Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие и особенности экологического правонарушения. Критерии разграничения экологического преступления и административного правонарушения.




Экологическое правонарушение – это противоправное, виновное деяние (действие или бездействие), совершаемое праводееспособным субъектом, причиняющее экологический вред или несущее угрозу причинения либо нарушающее права и законные интересы субъектов экологического права.

Особенности: Действующим законодательством экологические правонарушения фактически рассматриваются как посягательство на права собственников природных ресурсов, как нарушение общественного правопорядка и т.д Однако все они объединяются одной существенно важным признаком - отрицательным воздействием на состояние природной среды, то есть имеют экологическую направленность. Именно в этом и заключается особенность экологических правонарушений.

Разграничение: Субъект: Адм правонар – юр и физ лица. Уголовная - физ лица.

Субъективная сторона: Особенности вины у юр лиц: Юр лицо признается виновным в совершении адм правонаруш, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена адм ответ-сть, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Объективная сторона: В случае возникновения трудностей в разграничении уголовно-наказуемого деяния и адм проступка особое внимание следует уделять выяснению всех обстоятельств, характеризующих состав экологического правонарушения, последствий противоправного деяния, размера нанесенного вреда и причиненного ущерба.

В частности, разграничение уголовно-наказуемой добычи водных животных и растений (ст. 256 УК РФ) и аналогичного адм проступка необходимо проводить по признакам наличия крупного ущерба, применения самоходного транспортного плавающего средства или взрывчатых и химических веществ, электротока либо иных способов массового истребления, а также по обстоятельствам места совершения деяния (места нереста или миграционные пути к ним, территории заповедника, заказника, зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации).

Разграничение незаконной охоты, наказуемой в уголовном порядке (ст. 258 УК РФ), и административного проступка - нарушения правил охоты следует производить по квалифицирующим признакам состава преступления: причинение крупного ущерба, применение механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов и иных способов массового уничтожения птиц и зверей, а также, если деяние совершено в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена, либо на территории заповедника, заказника, либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации.

При рассмотрении дел о незаконной порубке деревьев и кустарников (ст. 260 УК РФ) следует иметь в виду, что разграничение с административным правонарушением, проводится по предмету: состав преступления, предусмотренный ч. 1 ст. 260 УК РФ, образует незаконная порубка деревьев, кустарников и лиан в лесах первой группы, в особо защитных участках лесов всех групп либо не входящих в лесной фонд или запрещенных к порубке, если эти деяния совершены в значитель-ном размере.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ СУБЪЕКТОВ РФ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Субъекты РФ осуществляют собственное правовое регулирование природопользования и охраны окружающей среды с учетом политических, социально-экономических, природно-климатических, экологических, исторических и иных особенностей регионов.

Законы и иные НПА субъектов Федерации, принятые по предметам совместного ведения, не могут противоречить ФЗ.

НПА принимаются субъектами РФ в разных формах. В республиках-субъектах РФ это – конституции. Законодательные акты принимаются в форме уставов (например, Устав города Москвы), кодексов (Земельный кодекс Республики Карелия, Экологический кодекс Башкортостана), законов, уложений. Органы исполнительной власти принимают указы, постановления, распоряжения.

При характеристике источников права окружающей среды, важно упомянуть соглашения о взаимной передаче части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ и ФЗ. Они служат не только средством достижения целей оптимального решения экологических задач с учетом национальных и региональных условий, но и обеспечения политической стабильности в стране.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ И ПРИРОДНЫЕ ПАРКИ. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ПОРЯДКИ СОЗДАНИЯ.

Национальный парк – особая природная территория, где в целях охраны окружающей среды ограничена (или запрещена) деятельность человека.

Признаки НП:

· одна или несколько экосистем существенно не изменены вмешательством человека или его хозяйственной деятельностью;

· растительный и животный мир отличается особенностями, а сама территория представляет научный интерес и подлежит сохранению и изучению;

· посещение разрешается только в познавательных, научных, образовательных и культурных целях.

Порядок создания: учреждаются пост Правительства РФ, принимаемым на основании представления органов гос власти субъектов РФ и фед органа исп власти в области охраны окружающей среды.

 

Природные парки -природоохранные рекреационные учреждения, находящиеся в ведении субъектов РФ. Их территории (акватории) включают природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях. Территории природных парков располагаются на землях, предоставляемых им в бессрочное (постоянное) пользование, в отдельных случаях ­на землях иных пользователей землей.

Признаки ПП:

· юридические лица, финансирование которых осуществляется за счет средств бюджетов соответствующих субъектов РФ.

· пользуются налоговыми льготами на основании закон-ва РФ и ее субъектов

· на них возлагаются такие задачи, как сохранение уникальных эталонных природных комплексов

· создание условий для регулируемого туризма и отдыха в природной обстановке

· разработка и внедрение научных мето­дов сохранения природных комплексов в условиях рекреационного использования природы.

Порядок создания: Решение об образовании природных парков принимают органы гос власти субъектов РФ по представлению фед органов исп власти в области охраны окружающей среды. Создание природных парков, связанное с изъятием земельных участков или водных пространств, используемых для общегосударственных нужд, осуществляется постановлением органов исп власти субъектов РФ по согласованию с Правительством РФ.

 

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СТРАХОВАНИЕ

Экологическое страхование является одним из элементов экономического механизма охраны окружающей среды.

Виды:

1)Добровольное - страховые организации самостоятельно разрабатывают свои программы и правила страхования.

2)Обязательное - осуществляется в отношении предприятий создающих повышенную опасность. Объект страхования - риск гражданской ответственности, который выражается в предъявлении страхователю имущественных претензий физ или юр лицами в соответствии с нормами гражд законод-ва о возмещении ущерба за загрязнение земельных угодий, водной среды или воздушного бассейна. УСЛОВИЯ определяются государством. В соотв. с ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" организация эксплуатирующая опасный производственный объект обязана страховать за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае аварии на опасном производственном объекте.

К категории опасных объектов относятся объекты на которых используются, получаются, перерабатываются, хранятся и уничтожаются опасные вещества (воспламеняющиеся, горючие, взрывчатые), используемое оборудование работающее под давлением более 0,07 МПаскаль и t более 115 градусов. Использование стационарных грузоподъемных механизмов, эскалаторы, где получают сплавы черных и цветных металлов, где ведутся горные работы по обогащению полезных ископаемых, а также в подземных работах.

………………………………………………………………………………………………

Основным документом в области добровольного экологического страхования является Типовое положение о порядке добровольного экологического страхования в Российской Федерации, утвержденное Минприроды России и Российской государственной страховой компанией соответственно 3 декабря и 20 ноября 1992 г. (далее – Типовое положение). На основании этого Типового положения страховая организация (страховщик) предоставляет страховую защиту гражданской (имущественной) ответственности страхователям за ущерб, причиненный третьим лицам в результате внезапного, непреднамеренного и неожиданного загрязнения окружающей среды на территории России.

Страхователями являются предприятия любой формы собственности, являющиеся юридическими лицами, расположенные на территории России, а также за ее пределами, но имеющие производственные мощности на территории России.

Объектом экологического страхования является риск гражданской ответственности, выражающийся в предъявлении страхователю имущественных претензий физическими или юридическими лицами в соответствии с нормами гражданского законодательства о возмещении ущерба за загрязнение земельных угодий, водной среды или воздушного бассейна на территории действия конкретного договора страхования.

Страховым событием (случаем) служит внезапное, непреднамеренное нанесение ущерба окружающей среде в результате аварий, приведших к неожиданному выбросу загрязняющих веществ в окружающую среду. Перечень загрязняющих веществ и причин страховых событий, ущербы по которым подлежат возмещению, оговариваются в каждом конкретном случае при заключении договора страхования.

В Типовом положении определены страховые события, по которым страховщик не несет ответственности. Это события:

• прямо или косвенно связанные с последствиями военных действий, восстаний, путчей, забастовок, внутренних беспорядков, боевых действий;

• вызванные радиоактивным загрязнением, облучением и другими последствиями деятельности, связанной с использованием ядерного топлива;

• связанные с умышленными действиями страхователя при условии, что он знал вредные последствия этой деятельности;

• вызванные нарушением законов и других нормативных актов;

• связанные с управлением производства персоналом, не уполномоченным на это или просрочившим время инструктажа, переподготовки, а также лицами, страдающими душевными болезнями и другими заболеваниями, ограничивающими их дееспособность;

• некоторые другие страховые события.

Основанием возникновения страховых отношений является договор страхования, заключаемый между страхователем и страховщиком. Такой договор заключается на основании письменного заявления страхователя и анкеты, содержащей его реквизиты.

На основании предъявленных данных решается вопрос о приеме на страхование и рассчитываются страховые платежи. Страховые платежи уплачиваются страхователем по тарифным ставкам, которые устанавливаются в процентах от размера годового оборота предприятия. На основании данных об уплате платежей страхователю выдается страховое свидетельство (полис). С этого момента договор экологического страхования вступает в силу. Он заключается сроком на один год с последующей пролонгацией. При заключении договора экологического страхования страховщик производит непосредственный осмотр предприятия.

Условия страхования экологической ответственности предусматривают установление предельных сумм выплат страхового возмещения (лимиты ответственности) и собственного участия страхователя в оплате убытков (франшиза). Лимиты ответственности могут быть установлены для выплат по одному иску, по серии исков, вытекающих из одного страхового случая.

Страховое возмещение выплачивается в размерах, предусмотренных гражданским законодательством, определяемых в результате рассмотрения дел в судебном или другом предусмотренном порядке. Страховое возмещение включает в себя:

• компенсацию ущерба, вызванного повреждением или гибелью имущества;

• сумму убытков, связанную с ухудшением условий жизни и окружающей среды;

• расходы по очистке загрязненной территории и приведению ее в состояние, соответствующее нормативам, при условии, что на них дано предварительное согласие страховщика;

• расходы, необходимые для спасения жизни и имущества лиц, которым в результате страхового случая причинен вред, или по уменьшению ущерба, причиненного страховым случаем;

• связанные с предварительным расследованием, проведением судебных процессов и другие расходы по улаживанию любых исков, предъявляемых страхователю, которые могут быть предметом возмещения по договору, при условии, что на эти расходы дано предварительное согласие страховщика. Типовое положение определяет конкретные убытки, которые страховщиком не возмещаются. Это убытки:

• связанные с генетическими последствиями загрязнения окружающей природной среды;

• причиненные работникам страхователя во время их нахождения на службе (работе);

• связанные с действием причин, о которых страхователю было известно до начала действия договора;

• штрафы, неустойки и т.п.;

• ущерб имуществу, находящемуся на территории, принадлежащей, занимаемой, используемой, находящейся под охраной или под контролем страхователя.

В целом институт экологического страхования пока не получил развития в России.

Перспективным для России направлением экологического страхования является обязательное страхование гражданско-правовой ответственности высокорисковых экологически опасных объектов. К таким объектам должны относиться предприятия и иные объекты, на которых производятся или хранятся химические вещества определенных классов опасности и определенного количества.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...