т. п. – тому подобное К. -л. – какой (-ая)-либо, кто-либо устар. - устаревшее К. -н. – кто-нибудь уч. - учебный Ч. -л. – что-либо уч-ся - учащийся Ч. -н. – что-нибудь фр. - французский Кл. – класс (школьный) ЦНС – центральная нервная сис- тема А
А - [перед гласными ан -; греч, а -, ап -] — отрицательная приставка, означающая отсутствие, недостаточность или отрицание признака, выраженного во 2-й части слова; соответствует русским приставкам «без-» и «не-». Аб - [ абс-; лат. а b -, а bs -] — приставка, означающая «удаление», «отклонение»; соответствует русской приставке «от-». Абазия [аbasiа; а- + греч. basis — шаг] — неспособность ходить, связанная с расстройствами равновесия тела или с двигательными нарушениями нижних конечностей (параличами, гиперкинезами, мышечными спазмами). Аберрация [лат. aberratio — отклонение] — в медицине — индивидуальное отклонение в строении или функции от нормы; в психологии — отклонение от нормальной умственной деят-ти. А. глаза — искажение изображений на сетчатке вследствие несовершенства оптической системы глаза. А. половая — см. Половые извращения. А. хромосомная — изменение структуры хромосомы, вызванное ее разрывом с последующим перераспределением, утратой или частичным удвоением генетического материала. Абилитация [лат. habilis — быть способным к ч. -л. ] — применительно к детям раннего возраста с отклонениями в развитии целесообразно применять термин А., т. к. в отношении раннего возраста речь может идти не о возвращении способности к ч. -л., утраченной в результате травмы, болезни и пр. (см. Реабилитация), а о первоначальном ее формировании.
Абиотрофия [истор. аbiotrophia; а- + греч. bios — жизнь + trope — питание] — скрытая аномалия органа или системы организма, характеризующаяся резким снижением адаптационных возможностей и проявляющаяся преждевременным ослаблением функций при обычном уровне деят-ти. Аблефария [аblepharia; а- + греч. biepharon — веко] — аномалия развития: отсутствие век или глазной щели: как правило, сочетается с недоразвитием глазного яблока. Аборт [лат. abortus , син.: Выкидыш]— прерывание беременности в первые 24 недели, когда плод еще нежизнеспособен. А. — изгнание (удаление) эмбриона или плода из матки на таком сроке беременности, когда он еще не способен к самостоятельному выживанию (т. е. в первые 24 недели беременности). Симптомами угрожающего А. являются обычно жалобы на боль в животе и кровяные выделения из матки, однако плод в этом случае остается живым; как только плод погибает, неизбежно происходит его изгнание из матки. При неполном А. в матке остаются части плода или плаценты. А. может быть самопроизвольным или искусственным, возникающим вследствие приема ряда лекарств или в силу воздействия на огранизм женщины различных факторов (прерывание беременности). Привычный (или периодически повторяющийся) А. характеризуется тремя или более последовательными самопроизвольными прерываниями беременности при сроке до 20 недель. В 10—15 % случаев привычный А. является следствием той или иной патологии развития матки. Медикоментозное прерывание беременности включает использование лекарств. К хирургическим методам прерывания беременности относится вакуумная экстракция зародыша или плода через внутриматочную канюлю, дилитация и кюретаж, а также очищение матки от остатков находившегося в ней плода. На ранних сроках прерывания беременности риск возникновения осложнений после А. невелик, однако после 13-й недели беременности он значительно повышается. Люди, не имеющие отношения к медицине, отличают собственно А. от самопроизвольного А. (выкидыша), происходящего на более поздних сроках беременности, потому что А. делается женщиной умышленно с целью прерывания беременности, а выкидыш, происходящий на поздних сроках беременности, они относят скорее к случайному явлению. Врачи также признают правомерность данного подхода.
Статистика А.: В мировом масштабе на одну женщину приходится один А. Ежегодно в мире делается около 46 млн А. Ежедневно — 126 тыс. А. 78 % всех А. делается в развивающихся странах, 22 % — в развитых. В 54 государствах мира, в к-рых живет 61 % жителей планеты, А. разрешен. В 97 государствах, где проживает 39 % жителей планеты, А. запрещается законом. Приблизительно 26 млн А. делается легальным путем, и нелегально 20 млн А. делается в странах, где А. ограничены или запрещены законом. Причины, по к-рым женщины в США выбирают А.: • хотят отложить беременность — 25, 5 %; • не в состоянии содержать ребенка — 21, 3 %; • проблематичные отношения или несогласие партнера сохранить беременность — 14, 1 %; • очень молодой возраст будущей мамы, несогласие родителей и пр. — 12, 2 %; • будущий ребенок будет мешать учебе или работе —10, 8%; • смертельная опасность для здоровья будущей матери —3, 3%; • другая опасность для здоровья будущей матери — 2, 8 %; • другие причины —2, 1 %. А. внеболыничный — см. А. криминальный, А. незаконный, А. преступный. А. в ходу [а. рrogrediens] — стадия самопроизвольного А., при к-рой плодное яйцо полностью (или почти полностью) отделилось от стенки матки, но находится еще в ее полости или в канале шейки матки. А. искусственный [а. аrtificialis] — А., вызванный преднамеренно воздействием непосредственно на плодное яйцо, плодовместилище или организм беременной. А. криминальный [а. сriminalis; син.: А. в небольничный, А. незаконный, А. преступный] — искусственное прерывание беременности, запрещенное законом и влекущее уголовную ответственность. А. признается незаконным (криминальным), если совершается с согласия женщины, но с нарушением установленных правил: вне лечебных учреждений, в антисанитарных условиях, при наличии противопоказаний к А., производится лицом, не имеющим высшего медицинского образования. Способ совершения незаконного А. значения не имеет. Если А. производится без согласия женщины, он рассматривается как причинение тяжкого телесного повреждения.
А. медицинский [а. тedicinalis] — искусственный А., производимый врачом в специализированном отделении больницы или в родильном доме. А. начавшийся [а. incipiens] — стадия самопроизвольного А., характеризующаяся выраженными болями внизу живота и кровяными выделениями при не полностью открытом наружном зеве шейки матки. А. незаконный — см. А криминальный, А. внеболъничный, А. преступный. А. неполный [а. incopletus] — стадия самопроизвольного А., характеризующаяся наличием в матке частей плодного яйца. А. поздний [а. tardus] — А. при сроке беременности от 16 до 28 недель. А. полный [а. completus] — последняя стадия самопроизвольного А., характеризующаяся выхождением из матки всего плодного яйца. А. преступный — см. А криминальный, А. внебольничный, А. незаконный. А. привычный — повторное наступление самопроизвольного аборта при следующих одна за другой беременностях. А. ранний [а. рrаесох] — самопроизвольный А. при сроке беременности до 16 лет. А. самопроизвольный [а. spontaneus] — А., начавшийся или произошедший без преднамеренных действий беременной или других лиц с целью прерывания беременности. А. трубный [а. tubarius] — самопроизвольный А. при трубной беременности, характеризующийся изгнанием плодного яйца из маточной трубы в брюшную полость. А. угрожающий [а. immines] — начальная стадия самопроизвольного А., характеризующаяся нерезко выраженными болями внизу живота при закрытом канале шейки матки. А. шеечный [а. сervicalis] — стадия самопроизвольного А., при к-рой плодное яйцо, полностью отделившееся от стенки матки и изгнанное из ее полости, задерживается в канале шейки матки. Абсолютный слух — способность индивида правильно воспроизводить, определять голосом высоту полифонических звуков, без строгого соотнесения их с другими звуками, высота коих известна. А. с. — это не абсолютная модальность, характеристика музыкального слуха, а специфическая форма восприятия звуков; индивиды без А. с. могут хорошо воспринимать, узнавать высоту тонов, сравнивая определенный звук с самым высоким или самым низким звукотембром собственного голоса, этот феномен можно обозначить термином квазиабсолютный слух; индивиды с А. с. могут узнавать, воспринимать и точно угадывать музыкальные тона без вспомогательных акустико-высотных связей. А. с. обычно обнаруживается в детско-подростковом возрасте. См. Слух.
Абстинентный синдром алкогольный [ англ. withdrawal ; син.: абстиненция] — симптомокомплекс соматических, неврологических и психических расстройств, возникающих у больного алкоголизмом при прекращении употребления алкоголя или резком снижении принимаемых доз, причем эти расстройства устраняются или смягчаются с помощью приема спиртных напитков (опохмеления). Этот синдром является основным признаком сформировавшегося алкоголизма, его наличие говорит о «физической зависимости» от алкоголя. Наиболее типичные его проявления (примерно через 10—12 часов после прекращения употребления алкоголя): общая слабость; чувство разбитости; резкое ухудшение настроения; тревожность, раздражительность; тремор; головная боль; сухость во рту; жажда; бессонница; потливость; учащенный пульс; боли в области сердца; тошнота; рвота; изжога; понос или запоры; учащение мочеиспускания и др. Согласно 10-й версии «Международной классификации болезней» (МКБ-10) для алкогольного абстинентного синдрома (синдрома отмены алкоголя) (код Р-10. 3) характерны следующие признаки: желание употреблять алкоголь; тремор языка, век или вытянутых рук; потливость; тошнота или рвота; тахикардия или артериальная гипертензия; психомоторное возбуждение; головная боль; бессонница; чувство недомогания или слабости; эпизодические зрительные, тактильные, слуховые галлюцинации или иллюзии; депрессивные или дисфорические расстройства. Состояние абстиненции (без опохмеления) может длиться, в зависимости от тяжести, от 1 —2 дней до нескольких недель. Через 24—28 часов могут возникнуть судорожные припадки, через 3—5 суток — алкогольный делирий. Тягостные переживания абстинентного состояния обусловливают сильное желание опохмеления (вторичное патологическое влечение к алкоголю). В отечественной наркологии принято выделять следующие клинические варианты абстинентного алкогольного синдрома: с вегетативно-астеническими расстройствами; с вегетативно-соматическими и неврологическими расстройствами; развернутый; с судорожным компо-
нентом; с обратимыми психоорганическими расстройствами. В русской психиатрии впервые подробно описан С. Г. Жислиным (1929). См. Алкоголизм. Абстракция [лат. abstractio — отвлечение] — мысленное вычленение того или иного свойства конкретного предмета или явления и отвлечение от остальных его свойств. А. совершается уже в процессе восприятия применительно к чувственным свойствам предметов (напр., выделение формы и отвлечение от цвета, и наоборот). Более высокая форма А., неразрывно связанная с первой, — вычленение все более общих существенных свойств объекта познания, выявление его природы. Именно эту форму А. имеют в виду, когда говорят об отвлеченных, абстрактных понятиях. А. тесно связана с обобщением. Обобщая предметы или явления, человек отвлекается от различий между ними. Обобщая определенные признаки, свойства, он отвлекается от целостного образа каждого предмета. Процессом, противоположным А., является конкретизация — мысль о конкретных проявлениях определенного общего свойства предмета или явления. Для развития мышления человека важно, чтобы А. и конкретизация были у него взаимосвязаны и он понимал, каким образом общее, абстрактное обнаруживается в частных проявлениях. У детей с ограниченными возможностями эта мыслительная операция протекает своеобразно. Наибольшие трудности в абстрагировании испытывают умственно отсталые дети. Этой категории детей с ограниченными возможностями свойственны неполноценность операций анализа и обобщения, а также задержки в развитии речи, поэтому они часто бывают не способны обнаруживать общие свойства предметов и рассматривать их изолированно от других свойств. Затрудняет их и процесс конкретизации. Особенности А. у глухих детей обусловлены их отставанием в развитии словесной речи и логического мышления. Глухим детям трудно осуществлять мысленный анализ предметов, а вычленение их свойств, особенно общих, затруднено незнанием соответствующих слов. Первоначально А., как и др. мыслительные операции, совершается у глухих детей лишь на наглядной основе. Затем, по мере овладения языком, глухие дети приобретают способность к более полноценной А., и это, в свою очередь, облегчает дальнейшее усвоение языка. С большим трудом происходит у глухих детей процесс вычленения абстрактных свойств в реальных объектах и конкретизация общих свойств предмета или явления. Удетей с частичным и полным отсутствием зрения формирование А. имеет свои особенности, зависящие от полного или частичного отсутствия зрительного восприятия свойств предметов и явлений. Анализ объектов и обобщение их свойств слепые дети осуществляют преимущественно на базе словесных знаний, конкретные же представления о многих предметах, необходимые для полноценной А., у них бедны и ограниченны. Своеобразие А. у детей с ограниченными возможностями по сравнению с нормальными наиболее заметно в младшем возрасте, а затем оно постепенно сглаживается в процессе их компенсаторного развития, направляемого спец. педагогической работой. При этом наиболее успешно А. формируется у детей с нарушениями деят-ти органов чувств, т. е. с недостатками зрения, слуха. Абулия [аbuliа; а- + греч. bи1е — воля, аbuliа — нерешительность; син.: дисбулия] — патологическое отсутствие желаний и побуждений к деят-ти, безволие; утрата или нарушение способности к выполнению самостоятельных действий или к принятию решений. Человек хочет, но не может начать действовать самостоятельно; у него значительно снижена инициативность и энергичность. Данный симптом часто встречается при шизофрении. См. Безволие. Авто- [греч. autos — сам] — автоматический, автономный. Автоматизация движений {греч. automatos — самодействующий, самопроизвольный; син.: автоматия] — процесс большего или меньшего высвобождения мышечных движений человека от непосредственного участия сознания. См. Автоматизм. Автоматизация звука — этап при коррекции неправильного звукопроизношения, следующий после постановки нового звука; направлен на формирование правильного произношения звука в связной речи; заключается в постепенном, последовательном введении поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь. См. Автоматизация движений. Автоматизм [греч. automatos — самодействующий, самопроизвольный] — способность организма человека совершать действия без сознательного их регулирования. А. кинестетический [греч. kineo — приводить в движение, двигать + aisthtsis — ощущение, чувство] — движения, а также импульсы к двигательным актам, возникающие по принципу психического автоматизма. А. оральный [лат. Os, oris —рот] — 1. Усиление сосательных рефлексов, свойственных раннему детскому возрасту; А. о. может быть вызван постукиванием у угла рта, по подбородку, по спинке носа, прикосновением к губам. 2. Поведение человека, к-рое может иметь место при эпилепсии, когда больной бессознательно выполняет различные движения или задания. А. психический [греч. psyche —душа, психика] — переживание чуждости всех психических процессов, убежденность в том, что мысли и желания, образы и представления, чувства и стремления возникают, исчезают, сменяют друг друга сами по себе, без вмешательства больного, помимо его воли; обычно А. п. сопровождается уверенностью, будто вся психическая деят-ть подчинена воздействию извне и направляется посторонней силой, другими людьми. Автофилия [авто- + греч. Phileo - люблю] — самолюбование.
Аггравация [лат. а ggravatio — отягощение, утяжеление] — преувеличение больным симптомов болезни. Аглоссия [а- + лат. glossa — язык] — врожденное отсутствие языка. Агнатия [а- + греч. gnathos — челюсть] — врожденное отсутствие верхней или нижней челюсти. Агнозия [а- + греч. gnosis — знание] — нарушение процессов узнавания предметов и явлений, восприятия, возникающее при поражении коры больших полушарий головного мозга. А. — заболевание головного мозга, при к-ром человек не может правильно интерпретировать свои ощущения, несмотря на то что органы чувств и нервы, по к-рым от них к головному мозгу поступают сигналы, функционируют нормально. Данное расстройство связано с нарушениями, возникающими в ассоциативных зонах теменной доли головного мозга. А. зрительная (оптическая), при к-рой у человека сохранено нормальное зрение, однако он не способен понять смысл написанного или напечатанного текста. При А. з. человек оказывается дезориентированным в окружающей среде. См. Слепота душевная. А. слуховая (акустическая), при к-рой сохраняется нормальный слух, но человек не может правильно интерпретировать слышимые звуки (в том числе и человеческую речь). Возникают отклонения в развитии речи и, как следствие, затруднения в освоении чтения и письма. А. осязательная (тактильная), при к-рой кисти рук сохраняют нормальную чувствительную способность, однако человек не может определить форму объекта нао-щупь. Агорафобия [греч. а gora — рыночная площадь + фобия] — навязчивый страх — боязнь открытых пространств (площадей, широких улиц).
Аграмматизм [греч. а ggrammatos — нечленораздельный] — нарушение речевой деят-ти, выражающееся в неправильном использовании грамматической системы языка. Ошибки в грамматическом оформлении активной речи (экспрессивный А. ) и в понимании значения грамматических конструкций (импрессивный А. ). А. возникает вследствие поражения определенных (речевых) зон коры головного мозга. Обычно является симптомом афазии, у детей наблюдается при алалиях. Явления А. могут быть компенсированы в результате спец. восстановительного обучения. Аграфия [а- + лат. grapho — пишу] — расстройство речи, выражающееся в нарушении письма. Проявляется либо в полной утрате способности письма, либо в грубом искажении слов, пропусках слогов и букв, неспособности соединять буквы и слоги в слова и т. д. Как правило, А. обусловлена поражением речевого отдела коры больших полушарий головного мозга и является симптомом речевых расстройств, связанных с нарушениями звукового анализа слов и овладения звуковым составом слова. У детей А. может выступать одним из проявлений алалии или афазии. А. необходимо отличать от ошибок при письме, характерных для детей с нарушениями слуха. Компенсация А. осуществляется с опорой на зрительные и кинестетические ощущения звукопроизношения. Агрессивность — форма асоциального поведения. Природа детской А. — формы асоциального поведения разнообразны и могут проявляться в А., деструктивности, дерзости, мстительности, преднамеренном неповиновении, уклонении от выполнения неприятных дел, различных формах воровства. Причины и механизмы всех этих нарушений различны и по-разному обнаруживаются у детей в том или ином возрасте. Расстройства поведения у каждого ребенка специфичны и в случае его А., деструктивности или воровства. Существует множество вариантов, о чем свидетельствует клинический и педагогический опыт. Готовность субъекта к агрессивному поведению рассматривается как относительно устойчивая черта личности — А. Уровни А. определяются как научением в процессе социализации, так и ориентацией на культурно-социальные нормы, важнейшими из к-рых выступают нормы социальной ответственности и норма возмездия за акты А. Агрессивные действия могут направляться субъектом на самого себя, принимая форму аутоагрессии (напр., суицидное поведение и др. ). Нек-рые проявления А. и аутоагрессии могут служить признаком развивающихся патопсихологических изменений личности, таких как возбудимая психопатия, паранойя, эпилепсия и др. В формировании самоконтроля над А. и сдерживании агрессивных актов большую роль играет развитие психологических процессов эмпатии, идентификации, децентрации, лежащих в основе способности субъекта к пониманию другого человека и сопереживанию ему, способствующих формированию представления о другом человеке как уникальной ценности. Механизмы А. сложны. В психологической науке существуют разные подходы к их объяснению: психоаналитический, бихевиористический, социокультурный, этнологический и др. Согласно Э. Фромму, механизм человеческой А. лежит в специфически человеческих условиях существования. В отличие от животного, у к-рого механизм А. «вмонтирован в мозг», человек не является по природе своей разрушителем. Присущие ему деструктивность, жесткость, злоба — благоприобретенные свойства. Истоки нравственности, как и де-структивности, находятся в человеческой свободе. Свобода — явление ответственности, его собственный выбор, «добрая воля». Но не свобода порождает разрушительность, а отказ, воздержание от собственной воли, отказ от самого себя, своей собственной уникальности. Безответственность, бесцельность порождают деструктивность. Раб, конформист только по видимости социально безопасен. Но на самом деле задушенная внутренняя свобода и рождает, по убеждению Фромма, синдром насилия. Раскрывая механизмы А., Э. Фромм называет в качестве одного из них потребность защиты собственной свободы и чести. Потребность в свободе у человека является достоянием культуры и формируется в процессе воспитания. Однако вместе с тем, говорит он, эта потребность является и биологической реакцией человеческого организма. Свобода входит в сферу витальных (жизненно важных) интересов человека. Она есть предпосылка для развития всех способностей человека, физического и психического здоровья личности. «Если у него отнимают свободу, — пишет Фромм, — он становится больным, калекой, инвалидом». При этом под свободой он понимает не отсутствие каких бы то ни было ограничений. Всякое полноценное развитие, подчеркивает он, возможно лишь в рамках какой-то структуры, а каждая структура требует ограничений. Без ограничений невозможно полноценное развитие человека, но важно то, «кому это ограничение выгодно — какому-то одному лицу или учреждению, или же оно необходимо для роста и развития самой структуры личности». Опасность лишиться свободы вызывает вспышки А. и насилия. Это нормальный механизм функционирования организма, не оправдывающий, однако, разрушительной позиции человека. Выбор жизненной позиции — дело его этической культуры, убеждений, совести. Клинические наблюдения за развитием детей свидетельствуют о том, что А. ребенка может быть вызвана эмоциональными нарушениями. Это могут быть депрессия, страхи, тревожность. Но А. может выступать и средством защиты и самоутверждения, протеста против неприемлемых условий и требований (И. И. Лифинцерова). Агрессия [лат. aggredi — нападать] — индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба либо на уничтожение другого человека или группы людей.
В значительной части случаев А. возникает как реакция субъекта на фрустрацию и сопровождается эмоциональными состояниями гнева, враждебности, ненависти и пр. От подобной реактивной А. в различных ее проявлениях (экспрессивная А., импульсивная А., аффективная А. ) следует отличать враждебную А., характеризующуюся целенаправленно-осознанным намерением нанесения вреда другому, и инструментальную А., где цель действия субъекта нейтральна, а А. используется как одно из средств ее достижения. Глубокие исследования природы человеческой А., деструктивности содержатся в трудах выдающегося философа, психолога современности Э. Фромма. Э. Фромм выделяет «доброкачественную» и «злокачественную» агрессивность. Доброкачественная А. имеет инстинктивную природу, т. е. является биологической адаптацией, способствующей поддержанию жизни, и возникает как реакция на угрозу. Названы следующие ее виды: псевдоагрессия (непреднамеренная А., игровая А., А. как самоутверждение) и оборонительная А. Важнейший вид агрессии — псевдоагрессию — Фромм приравнивает к самоутверждению как наступательной активности человека, необходимой для самореализации его личности. Эта А. направлена на достижение цели и является важнейшим качеством в структуре личности, к-рое повышает способность человека к достижению целей и значительно снижает потребность в подавлении другого человека, в жестоком к нему отношении. Снижение в человеке «наступательной активности», робость, закомплексованность создают больше предпосылок для враждебного поведения. Главным же фактором, снижающим «А. самоутверждения», выступает, по мнению Фромма, авторитарная атмосфера в семье и обществе, где потребность самоутверждения воспринимается как непослушание и бунтарство. Любой абсолютный авторитет, говорит Э. Фромм, воспринимает попытку другого к самореализации как «смертный грех, и это угрожает его авторитарности».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|