Механизм реализации экологических прав граждан.
Экологические права граждан – узаконенные и имеющие правовые последствия притязания индивида на природу, связанные с удовлетворением или возможным удовлетворением его потребностей при взаимодействии с ним и обеспечении удовлетворения. Основной проблемой при определении экологических прав граждан является то, что необходимо исходить не из антропоцентрических концепций, а учитывать интересы также всей природы в целом. По уровню правового регулирования все права граждан можно условно разделить на основные и специальные: 1. Основные права граждан – данные права являются неотчуждаемыми, никто не может быть их лишен. Такие права закрепляются в Конституции и в ряде международно-правовых договоров: а. Право на благоприятную окружающую среду; б. Право предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного здоровью или имущества гражданина в связи с экологическим правонарушением; в. Право на достоверную информацию об окружающей среде; 2. Специальные права граждан: а. Создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды; б. Направлять обращения в органы государственной власти или местного самоуправления о получении достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания; в. Участвовать в митингах и демонстрациях по вопросам охраны окружающей среды; г. Выдвигать предложения о проведении экологической экспертизы; д. Оказывать содействие органам государственной власти и местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды; е. Обращаться в органы государственной власти с предложениями, жалобами по вопросам охраны окружающей среды и получать обоснованный и своевременные ответы;
ж. Предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде. Экологические права обеспечиваются за счет следующего: 1. Доступ граждан к экологически значимой информации; 2. Надзор со стороны природоохранительных органов за исполнением экологического законодательства субъектами хозяйственной деятельности; 3. Внедрение новых технологий, уменьшающих нагрузку и загрязнение окружающей среды; 4. Приоритет экологических критериев при принятии экономических и иных решений; 5. Участие граждан в принятии решений по экологически значимым проблем, в том числе проведении экологической экспертизы; 6. Деятельность общественного контроля; 7. Проведение публичных мероприятий в целях охраны окружающей среды и собственных экологических интересов; 8. Возмещение ущерба здоровью и имуществу граждан в результате совершения экологического правонарушения; 9. Доступ граждан к различным формам защиты своих прав; 10. Право «вето» на реализацию проектов, которые способны существенно ухудшить их положения (путем проведения референдумов). Охрана животного мира Животный мир – совокупность живых организмов всех видов животных, постоянно или временно населяющих территорию РФ и находящихся в состоянии естественных свобод, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны. Важно отметить, что объектом охраны является не только животные, но и среда их обитания. Сохранение объектов животного мира может быть достигнуто изменением вида пользования такими ресурсами, запретом на изъятие их из естественной среды обитания, а также использованием их в культурно-рекреационных целях. Принцип охраны объектов животного мира: 1. Обеспечение устойчивого существования животного мира – существование объектов животного мира в течение неопределенного длительного периода;
2. Поддержка деятельности, направленной на охрану животного мира и среды обитания; 3. Недопустимость совмещения деятельности по государственному надзору в области охраны и воспроизводства объектов животного мира с деятельностью по использованию объектов животного мира; 4. Привлечение граждан и общественных объединений к деятельности по охране и воспроизводству объектов животного мира; 5. Приоритет международного права. Деятельность, которая может привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания объектов животного мира, занесенных в Красную книгу, не допускается. При осуществлении сельскохозяйственной деятельности, использовании мелиоративных систем, транспорта, линий связи, необходимо принимать меры по предотвращению заболеваний и гибели животных. Требования по охране животного мира направлены на следующее: 1. Сохранение видового многообразия животного мира; 2. Охрана среды обитания животного мира, условий размножения и путей миграций; 3. Сохранение целостности естественных сообществ животных; 4. Регулирование численности животных в целях предупреждения вреда окружающей среде и хозяйственной деятельности. Права и обязанности граждан и юридических лиц в области охраны животного мира: I. Пользователи животным миром имеют право: 1. Предъявлять в установленном законодательством Российской Федерации порядке иски за ущерб, причиненный им неправомерными действиями юридических лиц и граждан, повлекшими за собой гибель объектов животного мира, ухудшение среды обитания объектов животного мира; 2. Оказывать воздействие на среду обитания объектов животного мира, улучшающее состояние объектов животного мира, по согласованию с землевладельцами (землепользователями) и специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания; 3. Проводить общественную экологическую экспертизу; 4. Осуществлять общественный экологический контроль; 5. Получать от органов государственной власти достоверную информацию;
6. Содействовать реализации соответствующий программ; II. Пользователи животным миром обязаны: 1. Не допускать разрушения или ухудшения среды обитания объектов животного мира; 2. Осуществлять учет и оценку состояния используемых объектов животного мира, а также оценку состояния среды их обитания; 3. Проводить необходимые мероприятия, обеспечивающие воспроизводство объектов животного мира; 4. Оказывать помощь государственным органам в осуществлении охраны животного мира; 5. Обеспечивать охрану и воспроизводство объектов животного мира, в том числе редких и находящихся под угрозой исчезновения. Организационно-правовые инструменты охраны окружающей среды: 1. Государственный учет; 2. Государственный кадастр; 3. Государственный мониторинг; 4. Нормирование; 5. Создание и реализация государственных программ; 6. Экологическая экспертиза; 7. Государственный надзор. Обязательной мерой охраны животного мира является государственная экологическая экспертиза, предшествующая принятию хозяйственного решения, способного повлиять на объекты животного мира и их среду обитания. Обязательной экспертизе подлежат: 1. Пестициды; 2. Стимуляторы роста растений; 3. Материалы по акклиматизации и гибридизации объектов животного мира. Любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания, должна осуществляться в соответствии с законодательством. Так, при размещении, проектировании и строительстве транспортных магистралей и гидротехнических сооружений, должны разрабатываться и осуществляться мероприятия по сохранению путей миграции животных и мест их концентрации. В некоторых случаях необходимо заключение научных организаций для выполнения действий: 1. Акклиматизация, переселение или гибридизации объектов животного мира; 2. Регулирование численности объектов животного мира – не должна нарушаться численность иных объектов, места их обитания.
16. Экологическая экспертиза. Понятие и принципы.!!! ЭЭ проводится в целях установления соответствия документов, обосновывающих планируемую хоз.и иную деят-ть требованиям в области охр.окр.среды. Порядок проведения ЭЭ устанавливается ФЗ «Об экологической экспертизе».
2 вида ЭЭ: -государственная; -общественная; На проведение Гос.ЭЭ уполномочена Фед.служба по надзору в сфере природопользования – Росприроднадзор. Объекты экспертизы: -проекты нормативно-технических док-тов в обл-ти охр.окр.среды; - проекты федеральных целевых программ, предусматривающих строительство, эксплуатации объектов хоз.деят-ти, оказывающих воздействие на окр.среду; - проекты технической документации на новую технику, технологии, которые могут оказать воздействие на окр.среду.
Срок проведения экспертизы не может превышать 6 месяцев, для разных объектов он установлен разный (определяется по количеству привлекаемых экспертов): 1. Простые объекты – до 30 дней; 2. Объекты средней сложности – до 60 дней; 3. Сложные объекты – 60-120 дней. Государственная экологическая экспертиза проводится экспертной комиссией, образованной федеральным органом или органом субъекта РФ.
В состав экспертной комиссии вкл-ся внештатные эксперты по согласованию с ними, также могут включаться штатные сотрудники ОГВ. Экспертом м.б. специалист, обладающий научными или практическими знаниями по рассматриваемому вопросу. Экспертом не м.б.представитель заказчика документации, гражданин состоящий в трудовых или иных договорных отношениях с заказчиком. Принятие заключения экспертной комиссией: 1. Принимается квалифицированным большинством членов экспертной комиссии (2\3); 2. В случае наличия Особого мнения среди участников – допускается его прикрепление; 3. Подписание заключения председателем, секретарем и всеми членами; 4. Утверждение заключения – именно в результате этого утверждения заключение принимает статус заключения государственной экологической экспертизы.
По результатам проведения госуд.ЭЭ составляется заключение, документ – подготовленный экспертной комиссией, содержащий обоснованные выводы о соответствии док-тов, обосновывающих намечаемую хоз.или иную деят-ть экологическим требованиям, установленным технич.регламентами и законодательством в обл-ти охр.окр.среды. Положительное заключение гос. ЭЭ теряет юр силу в случае: 1) доработки объекта гос.ЭЭ по замечаниям ранее проведенной ЭЭ; 2) изменение условий природопользования; 3) истечение срока действия положительного заключения; 4) внесение изменений в проектную или иную документацию после получения положительного заключения. Повторное рассмотрение допускается на основании решения суда.
Общественная ЭЭ проводится до проведения гос.ЭЭ либо одновременно с ней. Общественная ЭЭ может производиться независимо от проведения гос.ЭЭ в отношении тех же объектов. Заключение общественной ЭЭ имеет рекомендательное значение.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|