Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Витаутас Гудонис 2 страница




Поэтому для авторитара послушание – самый лучший способ самореализации.

Оборонительная А. может возникать как реакция защиты, сохранения своих ценностей, ценностных ориентации, «объектов почитания», т. е. идеалов, объектов, к к-рым чело­век относится как к святыне (родители, религия, Родина и др. ). Даже привычки могут выступать как символ ценности. Любое покушение на объект почитания вызывает гнев, враждебность.

Ощущение угрозы извне собственной системе ценностей может вызывать страх, к-рый «мобилизует либо реакцию на­падения, либо тенденцию к бегству». Если условия жестки и избежать позора или краха невозможно, то вероятнее всего реакция нападения. Страх и боль — очень неприятные чувст­ва, и человек пытается любой ценой избавиться от них. Один из самых действенных приемов вытеснения страха, по мыс­ли Фромма, А. чувство страха исчезает, если человек находит в себе силы перейти в нападение.

Одним из важнейших источников оборонительной А. Фромм называет угрозу нарциссизму. Это такое эмоцио­нальное состояние, «при к-ром человек реально проявляет интерес только к своей собственной персоне, своим потреб­ностям, своим мыслям, своим чувствам, своей собственно­сти» и т. д. Все остальное, что не является частью его самого, объектом его устремлений, не имеет смысла, лишено жиз­ненной реатьности и воспринимается лишь на уровне разу­ма. Значимо лишь то, «что касается его самого, а остальной мир в эмоциональном отношении не имеет ни запаха, ни цвета». Если такой человек чувствует себя ущемленным, если его недооценивают, критикуют, ловят на ошибках, уни­жают в играх или других ситуациях, то это вызывает у него чувство возмущения и гнева. Эта реакция может быть очень сильной, и он будет испытывать жажду мести. Люди с высо­кой степенью нарциссизма постоянно нуждаются в призна­нии, популярности, успехе, т. к. это условие их душевного покоя. Их человеческая сущность (ядро личности: убежде­ния, верования, совесть, любовь), замечает Э. Фромм, недо­статочно развиты. Возможен и групповой нарциссизм,

 

к-рый выполняет важные функции. Во-первых, апелляция к общим ценностям сплачивает группу изнутри и облегчает манипулирование группой в целом. Во-вторых, она создает членам группы ощущение удовлетворенности, особенно тем, кто сам по себе мало что значит и не может гордиться собственной персоной. «В группе даже самый ничтожный и прибитый человек в душе своей может оправдать свое состо­яние такой аргументацией: «Я ведь часть великолепного це­лого, самой лучшей группы на свете. И хотя в действительно-сти я всего лишь жалкий червяк, благодаря своей принад­лежности к этой группе я становлюсь великаном». Групповой нарциссизм представляет собой один из главных источников человеческой А., хотя это всего лишь реакция на ущемление жизненных интересов. Но эта форма А. проявля­ется весьма интенсивно и иногда граничит с патологией.

А. может проявляться и как реакция человека «на попыт­ку лишить его иллюзий». В психоанализе такую реакцию на­зывают защитой (сопротивлением). Человек бессознате­льно стремится «забыть», вытеснить какие-то стремления, влечения в силу многих причин: боится унижения, наказа­ния и др. в случае, если другим людям станут известны его потаенные желания. Часто он не решается признаться в этих желаниях и самому себе, боясь потерять самоуважение. Он противится тому, чтобы «вытесненный» материал стал осоз­нанным. Это самообман. Когда кто-то пытается вытащить на свет божий вытесненные влечения, то это может вызвать А.

Выделяют и конформистскую А., к-рая обусловлена не разрушительными устремлениями человека, а тем, что «ему предписано действовать именно так и он сам считает своим долгом подчиняться приказу». Главное здесь — привычка подчиняться, не задавая вопросов. Это распространенный вид А. Послушание, нежелание оказаться трусом в молодеж­ной группе могут побудить к А. К тому же неподчинение, не­желание приспосабливаться для многих, отмечает Фромм,

 

 

представляет внутреннюю опасность, от к-рои они защища­ются, совершая агрессивные действия.

К области доброкачественной А. Фромм относит инстру­ментальную А., к-рая выступает средством получения «необ­ходимого» или «желательного». «Необходимое» понимается им как безусловная биологическая потребность, напр, утоле­ние голода.

«Желательное» может быть и необходимым, но чаще оно выступает как «желаемое», и в этом случае появляется проб­лема «жадности и алчности». «Жадность, — говорит Фромм, — самая сильная из всех неинстинктивных челове­ческих страстей. Накопительство, неумеренность, необуз­данность, ненасытность — все это проявления жадности. Ал­чущий, у к-рого нет достаточных средств для удовлетворения своих желаний, становится агрессивным, нападающим».

Злокачественная А., проявляющаяся в деструктивности, жестокости, не является защитой от нападения и угрозы. Единственной ее целью является получение удовольствия. Она возникает из условий самого существования человека и является «результатом взаимодействия различных социаль­ных условий и экзистенциальных потребностей человека» (см. Экзистенциальные потребности). Специфическая реа­лизация этих потребностей в конкретных социокультурных условиях порождает злокачественные формы А. — д е с т -руктивность, садизм, мазохизм и др. (Н. И. Лифинцерова).

Ад- [лат. ad ] — предлог и приставка, обозначающая на­правленность, близость, приближение, дополнительность, присоединение; соответствует русской приставке «при-»; противопол.: аЪ-. Перед согласными г, к, п, р, с, т, ф и нек-рыми другими изменяется соответственно в аг-, ак-, ап-, ар-, ас-, ат-, аф- и др.

Адаптационный синдром [греч. syndrome стече­ние] — совокупность адаптационных реакций организма че­ловека и животных, носящих общий защитный характер и

возникающих в ответ на значительные по силе и продолжи­тельности неблагоприятные воздействия (стрессоры). Функ­циональное состояние, развивающееся поддеиствием стрес­соров, называется стрессом. Понятие А. с. было предложено в 1936 г. канадским физиологом Г. Селье. В развитии А. с. выделяют три стадии: стадия тревоги продолжается от не­скольких часов до двух суток и включает фазы шока и проти-вошока, на последней из к-рых происходит мобилизация за­щитных реакций организма; стадия сопротивляемости ха­рактеризуется повышением устойчивости организма к различным воздействиям; далее наступает либо стабилиза­ция состояния и выздоровление, либо стадия истощения, к-рая может окончиться гибелью организма.

Адаптация [лат. а daptatio приспособление] — процесс приспособления строения и функций организма, регуляции или другой биологической системы к изменившимся усло­виям существования.

А. болевая — А. рецепторов и спец. центральных обра­зований к действию повреждающих раздражителей, приво­дящая к осложнению или устранению болевых ощущений.

А. вкусовая — А. вкусового анализатора, приводящая к осложнению вкусовых ощущений.

А. зрительная — А, зрительного анализатора к уровню яркости световых (цветовых) раздражителей, приводящая к изменениям световой (цветовой) чувствительности.

А. к высоте — А. человека к условиям существования и активной деят-ти при пониженном парциальном давлении кислорода во вдыхаемом воздухе (обычно — в негерметизи­рованных кабинах летательных аппаратов и при восхожде­ниях на горы).

А. к токсическому веществу — А. организма к по­ступлению токсического вещества из окружающей среды, выражающаяся в том, что первоначальная реакция на это ве­щество полностью и навсегда исчезает, т. е. не может быть об-наружена с помощью современных методов исследования, в том числе различных функциональных нагрузок.

А. нервных центров — А., проявляющаяся снижением возбудимости нервных центров при длительном воздейст­вии к. -л. раздражителей.

А. профессиональная — см. А. трудовая.

А. психическая — А. психической деят-ти человека к условиям и требованиям окружающей среды.

А. рецепторов — А., проявляющаяся снижением чувст­вительности рецепторов к постоянно действующим раздра­жителям.

А. световая — зрительная А. к повышению яркости све­та, прояатяюшаяся снижением световой чувствительности

глаза.

А. сенсорная [лат. sensus чувство, ощущение; син.: А. чувствительная] — приспособительное изменение чувст­вительности к интенсивности действующего на орган чувств раздражителя, может проявляться также в разнообразных субъективных эффектах. А. с. может достигаться за счет увеличения или уменьшения абсолютной чувствительности (напр., зрительная темновая и световая адаптация). Она ха-рактеризутся диапазоном изменения чувствительности, ско­ростью этого процесса, избирательностью (селективностью) изменений по отношению к адаптирующему воздействию. Так, процессы зрительной адаптации частично избиратель­ны по отношению к пространственной частоте и направле­нию движения раздражителя в поле зрения; процессы вкусо­вой адаптации избирательны по отношению к любому из ви­дов солей, но неизбирательны по отношению к различным видам кислот и т. д. Физиологические изменения, лежащие в основе А. с., затрагивают как периферические, так и центра­льные звенья анализатора. Большое значение для исследова­ний механизмов А. с. и процессов восприятия вообще имеет сочетание нейрофизиологических и психофизиологических методов.

 

А. слуховая — А. слухового анализатора к действию ин­тенсивного звука, проявляющаяся снижением слуховой чув­ствительности во время или после действия звука.

А. тактильная — А. тактильных рецепторов к действию раздражителя, проявляющаяся снижением их чувствитель­ности.

А. темновая — зрительная А. к темноте, проявляющая­ся повышением световой чувствительности глаза.

А. температурная — А. терморецепторов к действию постоянной температуры, проявляющаяся снижением их чувствительности.

А. трудовая [син.: А. профессиональная] — А. человека к определенной форме трудовой деят-ти (характеру труда и условиям производственной среды), приводящая, как пра­вило, к повышению профессиональной трудоспособности.

А. физическая — А. организма к изменяющимся физи­ческим нагрузкам.

А. цветовая — зрительная А. к цветовым раздражите­лям, проявляющаяся снижением цветовой чувствительно­сти глаза и нарушением различения цветовых тонов.

А. чувствительная — см. А. сенсорная.

А. эволюционная — А. популяции к систематическим нерезким однонаправленным изменениям условий окружа­ющей среды, происходящая в ряду поколений путем отбора более приспособленных генотипов.

А. энзиматическая — повышение активности опреде­ленного фермента в клетке под влиянием специфического внеклеточного вещества, обычно являющегося субстратом индуцируемого фермента.

А. социальная — активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценно­стей, норм и стилей поведения, принятых в обществе. А. с. — это константный процесс психодинамического приспособ­ления индивида к условиям социальной среды, обществам,

 

микрообществам в социуме; это также и результат самого процесса социоадаптации. Когерентность этих факторов за­висит от целей, социоориентаций индивида, способов-при­емов достижения самих целей, реализации программ в соци­альной сфере. Основные типы адаптационного процесса: А-тип — он характеризуется преобладанием активно-ини­циативного воздействия на социальную среду других инди­видов; и В-тип — он дефиницируется как тип пассивный, с конформистской ориентацией; поведение обоих типов зави­сит от мотивационной сферы и арсенала потребностей самих индивидов. Субстанциональным аспектом А. с. является са­моиндексация социоиндивидом своей определенной социороли; по признаку социороли детерминируется социализа-цииличности. Заметим, что эффективность, прагмареализация А. с. во многом зависит от того, насколько четко выверенно-эквивалентно сам индивид воспринимает себя и свои социальные связи; неверное, деформированное пред­ставление о самом себе, окружающих его людях приводит порой к деструкции А. с., неврозам, состояниям стресса-полустресса, к употреблению наркотиков, алкоголя, токсичес­ких препаратов.

В процессе становления личности А. с. происходит глав­ным образом под влиянием целенаправленных воспитатель­ных воздействий, но может осуществляться и стихийно (за счет подражания и т. п. ). А. с. детей с ограниченными воз­можностями существенно затруднена в силу ограничений, накладываемых нарушением. Этим определяется особая значимость и специфика коррекционно-воспитательной ра­боты с этими детьми.

Адаптивность — способность к адаптации.

Адаптометр [адаптация + греч, metreo измерять] — прибор для исследования темновой адаптации путем изме­рения порога световой чувствительности зрительного анали­затора, обеспечивающий возможность регулирования в ши­роких пределах яркости предъявляемых объектов.

 

Адаптометрия [адаптация + греч. metreo изме­рять] — метод исследования темновой адаптации, основан­ный на последовательных измерениях порога светоощущения.

Аддикция — состояние зависимости, развивающееся в ре­зультате привыкания к тому или иному лекарственному пре­парату. Данный термин заключает в себе состояние физиче­ской зависимости, вызванной приемом таких веществ, как морфин, героин или алкоголь; однако он также используется и в случае состояния психологической зависимости, вызван­ной приемом таких лекарственных препаратов, как барбиту­раты.

В расширенном значении — пристрастие к нек-рым фор­мам поведения, напр, к азартным играм, прослушиванию ритмической музыки, перееданию, компьютерным играм и др.

Адентия [adentia; а- + лат. Dens, dentis — зуб; син.: анодонтия] — отсутствие нескольких или всех зубов; различают приобретенную (в результате травмы или заболевания), врожденную и наследственную А.

Адинамия [греч. adinamia — бессилие] — уменьшение или полное прекращение двигательной активности организма или отдельного органа.

Азбука Брайля — алфавит, созданный незрячим фран­цузским тифлопедагогом Луи Брайлем (1809—1852) в 1837 г. В этом алфавите каждая буква представлена в виде опреде­ленного набора выпуклых точек. Во время чтения слепые на­щупывают их кончиками пальцев. Это основной метод чтения, используемый слепыми и слабовидящими людьми се­годня. См. Система Брайля, Рельефный шрифт.

Азбука глухонемых [син.: азбука на пальцах] — обозна­чение букв алфавита с помощью определенных положений пальцев и кистей рук.

 

 

Ажитация — аффективная реакция человека, в основном при экстремальных обстоятельствах, в ответ на угрозу для его собственной жизни, различные аварийные ситуации. Она может проявляться в форме тревоги, боязни, фобий, психофлуктуаций, а также в потере целенаправленности в актоповеденческих реакциях; динамика движений челове­ка становится несколько беспокойно-суетливой, и он спо­собен в целом выполнять-репродуцировать примитивные редуцированные, автоматизированные действия; у индиви­да также может появляться ощущение пустоты, релаксации ментальных схем, может нарушаться способность дискурсивно рассуждать, анализировать тот или иной предмет, по­павший в поле его перцептивных актов, ставший предме­том ауторефлексии. Это может сопровождаться также веге­тативными деформациями: а) учащенным или же прерывистым неровным дыханием; б) учащенным сердце­биением; в) дрожанием рук, симптомами потливости; г) по­явлением бледности. А. может характеризоваться как пред-патологизированное состояние организма, нечто амбива­лентное между психопатологией и психонормой самого индивида; в обостренно-жизненных перипетиях, обстоя­тельствах, напр., у представителей профессий, связанных с риском, А. нередко герменевтизируется как подавленность-растерянность-психолабильность (В. В. Юрчук).

Айлурофилия [ailurophilia: греч. ailuros кошка + philia влечение, любовь; син.: Галеофилия, Гатофилия] — патологи­ческая привязанность к кошкам.

Айлурофобия [аilurophobia; греч. ailuros кошка + фо­бия', син.: Галеофобия, Гатофобия] — навязчивый страх ко­шек.

Айхмофобия [aichmophobia; греч. aichme острие копья, стрела + фобия] — навязчивый страх — боязнь прикоснове­ния к телу тонкого заостренного предмета или пальца.

 

 

Акалькулия [асаlculia; а- + лат. са lculo — считать; син.: Дискалькулия] — нарушение способности производить арифметические действия, обусловленное поражением те­менной и затылочной долей доминантного полушария го­ловного мозга. В зависимости от локализации поражения выделяют несколько форм А., к-рые проявляются по-раз­ному: в нарушении понимания разрядного строения чис­ла — первичная А.; при афазии — в нарушениях акустиче­ского или зрительного восприятия названий цифр или цифровых символов — вторичная А.; в нарушении произ­вольного контроля за протеканием умственных действий. А. наблюдается при нек-рых формах олигофрении. Дети, страдающие А., нуждаются в спец. коррекционном обуче­нии.

Акалькулия оптическая [асаlculia орtiса] — нарушение зрительного восприятия и воспроизведения близких по гра­фической структуре цифр; наблюдается при поражении за­тылочной области коры больших полушарий головного моз­га.

Акардия — врожденное отсутствие сердца. Может встре­чаться у соединенных близнецов; при этом один из них, у к-рого сердце имеется, контролирует процесс кровообраще­ния у обоих.

Акарофобия [асаrophobia; лат. аса rus — клещ + фобия; син.: скабиофобия] — навязчивый страх — боязнь заболеть чесоткой.

Акатаграфия [асаtagraphia; а- + греч. katagrapho — запи­сывать] — расстройство письменной речи, при к-ром не со­блюдается порядок слогов в словах или слов в предложе­нии.

Акатаматезия [acatamathesia; а- + греч. katamathesis полное знание] — психическое расстройство — полное непо­нимание речи собеседника.

 

 

Акатафазия [асataphasia; а- + греч. kataphasis утвержде­ние, согласие] — нарушение речи: употребление сходных по звучанию, но не подходящих по смыслу слов.

АКДС-вакцина — комбинированная вакцина против дифтерии, коклюша и столбняка, изготовляемая из токсои-дов этих бактерий и из других антигенов.

Акинезия [а- + греч. kinesis движение] — нарушение нормального тонуса мышц или их чувствительности. В слу­чае акинетической эпилепсии [аkinetic  еpilepsi] может насту­пить внезапная потеря мышечного тонуса; при этом больной падает, моментально теряя сознание. При акинетическом мутизме [аcinetic тutism] у больного наблюдается состояние полной физической бесчувственности, несмотря на то что глаза его остаются открытыми и он может следить за движе­ниями, совершаемыми вокруг него. Данное заболевание связано с последствиями повреждения основания мозга.

Акнефобия [аспеphobia; аспе — вид кожного заболевания + фобия] — навязчивый страх — боязнь появления на коже уг­рей.

Аккомодация глаза [ассотоdatio осиli] — настройка преломляющей силы диоптрического аппарата глаза челове­ка за счет изменения кривизны хрусталика при изменении расстояния от глаза до рассматриваемого предмета. Когда цилиарная (ресничная) мышца (тело цилиарное) находится в расслабленном состоянии, прикрепленный к цилиарному телу ресничный поясок натягивается и хрусталик уплощает­ся. В таком состоянии глаз может увидеть предметы, распо­ложенные на удаленном от него расстоянии. Когда цилиар­ная мышца сокращается, а напряжение ресничного пояска ослабевает, так что хрусталик становится более выпуклым.

Акрибофобия [асribophobia; греч. akriboo точно знать + фобия] — навязчивое сомнение в правильности понимания смысла прочитанного.

 

Акромегалия [асromegalia; греч. akros крайний, самый отдаленный, высокий + megas, megalu большой; син.: Мари синдром, Мари — Лери синдром] — эндокринная бо­лезнь, обусловленная значительным увеличением секреции соматотропного гормона передней доли гипофиза; характе­ризуется увеличением размеров кистей, стоп, нижней челю­сти, внутренних органов и нарушениями обмена веществ. См. Гигантизм.

Акрофобия [асrophobia; акро- + фобия] — навязчивый страх — боязнь высоты или высоких мест (балконов, крыш, башен и др. ), сопровождающаяся головокружением.

Акрохордон [асrochordon; акро- + греч.   Chorde струна] — см. Кожный рог.

Акроцефалия [асrocephaliaа; акро- + греч. kephale голо­ва; син.: акрокрания, оксицефалия, пиргоцефалия, череп ба­шенный] — аномалия развития — высокий череп кониче­ской формы, несколько уплощенный в переднезаднем на­правлении, образующийся вследствие преждевременного заращения швов.

Акроцефалополисиндактилия типа I [асrocephalo-polysyndactylia; акроцефалия + поли- (дактилия) + син- (сим-; греч. Syn-, sym- — приставка, означающая совместность, од­новременность, взаимодействие) + daktilos палец; син.: Ноака синдром] — наследственная болезнь, характеризую­щаяся акроцефалией, синдактилией и удвоением увеличен­ных больших пальцев ног; наследуется по аутосомно-доминантному типу.

Акроцефалополисиндактилия типа Н [син.: Карпентера синдром] — наследственная болезнь, при к-рой нару­шения, характерные для А. типа I, сочетаются с нарушени­ями интеллекта, ожирением и гипогонадизмом; наследуется по аутосомно-рецессивному типу.

 

Активация — состояние нервной системы, характеризую­щее уровень ее возбуждения и реактивности.

Активизация процесса обучения — совершенство­вание методов и организационных форм уч. работы, обеспе­чивающее активную и самостоятельную теоретическую и практическую деят-ть уч-ся в уч. процессе. А. п. о. предпола­гает тесную связь усвоения знаний с применением их к решению задач, требующих от уч-ся инициативы, активности, настойчивости, самостоятельности.

Активизация учащихся — система педагогических ме­роприятий (учебных, внеклассных и внешкольных), направ­ленных на формирование целеустремленной деят-ти школь­ника, необходимой лля всестороннего его развития и подго­товки к жизни. В процессе обучения ребенка с нарушением развития применяется спец. система приемов А. у, обуслов­ленная принципами общей педагогики.

Акустикофобия [асusticophobia; греч. akustikos — относя­щийся к слуху + фобия', син.: Фонофобия] — возникновение приступа судорог при действии звукового раздражителя, напр, громкого разговора; симптом бешенства.

Акустическая травма — повреждение слухового орга­на, вызванное действием звуков большой силы и продолжи­тельности.

Акусфера [греч. а cио — слышать + sphaira шар] — при­бор для исследования способности человека определять на­правление на источник звука в окружающем пространстве.

Акцентуации характера [лат. ассе ntus ударение] — понятие, введенное К. Леонгардом и означающее чрезмер­ную выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, к-рые, не выходя за рамки психической нормы, представля­ют крайние ее варианты, граничащие с психопатиями. А. х. отличаются от последних отсутствием одновременного про-

 

явления свойственной психопатиям триады признаков: ста­бильности характера во времени, тотальности его проявле­ ний во всех ситуациях, социальной дезадаптации (П. Б. Ган-нушкин, О. В. Кербиков). При А. х. личности свойственна уязвимость по отношению не к любым (как при психопати­ях), а лишь к определенного рода психотравмирующим воз­действиям, адресованным к так называемому «месту наи­меньшего сопротивления» данного типа характера, при со­хранении устойчивости к другим. При определенных условиях А. х. могут существенно затруднять его отношения с окружающими, в том числе и в сексуальной сфере. У боль­шинства людей разнообразные нюансы характера многочис­ленны и переплетены между собой. В то же время существует значительное кол-во людей с явным преобладанием одних черт характера над другими. Подобное заострение, А. х., т. е. чрезмерное усиление нек-рых черт, буквально пронизывает весь психический настрой индивидуума. Такие люди обна­руживают своеобразную уязвимость в конкретных жизнен­ных ситуациях, при хорошей и даже повышенной устойчи­вости к другим, возможно, даже более драматичным, с точки зрения окружающих, жизненным коллизиям. В каждом ак­центуированном характере имеется «слабое звено» — место наименьшего сопротивления. Поэтому психотравмирующее воздействие на людей с теми или иными А. х. оказывает не любая трудная ситуация, а только та, к-рая наносит удар по наиболее уязвимому месту их характера.

Как отмечают специалисты (П. Б. Ганнушкин, К. Леонгард, А. Е. Личко и др. ), А. х. необязательно связаны с девиантным поведением подростков, но такие подростки обладают мень­шей устойчивостью против пагубного влияния окружающей среды. Так, у 70 % подростков с отклоняющимся поведением обнаруживаются изначальные нарушения характера, у 60 % — установлены различные типы А. х., у 21—28 % бес­призорников поставлен диагноз психопатии, у 40 % госпита­лизированных в психиатрическую клинику с непсихическими нарушениями были отмечены прогулы уроков, воровст­во, драки со сверстниками.

 

В зависимости от степени выраженности различают яв­ные и скрытые (латентные) А. х., к-рые могут переходить друг в друга под влиянием различных факторов, среди к-рых важную роль играют особенности семейного воспитания, социального окружения, профессиональной деят-ти, физи­ческого здоровья. Оформляясь к подростковому возрасту, большинство А. х., как правило, со временем сглаживаются, компенсируются. И лишь при сложных психогенных ситуа­циях, длительно воздействующих на «слабое звено» характе­ра, могут не только стать почвой для острых аффективных реакций, неврозов, но и явиться условием формирования психопатических развитии. Поскольку А. х. граничат с соот­ветствующими видами психопатических расстройств, их ти­пология базируется на детально разработанной в психиатрии классификации психопатий, отражая, однако, и свойства ха­рактера психически здорового человека. Ниже приведены характеристики наиболее часто встречающихся А. х.

Истероидный, или демонстративный, тип, отмеченный у 52 % подростков с девиантным поведением, отличают крайнее себялюбие, ненасытная жажда внимания окружающих к своей особе, потребность в почитании, вос­хищении, в признании своих действительных или мнимых природных способностей. Выраженная тенденция к вытес­нению неприятных для субъекта фактов и событий, к лживости, фантазированию и притворству, используемым для при­влечения к себе внимания, характеризуемая авантюристичностью, тщеславием. Такая сосредоточенность личности на своем «Я», к-рое ценится выше всего на свете, получила на­звание эгоцентризма. Внешне яркая эмоциональность и чув­ственность на деле оборачивается не более чем рисовкой и позерством, а глубокие и искренние чувства людям с этой ак­центуацией недоступны. Половое влечение не отличается ни силой, ни напряженностью, в сексуальном поведении много наигранного. С артистизмом, достойным лучшего примене-

ния, они как бы разыгрывают в жизни спектакль в жанре провинциальной мелодрамы. И мужчины и женщины с де­монстративными чертами характера скорее позволяют лю­бить себя, нежели любят сами. Брак, заключенный с таким человеком, будет достаточно стабильным лишь в случае, ког­да партнер безоговорочно признает за ним право первенства в супружеских отношениях и способен обеспечить макси­мальный комфорт в повседневной жизни. Удары по эгоцент­ризму — самые чувствительные для истероидной натуры. Неспособность занять видное положение, разоблачение вы­мыслов, крах надежд при очень высоких запросах, утрата внимания со стороны наиболее значимых для них лиц могут приводить к невротическим реакциям. В ряде случаев у людей с данной акцентуацией может развиться истерический невроз, что требует лечения у психиатра.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...