Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Нормирование качества окружающей природной среды - понятие, виды. Порядок утверждения нормативов




Нормирование качества окружающей среды заключается в установлении нормативов. Нормативы качества окружающей среды:

1. Установленные в соответствии с химическими показателями окружающей среды - концентрации химических веществ, включая радиоактивные вещества;

2. Установленные, в соответствии с физическими показателями окружающей среды - показатели радиоактивности и тепла;

3. Установленные в соответствии с биологическими показателями окружающей среды - виды и группы растений, животных и других организмов, используемых в качестве индикаторов, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов;

4. Иные нормативы качества окружающей среды.

Соблюдение всех этих нормативов является важнейшим условием обеспечения благоприятной окружающей среды.

Всего предусмотрены 2 формы нормативов:

1. Предельно допустимые концентрации (ПДК) – для веществ, микроорганизмов;

2. Предельно допустимые уровни (ПДУ) – антропогенное, физическое воздействие.

Разработка нормативов осуществляется на основании новейших достижений науки и техники с учетом международных стандартов и правил. Разработка нормативов происходит в несколько этапов:

1. Проведение научно-исследовательских работ по обоснованию нормативов;

2. Проведение экспертизы, утверждения и опубликования нормативов;

3. Установление оснований разработки и пересмотра нормативов;

4. Формирование и ведение единой базы нормативов;

5. Осуществление контроля применения и соблюдения нормативов;

6. Оценка и прогнозирование экологических, экономических и социальных последствий применения нормативов.

При установлении нормативов качества окружающей среды учитываются особенности территорий и акваторий, назначение данных природных и природно-антропогенных объектов. В зависимости от этого нормативы могут быть увеличены.

Важным является положение о том, что субъекты федерации на своей территории могут устанавливать нормативы качества окружающей среды, при этом они должны быть не ниже федеральных.

Объекты охраны окружающей среды в сельскохозяйственном секторе производства

Сельское хозяйство является одной из отраслей экономики в РФ, самым тесным образом связанной с использованием в производственном процессе природных ресурсов.

Одной из проблем в результате такой деятельности являются отходы животноводства: навоз и отходы от забоя.

Объекты сельскохозяйственного назначения должны иметь необходимые санитарно-защитные зоны и очистные сооружения. Санитарно-защитная зона устанавливается в зависимости от следующих показателей:

1. Мощность объекта;

2. Условия эксплуатации;

3. Характер и объем выбрасываемых загрязняющих веществ;

4. Создаваемые вредные физические факторы.

Всего предусматриваются 5 классов санитарно-защитных зон:

1. Класс 1 (1000 м) – для животноводческих комплексов, комплексов крупного рогатого скота;

2. Класс 2 (500 м) – звероводческие фермы, склады хранения ядохимикатов более 500 т, производство по обработке и протравлению семян;

3. Класс 3 (300 м) – овцеводческие и кролиководческие фермы, склады хранения ядохимикатов и минеральных удобрений более 50 т, обработка сельскохозяйственных угодий пестицидами с применением тракторов;

4. Класс 4 (100 м) – тепличные и парниковые хозяйства, склады сухих минеральных удобрений и химических средств защиты растений, мелиоративных объектов;

5. Класс 5 (50 м) – хранилища фруктов, овощей, зерна, хозяйств с содержанием животных до 50 голов.

При эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, а также проводиться мероприятия по ее охране.

Размещение животноводческих объектов в сельском хозяйстве должно пройти обязательную оценку воздействия на окружающую среду. Именно на стадии ОВОС с учетом мнения обязательных общественных слушаний разрешаются вопросы размещения сельскохозяйственного объекта.

Обязательной экологической экспертизе подлежат удобрения, пестициды, биостимуляторы роста растений.

 

Компетенция федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны и использования окружающей среды.

К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся:

обеспечение проведения федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации;

разработка и издание федеральных законов и иных нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды и контроль за их применением;

разработка, утверждение и обеспечение реализации федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации;

объявление и установление правового статуса и режима зон экологического бедствия на территории Российской Федерации;

координация и реализация мероприятий по охране окружающей среды в зонах экологического бедствия;

организация и развитие системы экологического образования, формирование экологической культуры;

обеспечение населения достоверной информацией о состоянии окружающей среды;

экономическая оценка воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;

экономическая оценка природных и природно-антропогенных объектов;

установление порядка лицензирования отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды и его осуществление;

осуществление международного сотрудничества Российской Федерации в области охраны окружающей среды;

Правовое регулирование охраны и использования окр.среды в населенных пунктах.

Основные направления охраны окружающей среды в городах и населенных пунктах:

1. Планирование охраны окружающей среды – осуществляется в процессе градостроительного планирования;

2. Планирование и застройка территории с учетом экологических требований;

3. Обеспечение санитарного режима городов – осуществляется путем проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации загрязнения, борьбы с шумом, вибрацией и иными физическими воздействиями, ликвидацией и обезвреживанием отходов производства и потребления.

Вопросы местного значения поселения:

1. Участие в предупреждении и ликвидации последствий ЧС;

2. Обеспечение первичных мер пожарной безопасности;

3. Организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;

4. Утверждение правил благоустройства территорий поселения – в том числе, озеленение территории, охрана городских лесов, особо охраняемых природных территорий местного значения и пр.;

5. Организация и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера;

Государственный экологический мониторинг.

Экологический мониторинг – комплексные наблюдения за состоянием окружающей среды, оценка и прогноз изменений в ней, а также за потенциально опасными для состояния окружающей среды, здоровья человека видами деятельности, производственными и иными объектами.

Государственный экологический мониторинг осуществляется в рамках единой системы государственного экологического мониторинга органами государственной власти и власти субъектов РФ в пределах их компетенции, посредством создания и обеспечения функционирования наблюдательных сетей и информационных ресурсов в рамках подсистем государственного экологического мониторинга, а также создания и эксплуатации фонда данных.

Система возглавляется Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

Задачи единой государственной системы экологического мониторинга:

1. Регулярные наблюдения за состоянием окружающей среды;

2. Хранение и обработка информации о состоянии окружающей среды;

3. Анализ состояния окружающей среды в целях своевременного выявления изменения состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных объектов, оценка и прогноз этих изменений;

4. Обеспечение информацией о состоянии окружающей среды.

Единая система в зависимости от объекта мониторинга делится на подсистемы:

1. Государственный мониторинг земель;

2. Государственный мониторинг водных объектов;

3. Государственный мониторинг атмосферного воздуха;

4. Государственный лесопатологический мониторинг;

5. Государственный мониторинг состояния недр;

6. Государственный мониторинг объектов животного мира;

7. Государственный мониторинг охотничьих ресурсов и среды их обитания;

8. Государственный мониторинг водных биологических ресурсов;

9. Государственный мониторинг внутренних вод и территориального моря;

10. Государственный мониторинг исключительной экономической зоны;

11. Государственный мониторинг континентального шельфа;

12. Государственный мониторинг радиационной обстановки;

13. Государственный мониторинг уникальной экологической системы озера Байкал.

Необходимо также отметить, что в РФ существует Государственный фонд данных государственного экологического мониторинга, который включает в себя информацию баз данных подсистем Государственного экологического мониторинга, результаты производственного контроля и государственного экологического надзора, а также данные учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Информацией фонда могут пользоваться органы государственной власти и местного самоуправления, общественные объединения и организации, юридические лица, ИП и граждане, планирующие осуществлять хозяйственную деятельность.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...