Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Витаутас Гудонис 1 страница




Витаутас Гудонис

доктор психологических наук, профессор,

академик Российской академии педагогических

и социальных наук и Академии наук Нью-Йорка

 

 

Список основных условных сокращений

Амер – американский                                      кол-во - количество

Анат. – анатомический                                    к-рый (-ая) – который (-ая)

Англ. – английский                                          лат. - латинский

Г., гг. – год, годы                                              напр. - например

Гл. обр. – главным образом                            нек-рый (-ая) – некоторый (-ая)

Греч. – греческий                                             нем. - немецкий

Деят-ть – деятельность                                    нрк. - нерекомендуемый

ДОУ – дошкольное образователь-                 об-во - общество

Ное учреждение                                                отд. - отделение

ДЦП – детский церебральный па-                  пер. - перевод

Ралич                                                                  ПМПК – психолого-медико-пе-

ЗПР – задержка психического раз-                дагогическая комиссия

Вития                                                                 род. п. – родительский падеж

И др. – и другие                                                син. - синоним

Ин-т – институт                                                см. - смотри

Исп. – испанский                                              спец. - специальный

Истор. – исторический                                     т. е. – то есть

Итал. – итальянский                                          т. к. – так как

И т. д. – и так далее                                            т. н. – так называемый

И т. п. – и тому подобное                                  т. п. – тому подобное

К. -л. – какой (-ая)-либо, кто-либо                   устар. - устаревшее

К. -н. – кто-нибудь                                             уч. - учебный

Ч. -л. – что-либо                                                 уч-ся - учащийся

Ч. -н. – что-нибудь                                                  фр. - французский

Кл. – класс (школьный)                                   ЦНС – центральная нервная сис-

                                                                             тема

А

 

 

А - [перед гласными ан -; греч, а -, ап -] — отрицательная при­ставка, означающая отсутствие, недостаточность или отри­цание признака, выраженного во 2-й части слова; соответст­вует русским приставкам «без-» и «не-».

Аб - [ абс-; лат. а b -, а bs -] — приставка, означающая «удале­ние», «отклонение»; соответствует русской приставке «от-».

Абазия [аbasiа; а- + греч. basis — шаг] — неспособность хо­дить, связанная с расстройствами равновесия тела или с дви­гательными нарушениями нижних конечностей (паралича­ми, гиперкинезами, мышечными спазмами).

Аберрация [лат. aberratio — отклонение] — в медицине — индивидуальное отклонение в строении или функции от нормы; в психологии — отклонение от нормальной умствен­ной деят-ти.

А. глаза — искажение изображений на сетчатке вследст­вие несовершенства оптической системы глаза.

А. половая — см. Половые извращения.

А. хромосомная — изменение структуры хромосомы, вызванное ее разрывом с последующим перераспределени­ем, утратой или частичным удвоением генетического мате­риала.

Абилитация [лат. habilis быть способным к ч. -л. ] — применительно к детям раннего возраста с отклонениями в развитии целесообразно применять термин А., т. к. в отно­шении раннего возраста речь может идти не о возвращении способности к ч. -л., утраченной в результате травмы, болез­ни и пр. (см. Реабилитация), а о первоначальном ее форми­ровании.

 

                                       

Абиотрофия [истор. аbiotrophia; а- + греч. bios жизнь + trope — питание] — скрытая аномалия органа или системы организма, характеризующаяся резким снижением адапта­ционных возможностей и проявляющаяся преждевремен­ным ослаблением функций при обычном уровне деят-ти.

Аблефария [аblepharia; а- + греч. biepharon — веко] — ано­малия развития: отсутствие век или глазной щели: как пра­вило, сочетается с недоразвитием глазного яблока.

Аборт [лат. abortus , син.: Выкидыш]— прерывание бере­менности в первые 24 недели, когда плод еще нежизнеспосо­бен.

А. — изгнание (удаление) эмбриона или плода из матки на таком сроке беременности, когда он еще не способен к са­мостоятельному выживанию (т. е. в первые 24 недели бере­менности). Симптомами угрожающего А. являются обычно жалобы на боль в животе и кровяные выделения из матки, однако плод в этом случае остается живым; как только плод погибает, неизбежно происходит его изгнание из матки. При неполном А. в матке остаются части плода или плацен­ты. А. может быть самопроизвольным или искусственным, возникающим вследствие приема ряда лекарств или в силу воздействия на огранизм женщины различных факторов (прерывание беременности). Привычный (или периодиче­ски повторяющийся) А. характеризуется тремя или более по­следовательными самопроизвольными прерываниями бере­менности при сроке до 20 недель. В 10—15 % случаев при­вычный А. является следствием той или иной патологии развития матки.

Медикоментозное прерывание беременности включает использование лекарств. К хирургическим методам преры­вания беременности относится вакуумная экстракция заро­дыша или плода через внутриматочную канюлю, дилитация и кюретаж, а также очищение матки от остатков находивше­гося в ней плода. На ранних сроках прерывания беременно­сти риск возникновения осложнений после А. невелик,                                                                                                                                                                                 однако после 13-й недели беременности он значительно повы­шается. Люди, не имеющие отношения к медицине, отличают собственно А. от самопроизвольного А. (выкидыша), происхо­дящего на более поздних сроках беременности, потому что А. делается женщиной умышленно с целью прерывания беремен­ности, а выкидыш, происходящий на поздних сроках беремен­ности, они относят скорее к случайному явлению. Врачи также признают правомерность данного подхода.

Статистика А.:

В мировом масштабе на одну женщину приходится один А. Ежегодно в мире делается около 46 млн А. Ежедневно — 126 тыс. А. 78 % всех А. делается в развивающихся странах, 22 % — в развитых.

В 54 государствах мира, в к-рых живет 61 % жителей пла­неты, А. разрешен. В 97 государствах, где проживает 39 % жи­телей планеты, А. запрещается законом.

Приблизительно 26 млн А. делается легальным путем, и нелегально 20 млн А. делается в странах, где А. ограничены или запрещены законом.

Причины, по к-рым женщины в США выбирают А.:

• хотят отложить беременность — 25, 5 %;

• не в состоянии содержать ребенка — 21, 3 %;

• проблематичные отношения или несогласие партнера со­хранить беременность — 14, 1 %;

• очень молодой возраст будущей мамы, несогласие роди­телей и пр. — 12, 2 %;

• будущий ребенок будет мешать учебе или работе —10, 8%;

• смертельная опасность для здоровья будущей матери —3, 3%;

• другая опасность для здоровья будущей матери — 2, 8 %;

• другие причины —2, 1 %.

А. внеболыничный — см. А. криминальный, А. незакон­ный, А. преступный.

А. в ходу [а. рrogrediens] — стадия самопроизвольного А., при к-рой плодное яйцо полностью (или почти полностью) отделилось от стенки матки, но находится еще в ее полости или в канале шейки матки.

А. искусственный [а. аrtificialis] — А., вызванный пред­намеренно воздействием непосредственно на плодное яйцо, плодовместилище или организм беременной.

А. криминальный [а. сriminalis; син.: А. в небольничный, А. незаконный, А. преступный] — искусственное прерывание беременности, запрещенное законом и влекущее уголовную ответственность. А. признается незаконным (криминаль­ным), если совершается с согласия женщины, но с наруше­нием установленных правил: вне лечебных учреждений, в антисанитарных условиях, при наличии противопоказаний к А., производится лицом, не имеющим высшего медицин­ского образования. Способ совершения незаконного А. зна­чения не имеет. Если А. производится без согласия женщины, он рассматривается как причинение тяжкого телесного повреждения.

А. медицинский [а. тedicinalis] — искусственный А., производимый врачом в специализированном отделении больницы или в родильном доме.

А. начавшийся [а. incipiens] — стадия самопроизвольно­го А., характеризующаяся выраженными болями внизу жи­вота и кровяными выделениями при не полностью открытом наружном зеве шейки матки.

А. незаконный — см. А криминальный, А. внеболъничный, А. преступный.

А. неполный [а. incopletus] — стадия самопроизвольного А., характеризующаяся наличием в матке частей плодного яйца.

А. поздний [а. tardus] — А. при сроке беременности от 16 до 28 недель.

А. полный [а. completus] — последняя стадия самопроиз­вольного А., характеризующаяся выхождением из матки все­го плодного яйца.

А. преступный — см. А криминальный, А. внебольничный, А. незаконный.

А. привычный — повторное наступление самопроиз­вольного аборта при следующих одна за другой беременностях.

А. ранний [а. рrаесох] — самопроизвольный А. при сроке беременности до 16 лет.

А. самопроизвольный [а. spontaneus] — А., начавший­ся или произошедший без преднамеренных действий бере­менной или других лиц с целью прерывания беременности.

А. трубный [а. tubarius] — самопроизвольный А. при трубной беременности, характеризующийся изгнанием плодного яйца из маточной трубы в брюшную полость.

А. угрожающий [а. immines] — начальная стадия само­произвольного А., характеризующаяся нерезко выраженны­ми болями внизу живота при закрытом канале шейки матки.

А. шеечный [а. сervicalis] — стадия самопроизвольного А., при к-рой плодное яйцо, полностью отделившееся от стенки матки и изгнанное из ее полости, задерживается в ка­нале шейки матки.

Абсолютный слух — способность индивида правильно воспроизводить, определять голосом высоту полифониче­ских звуков, без строгого соотнесения их с другими звуками, высота коих известна. А. с. — это не абсолютная модаль­ность, характеристика музыкального слуха, а специфическая форма восприятия звуков; индивиды без А. с. могут хорошо воспринимать, узнавать высоту тонов, сравнивая определен­ный звук с самым высоким или самым низким звукотембром собственного голоса, этот феномен можно обозначить тер­мином квазиабсолютный слух; индивиды с А. с. могут узна­вать, воспринимать и точно угадывать музыкальные тона без вспомогательных акустико-высотных связей. А. с. обычно обнаруживается в детско-подростковом возрасте. См. Слух.

Абстинентный синдром алкогольный [ англ. withdrawal ; син.: абстиненция] — симптомокомплекс соматических, неврологических и психических расстройств, возни­кающих у больного алкоголизмом при прекращении употребления алкоголя или резком снижении принимаемых доз, причем эти расстройства устраняются или смягчаются с помощью приема спиртных напитков (опохмеления). Этот синдром является основным признаком сформировавшего­ся алкоголизма, его наличие говорит о «физической зависимости» от алкоголя. Наиболее типичные его проявления (примерно через 10—12 часов после прекращения употреб­ления алкоголя): общая слабость; чувство разбитости; резкое ухудшение настроения; тревожность, раздражительность; тремор; головная боль; сухость во рту; жажда; бессонница; потливость; учащенный пульс; боли в области сердца; тош­нота; рвота; изжога; понос или запоры; учащение мочеиспу­скания и др.

Согласно 10-й версии «Международной классификации болезней» (МКБ-10) для алкогольного абстинентного синд­рома (синдрома отмены алкоголя) (код Р-10. 3) характерны следующие признаки: желание употреблять алкоголь; тре­мор языка, век или вытянутых рук; потливость; тошнота или рвота; тахикардия или артериальная гипертензия; психомо­торное возбуждение; головная боль; бессонница; чувство не­домогания или слабости; эпизодические зрительные, так­тильные, слуховые галлюцинации или иллюзии; депрессив­ные или дисфорические расстройства.

Состояние абстиненции (без опохмеления) может длить­ся, в зависимости от тяжести, от 1 —2 дней до нескольких не­дель. Через 24—28 часов могут возникнуть судорожные при­падки, через 3—5 суток — алкогольный делирий. Тягостные переживания абстинентного состояния обусловливают сильное желание опохмеления (вторичное патологическое влечение к алкоголю). В отечественной наркологии принято выделять следующие клинические варианты абстинентного алкогольного синдрома: с вегетативно-астеническими расстройствами; с вегетативно-соматическими и неврологиче­скими расстройствами; развернутый; с судорожным компо-

 

нентом; с обратимыми психоорганическими расстройства­ми. В русской психиатрии впервые подробно описан С. Г. Жислиным (1929). См. Алкоголизм.

Абстракция [лат. abstractio отвлечение] — мысленное вычленение того или иного свойства конкретного предмета или явления и отвлечение от остальных его свойств. А. со­вершается уже в процессе восприятия применительно к чув­ственным свойствам предметов (напр., выделение формы и отвлечение от цвета, и наоборот). Более высокая форма А., неразрывно связанная с первой, — вычленение все более об­щих существенных свойств объекта познания, выявление его природы. Именно эту форму А. имеют в виду, когда гово­рят об отвлеченных, абстрактных понятиях.

А. тесно связана с обобщением. Обобщая предметы или явления, человек отвлекается от различий между ними. Обобщая определенные признаки, свойства, он отвлекается от целостного образа каждого предмета.

Процессом, противоположным А., является конкретиза­ция — мысль о конкретных проявлениях определенного об­щего свойства предмета или явления. Для развития мышле­ния человека важно, чтобы А. и конкретизация были у него взаимосвязаны и он понимал, каким образом общее, абст­рактное обнаруживается в частных проявлениях.

У детей с ограниченными возможностями эта мысли­тельная операция протекает своеобразно. Наибольшие труд­ности в абстрагировании испытывают умственно от­сталые дети. Этой категории детей с ограниченными возможностями свойственны неполноценность операций анализа и обобщения, а также задержки в развитии речи, по­этому они часто бывают не способны обнаруживать общие свойства предметов и рассматривать их изолированно от других свойств. Затрудняет их и процесс конкретизации.

Особенности А. у глухих детей обусловлены их от­ставанием в развитии словесной речи и логического мышле­ния. Глухим детям трудно осуществлять мысленный анализ предметов, а вычленение их свойств, особенно общих,

затруднено незнанием соответствующих слов. Первоначаль­но А., как и др. мыслительные операции, совершается у глухих детей лишь на наглядной основе. Затем, по мере овладения языком, глухие дети приобретают способность к более полно­ценной А., и это, в свою очередь, облегчает дальнейшее усвое­ние языка. С большим трудом происходит у глухих детей про­цесс вычленения абстрактных свойств в реальных объектах и конкретизация общих свойств предмета или явления.

Удетей с частичным и полным отсутстви­ем зрения формирование А. имеет свои особенности, за­висящие от полного или частичного отсутствия зрительного восприятия свойств предметов и явлений. Анализ объектов и обобщение их свойств слепые дети осуществляют преиму­щественно на базе словесных знаний, конкретные же пред­ставления о многих предметах, необходимые для полноцен­ной А., у них бедны и ограниченны.

Своеобразие А. у детей с ограниченными возможностями по сравнению с нормальными наиболее заметно в младшем возрасте, а затем оно постепенно сглаживается в процессе их компенсаторного развития, направляемого спец. педагоги­ческой работой. При этом наиболее успешно А. формируется у детей с нарушениями деят-ти органов чувств, т. е. с недо­статками зрения, слуха.

Абулия [аbuliа; а- + греч. bи1е — воля, аbuliа — нерешитель­ность; син.: дисбулия] — патологическое отсутствие жела­ний и побуждений к деят-ти, безволие; утрата или наруше­ние способности к выполнению самостоятельных действий или к принятию решений. Человек хочет, но не может начать действовать самостоятельно; у него значительно снижена инициативность и энергичность. Данный симптом часто встречается при шизофрении. См. Безволие.

Авто- [греч. autos сам] — автоматический, автономный.

Автоматизация движений {греч. automatos самодей­ствующий, самопроизвольный; син.: автоматия] — процесс большего или меньшего высвобождения мышечных движе­ний человека от непосредственного участия сознания. См. Автоматизм.

Автоматизация звука — этап при коррекции непра­вильного звукопроизношения, следующий после постанов­ки нового звука; направлен на формирование правильного произношения звука в связной речи; заключается в посте­пенном, последовательном введении поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь. См. Автоматизация движений.

Автоматизм [греч. automatos — самодействующий, само­произвольный] — способность организма человека совер­шать действия без сознательного их регулирования.

А. кинестетический [греч. kineo приводить в движе­ние, двигать + aisthtsis — ощущение, чувство] — движения, а также импульсы к двигательным актам, возникающие по принципу психического автоматизма.

А. оральный [лат. Os, oris —рот] — 1. Усиление сосатель­ных рефлексов, свойственных раннему детскому возрасту; А. о. может быть вызван постукиванием у угла рта, по подбо­родку, по спинке носа, прикосновением к губам. 2. Поведе­ние человека, к-рое может иметь место при эпилепсии, когда больной бессознательно выполняет различные движения или задания.

А. психический [греч. psyche —душа, психика] — пере­живание чуждости всех психических процессов, убежден­ность в том, что мысли и желания, образы и представления, чувства и стремления возникают, исчезают, сменяют друг друга сами по себе, без вмешательства больного, помимо его воли; обычно А. п. сопровождается уверенностью, будто вся психическая деят-ть подчинена воздействию извне и на­правляется посторонней силой, другими людьми.

Автофилия [авто- + греч. Phileo - люблю] — самолюбование.

 

 

Аггравация [лат. а ggravatio отягощение, утяжеле­ние] — преувеличение больным симптомов болезни.

Аглоссия [а- + лат. glossa язык] — врожденное отсутст­вие языка.

Агнатия [а- + греч. gnathos челюсть] — врожденное от­сутствие верхней или нижней челюсти.

Агнозия [а- + греч. gnosis — знание] — нарушение процес­сов узнавания предметов и явлений, восприятия, возникаю­щее при поражении коры больших полушарий головного мозга.

А. — заболевание головного мозга, при к-ром человек не может правильно интерпретировать свои ощущения, не­смотря на то что органы чувств и нервы, по к-рым от них к го­ловному мозгу поступают сигналы, функционируют нормаль­но. Данное расстройство связано с нарушениями, возникаю­щими в ассоциативных зонах теменной доли головного мозга.

А. зрительная (оптическая), при к-рой у человека со­хранено нормальное зрение, однако он не способен понять смысл написанного или напечатанного текста. При А. з. че­ловек оказывается дезориентированным в окружающей сре­де. См. Слепота душевная.

А. слуховая (акустическая), при к-рой сохраняется нормальный слух, но человек не может правильно интерпре­тировать слышимые звуки (в том числе и человеческую речь). Возникают отклонения в развитии речи и, как следст­вие, затруднения в освоении чтения и письма.

А. осязательная (тактильная), при к-рой кисти рук сохраняют нормальную чувствительную способность, од­нако человек не может определить форму объекта нао-щупь.

Агорафобия [греч. а gora рыночная площадь + фобия] — навязчивый страх — боязнь открытых пространств (площа­дей, широких улиц).

 

 

Аграмматизм [греч. а ggrammatos нечленораздель­ный] — нарушение речевой деят-ти, выражающееся в непра­вильном использовании грамматической системы языка. Ошибки в грамматическом оформлении активной речи (экспрессивный А. ) и в понимании значения грамматических конструкций (импрессивный А. ).

А. возникает вследствие поражения определенных (рече­вых) зон коры головного мозга. Обычно является симпто­мом афазии, у детей наблюдается при алалиях. Явления А. могут быть компенсированы в результате спец. восстанови­тельного обучения.

Аграфия [а- + лат. grapho пишу] — расстройство речи, выражающееся в нарушении письма. Проявляется либо в полной утрате способности письма, либо в грубом искаже­нии слов, пропусках слогов и букв, неспособности соединять буквы и слоги в слова и т. д.

Как правило, А. обусловлена поражением речевого отде­ла коры больших полушарий головного мозга и является симптомом речевых расстройств, связанных с нарушениями звукового анализа слов и овладения звуковым составом сло­ва. У детей А. может выступать одним из проявлений алалии или афазии. А. необходимо отличать от ошибок при письме, характерных для детей с нарушениями слуха. Компенсация А. осуществляется с опорой на зрительные и кинестетиче­ские ощущения звукопроизношения.

Агрессивность — форма асоциального поведения.

Природа детской А. — формы асоциального поведения разнообразны и могут проявляться в А., деструктивности, дерзости, мстительности, преднамеренном неповиновении, уклонении от выполнения неприятных дел, различных фор­мах воровства. Причины и механизмы всех этих нарушений различны и по-разному обнаруживаются у детей в том или ином возрасте. Расстройства поведения у каждого ребенка специфичны и в случае его А., деструктивности или воровства. Существует множество вариантов, о чем свидетельствует клинический и педагогический опыт.

Готовность субъекта к агрессивному поведению рассмат­ривается как относительно устойчивая черта личности — А. Уровни А. определяются как научением в процессе социали­зации, так и ориентацией на культурно-социальные нормы, важнейшими из к-рых выступают нормы социальной ответ­ственности и норма возмездия за акты А. Агрессивные дей­ствия могут направляться субъектом на самого себя, прини­мая форму аутоагрессии (напр., суицидное поведение и др. ). Нек-рые проявления А. и аутоагрессии могут служить при­знаком развивающихся патопсихологических изменений личности, таких как возбудимая психопатия, паранойя, эпи­лепсия и др. В формировании самоконтроля над А. и сдер­живании агрессивных актов большую роль играет развитие психологических процессов эмпатии, идентификации, децентрации, лежащих в основе способности субъекта к пони­манию другого человека и сопереживанию ему, способству­ющих формированию представления о другом человеке как уникальной ценности.

Механизмы А. сложны. В психологической науке сущест­вуют разные подходы к их объяснению: психоаналитиче­ский, бихевиористический, социокультурный, этнологиче­ский и др.

Согласно Э. Фромму, механизм человеческой А. лежит в специфически человеческих условиях существования. В от­личие от животного, у к-рого механизм А. «вмонтирован в мозг», человек не является по природе своей разрушителем. Присущие ему деструктивность, жесткость, злоба — благо­приобретенные свойства. Истоки нравственности, как и де-структивности, находятся в человеческой свободе. Свобо­да — явление ответственности, его собственный выбор, «до­брая воля». Но не свобода порождает разрушительность, а отказ, воздержание от собственной воли, отказ от самого себя, своей собственной уникальности. Безответственность, бесцельность порождают деструктивность. Раб, конформист только по видимости социально безопасен. Но на самом деле задушенная внутренняя свобода и рождает, по убеждению Фромма, синдром насилия.

Раскрывая механизмы А., Э. Фромм называет в качестве одного из них потребность защиты собственной свободы и чести. Потребность в свободе у человека является достоянием культуры и формируется в процессе воспитания. Однако вместе с тем, говорит он, эта потребность является и биологической реакцией человеческого организма. Свобода входит в сферу витальных (жизненно важных) интересов че­ловека. Она есть предпосылка для развития всех способно­стей человека, физического и психического здоровья лично­сти. «Если у него отнимают свободу, — пишет Фромм, — он становится больным, калекой, инвалидом». При этом под свободой он понимает не отсутствие каких бы то ни было ограничений. Всякое полноценное развитие, подчеркивает он, возможно лишь в рамках какой-то структуры, а каждая структура требует ограничений. Без ограничений невозмож­но полноценное развитие человека, но важно то, «кому это ограничение выгодно — какому-то одному лицу или учреж­дению, или же оно необходимо для роста и развития самой структуры личности». Опасность лишиться свободы вызыва­ет вспышки А. и насилия. Это нормальный механизм функ­ционирования организма, не оправдывающий, однако, раз­рушительной позиции человека. Выбор жизненной пози­ции — дело его этической культуры, убеждений, совести.

Клинические наблюдения за развитием детей свидетель­ствуют о том, что А. ребенка может быть вызвана эмоцио­нальными нарушениями. Это могут быть депрессия, страхи, тревожность. Но А. может выступать и средством защиты и самоутверждения, протеста против неприемлемых условий и требований (И. И. Лифинцерова).

Агрессия [лат. aggredi нападать] — индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на на­несение физического или психологического вреда, ущерба либо на уничтожение другого человека или группы людей.

 

В значительной части случаев А. возникает как реакция субъекта на фрустрацию и сопровождается эмоциональными состояниями гнева, враждебности, ненависти и пр. От по­добной реактивной А. в различных ее проявлениях (экспрес­сивная А., импульсивная А., аффективная А. ) следует отли­чать враждебную А., характеризующуюся целенаправлен­но-осознанным намерением нанесения вреда другому, и инструментальную А., где цель действия субъекта нейтраль­на, а А. используется как одно из средств ее достижения.

Глубокие исследования природы человеческой А., деструктивности содержатся в трудах выдающегося философа, психолога современности Э. Фромма.

Э. Фромм выделяет «доброкачественную» и «злокачест­венную» агрессивность. Доброкачественная А. имеет инстин­ктивную природу, т. е. является биологической адаптацией, способствующей поддержанию жизни, и возникает как ре­акция на угрозу. Названы следующие ее виды: псевдоагрес­сия (непреднамеренная А., игровая А., А. как самоутвержде­ние) и оборонительная А.

Важнейший вид агрессии — псевдоагрессию — Фромм приравнивает к самоутверждению как наступательной ак­тивности человека, необходимой для самореализации его личности. Эта А. направлена на достижение цели и является важнейшим качеством в структуре личности, к-рое повыша­ет способность человека к достижению целей и значительно снижает потребность в подавлении другого человека, в жес­током к нему отношении. Снижение в человеке «наступа­тельной активности», робость, закомплексованность созда­ют больше предпосылок для враждебного поведения. Глав­ным же фактором, снижающим «А. самоутверждения», выступает, по мнению Фромма, авторитарная атмосфера в семье и обществе, где потребность самоутверждения воспри­нимается как непослушание и бунтарство. Любой абсолют­ный авторитет, говорит Э. Фромм, воспринимает попытку другого к самореализации как «смертный грех, и это угрожа­ет его авторитарности».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...