И. д. сюжетно-ролевые (или творческие) — это И.,
в ходе к-рых дети при помощи взятых на себя ролей и использования различных игровых предметов воспроизводят жизнь взрослых людей, их деят-ть, взаимоотношения. Эти И. возникают из потребности ребенка участвовать в жизни взрослых людей. Этот вид И. имеет наибольшее значение для развития детей. В процессе И. с. -р. дети действуют с различными предметами (сравнивают их, сопоставляют, отвлекаются от одних их качеств и дополняют воображением другие, используют одни предметы в качестве других), что совершенствует ощущения и восприятие, способствует развитию мышления, воображения. Для организации совместных действий, для осуществления согласованной деят-ти в процессе И. им необходимо общаться друг с другом (это способствует развитию речи). Дети берут на себя роли (т. е. представляют себя другими лицами), совершают действия, диктуемые логикой роли, и тормозят действия, противоречащие исполняемой роли. Это способствует развитию воображения, тренирует волю, в результате чего дети приобретают навыки произвольного поведения и совместной деят-ти.
В процессе И. могут быть созданы такие ситуации, к-рые не возникают в практическом обиходе детей и с помощью к-рых можно обогащать знания детей, их речевой запас. В ходе этих И. ребенок познает мир и усваивает общественный опыт. В процессе И. с. -р. воспитываются любовь и уважение к людям, стремление к учению, к различным видам труда, умение и желание трудиться, воспитываются моральные чувства и качества, гуманное отношение к животным, интерес и бережное отношение к книге. В ходе этих И. дети усваивают правила общественного поведения, овладевают нормами поведения в быту и в общественных местах. В И. закладывается взаимопонимание, формируются дружеские взаимоотношения.
В И. ребенок проявляет свои интересы, качества личности, чувства. Поэтому в ходе этих И. узнается характер ребенка, его особенности, что необходимо для правильного его воспитания. В процессе И. можно успешно влиять на ребенка, его отношение к коллективу, взаимоотношения с др. детьми. Таким образом, в условиях И. происходит формирование как отдельных психических функций (и их коррекция), так и личности ребенка в целом. Особые трудности возникают у детей со спец. образовательными потребностями в сюжетных И. У них ограничены источники познания окружающей действительности. У глухих детей нет слуховых ощущений и восприятия, ограничено речевое общение, что затрудняет как руководство зрительным восприятием, так и передачу ребенку опыта. Слепые дети ограничены в зрительно-двигательном опыте. Вследствие интелектуальной недостаточности умственно отсталых детей их опыт мало осмыслен. Все это приводит к тому, что сюжеты И. у детей со спец. образовательными потребностями намного беднее, чем у нормальных, и отражают действительность, как правило, упрощенно, ограниченно. Необходимо поэтому насыщать жизнь де-
тей впечатлениями, расширять и обогащать их опыт, чтобы у них накапливались четкие, яркие, эмоционально окрашенные представления, к-рые могли бы лечь в основу их И. Надо учить детей пользоваться игрушками в их прямом и условном значении. Обучение детей И. — самое существенное условие овладения играми. Проводить ролевые И. полезно тогда, когда у детей есть для И. не менее 30 мин, т. к. в противном случае дети не успевают развернуть И., что неизбежно вызывает их огорчение. При правильном руководстве все виды И. содействуют физическому, нравственному и умственному развитию и воспитанию детей со спец. образовательными потребностями, помогают преодолевать последствия нарушения.
Идеи [греч. Ыеа — понятие, представление] — 1. Понятия, представления, отражающие действительность в сознании человека, выражающие его отношение к ней. 2. Мысли, намерения, планы. 3. Мысленные образы ч. -н., понятия о ч. -н. И. бредовые — И., не соответствующие реальной действительности, отражающие ее искаженно, но представляющиеся больному истинными, полностью овладевающие его сознанием и не поддающиеся опровержению. И. бредоподобные — см. Фантазии бредоподобные. И. виновности — сверхценные или бредовые И. моральной виновности, совершения в прошлом к. -л. проступков или преступлений. И. доминирующие — см. И. сверхценные. И. ипохондрические — И. наличия к. -л. заболевания. И. кататимные — мысли или представления, не вытекающие из логического мышления, а отражающие, определяющие господствующий аффект. И. навязчивые — И., от к-рых больной не может избавиться, несмотря на понимание их объективной необоснованности. И. сверхценные [син.: И. доминирующие, И. фиксированные] — И., возникающие под влиянием реальных обстоятельств, но в связи с чрезмерным эмоциональным напряжением занимающие преобладающее положение в сознании. Идентификация [англ. Шептфсагюп] — в психологическом развитии — бессознательный защитный механизм, когда человек создает в себе образ др. человека и, подражая ему, чувствует схожесть с ним. И. с к. -л. из родителей очень важна для формирования личности ребенка и вносит особый вклад в развитие его моральных устоев и в становление его как будущего мужчины или женщины (в зависимости от пол а ребенка). Идио- [греч. шюу — собственный, свой, сам по себе, частный, отдельный, своеобразный, необычный] — составная часть сложных слов, означающая «особенный», «своеобразный», «необычный». Идиотия \1сИоИа; греч. Шо1е1а — невежество; устар. ] — наиболее тяжелая форма олигофрении, характеризующаяся практическим отсутствием психических реакций и речи, невозможностью усвоения простейших навыков. И. амавротическая [/. атаигоиса; син.: дегенерацияце-ребромакулярная, И. амавротическая семейная] — общее название наследственных болезней из группы болезней накопления, обусловленных нарушением обмена ганглиозидов. характеризующихся прогрессирующим снижением интеллекта, зрения и наследуемых по аутосомно-рецессивному типу.
И. а. врожденная [/. а. соп§етШ; син.: Нормана — Вуда форма амавротической идиотии] — И., проявляющаяся вскоре после рождения прогрессирующей гидроцефалией, мышечной гипотонией, судорогами, остановкой нервно-психического развития.
И. а. детская поздняя [/. а. т/апПШ Шга" а; син.: Биль-шовского — Янского болезнь, Янского — Бильшовского форма амавротической идиотии] — И., проявляющаяся в возрасте 3—4 лет медленно нарастающим органическим слабоумием, судорожными припадками, атаксией, атрофией зрительных нервов. И. а. детская ранняя [/. а. т/апПШргаесох; син.: Болезнь Тэя — Сакса] — И., проявляющаяся на первом году жизни прогрессирующим снижением зрения до полной слепоты, задержкой психического развития, нарастающими центральными параличами, гиперкузией. И. а. поздняя [/. а. ГагЛа; син.: Куфса болезнь] — И., возникающая в зрелом возрасте и проявляющаяся изменениями личности по типу органического психосиндрома, пигментным ретинитом, прогрессирующей глухотой и мозжечковыми расстройствами. И. а. семейная [/. а. /атШат] — см. И. аМавротическая. И. а. юношеская [/. а. }иуепШз; син.: Шпильмейера — Фогта болезнь, Шпильмейера — Фогта — Баттена форма амавротической идиотии] — И., проявляющаяся в возрасте 6—10 лет пигментным ретинитом, снижением интеллекта, вялостью, нарушениями памяти, выраженными вегетативно-эндокринными нарушениями, непостоянными двигательными расстройствами. И. гидроцефальная [/. НуйгосерНаИса} — И., обусловленная атрофией мозгового вещества вследствие водянки головного мозга (обычно врожденной). И. дизостотическая [/. йу$о51оиса\ — см. Гаргошшзм. И. микседематозная [/. тухоейетаиса} — И., обусловленная врожденной дисфункцией щитовидной железы. И. моральная [истор. ] — общее название психических заболеваний без выраженных нарушений интеллекта, но с наличием грубых изъянов в эмоционально-волевой сфере, нравственных установках и отношениях. И. тимическая [/. 1Нут1са] — И., обусловленная врожденным нарушением функции вилочковой железы. И. формы Нормана — Вуда — см. И. амавротическая врожденная.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|