Витаутас Гудонис 2 страница
Поэтому для авторитара послушание – самый лучший способ самореализации. Оборонительная А. может возникать как реакция защиты, сохранения своих ценностей, ценностных ориентации, «объектов почитания», т. е. идеалов, объектов, к к-рым человек относится как к святыне (родители, религия, Родина и др. ). Даже привычки могут выступать как символ ценности. Любое покушение на объект почитания вызывает гнев, враждебность. Ощущение угрозы извне собственной системе ценностей может вызывать страх, к-рый «мобилизует либо реакцию нападения, либо тенденцию к бегству». Если условия жестки и избежать позора или краха невозможно, то вероятнее всего реакция нападения. Страх и боль — очень неприятные чувства, и человек пытается любой ценой избавиться от них. Один из самых действенных приемов вытеснения страха, по мысли Фромма, А. чувство страха исчезает, если человек находит в себе силы перейти в нападение. Одним из важнейших источников оборонительной А. Фромм называет угрозу нарциссизму. Это такое эмоциональное состояние, «при к-ром человек реально проявляет интерес только к своей собственной персоне, своим потребностям, своим мыслям, своим чувствам, своей собственности» и т. д. Все остальное, что не является частью его самого, объектом его устремлений, не имеет смысла, лишено жизненной реатьности и воспринимается лишь на уровне разума. Значимо лишь то, «что касается его самого, а остальной мир в эмоциональном отношении не имеет ни запаха, ни цвета». Если такой человек чувствует себя ущемленным, если его недооценивают, критикуют, ловят на ошибках, унижают в играх или других ситуациях, то это вызывает у него чувство возмущения и гнева. Эта реакция может быть очень сильной, и он будет испытывать жажду мести. Люди с высокой степенью нарциссизма постоянно нуждаются в признании, популярности, успехе, т. к. это условие их душевного покоя. Их человеческая сущность (ядро личности: убеждения, верования, совесть, любовь), замечает Э. Фромм, недостаточно развиты. Возможен и групповой нарциссизм,
к-рый выполняет важные функции. Во-первых, апелляция к общим ценностям сплачивает группу изнутри и облегчает манипулирование группой в целом. Во-вторых, она создает членам группы ощущение удовлетворенности, особенно тем, кто сам по себе мало что значит и не может гордиться собственной персоной. «В группе даже самый ничтожный и прибитый человек в душе своей может оправдать свое состояние такой аргументацией: «Я ведь часть великолепного целого, самой лучшей группы на свете. И хотя в действительно-сти я всего лишь жалкий червяк, благодаря своей принадлежности к этой группе я становлюсь великаном». Групповой нарциссизм представляет собой один из главных источников человеческой А., хотя это всего лишь реакция на ущемление жизненных интересов. Но эта форма А. проявляется весьма интенсивно и иногда граничит с патологией. А. может проявляться и как реакция человека «на попытку лишить его иллюзий». В психоанализе такую реакцию называют защитой (сопротивлением). Человек бессознательно стремится «забыть», вытеснить какие-то стремления, влечения в силу многих причин: боится унижения, наказания и др. в случае, если другим людям станут известны его потаенные желания. Часто он не решается признаться в этих желаниях и самому себе, боясь потерять самоуважение. Он противится тому, чтобы «вытесненный» материал стал осознанным. Это самообман. Когда кто-то пытается вытащить на свет божий вытесненные влечения, то это может вызвать А. Выделяют и конформистскую А., к-рая обусловлена не разрушительными устремлениями человека, а тем, что «ему предписано действовать именно так и он сам считает своим долгом подчиняться приказу». Главное здесь — привычка подчиняться, не задавая вопросов. Это распространенный вид А. Послушание, нежелание оказаться трусом в молодежной группе могут побудить к А. К тому же неподчинение, нежелание приспосабливаться для многих, отмечает Фромм,
представляет внутреннюю опасность, от к-рои они защищаются, совершая агрессивные действия. К области доброкачественной А. Фромм относит инструментальную А., к-рая выступает средством получения «необходимого» или «желательного». «Необходимое» понимается им как безусловная биологическая потребность, напр, утоление голода. «Желательное» может быть и необходимым, но чаще оно выступает как «желаемое», и в этом случае появляется проблема «жадности и алчности». «Жадность, — говорит Фромм, — самая сильная из всех неинстинктивных человеческих страстей. Накопительство, неумеренность, необузданность, ненасытность — все это проявления жадности. Алчущий, у к-рого нет достаточных средств для удовлетворения своих желаний, становится агрессивным, нападающим». Злокачественная А., проявляющаяся в деструктивности, жестокости, не является защитой от нападения и угрозы. Единственной ее целью является получение удовольствия. Она возникает из условий самого существования человека и является «результатом взаимодействия различных социальных условий и экзистенциальных потребностей человека» (см. Экзистенциальные потребности). Специфическая реализация этих потребностей в конкретных социокультурных условиях порождает злокачественные формы А. — д е с т -руктивность, садизм, мазохизм и др. (Н. И. Лифинцерова). Ад- [лат. ad ] — предлог и приставка, обозначающая направленность, близость, приближение, дополнительность, присоединение; соответствует русской приставке «при-»; противопол.: аЪ-. Перед согласными г, к, п, р, с, т, ф и нек-рыми другими изменяется соответственно в аг-, ак-, ап-, ар-, ас-, ат-, аф- и др. Адаптационный синдром [греч. syndrome — стечение] — совокупность адаптационных реакций организма человека и животных, носящих общий защитный характер и
возникающих в ответ на значительные по силе и продолжительности неблагоприятные воздействия (стрессоры). Функциональное состояние, развивающееся поддеиствием стрессоров, называется стрессом. Понятие А. с. было предложено в 1936 г. канадским физиологом Г. Селье. В развитии А. с. выделяют три стадии: стадия тревоги продолжается от нескольких часов до двух суток и включает фазы шока и проти-вошока, на последней из к-рых происходит мобилизация защитных реакций организма; стадия сопротивляемости характеризуется повышением устойчивости организма к различным воздействиям; далее наступает либо стабилизация состояния и выздоровление, либо стадия истощения, к-рая может окончиться гибелью организма. Адаптация [лат. а daptatio — приспособление] — процесс приспособления строения и функций организма, регуляции или другой биологической системы к изменившимся условиям существования. А. болевая — А. рецепторов и спец. центральных образований к действию повреждающих раздражителей, приводящая к осложнению или устранению болевых ощущений. А. вкусовая — А. вкусового анализатора, приводящая к осложнению вкусовых ощущений. А. зрительная — А, зрительного анализатора к уровню яркости световых (цветовых) раздражителей, приводящая к изменениям световой (цветовой) чувствительности. А. к высоте — А. человека к условиям существования и активной деят-ти при пониженном парциальном давлении кислорода во вдыхаемом воздухе (обычно — в негерметизированных кабинах летательных аппаратов и при восхождениях на горы). А. к токсическому веществу — А. организма к поступлению токсического вещества из окружающей среды, выражающаяся в том, что первоначальная реакция на это вещество полностью и навсегда исчезает, т. е. не может быть об-наружена с помощью современных методов исследования, в том числе различных функциональных нагрузок. А. нервных центров — А., проявляющаяся снижением возбудимости нервных центров при длительном воздействии к. -л. раздражителей.
А. профессиональная — см. А. трудовая. А. психическая — А. психической деят-ти человека к условиям и требованиям окружающей среды. А. рецепторов — А., проявляющаяся снижением чувствительности рецепторов к постоянно действующим раздражителям. А. световая — зрительная А. к повышению яркости света, прояатяюшаяся снижением световой чувствительности глаза. А. сенсорная [лат. sensus — чувство, ощущение; син.: А. чувствительная] — приспособительное изменение чувствительности к интенсивности действующего на орган чувств раздражителя, может проявляться также в разнообразных субъективных эффектах. А. с. может достигаться за счет увеличения или уменьшения абсолютной чувствительности (напр., зрительная темновая и световая адаптация). Она ха-рактеризутся диапазоном изменения чувствительности, скоростью этого процесса, избирательностью (селективностью) изменений по отношению к адаптирующему воздействию. Так, процессы зрительной адаптации частично избирательны по отношению к пространственной частоте и направлению движения раздражителя в поле зрения; процессы вкусовой адаптации избирательны по отношению к любому из видов солей, но неизбирательны по отношению к различным видам кислот и т. д. Физиологические изменения, лежащие в основе А. с., затрагивают как периферические, так и центральные звенья анализатора. Большое значение для исследований механизмов А. с. и процессов восприятия вообще имеет сочетание нейрофизиологических и психофизиологических методов.
А. слуховая — А. слухового анализатора к действию интенсивного звука, проявляющаяся снижением слуховой чувствительности во время или после действия звука. А. тактильная — А. тактильных рецепторов к действию раздражителя, проявляющаяся снижением их чувствительности. А. темновая — зрительная А. к темноте, проявляющаяся повышением световой чувствительности глаза. А. температурная — А. терморецепторов к действию постоянной температуры, проявляющаяся снижением их чувствительности. А. трудовая [син.: А. профессиональная] — А. человека к определенной форме трудовой деят-ти (характеру труда и условиям производственной среды), приводящая, как правило, к повышению профессиональной трудоспособности. А. физическая — А. организма к изменяющимся физическим нагрузкам. А. цветовая — зрительная А. к цветовым раздражителям, проявляющаяся снижением цветовой чувствительности глаза и нарушением различения цветовых тонов. А. чувствительная — см. А. сенсорная. А. эволюционная — А. популяции к систематическим нерезким однонаправленным изменениям условий окружающей среды, происходящая в ряду поколений путем отбора более приспособленных генотипов.
А. энзиматическая — повышение активности определенного фермента в клетке под влиянием специфического внеклеточного вещества, обычно являющегося субстратом индуцируемого фермента. А. социальная — активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе. А. с. — это константный процесс психодинамического приспособления индивида к условиям социальной среды, обществам,
микрообществам в социуме; это также и результат самого процесса социоадаптации. Когерентность этих факторов зависит от целей, социоориентаций индивида, способов-приемов достижения самих целей, реализации программ в социальной сфере. Основные типы адаптационного процесса: А-тип — он характеризуется преобладанием активно-инициативного воздействия на социальную среду других индивидов; и В-тип — он дефиницируется как тип пассивный, с конформистской ориентацией; поведение обоих типов зависит от мотивационной сферы и арсенала потребностей самих индивидов. Субстанциональным аспектом А. с. является самоиндексация социоиндивидом своей определенной социороли; по признаку социороли детерминируется социализа-цииличности. Заметим, что эффективность, прагмареализация А. с. во многом зависит от того, насколько четко выверенно-эквивалентно сам индивид воспринимает себя и свои социальные связи; неверное, деформированное представление о самом себе, окружающих его людях приводит порой к деструкции А. с., неврозам, состояниям стресса-полустресса, к употреблению наркотиков, алкоголя, токсических препаратов. В процессе становления личности А. с. происходит главным образом под влиянием целенаправленных воспитательных воздействий, но может осуществляться и стихийно (за счет подражания и т. п. ). А. с. детей с ограниченными возможностями существенно затруднена в силу ограничений, накладываемых нарушением. Этим определяется особая значимость и специфика коррекционно-воспитательной работы с этими детьми. Адаптивность — способность к адаптации. Адаптометр — [адаптация + греч, metreo — измерять] — прибор для исследования темновой адаптации путем измерения порога световой чувствительности зрительного анализатора, обеспечивающий возможность регулирования в широких пределах яркости предъявляемых объектов.
Адаптометрия — [адаптация + греч. metreo — измерять] — метод исследования темновой адаптации, основанный на последовательных измерениях порога светоощущения. Аддикция — состояние зависимости, развивающееся в результате привыкания к тому или иному лекарственному препарату. Данный термин заключает в себе состояние физической зависимости, вызванной приемом таких веществ, как морфин, героин или алкоголь; однако он также используется и в случае состояния психологической зависимости, вызванной приемом таких лекарственных препаратов, как барбитураты. В расширенном значении — пристрастие к нек-рым формам поведения, напр, к азартным играм, прослушиванию ритмической музыки, перееданию, компьютерным играм и др. Адентия [adentia; а- + лат. Dens, dentis — зуб; син.: анодонтия] — отсутствие нескольких или всех зубов; различают приобретенную (в результате травмы или заболевания), врожденную и наследственную А. Адинамия [греч. adinamia — бессилие] — уменьшение или полное прекращение двигательной активности организма или отдельного органа. Азбука Брайля — алфавит, созданный незрячим французским тифлопедагогом Луи Брайлем (1809—1852) в 1837 г. В этом алфавите каждая буква представлена в виде определенного набора выпуклых точек. Во время чтения слепые нащупывают их кончиками пальцев. Это основной метод чтения, используемый слепыми и слабовидящими людьми сегодня. См. Система Брайля, Рельефный шрифт. Азбука глухонемых [син.: азбука на пальцах] — обозначение букв алфавита с помощью определенных положений пальцев и кистей рук.
Ажитация — аффективная реакция человека, в основном при экстремальных обстоятельствах, в ответ на угрозу для его собственной жизни, различные аварийные ситуации. Она может проявляться в форме тревоги, боязни, фобий, психофлуктуаций, а также в потере целенаправленности в актоповеденческих реакциях; динамика движений человека становится несколько беспокойно-суетливой, и он способен в целом выполнять-репродуцировать примитивные редуцированные, автоматизированные действия; у индивида также может появляться ощущение пустоты, релаксации ментальных схем, может нарушаться способность дискурсивно рассуждать, анализировать тот или иной предмет, попавший в поле его перцептивных актов, ставший предметом ауторефлексии. Это может сопровождаться также вегетативными деформациями: а) учащенным или же прерывистым неровным дыханием; б) учащенным сердцебиением; в) дрожанием рук, симптомами потливости; г) появлением бледности. А. может характеризоваться как пред-патологизированное состояние организма, нечто амбивалентное между психопатологией и психонормой самого индивида; в обостренно-жизненных перипетиях, обстоятельствах, напр., у представителей профессий, связанных с риском, А. нередко герменевтизируется как подавленность-растерянность-психолабильность (В. В. Юрчук). Айлурофилия [ailurophilia: греч. ailuros — кошка + philia — влечение, любовь; син.: Галеофилия, Гатофилия] — патологическая привязанность к кошкам. Айлурофобия [аilurophobia; греч. ailuros — кошка + фобия', син.: Галеофобия, Гатофобия] — навязчивый страх кошек. Айхмофобия [aichmophobia; греч. aichme — острие копья, стрела + фобия] — навязчивый страх — боязнь прикосновения к телу тонкого заостренного предмета или пальца.
Акалькулия [асаlculia; а- + лат. са lculo — считать; син.: Дискалькулия] — нарушение способности производить арифметические действия, обусловленное поражением теменной и затылочной долей доминантного полушария головного мозга. В зависимости от локализации поражения выделяют несколько форм А., к-рые проявляются по-разному: в нарушении понимания разрядного строения числа — первичная А.; при афазии — в нарушениях акустического или зрительного восприятия названий цифр или цифровых символов — вторичная А.; в нарушении произвольного контроля за протеканием умственных действий. А. наблюдается при нек-рых формах олигофрении. Дети, страдающие А., нуждаются в спец. коррекционном обучении. Акалькулия оптическая [асаlculia орtiса] — нарушение зрительного восприятия и воспроизведения близких по графической структуре цифр; наблюдается при поражении затылочной области коры больших полушарий головного мозга. Акардия — врожденное отсутствие сердца. Может встречаться у соединенных близнецов; при этом один из них, у к-рого сердце имеется, контролирует процесс кровообращения у обоих. Акарофобия [асаrophobia; лат. аса rus — клещ + фобия; син.: скабиофобия] — навязчивый страх — боязнь заболеть чесоткой. Акатаграфия [асаtagraphia; а- + греч. katagrapho — записывать] — расстройство письменной речи, при к-ром не соблюдается порядок слогов в словах или слов в предложении. Акатаматезия [acatamathesia; а- + греч. katamathesis — полное знание] — психическое расстройство — полное непонимание речи собеседника.
Акатафазия [асataphasia; а- + греч. kataphasis — утверждение, согласие] — нарушение речи: употребление сходных по звучанию, но не подходящих по смыслу слов. АКДС-вакцина — комбинированная вакцина против дифтерии, коклюша и столбняка, изготовляемая из токсои-дов этих бактерий и из других антигенов. Акинезия [а- + греч. kinesis — движение] — нарушение нормального тонуса мышц или их чувствительности. В случае акинетической эпилепсии [аkinetic еpilepsi] может наступить внезапная потеря мышечного тонуса; при этом больной падает, моментально теряя сознание. При акинетическом мутизме [аcinetic тutism] у больного наблюдается состояние полной физической бесчувственности, несмотря на то что глаза его остаются открытыми и он может следить за движениями, совершаемыми вокруг него. Данное заболевание связано с последствиями повреждения основания мозга. Акнефобия [аспеphobia; аспе — вид кожного заболевания + фобия] — навязчивый страх — боязнь появления на коже угрей. Аккомодация глаза [ассотоdatio осиli] — настройка преломляющей силы диоптрического аппарата глаза человека за счет изменения кривизны хрусталика при изменении расстояния от глаза до рассматриваемого предмета. Когда цилиарная (ресничная) мышца (тело цилиарное) находится в расслабленном состоянии, прикрепленный к цилиарному телу ресничный поясок натягивается и хрусталик уплощается. В таком состоянии глаз может увидеть предметы, расположенные на удаленном от него расстоянии. Когда цилиарная мышца сокращается, а напряжение ресничного пояска ослабевает, так что хрусталик становится более выпуклым. Акрибофобия [асribophobia; греч. akriboo — точно знать + фобия] — навязчивое сомнение в правильности понимания смысла прочитанного.
Акромегалия [асromegalia; греч. akros — крайний, самый отдаленный, высокий + megas, megalu — большой; син.: Мари синдром, Мари — Лери синдром] — эндокринная болезнь, обусловленная значительным увеличением секреции соматотропного гормона передней доли гипофиза; характеризуется увеличением размеров кистей, стоп, нижней челюсти, внутренних органов и нарушениями обмена веществ. См. Гигантизм. Акрофобия [асrophobia; акро- + фобия] — навязчивый страх — боязнь высоты или высоких мест (балконов, крыш, башен и др. ), сопровождающаяся головокружением. Акрохордон [асrochordon; акро- + греч. Chorde струна] — см. Кожный рог. Акроцефалия [асrocephaliaа; акро- + греч. kephale — голова; син.: акрокрания, оксицефалия, пиргоцефалия, череп башенный] — аномалия развития — высокий череп конической формы, несколько уплощенный в переднезаднем направлении, образующийся вследствие преждевременного заращения швов. Акроцефалополисиндактилия типа I [асrocephalo-polysyndactylia; акроцефалия + поли- (дактилия) + син- (сим-; греч. Syn-, sym- — приставка, означающая совместность, одновременность, взаимодействие) + daktilos — палец; син.: Ноака синдром] — наследственная болезнь, характеризующаяся акроцефалией, синдактилией и удвоением увеличенных больших пальцев ног; наследуется по аутосомно-доминантному типу. Акроцефалополисиндактилия типа Н [син.: Карпентера синдром] — наследственная болезнь, при к-рой нарушения, характерные для А. типа I, сочетаются с нарушениями интеллекта, ожирением и гипогонадизмом; наследуется по аутосомно-рецессивному типу.
Активация — состояние нервной системы, характеризующее уровень ее возбуждения и реактивности. Активизация процесса обучения — совершенствование методов и организационных форм уч. работы, обеспечивающее активную и самостоятельную теоретическую и практическую деят-ть уч-ся в уч. процессе. А. п. о. предполагает тесную связь усвоения знаний с применением их к решению задач, требующих от уч-ся инициативы, активности, настойчивости, самостоятельности. Активизация учащихся — система педагогических мероприятий (учебных, внеклассных и внешкольных), направленных на формирование целеустремленной деят-ти школьника, необходимой лля всестороннего его развития и подготовки к жизни. В процессе обучения ребенка с нарушением развития применяется спец. система приемов А. у, обусловленная принципами общей педагогики. Акустикофобия [асusticophobia; греч. akustikos — относящийся к слуху + фобия', син.: Фонофобия] — возникновение приступа судорог при действии звукового раздражителя, напр, громкого разговора; симптом бешенства. Акустическая травма — повреждение слухового органа, вызванное действием звуков большой силы и продолжительности. Акусфера [греч. а cио — слышать + sphaira — шар] — прибор для исследования способности человека определять направление на источник звука в окружающем пространстве. Акцентуации характера [лат. ассе ntus — ударение] — понятие, введенное К. Леонгардом и означающее чрезмерную выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, к-рые, не выходя за рамки психической нормы, представляют крайние ее варианты, граничащие с психопатиями. А. х. отличаются от последних отсутствием одновременного про-
явления свойственной психопатиям триады признаков: стабильности характера во времени, тотальности его проявле ний во всех ситуациях, социальной дезадаптации (П. Б. Ган-нушкин, О. В. Кербиков). При А. х. личности свойственна уязвимость по отношению не к любым (как при психопатиях), а лишь к определенного рода психотравмирующим воздействиям, адресованным к так называемому «месту наименьшего сопротивления» данного типа характера, при сохранении устойчивости к другим. При определенных условиях А. х. могут существенно затруднять его отношения с окружающими, в том числе и в сексуальной сфере. У большинства людей разнообразные нюансы характера многочисленны и переплетены между собой. В то же время существует значительное кол-во людей с явным преобладанием одних черт характера над другими. Подобное заострение, А. х., т. е. чрезмерное усиление нек-рых черт, буквально пронизывает весь психический настрой индивидуума. Такие люди обнаруживают своеобразную уязвимость в конкретных жизненных ситуациях, при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим, возможно, даже более драматичным, с точки зрения окружающих, жизненным коллизиям. В каждом акцентуированном характере имеется «слабое звено» — место наименьшего сопротивления. Поэтому психотравмирующее воздействие на людей с теми или иными А. х. оказывает не любая трудная ситуация, а только та, к-рая наносит удар по наиболее уязвимому месту их характера. Как отмечают специалисты (П. Б. Ганнушкин, К. Леонгард, А. Е. Личко и др. ), А. х. необязательно связаны с девиантным поведением подростков, но такие подростки обладают меньшей устойчивостью против пагубного влияния окружающей среды. Так, у 70 % подростков с отклоняющимся поведением обнаруживаются изначальные нарушения характера, у 60 % — установлены различные типы А. х., у 21—28 % беспризорников поставлен диагноз психопатии, у 40 % госпитализированных в психиатрическую клинику с непсихическими нарушениями были отмечены прогулы уроков, воровство, драки со сверстниками.
В зависимости от степени выраженности различают явные и скрытые (латентные) А. х., к-рые могут переходить друг в друга под влиянием различных факторов, среди к-рых важную роль играют особенности семейного воспитания, социального окружения, профессиональной деят-ти, физического здоровья. Оформляясь к подростковому возрасту, большинство А. х., как правило, со временем сглаживаются, компенсируются. И лишь при сложных психогенных ситуациях, длительно воздействующих на «слабое звено» характера, могут не только стать почвой для острых аффективных реакций, неврозов, но и явиться условием формирования психопатических развитии. Поскольку А. х. граничат с соответствующими видами психопатических расстройств, их типология базируется на детально разработанной в психиатрии классификации психопатий, отражая, однако, и свойства характера психически здорового человека. Ниже приведены характеристики наиболее часто встречающихся А. х. Истероидный, или демонстративный, тип, отмеченный у 52 % подростков с девиантным поведением, отличают крайнее себялюбие, ненасытная жажда внимания окружающих к своей особе, потребность в почитании, восхищении, в признании своих действительных или мнимых природных способностей. Выраженная тенденция к вытеснению неприятных для субъекта фактов и событий, к лживости, фантазированию и притворству, используемым для привлечения к себе внимания, характеризуемая авантюристичностью, тщеславием. Такая сосредоточенность личности на своем «Я», к-рое ценится выше всего на свете, получила название эгоцентризма. Внешне яркая эмоциональность и чувственность на деле оборачивается не более чем рисовкой и позерством, а глубокие и искренние чувства людям с этой акцентуацией недоступны. Половое влечение не отличается ни силой, ни напряженностью, в сексуальном поведении много наигранного. С артистизмом, достойным лучшего примене- ния, они как бы разыгрывают в жизни спектакль в жанре провинциальной мелодрамы. И мужчины и женщины с демонстративными чертами характера скорее позволяют любить себя, нежели любят сами. Брак, заключенный с таким человеком, будет достаточно стабильным лишь в случае, когда партнер безоговорочно признает за ним право первенства в супружеских отношениях и способен обеспечить максимальный комфорт в повседневной жизни. Удары по эгоцентризму — самые чувствительные для истероидной натуры. Неспособность занять видное положение, разоблачение вымыслов, крах надежд при очень высоких запросах, утрата внимания со стороны наиболее значимых для них лиц могут приводить к невротическим реакциям. В ряде случаев у людей с данной акцентуацией может развиться истерический невроз, что требует лечения у психиатра.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|