Конного экипажа с пулеметом, появление ее на экране дает нам нечто
новое. Мы видим пролетку - типично "мирный" экипаж - и стоящий на ней Пулемет. Вещь, воспринимаемая как знак войны, и вещь, являющаяся для Поколений, ездивших в пролетках и видевших их на мирных улицах Петербурга и Москвы, знаком со-всем иных представлений, соединяются в Едином и внутренне противоречивом зримом образе, который становится Кинознаком особой войны - войны с пере-мешанным фронтом и тылом, с Полуграмотными унтер-офицерами, командующими дивизиями и бьющими Генералов. Именно монтаж двух внутренне конфлик-тующих зримых образов, Которые вместе становятся иконическим знаком некоторого третьего Понятия, совсем на них не распадающегося, автоматически делает этот Образ носителем киноинформации. Кинозначение - значение, выраженное Средствами киноязыка и невозможное вне его. Кинозначение возникает за Счет своеобразного, только кинематографу присущего сцепления Семиотических элементов. Кинофильм принадлежит идеологической борьбе, Культуре, искусству своей Эпохи. Этими сторонами он связан с многочисленными вне текста фильма Лежа-щими сторонами жизни, и это порождает целый шлейф (55) значений, Которые и для историка, и для современника порой оказываются более Существенными, чем собст-венно эстетические проблемы. Но для того, чтобы Вклю-читься во все эти внетекстовые связи и выполнить свою общественную Функцию, фильм должен быть явле-нием киноискусства, то есть Разговаривать со зрите-лем на киноязыке и нести ему информацию Средствами кинематографа. В основе киноязыка лежит наше зрительное восприя-тие мира. (*) Однако в
Самом нашем зрении (вернее, в том знаково-культурном освоении мира, Которое осно-вывается на зрении) заложено различие между моде-лированием Мира средствами неподвижных изобрази-тельных искусств и кинематографа. При превращении вещи в зрительный образ, который, будучи закреп-лен Средствами какого-либо материала (материала живописи, графики, кино), становится знаком, наше дальнейшее восприятие этого знака подразумевает: Сопоставление зримого образа-икона и соответ-ствующего явления или Вещи в жизни. Вне этого не-возможна практическая ориентация с помощью Зре-ния. Сопоставление зримого образа-икона с каким-либо другим таким же Образом. На этом построены все неподвижные изобразительные искусства. Как только мы сделали рисунок (или же чертеж, фотогра-фию и пр.), мы Сопоставили объекту некоторое рас-положение линий, штрихов, цветовых Пятен или непо-движных объемов. Другой объект также представлен линиями, Штрихами и пр., но в ином расположении. Таким образом, то, что в жизни Представляет взгляду просто другую вещь, отдельную сущность, при превра-щении в рисунок становится другой комбинацией тех же Выразительных элементов. Это позволяет познавать (систематизировать, Соотносить) разные сущности, выделяя в их изображениях элементы сходства И раз-личия. Каждое изображение предстает не целостной, (56) Нерасторжимой сущностью, а некоторым набором структурно построенных Дифференциальных призна-ков, легко поддающихся сопоставлению и противопо-ставлению. (**) Сопоставление зримого образа-икона с ним са-мим в другую единицу Времени. В этом случае образ также воспринимается как набор Различительных признаков, но для сопоставления и противопоставле-ния
вариантов берутся не образы разных объектов, а изменение одного. Такой Тип смыслоразличения состав-ляет основу киносемантики. Разумеется, все три типа различения видимого объ-ективно присущи Человеческому зрению. (57) * С этим связана необходимость (для понимания возможностей Кинематографа) хотя бы элементарных знаний из области оптики и Физиологии зрения. Для начального знакомства можно посоветовать книгу Е. М. Голодовского "Глаз и кино" (М., "Искусство", 1962). ** Соотнесение законов художественного видения мира и живо-писи давно Занимает искусствоведов. Из многочисленных работ на эту тему хотелось бы Выделить труды П. А. Флоренсиого (биб-лиографию их см. в кн.: - Труды по Знаковым системам, т. V. Ученые записки Тартуского государственного Университета,. Тарту, 1972), а также книгу: Wladislaw Strzeminsri. Teoria Widzenia. Krakow, 1969. ГЛАВА ШЕСТАЯ. ЛЕКСИКА КИНО Весь механизм сопоставлений и различий, связывающий кинообразы в Повествование, может быть охарактеризован как принадлежащий грамматике Кинематографа. Вместе с тем, у кино есть и лексика - фотографии людей и Предметов становятся знаками этих людей и предметов и выполняют функцию Лексических единиц. Однако между лексикой, построенной на словах естественного языка, и Лексикой иконического языка - ряд различий. Одно из наиболее Существенных для н сводится к следующему: слово естественного языка Может означать и предмет, и группу предметов, и класс предметов любой Степени абстракции, оно может принадлежать и языку, описывающему Реальные объект и языку, описывающему описания, - метаязыку любого уровня. И "птица", и "ворона" - слова. Иконический знак обладает Исконной конкретностью, виде абстракцию нельзя. Поэтому выработка Абстрактного языка (например, языка древнегреческой скульптуры) была для Живописи или ваяния всегда и трудной задачей и большим достижением. Фотография в этом отношении стоит в особом, а жалуй, наиболее трудном, Положении: художник ее дает более высокую степень абстракции тем, что
Воспроизводит не все стороны объекта. Живопись классицизма разрабатывала Специальные критерии того, что не следует изображать. Плакат, карикатура
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|