Последовательность выполнения
1 Подготавливаем автомобиль к выполнению работы (см. с, 21, «Подготовка автомобиля к ТО и ре монту»), 2. Вывеши наем переднее колесо со стороны где будет выполняться работа (см. выше. «Колесо — замена»). 3. Монтажной лопаткой снимаем защитный колпак ступицы. 4. Плоскогубцами или шлиц*, вой отиергкой распрямляем шплинт регулировочной «вйкк подшипников ступицы И ИИИСХ1 ем ею. 5. Накидным или lopuoiufr ключом на 24 мм ослабляем регулм ровочную гайку.
6. Затягиваем регулировочную гайку моментом 8-10 Н и <0,8—I/. кге м), при /том врапшем колесо i обоих направлениях для правильной установки роликов подшипников. 7. Ослабляем 1айку не более чек на 1/12 оборота (1/2 грани), до совмещения ее прорези с одним ю двух взаимно перпендикулярны! отверстий в цапфе. Установи! шплинт, отгибаем один из его концов на грань гайки. 8. Убеждаемся в лег кости вращения ступицы. При обнаружения заеданий в отдельных положении повторяем регулировку, Слелуп иметь в виду, что пред натяг по;- шипников или увеличенный люфг в них недопустим. После регул* ровки осевой зазор подшипника должен находиться в предела? 0,02-0,12 мм. 9. Удаляем и з защитного колпака ступицы старую смазку и закладываем 25 г новой пластичной смазки Ли тол-24 или ее аналога. 10 Устанавливаем <ашитный юл па к стутшиы
СТУПИЦА - ЗАМЕНА САЛЬНИКА, СМАЗКИ И ПОДШИПНИКОВ Смажу подшипников ступиим меняем согласно регламенту технического обслуживании через каждые 20 ООО км. Подшипники ступииы заменяем парой при неустранясмом регулировкой повышенном шуме. Определить, с какой стороны шношеи подшипник, не сложно. Для тгого надо прислушаться к увеличению шума со стороны изношенного подшипника при прохождении автомобилем поворотов Если при прохождении правого поворота шум увеличивается, а значит, неисправен подшипник ступипы левого колсса, и наоборот.
Разборка I Подготавливаем автомобиль к выполнению работы (см. с. 21, «Подготовка автомобиля к ТО и ремонту»). 2. Снимаем тормозной диск со ступицей (см. с. 168, «Тормозной диск - замена»). 3. Отверткой или раздвижными пассатижами извлекаем из ступицы сальник 5. Очишаем полость ступипы от старой смазки и протираем инут~ реииюю поверхность ступицы ветошью, смочсииой керосином или уайт-спиритом.
6. Наносим легкие удары молотком по кругу через выколотку по наружному кольцу наружного подшипника.
8. Перевернув ступицу с диском, аналогично выпрессовываем кольцо внутреннего подшипника. 9. Зубилом или двумя отвертками сдвигаем с цапфы упорное кольцо,
Сборка 1. Промываем все детали в керосине или уайт-спирите, иа посадочные места подшипников ступицы наносим пластичную смазку.
2. Через подходящую опривку (например, колыю старого подшипника) ударами молотка запрессовываем наружные кольца подшипников в ступицу. При этом ориентируем новые кольца меньшим диаметром конуса внутрь ступицы. Новые кольца в ступицу запрессовываем до упора (характерный металлический стук).
3. Наносим на сепараторы и кольца подшипников пластичную смазку Литол-24 или ее аналоги В про страиство между подшипниками закладываем около 40 г смазки.
Устанавливаем в ступицу сепараторы подшипников с роликами и внутренними кольцами С помошью молотка и подходящего инструмента (например, монтажная лопатка и старый сальник) запрессовываем в ступицу новый сальник. Установка всех снятых деталей выполняется в обратной последовательности.
1. Регулируем зазор в подшипниках ступицы (см. с. 150, «Подшипники ступицы переднего колеса — регулировка*). РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ
11.1 На автомобиле установлено р». левое упражнение с червячно-р,. ликоным редуктором и шарниру рычажным рулевым приволок. Рулевое колесо закреплено ед. кой на конических шлицах руле*, го вала Рулевой вал состоит из двух частей, соединенных при помоцц шлифованного шлице во го соедц.. нения, телеског: ируюшего при у», ре водителя о рулевое колесо. Усилие сдвига соединения 2000—35® Н м (200—350 кгс). Ват устаноалй в трубе рулевой колонки. Нижнк* концом он приварен встык к червяку рулевого механизма, сверху aaj опирается на подшипник с пластмассовой втулкой. Труба рулевой колонки надета на шейку рулевого механизма и закреплена на ней хомутом, сверху труба крепится кронштейном с двумя болтали i поперечине кузова.
Рулевой механизм закреплен i моторном отсеке на левом лонжероне тремя болтами. Рулевой механизм состоит из глобоидального червяка и двухгребневого ролика, помешенных в картере, отлитом из ковкого чугуна или алюминиевого сплава. Червяк установлен на двух конических роликовых подшипниках с возможностью их регулировки. Двухгребневый ролик вращается на подшипнике, закрепленном на конце вала сошки. Вал сошга установлен в двух бронзовых втулках. запрессованных в картер механизма и одной резьбовой втулке, ввернутой в крышку механизма. Зазор в зацеплении червяка с двух- гребневым роликом регулируется поворотом резьбовой втулки. Для смазки рулевого механизма во втул- Детали рулевого управления:
1 — вал рулевого управления; 2 — рулевой механизм; 3 — болт М 10x110; 4- тяга боковая; 5 — сошка рулевого механизма, 6 — тяга средняя; 7 — наконечник боковой тяги внутренний; 8 — наконечкш боковой тяги наружный; 9 — маятниковый рычаг с кронштейном; 10 — хомут зажимной; 11 — манжета с уплотни- тельной прокладкой рулевой колонки; 12 — рулевое колесо; 13 — кронштейн крепления рулевой колонки; 14 —труба рулевой колонки; 15 — подшилнм вала
и выполнено отверстие, закрытое резьбовой пробкой Сливное отверстие отсутствуем в эксплуатации надо доливается только по мерс необходимости Рулевой армвод состоит из средней я двух боковых тяг. маятнико- аого и поворотных рычагов. Средняя рулевая тяга установлена на iB>i шаровых пальцах, закрепленных в конусных гнездах сошки рулевого механизма и маятникового рычага Тягу с рычагами на поворотных кулаках передней подвески шарнирно соединяют боковые тяги Каждая боковая тяга состоит ю трех частей: тяги, внутреннего и нзружного наконечников, ввернутых в тягу и законтренных гайками. Внутренние наконечники имеют левую резьбу. Изменением длины боковых тяг, регулируется взаимное положение колес (угол их схождения). Ось маятникового рычага вращается в пластмассовых втулках кронштейна, закрепленного двумя болтами на правом лонжероне кузова. Максимальный угол поворота передних колес ограничен болтами- ограничителями поворота сошки и маятникового рычага, установленными на лонжеронах. Ц& РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ - ПРОВЕРКА ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ Состояние рулевого управления проверяем при появлении признаков неисправностей (стуки, повышенный люфт или тугое вращение рулевого колеса) или при периодических осмотрах автомобиля (см. с. 23, «Периодическое техническое обслуживание»).
Для выполнения работы потребуется помощник. Последовательность выполнения 1. Устанавливаем автомобиль на смотровую яму или эстакаду (см. с. 21, «Подготовка автомобиля к ТО и ремонту»), 2. В салоне автомобиля проверяем крепление рулевого колеса. Для этого руками поочередно наклоняем рулевое колесо в направлении, перпендикулярном к плоскости его вращения и перемещаем рулевое колесо вдоль рулевой колонки.
Если при этом ощущается ослабление посадки ступицы колеса на валу, затягиваем гайку крепления рулевого колеса (см. с. 156, «Рулевое колесо - снятие и установка»). В том случае, если происходит перемещение рулевого колеса вместе с валом, то возможно, ослабло крепление картера рулевого механизма или трубы рулевой колонки к куюву. Появление продольного перемещения вата указывает на ослабление посадки червяка в подшипниках. 3, Из положения передних колес, соответствующего прямолинейному движению автомобиля, поворачиваем рулевое колесо поочередно в обе стороны.
Свободный ход рулевого колеса (до начала поворота колес автомобиля) не должен превышать 5* в одну сторону, что соответствует перемещению обода колеса на 18—20 мм. Повышенный ход может быть вызван ослаблением крепления деталей механизма или люфтом в зацеплении червяка и ролика. Примечание При повороте рулевого колеса от среднего положения, люфт в рулевом механизме должен увеличиваться, это предусмотрено конструкцией механизма. 4. Прикладываем палец руки одновременно к ступиие рулевого колеса и кожуху рулевой колонки. Несколько раз поворачиваем на небольшой угол рулевое колесо влево-вправо.
Если палец ощущает осевое перемещение А ступицы относительно кожуха, значит, происходит осевое перемещение рулевого вала с червяком относительно картера рулевого механизма. При наличии осевого люфта червяка необходимо опгрегу- лироватъ затяжку его подшипников (см. с. 154. «Рулевой механизм- регулировка»). 5. Нажав педаль тормоза, покачиваем рулевое колесо влево — вправо и убеждаемся в отсутствии стуков деталей. Если стуки слышны, то их причина - слабая затяжка резьбовых соединений, износ шаровых шарниров рулевых тяг или неправильная регулировка рулевого механизма. 6. Для проверки уровня масла в рулевом механизме торцовым ключом на 24 мм отворачиваем, врашая по часовой стрелке, пробку А заливного отверстия (пробка имеет левую резьбу), удерживая от проворачивания ключом на 30 мм резьбовую втулку.
7. Вынув указатель уровня масла (щуп) из двигателя и протерев чистой ветошью, устанавливаем его по центру до упора в заливное отверстие рулевого механизма
P тег*
nroscpecw яшхзеяее двкжав* » Сярчт «41 «
атушс* Б. уагрвчтеЕ r>m от п*- вшк егючечш иг ЭИ ш IJpBjOSTtJbf'. pOBSOft ЯШвШВПг ter (См с I t 7© «рсшктН В Jlii рвдаярим ЯОЗВПЕИ»- етвйкь тю»лзе^тЖгг* допекк ряем с:в(£>(шы» \ai | вахесс» <Ш? с rropL* х па*. а. вмкегчпк.; зго * Уж |
я звг* - f ipi — iwiii.nii не Прш нео£ чадкмости жига
гЕЭВГТССЬО JEM TBL. «П I -ИШГГ- мн рулевого Ылжга а ад» (wr* в арЕЖШ ft—: мм1! № Цщновас резьба**» кр rata:- к нжгтнивиса рвЬтя tr яря»:.'рягшои. жштвШ
11, В моторном отсеке снимаем вакуумный усилитель тормозов (см с. 16<>, «Накуумнмй усилитель юрмоюи снятие и установка») 12. Снимаем корпус воздушно ix> фильтра (см с 74, «Корпус ноз- oyuiHorx» фильгрА - снятие и ycia- коика»). 13 Предварительно обработан ре»ьбу проникакниеи смазкой, ключом мм 13 мм ослабляем хомут крепления трубы рулевой колонки к р\ it ном у мелаии «му
14 Сдвигаем трубу рулевой ко лонки внутрь салона и снимаем се с вала
15. CnHiy автомобиля отсоединяем от сошки рулевого механизма наконечник срелней тяги (см с. 157, «Рулевые тяги - снятие и установка, ремонт»). 16 У.терживая ключом на 17 мм от проворачивания гайки, торцовым ключом на 14 мм отворачиваем три болта крепления рулевого механизма к левому лонжерону кузова.
Установка Внимание! Установка рулевого механизма на автомобиль с изгибом рулевого вала запрещается, так как это может привести к поломке вала во время движения. 1. Продев f«ui в отверстие перегородки моторного огсека, устанав ливаем болты и гайки крепления рулевого механизма, не затяг ивая окончательно гаек. 2. Надеваем на вал трубу рулевой колонки Хомутом закрепляем се на шейке рулевого механизма. Устанавливаем кронштейн крепления трубы к поперечине куюва, не затягивая болтов. 3. Рукой прижимаем рулевую колонку к поперечине кузова, помощник втягивает болгы крепления механизма. При жш прижатый консп рулевой колонки может сместиться вправо или влево. 4. Затягиваем болты крепления кронштейна труби к поперечине кузова. Внимание! Запрещается при несовпадении крепежных отверстий принудительно «подтягивать» колонку для установки болтов в отверстия. В этом случае следует подпилить торцы втулок крепления картера на лонжероне или установить шайбы необходимой толщины.
5. Устанавливая кронштейн шмка зажигания ориентируем втулку А рулевой колонки отверстием с 6. Установка всех остальных си*, тых деталей выполняется в обр«. ной последовательности. РУЛЕВОЕ КОЛЕСО - СНЯТИЕ И УСТАНОВКА Снятие 1. Подготавливаем автомобиль» выполнению работы (см. с. 21. • Подготовка ав i омобиля к ТО и ремонту»). 2. Устанавливаем рулевое колесо в направлении прямолинейного движения автомобиля. 3 Отсоединяем провод от отрицательного вывода аккумуляторной батареи (см. с. 179, «Аккумуляторная батарея снятие и установка»)
4. Наносим медом совпадающие метки на ступице руде вот колеса и верхнем кожухе рулевой колонки. 5. Поддев шлице вой огверпсой, снимаем с двух пружинных фиксаторов декоративную накладку.
6. Торцовым ключом ва 19 мм удлинителем отворачиваем гайк\ креплении рулевого колеса к вал), не снимая ее с резьбы 8, Окончательно оторачиваем гайку креплении рулевого колеса и снимаем колесо с вала Установка 1, Устанавливаем рулевое колесо» обратной последовательности. 2. Ориенгируем подвижное кольцо подрулевого переключате- так чтобы выступы А находились в вертикальном положении, а выступы Б были направлены в правую сторону. 3 Надеваем рулевое колесо на шлицевой коней вала, ориентируясь по ранее нанесенным меткам. При ном выступы Л должны войти впрорети В контактной пластины колесе.
4. После установки проверяем правильность положения рулевого колеса на валу. При прямолинейном движении автомобили рулевое колесо должно быть расположено симметрично, относительно вертикальной плоскости рулевого вала. При необходимости корректируем положение колеса перестановкой его на шлицах вала. РУЛЕВЫЕ ТЯГИ - СНЯТИЕ И УСТАНОВКА, РЕМОНТ Дли выполнении работы потребуется: съемник рулевых тяг, специальное приспособление для разборки наконечников. Снятие
I Устанавливаем автомобиль на смотровую яму или эстакаду (см. с. 2), «Подготовка автомобиля к ТО и ремонту») 2. Очишаем от |ря ж гайки крепления и чехлы рулевой тяги. 3, Наносим проникающую смазку иа резьбу пальцев шаровых шарниров.
4. Если планируется снятие только наконечника, ключом на 14 ми ослабляем контрящую гайку, удерживая тягу от проворачивания металлическим стержнем (на внешнем наконечнике нарезана правая резьба, на внутреннем - левая).
Примечание При снятии наконечника для ремонта, чтобы не нарушить правильную величину схож• дения колес при последующей его установке, помечаем положение гайки на резьбе. 5. Для снятия боковой тяги плоскогубцами вынимаем шплинт гайки крепления пальца шарового шарнира.
Для снятия тяги аналогично отсоединяем ее внутренний иако исчиик от средней тяги рулевой трапеции. 9, Для снятия наконечника выворачиваем его из тяги
10. Для снятия средней тяги отсоединяем от нее боковые тяги После этого отсоединяем среднюю тягу от маятникового рычага и сошки рулевого механизма
Разборка шарнира 1, Для разборки шарнира, раскручиваем проволоку крепления грязезащитного чехла, при затруднении перекусываем ее кусачками.
2. Снимаем чехол и находящуюся под ним поддерживающую шайбу.
3. Специальным приспособлением утапливаем заглушку шарового шарнира Шипиами сжимаем усики стопорного кольца и вы ни- маем его. При отсутствии приспособления можно иснользонать слесарные риски.
ШЙЙВЙЙЙЙЯ 4. Снимаем приспособление и вынимаем из наконечника заглушку, уплотнительную резиновую шайбу, пружину, нажимной и нижний опорный вкладыши, шаровой палец (для пальца А шарнира средней тяги и маятникового рычага пластмассовую втулку Б), верхний опорный вкладыш. Сборка и установка 1. Промываем шаровой палец и наконечник уайт-спиритом или керосином. Осматриваем шаровой палец Его поверхность должна быть без следов заметного износа и коррозии, в противном случае палец заменяем. Заменяем пружину, уплотнительное кольцо и вкладыши. Грязезащитный чехол должен быть без разрывов и трещин. 2. Предварительно нанеся пластичную смазку на детали, собираем наконечник в обратном порядке. Утапливаем приспособлением заглушку и устанавливаем стопорное кольио. 3. Покачивая шаровой палеи из одного крайнего положения в другое, убеждаемся, что для его перемещения требуется усилие. Если перемещение пальиа будет очень легким, вынимаем заглушку и под- кладьшаем под нее шайбу, толщиной 0,5—2,0 мм. Осевое перемещение пальца должно быть не более 0.5 мм при усилии 80-100 Н (8-10 кгс). 4. Надеваем на палец поддерживающую шайбу. Заполняем на одну треть грязезащитный чехол пластичной смазкой и надеваем его на палеи. Вложив в паз чехла проволоку, закручиваем ее. 5. Собираем и устанавливаем тяги в обратной последовательности. Если была произведена замена наконечников или не были нанесены метки при их снятии, то, ввер нув наконечники на одинаковую длину и враимя муфты, устанавливаем расстояние между центрами шарниров 336 мм Гайки пальцев рулевых тяг втягиваем моментом 40—65 Н м (4,0-6,5 кгс м). Примечание Шарнир пальца средней тяги, устанавливаемый в маятниковый рычаг, имеет вытянутую форму, а его наконечник тяги большую ширину. Рекомендация После установки рулевых тяг необходимо проверить и в случае необходимости отрегулировать углы схождения колес в специализированной мастерской или самостоятельно (см. с. 137, * Углы установки колес — регулировка»). МАЯТНИКОВЫЙ РЫЧАГ - СНЯТИЕ И УСТАНОВКА, РАЗБОРКА Для выволиевия работы потребуется съемник рулевых тяг. Снятие 1. Устанавливаем автомобиль на смотровую яму или эстакаду (см. с. 21, «Подготовка автомобиля к ТО и ремонту»). 2. Очищаем от грязи гайки и болты крепления кронштейна маятникового рычага, а также поверхность кузова рядом с кронштейном. 3. Наносим проникающую смазку на резьбу пальца шарового шарнира и крепежных болтов. 4. Отсоединяем от рычага наконечник средней тяги (см. с. 157, ♦Рулевые тяги - снятие и установка, ремонт»). 5. Удерживая ключом ва 17 мм от проворачивания гаики, торцовым ключом на 14 мм отворачиваем два болта (три - на части автомобилей) крепления кронштейна рычага к правому лонжерону кузова.
8. Ключом ка 24 мм отворачиваем гайку крепления оси.
9. Вынимаем рычаг из кронштейна и снимаем с него шайбы и втулки. гзоо * у Установка 1. Перед сборкой промываем керосином рычаг и кронштейн. При необходимости зачитаем ось рычага мелкозернистой наждачной бумагой. 2. Собираем рычаг, затягиваем гайку моментом 7,5—15 Ни (0,75—1,5 кгс-м). Усилие поворота, приложенное к концу маятникового рычага, должно быть 50—100 Н (5,0-10 кгс).
3. Устанавливаем рычаг в обратной последовательности. ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА
Для остальных резьбовых соединений ориентировочная величина моментов затяжки Н м (кгс м) следующая:
Таблица 12.3
К JQ ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ
На автомобиле установлены две тормозные системы — рабочая и стояночная Гидравлический привод рабочей тормозной системы состошни (расположены в нижней части суппорта) рабочих цилиндров не редиих колес и поршни рабочих цилиндров задних колес. При на рушении в работе одного кожура автомобиль «агормаживасгся кто рым контуром, хотя и с увеличением хода педали тормоза и тормоз ною пути. Рабочая тормозная система состоит из педального узла, вакуумного усилителя, главного тормозного цилиндра, бачка гидропривода тормозов, сигнального устройства, трубопроводов, тормозных механизмов передних и задних колес с рабочими цилиндрами и регулятора давления задних тормозов. Медаль тормоза установлена на кронштейне в салоне автомобиля и снабжена возвратной пружиной. Над педалью расположен выключатель сигналов торможения, цлок которого при правильной pery. m * ровкс должен касаться упора пела- ли. При нажатии педали тормоза контакты выключателя замыкаются и загораются лампы сигналов торможения в задних фонарях Вакуумный усилитель, установленный на перегородке моторного отсека, служит для снижения усилия на педали тормоза за счет раз режения во впускном трубопроводе при работающем двигателе. Главный торможой цилиндр установлен на двух шпильках, ввернутых в корпус вакуумного усилителя, и крепится к нему гайками. В цилиндр ввернуты штуцеры тормозных трубок гидропривода. На главном тормозном цилиндре закреплен бачок, из которого тормозная жидкость подводится к главному тормозному цилиндру. На бачке выполнены метки максимального и минимального уровней жидкости. Сигнальное устройсшо у ст. i нов лено в моторном отсеке на левом брызговике и предназначено для выдачи информации водителю о падении давления в одном из ком- туров тормозной системы При этом в комбинации приборов крас* ным светом загорается контрольная лампа. Тормозной механизм переднего колеса — дисковый, состоит и i чу гуиного тормозного диска, суп- порта с четырьмя рабочими цитин- ЦММИ н двух тормозных ко.тидок Тормозной диск вменяют при износе его рабочей поверхности до голшнны менее IJ мм. Поршни рабочих цишндров малого и большого когуров - невзаммозаменя- емые. Минимально допустимая го хина мак ачкч колодки тормозного механизма переднего колеса 3 мм. Тормозной механизм заднего колеса — барабанный и состоит из тормозного барабана, рабочего цилиндра, двух тормозных колодок со стяжными пружинами и распорного рычага привода стояночного тормоза. Тормозной барабан — чугунный. Наибольший допустимый внутренний диаметр барабана при износе или после расточки — 232,6 мм. Рабочий цилиндр — двухпорш- невой с механизмом автоматической реп жировки зазора между барабаном и колодками. Основным элементом механизма автоматической регулировки зазора являются два упругих стальных разрезных кольца. установленных на поршнях в рабочем цилиндре с осевым зазором. Упорные кольца установлены в цилиндре с натягом. обеспечивающим усилие сдвига по зеркалу цилиндра, превышающее усилие от стяжных пружин тормозных колодок. По мере износа нактадок тормозных колодок поршни при торможении перемешают кольца в цилиндре, благодаря чем> поддерживается постоянный зазор между барабаном и колодками. Для снижения тормозного усилия на задней оси в гидропривод тормозных механизмов задних колес включен регулятор давления. Он предотвращает занос автомобиля при торможении, ограничи- ная давление в рабочих цилиндрах, в зависимости от положения задней части кузова относительно балки заднего моста.
Привел стояночной тормозной системы — механический, тросовый, на тормозные механизмы задних колес. Он состоит из рычага стояночного тормоза, тяги, уравнителя промежуточного рычага, лвул шнич тросов и распорного рычага стояночного тормоза. При перемещении рычага стояночного тормоза в верхнее положение распорные рычаги, установленные на колодках поворачиваются и воз-
Схема тормозной системы автомобиля: 1 - тормозной механизм переднего колеса; 2 — шланг малого контура тормозного механизма г*еэеднего колеса, 3 шгам большого контура тормозного механизма переднего колеса; 4 — главный тормозной цилиндр; 5 — вакуумный усилитель; б-выключатель сигналов торможения; 7 — педаль тормоза; 8 —промежуточный рычаг. 9 уревни епь 10 —г. v,-poi я гайка, 11—наконечник; 12 —тяга; 13 —трос привода; 14 —выключатель контрольной пампы включениястояноччо; о тормоза; 15-рычаг стояночного тормоза; 16— регулятор давления, 17 — тормозной механизм за*, vro колес 18 - лэ- % а торможения; 19 — задний тормозной шланг; 20 — тройник; 21 — кронштейн подвес-и троса. 22 -»;омт(г <м млючения стояночного тормоза и сигнализатора разности давлений в контурах 23 выклю* лгепь контр л и мп. сигнализатора разности давлений в контурах
действуют на распорные планки. Колодки тормозных механизмов задних колес раздвигаются и фиксируют от вращения барабаны. В процессе эксплуатации стояночная тормозная система требует периодической регулировки. Это связано с износом накладок колодок и вытягиванием тросов привода. es3 тормозная система - проверка технического состояния Состояние тормозной системы проверяем согласно периодичности технического обслуживания (см. с. 21, «Периодическое техническое обслуживание»). Для выполнения работы потребуется помощник, а также штангенциркуль и резиновая груша. Последовательность выполнения 1. Устанавливаем автомобиль на смотровую яму или эстакаду (см. с. 21, «Подготовка автомобиля к ТО и ремонту»). 2. Проверяем уровень жидкости в бачке главного тормозного цилиндра, который должен находиться между метками MIN и МАХ, нанесенными на стенке бачка. Внимание! Понижение уровня жидкости в бачке при герметичной системе гидропривода тормозов свидетельствует об износе тормозных колодок. Для пополнения бачка тормозной жидкостью, отвернув, снимаем крышку и доливаем жидкость до метки МАХ. После чего заворачиваем крышку бачка. Внимание! Тормозная жидкость при попадании на лакокрасочное покрытие кузова, пластмассовые детали и провода может вызвать их повреждение. Следует немедленно удалить жидкость ветошью, а при попадании на открытые участки тела — смыть следы жидкости водой. 3. Проверять состояние гидропривода тормозов следует с помощником, который должен энергично нажать педаль тормоза 3—4 раза и удерживать ее во время проверки нажатой, тем самым создав давление в системе. При обнаружении негерметичности соединений подтягиваем их крепежные элементы. На поверхности тормозных шлангов не должны образовываться вздутия. Если они есть, заменяем шланг. Шланги, независимо от их состояния, рекомендуется заменять после пяти лет эксплуатации автомобиля, т. к шланг, вследствие старения резины, может при тор можении лопнуть Тормозные трубки не должны иметь вмятин или трещин 4. Проверяем наличие защитных колпачков на штуцерах прокачки гидропривода тормозов
Если толщина рабочей поверхности диска стала меньше I ] мм — его необходимо заменить (см. с. 168, «Тормозной диск — замена»). 6. Проверяем состояние тормозных механизмов задних колес. Сняв тормозной барабан (см. с. 164, «Колодки тормозных механизмов задних колес — замена»), измеряем толщину фрикционной накладки тормозной колодки.
Внимание! Нельзя нажимать педаль тормоза при снятом тормозном барабане, так как это приведет к выдавливанию поршней из рабочего цилиндра. Оцениваем состояние рабочего цилиндра. Подтекание тормозной жидкости из-под защитных пыльников цилиндра не допускается. 7. Проверяем работоспособность вакуумного усилителя. Признаком неисправности работы вакуумного усилителя тормозов является увеличение усилия на пе- дати при торможении по сравнению с обычным. При выключенном двигателе нажимаем 4-6 раз педать тормоза. Удерживая педаль, запускаем двигатель. При исправном вакуумном усилителе педаль должна слегка переместиться вперед. В противном случае проверяем герметичность соединений: — обратного клапана с вакуумным усилителем и шлангом подвода разрежения: — шланга подвода разрежения с впускным трубопроводом.
Проверяем работу обратного клапана; при его неисправности разряжение в вакуумной полости усилителя не создается. Отсоединив шланг от обратного клапана, вынимаем его из резинового уплотнителя усилителя. Вводим в отверстие штуцера боль- шею диаметра резиновую грушу и сжимаем ее. Если фуша останется в сжатом состоя ни и, клапан исправен. В противном случае обратный клапан заменяем.
8. Проверяем работу стояночной тормозной системы. Если сто- я ночная тормозная система не удерживает автомобиль на уклоне 25 % при перемещении рычага привода на 4-6 зубьев храпового устройства, то регулируем ход рычага привода стояночного тормоза (см. с. 171, «Стояночный тормоз - регулировка»). 12.4 ГИДРОПРИВОД ТОРМОЗОВ - ПРОКАЧКА И ЗАМЕНА ТОРМОЗНОЙ ЖИДКОСТИ Тормозную жидкость заменяем согласно периодичности технического обслуживания (см. с. 23, «Периодическое техническое обслуживание»). Гидропривод тормозов прокачиваем для удаления из него воздуха и при замене тормозной жидкости. При разгерметизации одного из контуров достаточно прокачать только этот контур, а не весь гидропривод. Очередность прокачки контуров гидропривода тормозов следующая: матый контур (верхние большие цилиндры суппортов), а затем большой контур (нижние малые цилиндры суппортов и цилиндры задних тормозных механизмов). Прокачку контура начинаем с тормозного механизма, наиболее удаленного от главного тормозного цилиндра. Для выполнения работы потребуется помощник, а также специальный ключ на 12 мм для тормозных трубок, прозрачная виниловая трубка подходящего диаметра, емкость для слива тормозной жидкости и свежая тормозная жидкость (см. с. 159, «Справочные данные»). Последовательность выполнения
1. Вывешиваем переднюю часть автомобиля на подставках (см. с 21, «Подготовка автомобиля к ТО и ремонту»). 2. Снимаем передние колеса (см. с. 150, «Колесо — замена») и сни- uiCM со штуиерои прокачки защитные резиновые колпачки. 3. Снимаем крышку бачка гидропривода тормозов и при недо- -теточном уровне доливаем в бачок тормозную жидкость до метки МАХ. 4. Надеваем на штуцер прокачки малого контура суппорта резиновый шланг и погружаем его свободный конец в емкость, частично наполненную тормозной жидкостью. Жидкость наливаем в емкость 11Я того, чтобы во время прокачки были видны пузырьки воздуха, выходящего из резинового шланга. При использовании прозрачного шланга нет необходимости предварительно наполнять емкость тормозной жидкостью, так как движение пузырьков воздуха в шланге можно оценить визуально. 5. Помощник нажимает 3-5 раз педаль тормоза и удерживает ее нажатой.
6. Ключом на 8 мм отворачиваем на 3/4 оборота штуцер прокачки.
При этом педаль начинает перемешаться, вытесняя тормозную жидкость через шланг. 7. После того как педаль переместилась до упора, заворачиваем штуиер. а затем помощник отпускает педаль. Внимание! При прокачке гидропривода тормозов необходимо пери одически проверять уровень жидкости в бачке и при не обходимости доливать ее. 8. Повторяем операции по прокачке до тех пор. пока в выходящей из шланга тормозной жидкости не исчезнут пузырьки воздуха.
9. Снимаем шланг и надеваем на штуцер прокачки защитный колпачок. Внимание! Нельзя нажимать педаль тормоза при снятых колодках, это приведет к выдавливанию поршней из рабочих цилиндров. Установка 1. Наносим на поверхность новых шплинтов высокотемпературную консистентную смазку. 2. Устанавливаем новые тормозные колодки в обратной последовательности. 3. После замены колодок нажимаем несколько раз педаль тормоза для установки поршней в рабочее положение и проверяем уровень жидкости в бачке главного тормозного цилиндра. При необходимости допеваем жидкость до необходимого уровня (см. с. 161. «Тормозная система — проверка технического состояния»). 4. Аналогично заменяем колодки с противоположной стороны. Внимание! После замены тормозных колодок торможение на первых 10-15 км пробега должно быть по возможности не- интенсивным для обеспечения приработки колодок к дискам. 12.6 КОЛОДКИ ТОРМОЗНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЗАДНИХ КОЛЕС - ЗАМЕНА
Периодически проверяйте состояние накладок тормозных колодок (см. с. 161, «Тормозная система — проверка технического состояния») и заменяйте их. не допуская износа накладок до толщины менее 1.5 мм. Работа показана на тормозном механизме правого колеса. Снятие ]. Подготавливаем автомобиль к выполнению работы (см. с. 21, - Подготовка автомобиля к ТО и ремонту»). 2. Проверяем уровень тормозной жидкости в бачке. Если уровень находится на метке МАХ. отбираем грушей часть жидкости из бачка во избежание ее выплескивания при вдавливании поршней в цилиндры. 3. Переводим рычаг привода стояночного тормоза в нижнее положение. 4. Снимаем заднее колесо (см. с. 150. «Колесо — замена»). 5. При значительном износе тормозного барабана на его поверхности образуется буртик, препятствующий снятию барабана. Поэтому следует увеличить зазор между барабаном и колодками путем вдавливания поршней внутрь тормозного цилиндра (сведения колодок).
Для перемещения задней колодки через большое отверстие в барабане надеваем на гайку регулировочного винта торцовый ключ на 13 мм с глубокой головкой. Монтажной лопаткой, установленной между шпилькой полуоси и ключом, вращаем тормозной барабан по часовой стрелке
Для перемещения передней ко- юдки вместо ключа вставляем» отверстия барабана и колодки металлический стержень, диаметром 8-10 мм и вращаем барабан против часовой стрелки
6 Крестовой отверткой отворачиваем два винта крепления тормозного барабана к фланцу полу оси.
7. Наносим проникающую смазку на посадочный поясок полуоси. 8. Равномерно поворачивая тормозной барабан и нанося удары молотком через проставку из мягкого металла или деревянный брусок по фланцу с внутренней стороны... сбиваем барабан с посадочного пояска 9. Плоскогубцами сдвигаем пружину троса привода стояночного тормоза и отсоединяем его наконечник от распорного рычага.
10. Поддев отверткой, снимаем с опоры переднюю тормозную колодку и сдвигаем вниз.
11. Плоскогубцами снимаем с колодок нижнюю стяжную пружину.
12. Выводим колодки из-под прижимных пружин.
Внимание! Нельзя нажимать педаль тормоза при снятых колодках. Это приведет к выдавливанию поршней из рабочего цилиндра. 14. Отсоединяем от колодок распорную планку и стяжную пружину.
15. Накидным ключом на 13 мм отворачиваем гайку регулировочного винта распорногорычага, удер- живая винт от проворачивания шлицевой отверткой.
16. Снимаем с колодки шайбу, втулку, рычаг и регулировочный винт. Установка 1. Раздвижными пассатижами сдвигаем внутрь поршни рабочего цилиндра. 2. Устанавливаем снятые детали привода стояночного тормоза на новую тормозную колодку в обратной последовательности.
3. Ориентируем распорную планку метками А наружу. При этом отверстие Б в планке будет ориентировано к задней колодке, а колодки своими прорезями установлены в длинные пазы планки.
низмов задних колес ~ не- взаимозаменяемые. Для их отличия на правой планке нанесены две метки, а на левой - три. 4. После установки тормозного барабана несколько раз резко на жимаем педаль тормоза для того, чтобы упорные кольца в колесном цилиндре заняли свое рабочее положение. 5. Аналогично заменяем колодки с противоположной стороны автомобиля. 6. Регулируем стояночный тормоз (см. с. 171, «Стояночный тормоз — регулировка»). Внимание! После замены тормозных колодок торможение на первых 10-15 км пробега не должно быть интенсивным для обеспечения приработки колодок к барабанам. КИП ГЛАВНЫЙ ТОРМОЗНОЙ ЦИЛИНДР - СНЯТИЕ и УСТАНОВКА Главный тормозной цилиндр снимаем для его замены, а также при замене вакуумного усилителя тормозов. Для выполнения работы потребуется помощник, а такжештанген- циркуль, резиновая груша, специальный ключ на 12 мм для тормозных трубок, прозрачная виниловая трубка подходящего диаметра, емкость для слива тормозной жидкости, свежая тормозная жидкость (см. с. 159, «Справочные данные-). Снятие 1. Подготавливаем автомобиль к выполнению работы (см с. 21, «Подготовка автомобиля к ТО и ремонту»). 2. Резиновой грушей отбираем тормозную жидкость из бачка. 3. Специальным ключом ка 12 им для тормозных трубок отворачиваем три штуцера тормозных трубок и отводим их в сторону. 4 Торцовым ключом им 17 мм с удлинителем отворачиваем лвс гайки крепления главного тормозного цилиндра к вакуумному усилителю тормозов. Установка 1. Перед установкой нового главного цилиндра необходимо проверить и при необходимости отрегулировать зазор между нажимным штоком вакуумного усилителя и поршнем цилиндра. Неправильный зазор приведет к неполному срабатыванию тормозных механизмов. Штангенциркулем измеряем расстояние от опорной поверхности поршня до торца цилиндра. Для этого размещаем на торце пластину. Вычитаем из полученной величины толщину пластины. Эту величину условно назовем Б.
i Л: w
Определяем расстояние от флан иа Цилиндра до его торна (без учега толщины пластины) >гу величину назовем В Измеряем расстояние между штоком и поверхностью крепления главного цилиндра. Для этого воспользуемся той же пластиной. Вычитаем из полученной величины толщину пластины. Эту величину условно назовем Г.
Величину зазора А определяем по формуле: А = Б - В - Г. Зазор должен находиться в пределах 0,3-0,5 мм. Если величина шзора не соответствует приведенной выше, регулируем длину штока вращением головки ключом на 8 мм 2. Устанавливаем главный тормозной цилиндр в обратной последовательности. 3. Прокачиваем гидропривод тормозов (см. с. 162, «Гидропривод тормозов — прокачка и замена тормозной жидкости»), £££] ВАКУУМНЫЙ УСИЛИТЕЛЬ ТОРМОЗОВ - СНЯТИЕ И УСТАНОВКА Для выполнения работы потребуются помощник, а также штангенциркуль, специальный ключ на 12 мм для тормозных трубок, прозрачная виниловая трубка подходящего диаметра, емкость для слива тормозной жидкости, свежая тормоз ная кидкость (см. с. 159, «Сира, ночные данные»). Снятие Подготавливаем автомобиль к выполнению работы (см. с. 21, «Подготовка автомобиля к ТО и ре- монту»). 2. Вынимаем из корпуса усили теля обратный ют пан со шлангом
3. Снимаем главный тормозной цилиндр (см. с. 165, «Главный тормозной цилиндр — снятие и установка»). 4. Разогнув шплинт, плоскогубцами извлекаем его из штифта, соединяющего толкатель с педалью тормоза.
5. Сняв штифт, отсоединяем педаль от толкателя усилителя. о Торцовым ключом на 13 мм (у^ннителсм отворачиваем четыре гайки креплении усилителя к щит ку моторного отсека (на фото одна taflw не видна).
Читайте также: IV. ТРЕБОВАНИЯ К ЭТАПАМ И СРОКАМ ВЫПОЛНЕНИЯ ВКР Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|